Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение музыкально одаренных и талантливых детей»
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одарённости и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития все больше привлекают внимание исследователей теоретиков и практиков.
В. А. Сластенин, И. А. Колесникова определяют психолого-педагогическое сопровождение как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка в проблемной ситуации при минимальном участии сопровождающего – педагога, родителей.
Цель: психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей – социализация и индивидуальное развитие одаренности через организацию процесса развития.
Задачи: выявление одаренных детей и их проблем, использование ресурсов воспитательного пространства в организации взаимодействия, подготовка педагога к сопровождению развития одаренности.
Принципы:
природосообразности,
гуманистический,
культурно-ориентированный,
деятельностный,
сотрудничества,
непрерывности,
развития.
Функции психолого-педагогического сопровождения: диагностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная, гностическая.
Методы: упражнение, поручение, воспитательные ситуации, коллективные творческие дела, проект, убеждение, этическая беседа, диспут, ситуация успеха, эмоционально-нравственное переживание, поощрение, соревнование, сюжетно-ролевые игры.
Методы обучения одаренных детей – методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные. Методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал, способствуют развитию познавательной активности, интересов одаренных детей, творческого мышления, познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности, способности к сотрудничеству и др. Средства обучения – средства, обеспечивающие богатый зрительный ряд (видео, DVD и т. п.).
Методы: беседа, диспут; упражнение, поручение, создание воспитательных ситуаций, коллективное творческое дело, проект; ситуация успеха, поощрение.
От чего зависит музыкальность человека? Подчеркнем мысль Б. М. Теплова о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения». Это подтверждают и другие исследователи. К. В. Тарасова пишет: «Процесс формирования музыкальности определяется главным образом системой обучающих воздействий». При стечении неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными.
К общим музыкальным способностям современные исследователи (в частности К. В. Тарасова) относят:
-эмоциональную отзывчивость на музыку;
-познавательные музыкальные способности — сенсорные (мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуха и чувство ритма),
-интеллектуальные (музыкальное мышление в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов и музыкальное воображение) и музыкальную память.
Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности, нуждаются в дополнительном внимании и тщательно организованной работе. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. Индивидуальные занятия воспринимаются ими не как дополнительная нагрузка, а как награда.
Роль педагога – организация своего влияния на одаренного ребенка с целью предоставления ему свободного выбора вида музыкальной деятельности через координацию взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Проблема организации работы с музыкально одаренными детьми стала актуальной и значимой для музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций. Педагог детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми, оказывается перед рядом проблем:
-выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
-подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а также обеспечения реализации творческого потенциала таких детей;
-актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.
Музыкальные руководители дошкольного образования понимают, что музыкальные способности ребенка — это, прежде всего способность переживать музыку, создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (изобразительной, игровой, литературной). Воспитателю, каждодневно взаимодействующему с ребенком, необходимо знать, что, инициируя его познавательные психические процессы, активизируя психомоторное развитие адекватными педагогическими средствами, он содействует развитию общих способностей ребенка, а значит, и музыкальности.
Направления работы педагога по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей в дошкольном учреждении:
1. Диагностика.
2. Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей с целью расширения их представлений о природе, проявлениях одаренности, особенностях обучения и воспитания одаренных детей.
3. Создание в школе психолого-психологических условий для проявления и развития одаренности у детей.
4. Оказание помощи и поддержки одаренным детям в решении возникающих у них проблем.
5. Формирование в детском сообществе установки на адекватное отношение и признание одаренности: одаренность как уникальное явление, индивидуальная и социальная ценность.
Для выявления музыкально-одаренных детей в педагогической практике используют технологию педагогического наблюдения, проводя анализ полученных результатов по следующим критериям:
-выраженное стремление к музыкальной деятельности;
-доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности;
-характер общения и поведения на музыкальных занятиях;
-уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики);
-уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики). Анализ полученных в ходе диагностики результатов помогает решать следующие задачи педагогической практики:
-осуществлять дифференцированный подход в воспитании и развитии детей.
-выявить детей с скрытой одаренностью.
-оценивать эффективность используемых форм, методов, и средств музыкального воспитания.
Ведь достижения воспитанников и динамика уровня развития является одним из показателей эффективности образовательно-воспитательного процесса. Педагогу необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними на групповом занятии: возможность реализоваться в различных формах совместной деятельности, подготовке сольных номеров или с участием солистов. И хотя на групповых занятиях музыкально-одаренным детям уделяется особое внимание, нередко они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить что-то еще кроме программного содержания.
Работа с одаренными детьми требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель сам обладал креативным мышлением, испытывал потребность в творческой деятельности. Организация работы с музыкально-одаренными детьми требует определенных методов и приемов: разнообразный и вариативный музыкальный материал, подобранный с учетом возможностей и предпочтений детей; новизна музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса; импровизация, творчество. Материально-технические условия организации педагогического сопровождения музыкально-одаренных детей не многим отличаются от условий организации музыкального воспитания всех воспитанников детского сада. К ним относится, прежде всего, предметно-развивающая среда, в которой протекает воспитательный процесс. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть, как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности, поэтому педагогам необходимо учитывать все, что будет способствовать развитию его способностей и интересов ребенка. Одним из необходимых условий взаимодействия с одаренными детьми является организация работы с их родителями или законными представителями. Родитель является незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. Родители одаренного ребенка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей.
Итак, для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:
1.Разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью;
2.Осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания; 3.Разработать программу по работе с музыкально-одаренными детьми;
4.Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;
5.Способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;
6.Организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.
Условия эффективности психолого-педагогического сопровождения: - личностно-ориентированное взаимодействие в социально-проектной деятельности; - средства и методы, ориентированные на самореализацию и саморазвитие одаренного ребенка; - субъектный опыт ребенка при использовании ресурсов воспитательного пространства; - педагогический мониторинг развития с целью выявления и решения личностных и социально-психологических проблем ребенка с проявлениями одаренности; - специальная подготовка педагога к психолого-педагогическому сопровождению развития одаренных детей.
Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения: положительная динамика развития проявлений одаренности; использование педагогами личностно-ориентированных методов взаимодействия; участие педагогов в расширении воспитательного пространства, использовании его ресурсов (антропологических, культурно-предметных, социальных) для становления личности и развития одаренного ребенка.
В результате правильно организованной и планомерно проводимой работы -воспитанники детского сада с выявленными задатками музыкальности реализуют свой творческий потенциал, участвуя в мероприятиях, организованных в детском саду, на муниципальном и областном уровнях. -педагоги детского сада и родители знают об особенностях развития, проблемах и потребностях одаренных детей и способствуют реализации и развитию их творческого потенциала.
Используемая литература:
1.Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети / Ю. З. Гильбух. – М. : Знание, 1991.
2.Голубничая, Е.В. Особенности профессиональной деятельности педагога по работе с одарёнными детьми в системе общего образования/ В.А. Адольф, Е.В. Голубничая // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2016. – №1.
3.Одаренные дети / Под ред. М. Карне. М., 1991.