Пояснительная записка.
Психолого-педагогический тренинг разработан с целью привлечения родителей к изучению родного языка. Родной язык усваивается ребенком тогда, когда он погружен в языковую среду дома. Это играет важную роль в становлении и самоидентификации личности.
Тренинг разработан для родителей воспитанников детского сада или школьников.
Тренинг способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Повышает их осознанность в важности изучения родного языка.
Цель: повысить мотивацию родителей к изучению родного языка.
Задачи:
1. Развитие коммуникативных умений, знаний и способностей.
2. Формирование интереса к изучению родного языка
3. Диагностика развития коммуникативных умений
Психологический тренинг с родителями
«Родной язык забыть. Нельзя учить» или «Родной язык забыть нельзя. Учить»
Участники: Родители
Время: 1 час
| Название | Цель | Время | Инструкция | Обсуждение | Оборудование |
1 | Упражнение «Имя героя» | Знакомство участников тренинговой группы, установление контакта, повысить уровень доверия. | 5 минут | Садимся в круг. Участник представляется остальным героем сказки или кинофильма, не называя имя. Только описание. А мы должны угадать его имя, например: «Я персонаж очень известного мультфильма. Озорная, непоседливая девочка. Проживаю в лесу с медведем. Отгадали?» «Маша» и т.д. Второй выступающий сначала повторяет имя предыдущего участника, затем добавляет своё описание. Так происходит и дальше по кругу. | 1. Какие герои вас впечатлили? 2. Какие имена было трудно запомнить? | Мячик |
2 | Дискуссия | 1) выяснить разные точки зрения; | 10 минут | Группу разделить на 2 подгруппу. Притча: "Старинная притча гласит, что каждый вновь приобретенный язык равен мешку серебра, а родной – мешку золота. Мешков серебра у человека может быть сколько угодно, а вот мешок золота – только один!". Первая группа отвечает на вопрос "Лучше иметь мешок золота", вторая подгруппа отвечает на вопрос "Несколько мешков серебра лучше одно мешка с золотом". | Обсуждение: 1. Я согласен с…, 2. Я не согласен с… | Бумага А4, ручки |
3 | Упражнение "Менялки" | Наладить взаимодействие с участниками и создать позитивную атмосферу. | 5 минут | Участники должны поменяться местами по определенному признаку. При этом один из участников всегда будет находиться в центре круга, так как количество стульев меньше на один, чем участников. Находящийся в центре должен занять место на стуле в любом | Что нового вы узнали о себе и о других? |
|
4 | Упражнение "Три обезьяны" | 1. формирование невербальных навыков общения; | 15 минут | Группа разбивается на "тройки". В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль "глухого-и-немого": он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении - зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль "глухого и паралитика": он может говорить и видеть; третий "слепой-и-немой": он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи. | Что сейчас происходило? Как можно было эффективно договориться? |
|
5 | "Передача движения по кругу" | Наладить взаимодействие между участниками и создать позитивную атмосферу. | 5 минут | Встаньте в круг. Представьте родной язык в виде предмета. Сейчас начну действие с воображаемым предметом так, чтобы вы могли его продолжить. Мой сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом, предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз. | Что было самым сложным? |
|
6 | Упражнение "Удержи родной язык" | Наладить взаимодействие между участниками и создать позитивную атмосферу. | 5 минут | Встать по кругу. Один участник встает в центр круга и держит палку "родной язык". По команде он отпускает палку, а один из участников группы должен подхватить палку, чтобы она не успела упасть. | Что было самое сложное в этом упражнении? Как можно было выполнить его еще лучше? | Палка |
7. | Упражнение "Герб Родного языка" | Сплочение команды, подчеркнуть важность изучения родного языка, подвести итоги тренинга. | 15 минут | Нарисуйте "Герб родного языка" | Сложно было придумать идею герба? | Ватман, фломастеры карандаши краски |
8. | Мировые факты | Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые происходят в мире. | 5 минут | В мире очень много разных языков. Всего их более 41806 (вместе с наречиями). Спасибо за участие! |
|
|
Список литературы.
Зеленова, И. Коммуникативный тренинг «Формирование у педагогов навыков конструктивного общения» / И. Зеленова. — Текст : электронный // Журнал "Школьный психолог" : [сайт]. — URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200501307.
Тренинг "Дискуссия". — Текст : электронный // Психолог онлайн : [сайт]. — URL: http://psychologist.nsknet.ru/treningi/kommunikativnye/trening-diskussija/.
Тренинг для педагогов-психологов района "Умение говорить нет". — Текст : электронный // Методическая копилка : [сайт]. — URL: http://otlichnayashkola-5.narod.ru/LobodOtkrMer.htm.
Приложение.
Правила тренинга
Волкова Светлана Ивановна