Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях дистанта, оставшихся без попечения родителей»
Управление образования города Батайска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа № 2
город Батайск
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Психология и педагогика: опыт практического применения современных методик и инноваций»
ТЕМА: Психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях дистанта, оставшихся без попечения родителей.
Автор: Никитина Елена Александровна
Должность: методист
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, оставшихся без попечения родителей…………………………6
Проблема подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот, оставшихся без попечения родителей……………………………………………………………10
Мероприятия направленных на повышение учебной мотивации детей-сирот…………………………………………………………….……………….14
Социально-психологические особенности детей-сирот……………………..16
Технологии исследований сопровождения детей-сирот оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………. 22
Список используемой литературы………………………………………..……23
Введение
На сегодняшний день сиротство по-прежнему остается острой и насущной проблемой детства в России. Для большинства детей такой категории «домом» является специализированное учреждение (интернат, дом ребенка, детский дом, социальный приют, социально-реабилитационный центр), строго регламентирующее распорядок дня ребенка, организующее его деятельность, ограничивающее контакты со взрослыми и сверстниками. Воспитание ребенка вне семьи приводит к удручающим последствиям, затрагивающим личностные качества, психические, социальные качества ребенка, слабая сформированность которых становится причиной неподготовленности выпускника к жизни в социуме. 1 Большое количество воспитанников детских домов не могут адаптироваться к самостоятельной жизни, поэтому так важно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение данной категории детей.
Практически все дети-сироты получают среднее профессиональное образование, и одна из целей профессионального образовательного учреждения состоит в создании и поддержании благоприятной среды для обучения, гармонизации их состояния, социализации и оказания помощи, как психологической, так и социальной, которая возможна в рамках психолого-педагогического сопровождения.
В детском доме, находятся в основном социальные сироты, последствия социального сиротства для детей тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни. Контингент этих детей уже с рождения имеет низкие показатели здоровья, психические расстройства, болезни нервной системы, органов чувств и дыхания. Выпускники детского дома часто оказываются социально дезадаптированными, с искажёнными социальными навыками, девиантным и делинквентным поведением, низким уровнем социализации.
На сегодняшний день профессиональное образование главной задачей ставит подготовку высококвалифицированного специалиста, отлично ориентирующегося в своей профессии и разбирающегося в смежных областях, который был бы востребован и конкурентоспособен на рынке труда, а также готов к непрерывному профессиональному развитию, социальной и профессиональной мобильности.
Психолого-педагогическое сопровождение – одна из частей комплексной работы профессиональной образовательной организации, направленная на поддержание здоровья, оказание психологической поддержки и помощи обучающимся, их законным представителям, педагогам и административным работникам. Психолого–педагогическое сопровождение способствует интегрированию составляющих педагогической среды в целостный социально-психолого-педагогический комплекс; поддержанию комфортной среды; участию в разрешении актуальных задач развития и обучения; формированию психологической культуры участников образовательного процесса. Таким образом, обеспечение условий для эмоционального благополучия, успешного развития и обучения является главной задачей психологического сопровождения
Сопровождение – это комплексный метод, в основе которого лежит единство функций:
- диагностики существа возникшей проблемы;
- информации о путях возможного решения проблемы;
- первичной помощи при реализации плана решения.
Сопровождение ориентировано на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. В процессе сопровождения создаются условия для самостоятельного, творческого освоения детьми системы отношений с миром и с самим собой, а также для совершенствования каждым ребенком личностно значимых выборов.
Комплексный, интегративный подход педагога- психолога, социального педагога, инструктора по физической культуре, медицинского работника, педагогов дополнительного образования, воспитателей к оказанию помощи детям, имеющим проблемы в развитии, будет способствовать достижению положительных результатов. При организации сопровождения становится необходимым проведение комплексного изучения личности воспитанника, для выявления существа имеющейся проблемы и составления на этой основе вектора его комплексного развития.
Несмотря на то, что в современной литературе проблема оказания помощи детям-сиротам для их успешной социализации раскрыта довольно подробно, специфика комплексного сопровождения детей и подростков в процессе их социализации, практически не изучена, отсутствуют рекомендации описывающие механизм и алгоритм внедрения системы сопровождения. Всё это позволяет выделить ряд устойчивых противоречий между:
- необходимостью создания условий для успешной социализации личности ребёнка – сироты и отсутствием комплексной системы сопровождения в детском доме;
- потребностью осуществлять комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и отсутствием организационно-методических рекомендаций по внедрению модели в воспитательную систему учреждения;
- объективными требованиями интегративного подхода к оказанию помощи детям и недостаточным взаимодействием субъектов образовательно-воспитательного процесса.
