Статья на тему «Психолого-педагогическая практика "Радуга детства"»
Психолого-педагогическая практика «Радуга детства».
(Цветотерапия психоэмоционального состояния
семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья)
По статистике в России на 2020 год проживает около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эти ребятишки нуждаются в особых программах обучения и социальной адаптации.
Семья с ребенком с ОВЗ – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но и занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи от внешнего мира, дефицитом общения, но главное – специфическим положением в семье ребенка, которое обусловлено его состоянием.
По нашим данным, родители детей с ограниченными возможностями здоровья в большинстве своем находятся в неблагоприятном психологическом состоянии. Следовательно, первоочередное направление психолого-педагогической помощи – оптимизация психоэмоционального состояния родителей детей с ОВЗ посредством использования новых форм и направлений деятельности, в частности цветотерапии.
Цель практики: коррекция психоэмоционального состояния семей, имеющих детей с ОВЗ.
Задачи практики:
- разработка новых форм работы и направлений деятельности по работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, в частности «семьи с ребенком с ОВЗ»;
- внедрение инновационных технологий взаимодействия «ребенок с ОВЗ – родитель», нормализующих психоэмоциональное состояние семьи (на примере технологии «Цветотерапия»),
- подача нового материала с учётом субъектного опыта участников педагогического процесса с опорой на разные сенсорные каналы (на примере авторской технологии «Логоцветокоррекция»);
- помощь в осмыслении жизненных задач, нормализация психоэмоционального состояния детей и родителей (на примере авторской технологии «Магнитный театр колора «Радуга»);
- скрининг-диагностика результативности работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ.
Гипотеза практики: внедрение новых форм работы и авторских технологий в сфере семейного воспитания дошкольников улучшает количественные показания внутрисемейного взаимодействия, улучшает психоэмоциональное состояние родителей, и, в конечном итоге, способствует успешной социализации семьи.
Специальные педагогические условия для внедрения практики
– разнообразие и вариантность работы с семьей.
Новизна обстановки, необычное начало педагогической ситуации, разнообразные материалы, интересные для детей и родителей неповторяющиеся сюжеты игр, возможность выбора, – вот что обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
- учет индивидуальных особенностей развития.
Прежде всего, это характер протекания психических процессов, лежащих в основе восприятия, представления, мышления, воображения. Они связаны с чертами характера и темпераментом ребенка (взрослого), склонностью и направленность его личности.
–бережное отношение к процессу и результату деятельности.
Когда участники педагогического процесса овладевают предложенной деятельностью с большим трудом, они не всегда могут создавать ситуации в соответствии с поставленными требованиями. Если что-то не получается, следует уделять ему больше внимания, используя дополнительную дозированную помощь.
- мотивация.
Следует заинтересовать детей и родителей, создать мотивационные предпосылки для совместной деятельности.
- развивающая предметно-пространственная среда.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. (п. 3.3.4. ФГОС ДО). Для реализации проекта необходим разнообразный материал и разнообразное оборудование.
- достаточный уровень квалификации педагогов.
Профессиональный педагог строит каждое занятие с учетом личных наблюдений, опыта, творческого разнообразия решений. Педагог опирается, прежде всего, на психолого-педагогические знания в ходе вовлечения участников педагогического процесса в совместную деятельность.
Направления психолого-педагогического взаимодействия
Психологическое (технология «Цветотерапия»).
Логопедическое (технология «Логоцветокоррекция»).
Педагогическое (технология «Магнитный театр колора «Радуга»).
Виды взаимодействия
-индивидуальная форма психолого-педагогического взаимодействия (ребенок или родитель);
-групповая форма психолого-педагогического взаимодействия (ребенок и один родитель);
-семейная психолого-педагогического взаимодействия (ребенок и родители);
-подгрупповая психолого-педагогического взаимодействия (дети и родители, дети с родителями).
Формы взаимодействия
-беседа,
-консультирование,
-педагогическая ситуация,
-тренинг,
-игра-тренинг,
-релаксация,
-психологическое погружение,
-драматизация
Социальная целесообразность
Повышение уровня педагогической ответственности родителей.
