Статья «Психолого-педагогические основы экологического развития детей предшкольного возраста»
В современную эпоху одной их наиболее развивающих наук является экология. Термин «экология» за последние десятилетия стал весьма популярным. Мы зачастую слышим его по радиовещание и в ежедневных разговорах, в парламентских чтениях и телевизионных дебатах, и каждый считает, то, что он правильно осознает его значимость. Но так ли это? Даже среди экспертов существует существенное расхождения в суждениях сравнительно того, то, что необходимо понимать под экологией и чем она должна заниматься.
Одним из первых определение термина «экология» в 1886 г. установил немецкий биолог Э. Геккель. По его мнению,экологияявляется областью знаний, изучающей экономику природы, то есть исследование общих взаимоотношений животных с живой и неживой природой.
Экология представляет собой науку о взаимоотношениях организмов растительной и животной природы. Они образуют между собой и окружающей средой различные сообщества. Экология является частью биологической науки, исследует закономерности взаимодействия фауны и флоры, их представителей между собой и окружающей средой.
Экологическое развитие – это целостность экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Для дошкольной педагогики экологическое развитие – это новое направление, которое возникло на границе 80-х и 90-х годов и в данный период проходит стадия развития.
Вопрос формирования экологического развития у детей предшкольного возраста во взаиоснов модействии с природой разрешен слабо, взрослые привыкли показывать готовые образцы поведения, что не требует от детей мыслительной или поисковой деятельности,как правило запретного характера в виде директив: «не рвать!», «не шуметь!», «не навредить!», «не сломать!», «не затоптать!». Еще К. Д. Ушинский говорил, что такая «сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит».
Сегодня тема экологического развития детей является одной из главных. При всех тенденциях и нововведениях в процессе модернизации образования, она остается одной из актуальных в познавательном развитии дошкольников.
Проблемы экологического развития регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах в детских садах. Чтобы определить пробелы в знаниях, используется анкетирование по вопросам экологии и экологического развития детей. На основе данных анкет планируется дальнейшая деятельность педагогического коллектива по экологическому развитию.
«Экологическое развитие детей предшкольного возраста», с точки зрения В. Г. Фокиной,подразумевает: развитие гуманного отношения к природе, развитие концепции экологических знаний и представлений, формирование эстетических чувств, содействие ребенка в посильной для них работы по уходу за растениями и животными.
В отечественной педагогике идеи ознакомления с природой дошкольников рассматривали Р. М. Басса, А. А. Быстрова, Е. И. Волковой,
Е. Геннингса, Э. И. Залкинда, О. Иогансона, А. М. Степановой, методические рекомендации и пособия С. А. Веретенниковой, М. В. Лучича, А. Ф. Мазурина, М. М. Марковской, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, З. Д. Сизенко и других. Опорным методом которых в формировании основ экологического развития было наблюдение, накапливание экологического опыта, получение новых экологических знаний, их уточнение и расширение.
Теоретические основы экологического развития представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова,
П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева и другие, в монографии С. Н. Николаевой «Общение с природой начинается с детства».
Экологическое развитие детей предшкольного возраста – это процесс развитияу ребенка сознательно-верного взаимоотношения к объектам природы: бережного отношения к природе, умение видеть ее красоту. Подобное отношение появляется во взаимосвязи умственных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет высоконравственную позицию деетей, проявляющуюся во различных конфигурациях его поведения, отмечает С. Н. Николава.
Предшкольный возраст – это особый этап в жизни и развитии ребенка, в это время он начинает лучше думать, понимать окружающее пространство [10, c. 32].
Поэтому, формирования основы экологического развития у детей предшкольного возраста приобретает наиважнейшее значение, становится первоочередной задачей.
Таким образом, главной целью является формирования основ экологического развития у детей предшкольного возраста с позиции функционального соответствия современным требованиям через создание психолого-педагогических условий для экологического развития детей предшкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществлять решение следующих задач по формированию основ экологического развития:
– воспитание уважения к природе через непринужденное, непосредственное общение с ней;
– формирование у личности ребенка элементарных естественнонаучных представлений и приобретаемых знаний о природе;
– формирование у ребенка навыков поисково-экспериментальной деятельности;
– развитие искреннихсопереживаний к невзгодам природы, неподдельной потребности борьбы за ее сохранность;
– активное привлечение родителей к формированию благоприятных условий для формирования основ экологического развития.