Данные противоречия определяют особую актуальность разработки и внедрения проекта «Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечивающего успешную социализацию воспитанников на всех возрастных этапах развития.
В рамках психолого-педагогического сопровождения детей-сирот следует учитывать определенные личностные особенности. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, семья, как важнейший институт социализации личности, отсутствует, и реальный состав агентов социализации ограничен числом работников и воспитанников учреждения, что может приводить к замкнутости, недоверию, трудностям в социализации. Отсутствие четких представлений о прошлом и социальная ситуация развития порождают ограниченность временной перспективы ближайшим будущим; характерным является отсутствие четких представлений, целей и жизненных планов.
Очень сложно складывается психологическая обстановка для ребенка, лишенного эмоционального тепла и неудовлетворенности социальных потребностей. Дети-сироты юношеского возраста характеризуются особым способом социализации.
Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
Большее внимание специалистов обращается к проблеме создания системы психолого-педагогического сопровождения всех форм семейного устройства. Проблемы психолого-педагогического сопровождения рассматриваются в исследованиях М. Р. Битяновой, Б. С. Братуся, Е. В. Бурмистровой, О. С. Газмана, И. В. Дубровиной, Е. И. Исаева, Е. И. Казаковой, А. И.Красило, Н. Н.Михайловой, М. И.Рогов цевой, В. И.Слободчикова, Л. М.Шипицыной, Н. И.Кондратьевой и др. Воп росы воспитания, развития ребенка в приемной семье находят свое отра жение в исследованиях О. М. Дерябиной, А. И.Довгалевской, О. В. Заво дилкиной, В. К. Зарецкого, Н. П. Ивановой, Г. С. Красницкой, Р. В. Овчаро вой, В. Н. Ослон, С. С. Пиюковой, А. С. Спиваковской, А. Б. Холмогоро вой, В. М. Целуйко и др., обосновывающих необходимость подготовки будущих приемных родителей к принятию ребенка в семью, определяющих приоритетные направления работы с приемной семьей.
Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуется через внешние и внутренние условия (Н. И.Кондратьева). Внешние условия включают обучение специалистов, работающих с опекунскими семьями (через реализацию проблемных семинаров с использованием интерактивных форм работы, проведение круглых столов, акций), что повышает готовность специалистов органов опеки и попечительства, педагогов-психологов, социальных педагогов к активному участию в психолого-педагогическом сопровождении семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Внутренние условия включают подготовку будущих родителей и со провождение семей, в которых воспитывается приемный ребенок (че рез проведение тренингов по подготовке к новому статусу «Родитель», серию индивидуальных консультаций и занятий, организацию клуба опекунов с целью обмена опытом воспитания и т. д.), что повышает готовность родителей к принятию ребенка в семью, способствует гармонизации родительско-детских отношений и успешной адаптации ребенка в семье и ближайшем окружении.
Прежде чем приступить к рассмотрению организации и содержания психолого-педагогического сопровождения жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо обратиться к определению понятия «сопровождение».
Исследователи, формулируя свои научные подходы, ориентируются на внутренний потенциал развития субъекта в контексте системно-деятельностного, личностно-ориентированного и гуманистического подходов. Сопровождение выступает как помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии индивида, семейной группы. В данном контексте процесс сопровождения выступает как совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за его реализацию с одной стороны, с другой – со провождение определяется как системная интегративная технология со циально-психологической помощи семье и личности и как один из видов социального патронажа. Вопросы этапности и их приоритетности в процессе сопровождения поднимают в своих работах Э. М. Александров ская, Н. С. Глуханюк, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова, Р. В. Овчарова, И. В. Ромазан, Т. С. Чередникова, Т. Г. Яничева и др.
В условиях модернизации российского образования складываются достаточные основания для становления единой культуры осуществления деятельности, направленной на оказание специализированной комплексной помощи ребенку в образовательном пространстве. Становление этой культуры является залогом и гарантом для разработки стратегической программы развития системы психолого-педагогической, медико-социальной помощи.
В настоящее время система образования находится в сложных условиях. Реформы в обществе приводят к формированию иных социально-экономических условий, новообразований культуры, новых ценностных ориентиров, что должно найти отражение в изменении содержания образования.
Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие остается неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения, любой образовательной системы. Современные тенденции модернизации образования диктуют настоятельную необходимость в развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе.
История зарождения в отечественной системе образования системы комплексной помощи ребенку одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков, и очень краткая –всего 1015 лет. Более 200 лет в российской системе образования развивается модель взаимодействия специалистов разного профиля; взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику уровня и потенциала развития ребенка и проектирование целесообразных коррекционно-развивающих программ. Но только 1015 лет назад вместе с развитием гуманистических ориентаций в российской педагогике была про декларирована необходимость и начала развиваться отечественная система сопровождения развития любого ребенка, вне зависимости от того, к какой системе образования он принадлежит. Раннее сопровождение развития, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных детей «групп риска», сопровождение в системе специального образования, стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие.
Теоретическая идея необходимости помощи в ситуациях развития на шла свое практическое воплощение в работе центров и служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития детей. Чаще всего центрами сопровождения называют те учреждения в системе образования, которые автономны по отношению к другим образовательным учреждениям. Службами сопровождения являются структурные подразделения образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения.
В настоящее время получило широкое распространение понятие о сопровождении как о различных технологиях оказания специализирован ной помощи ребенку в условиях регулярного образования, технологиях взаимодействия психолога с другими специалистами образования, психологической службой, с образовательной средой в целом, как об определяющей философии и стратегии практической психологии образования.
Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно – ориентированный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. В нем делается приоритет на внутренний потенциал развития субъекта. Отсюда, сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам субъект.
Проблема подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот , оставшихся без попечения родителей
Социально-психологические характеристики выпускника специализированного учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Им является 14–18-летний(-яя) юноша или девушка, которым свойственны следующие особенности:
отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслужи-вания, здравоохранения и т. п.;
трудности в общении со взрослыми и сверстниками, подчиненно-отчужденная позиция по отношению к взрослым, сложные конкурентные негативные отношения по от-ношению к сверстникам;
нарушения в развитии чувственной сферы, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;
низкий уровень социального интеллекта, отсутствие жизненных навыков (быто-вых, экономических, социальных, трудовых);
несформированность потребности и способности трудиться;
иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности;
отсутствие позитивного опыта семейной жизни;
недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется низким уровнем сознания, сниженной собственной активностью;
слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которой большенство из них происходит;
плохое состояние здоровья;
п отребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;
неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направлен-ной на будущую жизнь;
несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);
склонность к аддиктивному (само-разрушающему) поведению злоупотребление одним или несколькими психоактивны-ми веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т. д.)
Подготовку к самостоятельной жизни определяют как «процесс формирования у воспитанников готовности преодолевать возможные трудности в решении возникающих социальных проблем, ответственного отношения к своей жизни и приобретения ими социальных и бытовых навыков, необходимых для самостоятельного проживания»
Определяющим параметром готовности к самостоятельной жизни ребенка-сироты является самостоятельность. Самостоятельность – термин, обозначающий одну из важнейших характеристик личности, которая выражается в способности и умении без постоянного руководства и практической помощи извне ставить перед собой цели и добиваться их достижения (в т. ч. в нестандартных ситуациях) собственными силами социально и морально приемлемыми способами.
Основными характеристиками самостоятельности являются:
умение поставить цель;
достижение ее без посторонней помощи и подсказки;
принятие решений с учетом обстановки и условий;
уверенность в возможности и правильности способа достижения цели;
проявление ответственности, инициативности, активности.
Подготовка к самостоятельной жизни сирот-выпускников включает в себя следующие аспекты:
– социальная готовность (сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовая ориентация, организация самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу);
– трудовая готовность (сформированность общих житейских умений и навыков, освоение бытового труда, труда в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности);
– морально-волевая (психологическая) готовность (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рыночных отношений);
– физическая готовность (сформированность навыков здорового образа жизни,
отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к различным видам деятельности).
Анализ литературы по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни показал, что наиболее эффективной технологией по формированию самостоятельных навыков у детей является сопровождение.
Сопровождение это: – как комплексный метод, заключающийся в диагностике возникшей проблемы; информации о путях возможного решения проблемы; консультации на этапе принятия проблемы; консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы; первичной помощи при реализации плана решения .
