Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей»

19
4
Материал опубликован 31 May 2021 в группе


t1622460870.jpg

Пояснительная записка

Автор:


Фролова Е.Н. , педагог-психолог МБОУ СШ №5 п.Ключи-1.

Тема:

«Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей»

Тип :

Статья

Источники:

Архиреева, Т. В. Развитие критического самоотношения у младших школьников / Т. В. Архиреева // Журнал «Начальная школа». − 2011. − № 7.


Бёрнс, Р. Б. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Б. Бёрнс. – М. : Прогресс, 1986. – 401 с


Большой психологический словарь: под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М. : Аст-Москва, 2008. – 875 с.


Градиль, В. Е. Игры и упражнения для повышения самооценки младших школьников / В. Е. Градиль. – СПБ. : АСТ-Питер, 2016. – 220 с.


Дефектология Проф «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей»: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/psixologo_pedagogicheskoe_soprovozhdenie_odaryonnyix_i_talantlivyix_detej/

https://maxpark.com/community/7422/content/4923282




«Человек талантливый, талантлив во всех областях», эта фраза принадлежит немецкому писателю Лиону Фейхтвангеру. Действительно ли это так? И можно ли связать определения «талантливый» и «одаренный»?

В психологии понятия «одаренность», «талант», «гениальность» так или иначе связаны со способностями. Иногда даже их называют высшими уровнями развития способностей личности.

Одаренность – это наличие у человека хорошо выраженных задатков к развитию многих способностей с детства. Это данная от природы, способность изучать, познавать, исследовать все, расширяя свой кругозор.

Талант – высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих достижениях.

Как же выявить одаренного и талантливого ребенка в классе? Одаренный и талантливый ребенок не всегда послушен и внимателен на уроках, в его тетради может царить хаос и беспорядок, на уроках может отвлекаться и витать в облаках… Так что всегда опрятный, подготовленный ко всем урокам ученик с безукоризненным поведением не всегда «одаренный» и «талантливый».

Проблема психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей на сегодняшний день в образовательных организациях, стала актуальной и значимой. Связано это с тем, что работа с одаренными и талантливыми детьми является частью проблемы развития творческого, культурного и интеллектуального потенциала страны.

Так в чем же заключается психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей в нашей школе? Прежде всего, психолого-педагогическое сопровождение не только как система разнообразных методов работы с детьми и педагогами, но и особая форма помощи и поддержки, способствующая решению актуальных задач.

Начинается наша работа с диагностики. Как бы это шаблонно не звучало, но диагностика помогает определить направленность (доминирующую мотивацию), область в какой ребенок одарен, каковы его интересы, так как с возрастом одаренность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.

Параллельно ведется работа с родителями, им так же предлагается участие в диагностическом исследовании, с целью выявления специальных способностей. (Например: Анкета одарённости А. И. Савенкова; Методика «Карта одаренности»; Методика оценки общей одаренности А. И. Савенкова).

Диагностическая работа сопровождает ребенка на протяжении всего учебного года, проводится мониторинг динамики развития.

Следующий этап-это консультативно-просветительская работа.

И начинается она, конечно же с проводятся консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен», даются рекомендации по организации режима учебных и вне учебных нагрузок для одаренных учащихся. Разработка и согласование образовательного маршрута с родителями учащихся.

Просветительская работа необходима и с педагогических составом, поскольку бывает очень тяжело найти подход к одаренным и талантливым детям. Работа с одаренными детьми имеет свои особенности и нюансы.

Просветительская работа со всеми субъектами образовательного процесса так же является неотъемлемой частью работы.

Организационно-методическая работа заключатся в разработке развивающих, коррекционных и просветительских программ. А также составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

На этом этапе работы создается база диагностических методик и оформление учебно-отчетной документации.

Развивающий этап. Одаренные дети, как правило, требуют к себе неординарного подхода. Важно поддерживать психологическое здоровье одаренного ребенка, его позитивное эмоциональное настроение в учебной деятельности и в восприятии окружающей среды.

Одаренность может гармонично вписаться в жизнедеятельность социума ребенка, а может и породить множество социальных и внутриличностных проблем.

Очень важно для таких детей формировать и развивать ценностное представление о себе как о личности, своем таланте, формирование «Я»-концепции.

Помните историю о том, как однажды один маленький мальчик вернулся домой из школы и передал матери письмо от учителя. Ни с того ни с сего мама вдруг начала плакать, а затем зачитала сыну письмо вслух: «Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами». 

Много лет после смерти матери он пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: «Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома».

Мальчика звали Томас Эдисон и к тому времени он уже стал одним из величайших изобретателей века. Одаренные и талантливые дети рискуют быть непонятыми могут стать изгоями…

Программы самопознания, направленные на становление Я-концепции школьников, реализуются через систему занятий, игр и упражнений, которые проводятся в целостном педагогическом процессе. 

Методы и приемы, которые используются на занятиях, имеют широкий аспект: комментирование, интерпретация, проникновение в эмоциональную сферу произведения путем творческого воображения учащихся. Реализуются различные виды деятельности: изобразительная деятельность; игровые приемы (работа с кроссвордами, викторинами); речевая деятельность — письмо (дописывание, сочинение, сочинение рассказов и сказок) и устная речь — составление различного рода высказываний, умозаключений. В программу включены некоторые разработки из программы внеурочной деятельности «Сказкотерапия»( И.А. Шмачиной), «Цветок здоровья» (С. А. Похилиной).

Одним из средств формирования «Я» выступает игра. Игра представляет унитарные возможности формирования «Я» ребенка. Она позволяет формировать новые линии «Я», повышать самооценку, осознавать приводимый в движение личностный багаж, рефлексировать, анализировать и оценивать его, делать выводы, прогнозировать его применение в дальнейшем. В игре ребенок учится сопоставлять опыт ретроспективный и опыт сегодняшнего дня, опыт взаимодействия и опыт рефлексивного поведения. Как один из результатов работы, используется самопрезентация, в форме: персональной выставки различных работ, проектов на тему «Мои достижения», «Кто Я», «Портфель достижений», «Бенефисы» ситуации поздравления детей с конкретными достижениями и др.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей, реализуемое мной, направленно на создание социально-психологических и педагогических усилий для правильного развития и социальной адаптации в обществе.

И закончить мне хочется словами Августа Бебеля: «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность развиваться и образовываться». 


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересный ресурс!

31 May 2021

Марина Юрьевна,благодарю!

31 May 2021

Про талантливого человека - в точку!

31 May 2021

Наталья Алексеевна,благодарю за внимание!

31 May 2021

Похожие публикации