Содержание экологического развитиесодержит два аспекта: передачу экологических знаний и их изменение в отношение. Познания считаются неотъемлемым компонентом процесса развития начала экологической культуры, а отношение – окончательным его продуктом. Истинно экологические познания сформировывают сознательный характер взаимоотношения и дают основание экологическому сознанию.
В качестве основных критериев увеличения необходимо называть полученный ребенком навык взаимодействия с окружающим миром и последующие проявления экологической позиции личности:
– овладение норм и правил экологически аргументированного взаимодействия с окружающим миром, изменение существенной их доли в привычки детей;
– наличие необходимости в приобретении экологических знаний, направленность на практическое использование их;
– общение с растительным и животным миром, выражение доброты, отзывчивости, сопереживание им, выражение милосердия к людям, природе;
–бережный подход ко всему окружающему;
– выражение эстетических чувств, умения и потребности наблюдать и понимать прекрасное, необходимости самовыражения в творческой деятельности;
– выражение инициативы в постановлении экологических проблем ближайшего окружения.
Отличительными чертами экологического развития детей предшкольного возраста являются:
– активная деятельность детей предшкольного возраста на осознанное сохранение природы;
– разумно-ценностное отношение к природе;
– любовь к растительному и животному миру;
– развитие экологических знаний, культуры и отношения к природе.
Формирование психолого-педагогических основ экологического развития в ДОО – это, прежде всего наличие объектов живой природы, отвечающие безопасности для здоровья и жизни, которые могут находиться под наблюдением и уходом педагогов и детей постоянно. Объекты живой природы понимаются нами, как «предметная» среда в жизни дошкольника, педагогом главное внимание в формировании основ экологического развития личности ребенка. Формирование основ экологического развития рассматривается нами, как длительный и многогранный процесс.
В настоящее время известно немало форм, методов, программ, методических разработок в формировании основ экологического развития у детей предшкольного возраста. В формировании практико-ориентированных навыков, осознанного экологического поведения становится пример поведения окружающих взрослых (родителей и педагогов). Наблюдая, за бережным ухаживанием взрослых за растениями и животными, фиксируя наблюдаемые эмоциональные реакции, дошкольник сохраняет полученные сведения в свою структуру личности.
Основным методом в экологическом развитии детейпредшкольного возраста является наблюдение. С его помощью ребенок приобретает различные умения,которые направлены на познание и активное преобразование природного мира: труд по уходу за растениями и животными, изобразительная деятельность; познает и внешние свойства объектов и явлений природы (окрас,
строение, запах и так далее).
Одни из часто используемых форм работы в экологическом развитие детей предшкольного возраста является:
– организованная образовательная деятельность;
– практическая деятельность в природе;
– природоохранные акции;
– деятельность кружков и клубов с тематикой о природе;
– осуществление экологических викторин и олимпиад;
– изготовление детьми совместно с воспитателем и родителями экологических листовок.
Рассмотрены экологические программы: «Жизнь вокруг нас», «Наш дом – природа», «Паутинка», «Природа и художник», «Семицветик», «Юный эколог»;комплексные программы: «Детский сад – дом радости», «Детство», «Истоки», «Кроха», «Радуга», «Развитие». Вышеперечисленные программы акцентируют внимание формирование основ экологического развития детей предшкольного возраста. Рассматривая необходимость внедрения экологического подхода в психолого-педагогическом процессе при ознакомлении детей с природой, определении понятий.
Рассмотрены программы, направленные формирование основ экологического развития.
Комплексная программа «Детство» достаточно серьезно направлена на экологического развитии детей предшкольного возраста. В ней имеет место системный подход, биоцентрическая позиция экологического содержания. Дети предшкольного возраста приобретают начальное, но обстоятельное понимание закономерностей взаимосвязей в природе, появляются умственные и практические навыки, развивается гуманное отношение.
Комплексная программа «Истоки». Авторы выделяют два психологических возраста: младший – 3-5 лет и старший – 5-7 лет, рассматривая задачи развития, определяя тип ведущей деятельности, согласно возрасту. Данная программа направлена на всестороннее развитие детей, формирование творческих универсальных способностей. Опирается на выделенный психологический возраст и требования общества.
Актуальным становится новое направление – создание психолого-педагогической среды для формирования основ экологического развития детей предшкольного возраста, что может быть осуществлено в создании закономерности эколого-педагогической работы в ДОО при обеспечении технологического процесса: организационно-методического и воспитательно-образовательного. Закономерно выстроенный технологический процесс на протяжении учебного года приведет к запланированному результату – актуальному повышению уровня экологической культуры педагогов и становлению начал формирования экологических представлений у детей.