- как комплекс действий представителей государственных и общественных институтов обеспечивающих интериоризацию воспитанниками общественных ценностей, их включенность в значимые события, способствующие становлению субъектной жизненной позиции и самореализации в соответствии с ней;
-социально-педагогическая деятельность по совместному движению(взаимодействию) социального педагога (сопровождающего, субъекта сопровождения) и воспитанника, его родителей (сопровождаемого,объекта сопровождения) на основе прогнозирования субъектом перспектив поведения и самопроявления в ситуации развития, направленного на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки (Л.В. Мардахаев)
– как социальная услуга – комплекс мероприятий по взаимодействию междисциплинарных служб, специалистов по преодолению трудностей, связанных с освоением новых навыков в самостоятельной жизни (социально-психологической ,гражданско-общественной, социально трудовой, культурно-досуговой, бытовой сферах деятельности), обучением, мотивацией на самостоятельное разрешение проблемы.
В своей работе я рассматриваю сопровождение как взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.
Мероприятия направленных на повышение учебной мотивации детей-сирот
Особенностью психолого-педагогического сопровождения детей-сирот является необходимость проведения мероприятий, направленных на повышение учебной мотивации, а также развитие профессионального самосознания, как ключевого фактора дальнейшего развития и процесса профессионализации.
К основным направлениям таких мероприятий можно отнести:
развитие позитивной просоциальной направленности личности;
развитие позитивной Я-концепции;
дальнейшее жизненное самоопределение через правильную постановку целей и развитие волевой сферы.
овладение детьми знаниями, умениями и навыками эффективного поведения;
вооружение юношей и девушек основами знаний о брачно-семейных отношениях, потребностью в создании семьи, готовностью к вступлению в брак, умению правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей.
Данные мероприятия можно реализовать только при наличии определенных условий, а именно:
психологическая безопасность образовательной среды;
укомплектованность штата ОУ компетентными психолого-педагогическими кадрами;
наличие современной материально-технической базы для проведения практических занятий в лабораториях или мастерских, что позволяет обучающимся сформировать представления об условия и особенностях труда; формирование позитивного отношения к получению профессии;
возможность демонстрации полученных профессиональных навыков на соревнования или конкурсах.
Активное включение обучающихся в социальное взаимодействие и жизнедеятельность, тьюторство, всестороннее содействие в решении актуальных трудностей в рамках психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, содействует их социальной адаптации и личностному развитию, что способствует успеху в будущем.
Отношение к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в системе образования всегда было неоднозначным. У одних эти дети вызывают чувство жалости и сострадания, другие считают, что дети-сироты требуют особой жёсткости и повышенной требовательности по отношению к ним. Действительно, это дети особые, по воле случая пережившие психологическую травму. Поэтому работа с данной категорией детей должна строиться с особой тщательностью и с участием разных специалистов учреждения: социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе, классного руководителя, педагога-психолога и администрации учреждения.
В рамках психолого-педагогического сопровождения детей-сирот следует учитывать определенные личностные особенности. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, семья, как важнейший институт социализации личности, отсутствует, и реальный состав агентов социализации ограничен числом работников и воспитанников учреждения, что может приводить к замкнутости, недоверию, трудностям в социализации. Отсутствие четких представлений о прошлом и социальная ситуация развития порождают ограниченность временной перспективы ближайшим будущим; характерным является отсутствие четких представлений, целей и жизненных планов.
Очень сложно складывается психологическая обстановка для ребенка, лишенного эмоционального тепла и неудовлетворенности социальных потребностей. Дети-сироты юношеского возраста характеризуются особым способом социализации.
это жилищно-бытовая неустроенность: воспитанники интернатных учреждений в самостоятельной жизни не научены решать проблемы: социально-бытовые, коммуникационные, экономические, социально-психологические;
материальные трудности: поскольку в период пребывания в государственных учреждениях социальной поддержки дети практически не имели карманных денег, то, естественно, прожиточный минимум для них понятие несуществующее, так как они привыкли к тому, что их кормят, покупают необходимые вещи. Они не представляют стоимости реальной жизни, не умеют экономить деньги, покупать необходимое, а не то, что им хочется;
отсутствие мотивации к достижению успеха: несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;
неумение строить отношения в социуме: неуверенность в себе, низкая самооценка, нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
несформировавшиеся социальные навыки: низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимание, слабо развитое чувство ответственности за свои поступки;
склонность к зависимому и саморазрушающему поведению – злоупотребление одним или несколькими ПАВ, обычно без признаков зависимости (курение, алкоголь, легкие наркотики, токсичные и лекарственные вещества); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.