Педагогическая целесообразность
Улучшение взаимодействия с семьями воспитанников.
Промежуточные результаты:
-улучшится психоэмоциональное состояние детей с ОВЗ и родителей;
- повысится уровень эмпатии участников образовательного процесса, обусловленный опытом нравственных ценностей и отношений;
-улучшатся некоторые практические навыки и умения совместной («ребенок с ОВЗ – родитель») деятельности.
Ожидаемые результаты:
Дети:
-улучшатся навыки общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе достижения поставленных целей;
-нормализуется психоэмоциональное состояние;
-сформируются некоторые практические навыки и умения поведения в разнообразных жизненных ситуациях.
Взрослые (родители):
-появится интерес к совместной с детьми деятельности;
-нормализуется психоэмоциональное состояние;
-улучшатся навыки общения и взаимодействия с детьми;
-повысится уровень ответственности за воспитание детей и уровень педагогического сознания.
Педагоги:
-приобретение практических навыков работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ.
АННОТАЦИЯ ПРАКТИКИ
В зону социально-экономического и психолого-педагогического риска попадают семьи, утратившие стандартный статус полной, физически здоровой семьи по разным жизненным обстоятельствам. При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть как благополучной, так и неблагополучной исходя из факторов, характеризующих стиль, формы и содержание семейного воспитания, которые позитивно или негативно влияют на развитие и поведение ребенка.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи.
В МБДОУ №122 проведено изучение:
системных условий формирования родительства в семьях с детьми с ОВЗ, что позволило выделить ряд особенностей, учет которых необходим при организации работы с данными семьям (14 семей с ребенком с ОВЗ):
•особая структурно-функциональная организация семьи в соответствии с тремя уровнями – монада (7% семей), диада (42% семей), триада (51% семей);
•значительный уровень психологических защит, ведущих к искаженному восприятию ребенка и деформации родительства (4% семей);
•стремление к социализации в однородной среде, в частности наблюдается тенденция к объединению в общественные родительские организации на основе сходного дефекта детей (35% семей);
•более низкий по сравнению с другой аудиторией уровень доверия к информации (57% семей).
отношения семьи к проблеме:
• Конструктивное отношение (93% семей) – это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. Критические моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее родители уже успели выбрать позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые помогут адаптироваться и семье, и ребенку.
• Деструктивное отношение (7% семей), которое может выражаться в форме игнорирования проблем («Это не мои, а его проблемы – пусть выкарабкивается сам»). Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушениями детско-родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.
Полученные данные подразумевают, в первую очередь, нормализацию психоэмоционального состояния внутрисемейных отношений, - на что и направлены мероприятия предлагаемой практики.
Универсальность практики:
Применение практики возможно во всех типах и видах дошкольных образовательных организаций.
Возрастная категория: дети дошкольного (3-7 лет) возраста с ОВЗ и их родители.
ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ
Проблема: оптимизация психоэмоционального состояния родителей детей с ОВЗ посредством использования цветотерапии, логоцветокоррекции и модели театра колора «Радуга», что обусловлено:
1) ростом количества таких семей в образовательных организациях,
2) личностно-развивающей функцией психолого-педагогического взаимодействия в разрезе «ребенок – родитель - педагог».
Такой подход изменяет представление о целях современного дошкольного образования, требует пересмотра методов и приемов обучения и воспитания детей с ОВЗ, воспитывающихся в семьях с целью нормализации внутрисемейных отношений.
Целевые группы:
Дети с ОВЗ: предварительная практическая готовность ребенка к социальной жизнедеятельности и семейному взаимодействию.
Родители: совместная конструктивная деятельность, повышение уровня педагогической ответственности, нормализация психоэмоционального состояния.
Педагоги ДОУ: практика организации психолого-педагогического взаимодействия с семьями, имеющими ребенка с ОВЗ.
Соколова Елена Борисовна
Антонова Елена Вадимовна