Статья на тему «Психолого-педагогическая практика "Радуга детства"»

10
2
Материал опубликован 1 August 2022

Психолого-педагогическая практика «Радуга детства».

(Цветотерапия психоэмоционального состояния

семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья)



По статистике в России на 2020 год проживает около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эти ребятишки нуждаются в особых программах обучения и социальной адаптации.

Семья с ребенком с ОВЗ – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но и занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи от внешнего мира, дефицитом общения, но главное – специфическим положением в семье ребенка, которое обусловлено его состоянием.

По нашим данным, родители детей с ограниченными возможностями здоровья в большинстве своем находятся в неблагоприятном психологическом состоянии. Следовательно, первоочередное направление психолого-педагогической помощи – оптимизация психоэмоционального состояния родителей детей с ОВЗ посредством использования новых форм и направлений деятельности, в частности цветотерапии.

Цель практики: коррекция психоэмоционального состояния семей, имеющих детей с ОВЗ.

Задачи практики:

- разработка новых форм работы и направлений деятельности по работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, в частности «семьи с ребенком с ОВЗ»;

- внедрение инновационных технологий взаимодействия «ребенок с ОВЗ – родитель», нормализующих психоэмоциональное состояние семьи (на примере технологии «Цветотерапия»),

- подача нового материала с учётом субъектного опыта участников педагогического процесса с опорой на разные сенсорные каналы (на примере авторской технологии «Логоцветокоррекция»);

- помощь в осмыслении жизненных задач, нормализация психоэмоционального состояния детей и родителей (на примере авторской технологии «Магнитный театр колора «Радуга»);

- скрининг-диагностика результативности работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ.

Гипотеза практики: внедрение новых форм работы и авторских технологий в сфере семейного воспитания дошкольников улучшает количественные показания внутрисемейного взаимодействия, улучшает психоэмоциональное состояние родителей, и, в конечном итоге, способствует успешной социализации семьи.

Специальные педагогические условия для внедрения практики

разнообразие и вариантность работы с семьей.

Новизна обстановки, необычное начало педагогической ситуации, разнообразные материалы, интересные для детей и родителей неповторяющиеся сюжеты игр, возможность выбора, – вот что обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

- учет индивидуальных особенностей развития.

Прежде всего, это характер протекания психических процессов, лежащих в основе восприятия, представления, мышления, воображения. Они связаны с чертами характера и темпераментом ребенка (взрослого), склонностью и направленность его личности.

бережное отношение к процессу и результату деятельности.

Когда участники педагогического процесса овладевают предложенной деятельностью с большим трудом, они не всегда могут создавать ситуации в соответствии с поставленными требованиями. Если что-то не получается, следует уделять ему больше внимания, используя дополнительную дозированную помощь.

- мотивация.

Следует заинтересовать детей и родителей, создать мотивационные предпосылки для совместной деятельности.

- развивающая предметно-пространственная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. (п. 3.3.4. ФГОС ДО). Для реализации проекта необходим разнообразный материал и разнообразное оборудование.

- достаточный уровень квалификации педагогов.

Профессиональный педагог строит каждое занятие с учетом личных наблюдений, опыта, творческого разнообразия решений. Педагог опирается, прежде всего, на психолого-педагогические знания в ходе вовлечения участников педагогического процесса в совместную деятельность.

Направления психолого-педагогического взаимодействия

Психологическое (технология «Цветотерапия»).

Логопедическое (технология «Логоцветокоррекция»).

Педагогическое (технология «Магнитный театр колора «Радуга»).

Виды взаимодействия

-индивидуальная форма психолого-педагогического взаимодействия (ребенок или родитель);

-групповая форма психолого-педагогического взаимодействия (ребенок и один родитель);

-семейная психолого-педагогического взаимодействия (ребенок и родители);

-подгрупповая психолого-педагогического взаимодействия (дети и родители, дети с родителями).

Формы взаимодействия

-беседа,

-консультирование,

-педагогическая ситуация,

-тренинг,

-игра-тренинг,

-релаксация,

-психологическое погружение,

-драматизация

Социальная целесообразность

Повышение уровня педагогической ответственности родителей.

Педагогическая целесообразность

Улучшение взаимодействия с семьями воспитанников.