Часто именно трудности в планировании своей жизни, а также психологические проблемы не дают интегрировать выпускника во взрослую жизнь. Таким детям сложно привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, удержаться на рабочем месте. Они по-прежнему испытывают потребность в опеке, стремятся жить в группе среди «своих», подчиняя свои интересы интересам группы. Неразвитый социальный интеллект приводит к незнанию и непониманию законов и правил общества. Такие дети с одинаковой легкостью могут быть как жертвами, так и участниками преступлений. Детям-сиротам необходимо пройти процесс социальной адаптации, сформировать позитивное отношение к окружающим, обрести способность принимать решения и нести за них ответственность, научиться вести хозяйство, планировать бюджет, подготовиться к созданию семьи и воспитанию детей. По словам председателя КРОМО «Равновесие» Александра Гезалова, «у Министерства образования до сих пор, начиная с Дзержинского, нет четких, обоснованных программ подготовки сирот к самостоятельной жизни. Если внимательно изучить то, что предлагается детям, оказывается, что в данных рекомендациях представлены взгляды взрослых на семейную жизнь, которые основаны на собственном опыте. В лучшем «советском стиле» описано, что произойдет после того, как воспитанник узнает детали этой жизни и совершенно не учитывается, что у детей уже есть особый психологический «внутриинтернатный» опыт общения» .
В этом возрасте так же остро стоит проблема выбора профессии. Но представление о хорошей работе у них особое: они представляют ее как ничегонеделание, но получение при этом больших денег.
Условия жизни таких детей приводят к формированию иждивенческой позиции по отношению ко всем окружающим. Она проявляется в высказываниях: «Вы нам должны…», «Вы обязаны…», «Дайте нам…» и т.д. Наблюдается так называемая потребительская психология по отношению к близким, государству, обществу.
Для работы со студентами наиболее эффективны экспресс-тесты, которые здесь и сейчас дают информацию для респондентов, также наиболее привлекательны для студентов игровые методики, имеющие небольшое количество вопросов и сравнительно легкую обработку результатов, а кроме того, несут в себе богатый материал по выявлению различных негативных качеств личности и их своевременной коррекции, упражнения с использованием метода РКМ (развития критического мышления).
Таким образом, работа с данной категорией детей осуществляется с учетом особенностей развития каждого воспитанника. Учитывая психологические особенности, педагог-психолог определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого воспитанника. Все это требует от специалиста не только психолого-педагогических знаний, но и знаний в области физиологии, владении инновационными педагогическими технологиями. Только в этом случае, процесс различных мер социальной, психологической, педагогической поддержки данной категории обучающихся, принесет положительный результат при адаптации к будущей самостоятельной жизни.
Технологии исследований сопровождения детей-сирот оставшихся без попечения родителей
1. Диагностический этап: оценка сложившейся у воспитанника ситуации, определение самочувствия воспитанника, возможностей решения проблемы воспитанником,социальным работником, необходимости и
характера целенаправленного содействия, помощи, поддержки, другого участия с целью преодоления проблем, трудностей, постановка проблемы, определение цели и задач сопровождения в сложившейся ситуации.
2. Консультативно-проективный: выбор технологии практического решения задач по достижению цели, обсуждение проблемы, стимулирование активности воспитанника, создание ситуаций успеха, мотивирование на самостоятельное разрешение проблемы.
3. Деятельностный: реализация выбранной технологии сопровождения.
4. Оценочный: анализ результатов реализации технологии сопровождения и определение перспектив, мониторинг сформированности самостоятельных навыков в решении проблемы.
Этапы сопровождения могут быть повторно пройдены с целью закрепления адекватных социальных паттернов поведения, их нового осмысления.
Технология сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-лей, предполагает выполнение социальным работником диагностической, аналитической, профилактической, консультативной, мониторинговой деятельности, которые базируются на принципах партнерства в отношениях с сопровождаемым, добровольности участия сопровождаемого в реализуемых мероприятиях, разделения ответственности с сопровождаемым за результаты работы, индивидуализации сопровождения.
Система сопровождения включает разработку программ по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-лей, к самостоятельной жизни. Проведенный анализ подобных программ в регионах выявил следующие их особенности:
– разнонаправленность программ (помощь в организации воспитанником быта, ведения домашнего хозяйства, правовое просвещение, знакомство с учреждениями, формирование навыков ведения бюджета, навыков здорового образа жизни и др.);
– индивидуализация построения траектории сопровождения, конкретная направленность программы на ребенка, развитие его индивидуальности, индивидуальных самостоятельных навыков путем создания ситуаций, погружения в специально созданные условия, в которых он окажется после выхода из учреждения;
– профориентационная подготовка воспитанника (овладение представлениями о необходимости труда, будущей профессии, воспитание трудолюбия, профессиональное самоопределение).
Условиями успешности процесса сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни будут:
– создание развивающей среды и адаптивной системы образования;
– проведение коррекционно-развиваю-щей работы с детьми, которая включает раннюю социальную адаптацию, т. е. создание условий, приближенных к домашним; развитие личности ребенка с максимальным ис-пользованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей; коррекцию интеллектуальных и когнитивно- эмоциональных процессов; формирование навыков общения; интеграцию в общество на правах полноценных членов;
– развитие семейных форм устройства детей-сирот и иных форм, позволяющие формировать у них самостоятельные навыки (например, создание «социальных квартир» – предоставление опыта самостоятельного проживания до выпуска из детского дома в течение некоторого времени);
– пролонгированный характер сопровождения;
– включение в проектную деятельность в системе подготовки к самостоятельной жизни (использование активных методов работы – тренингов, ролевых, деловых игр, проигрывания проблемных ситуаций и др.);
– социальное партнерство субъектов (государственных (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершенно-летних, образовательные учреждения всех уровней), общественных организаций) по сопровождению ребенка-сироты;
– постинтернатное сопровождение выпускника учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включающее в себя оценку сформированности самостоятельных навыков.
Кроме того, необходимо отметить, что уровень успешности выпускника учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависит от многих индивидуально-психологических особенностей личности: развитости воли, уровня притязаний, уверенности в себе и способности к самоутверждению . Поэтому очень важно участие специалистов детского дома в жизненном становлении воспитанников после их выпуска.
Главными показателями успешности реализации программ являются способность воспитанников к осознанному выбору (самостоятельное принятие решений), овладение ими структурой деятельности для реализации принятого решения и умение нести ответственность за свои действия.
Таким образом, сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как технология социальной работы является эффективным средством разрешения возникающих проблем при интеграции их в общество. Она включает в себя систему знаний об эффективных способах решения проблемы (групп проблем) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при адаптации их в обществе; поэтапное решение проблем на основе диагностического целеполагания, проектирования и реализации методов деятельности всех взаимодействующих субъектов
Заключение
Право жить и воспитываться в семье – это право каждого ребенка. Семья для ребенка является той средой, где естественным образом происходит социализация, развитие личности, формирование основных ценностей, подготовка к будущей взрослой жизни, формируется потребность транслировать полученные знания в следующие поколения. Семейное воспитание не может заменить ни один общественный институт. Устройство детей-сирот в семьи позволяет обеспечить наиболее естественное их развитие, эффективность воспитания возрастает при наличии профессионального психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение есть особая форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи, включающая поиск скрытых ресурсов развития человека или группы с опорой на имеющиеся возможности. Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает создание совокупности условий для эффективного взаимодействия человека, группы с окружающей действительностью и рассматривается нами как профилактическое направление деятельности различных специалистов. Теоретический анализ подходов к пониманию проблемы воспитания детей в условиях депривации позволил более качественно представить психолого-педагогическое сопровождение и эффективность семейных форм воспитания.
Список используемой литературы
Кондратюк М.И. Особенности психологического сопровождения детей-сирот в рамках получения среднего профессионального образования // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 120-124.
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649167/#ixzz5ekmyMcp6
Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога,-М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007
Издательский центр «Академия», 2002
Сластенин В.А., Колесникова И.А. Воспитательная деятельность педагога. - М., 2006
Толстых Н.Н. Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся 15-17 лет
Руденкова, Г.И. Новое об устройстве детей-сирот на воспитание в семью // Соц.-пед. работа. — 2000. — № 5. — С.45-49 4. Поспелова, Н.С. Проблемы и возможности активизации семейного устройства детей сиротской // Соц.-пед. работа. — 2001. — № 7. — С. 26-30.
Евгейчук, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи в современных условиях / А. В. Евгейчук, В. В. Онуфриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 588-590. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16386/ (дата обращения: 31.05.2020).