Промежуточные результаты:

-улучшится психоэмоциональное состояние детей с ОВЗ и родителей;

- повысится уровень эмпатии участников образовательного процесса, обусловленный опытом нравственных ценностей и отношений;

-улучшатся некоторые практические навыки и умения совместной («ребенок с ОВЗ – родитель») деятельности.

Ожидаемые результаты:

Дети:

-улучшатся навыки общения и взаимодействия  со взрослыми и сверстниками в процессе достижения поставленных целей;

-нормализуется психоэмоциональное состояние;

-сформируются некоторые практические навыки и умения поведения в разнообразных жизненных ситуациях.

Взрослые (родители):

-появится интерес к совместной с детьми деятельности;

-нормализуется психоэмоциональное состояние;

-улучшатся навыки общения и взаимодействия с детьми;

-повысится уровень ответственности за воспитание детей и уровень педагогического сознания.

Педагоги:

-приобретение практических навыков работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ.

АННОТАЦИЯ ПРАКТИКИ

В зону социально-экономического и психолого-педагогического риска попадают семьи, утратившие стандартный статус полной, физически здоровой семьи по разным жизненным обстоятельствам. При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть как благополучной, так и неблагополучной исходя из факторов, характеризующих стиль, формы и содержание семейного воспитания, которые позитивно или негативно влияют на развитие и поведение ребенка.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи.

В МБДОУ №122 проведено изучение:

системных условий формирования родительства в семьях с детьми с ОВЗ, что позволило выделить ряд особенностей, учет которых необходим при организации работы с данными семьям (14 семей с ребенком с ОВЗ):

особая структурно-функциональная организация семьи в соответствии с тремя уровнями – монада (7% семей), диада (42% семей), триада (51% семей);

значительный уровень психологических защит, ведущих к искаженному восприятию ребенка и деформации родительства (4% семей);

стремление к социализации в однородной среде, в частности наблюдается тенденция к объединению в общественные родительские организации на основе сходного дефекта детей (35% семей);

более низкий по сравнению с другой аудиторией уровень доверия к информации (57% семей).

отношения семьи к проблеме:

Конструктивное отношение (93% семей) – это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. Критические моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее родители уже успели выбрать позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые помогут адаптироваться и семье, и ребенку.

Деструктивное отношение (7% семей), которое может выражаться в форме игнорирования проблем («Это не мои, а его проблемы – пусть выкарабкивается сам»). Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушениями детско-родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.

Полученные данные подразумевают, в первую очередь, нормализацию психоэмоционального состояния внутрисемейных отношений, - на что и направлены мероприятия предлагаемой практики.

Универсальность практики:

Применение практики возможно во всех типах и видах дошкольных образовательных организаций.

Возрастная категория: дети дошкольного (3-7 лет) возраста с ОВЗ и их родители.

ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ

Проблема: оптимизация психоэмоционального состояния родителей детей с ОВЗ посредством использования цветотерапии, логоцветокоррекции и модели театра колора «Радуга», что обусловлено:

1) ростом количества таких семей в образовательных организациях,

2) личностно-развивающей функцией психолого-педагогического взаимодействия в разрезе «ребенок – родитель - педагог».

Такой подход изменяет представление о целях современного дошкольного образования, требует пересмотра методов и приемов обучения и воспитания детей с ОВЗ, воспитывающихся в семьях с целью нормализации внутрисемейных отношений.

Целевые группы:

Дети с ОВЗ: предварительная практическая готовность ребенка к социальной жизнедеятельности и семейному взаимодействию.

Родители: совместная конструктивная деятельность, повышение уровня педагогической ответственности, нормализация психоэмоционального состояния.

Педагоги ДОУ: практика организации психолого-педагогического взаимодействия с семьями, имеющими ребенка с ОВЗ.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

В чём заключается сама практика? Многим было бы интересно и полезно узнать! А то, что опубликовано, выглядит как вступление к проекту.

1 August 2022

Психологическое (технология «Цветотерапия»). Логопедическое (технология «Логоцветокоррекция»). Педагогическое (технология «Магнитный театр колора «Радуга»). Все технологии есть в моих публикациях ранее. Можно ознакомиться в моем профиле. Кроме того, эти технологии опубликованы в различных сборниках и в сети интернет под моей фамилией Добрынина (Антонова).

2 August 2022