12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Скоробогатова Елена Игоревна253
1

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в условиях инновационной (проектной) деятельности. Программа тренинговых занятий с педагогами «Проектная деятельность в школе: легко?!»

Скоробогатова Елена Игоревна

Педагог-психолог МОУ «СОШ р.п. Озинки»





Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в условиях инновационной (проектной) деятельности.

Программа тренинговых занятий с педагогами

«Проектная деятельность в школе: легко?!»


Современная система образования характеризуется существенными изменениями в содержании и механизмах образовательного процесса, принципиально иными требованиями к учителю, от которого, наряду с традиционными функциями обучения и воспитания, требуются профессиональные умения педагога-психолога, технолога, исследователя, способного программировать образовательную среду, а также активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. А педагогические коллективы должны не просто пересмотреть сложившуюся годами систему работы, но и в кратчайшие сроки самостоятельно найти пути практической реализации новых требований, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).

ФГОС обозначает три группы планируемых результатов образования: предметные, метапредметные и личностные. Одним из наиболее продуктивных инструментов, способных обеспечить развитие метапредметных результатов является проектная деятельность школьников. Однако, далеко не весь потенциал проекта как формы организации самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся используется в настоящее время.

Педагогическое проектирование сотрудников образовательного учреждения выступает самостоятельной полифункциональной педагогической деятельностью, предопределяющей создание новых или преобразование имеющихся условий процесса воспитания и обучения, направленной на совершенствование процесса обучения и воспитания в школе. При всем осознании значимости подобной работы, практика

показывает, что большинство педагогов испытывают значительные трудности информационно-методического и организационного характера в процессе подготовки и реализации педагогических проектов.

Соответственно, перед каждым образовательным учреждением встает необходимость подготовки коллектива к организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Психологическая служба образовательного учреждения не может быть в стороне от этих позитивных изменений. Развитие готовности к инновационной деятельности, к участию в проектной и исследовательской деятельности, без которых невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, – это и есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения в его работе. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.

Под готовностью к инновационной (проектной, исследовательской) деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.  Успех педагога в данном направлении зависит от многих факторов: направленности или характера мотивации педагогического труда, креативности учителя, уровня профессиональной компетентности, его эмоциональной гибкости, от социально – психологического климата в коллективе, от других объективных или субъективных обстоятельств.

Актуальность. Бесспорно, важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками материала в процессе выполнения проектов.

Так, представленная программа тренинговой работы с педагогами выступает возможным способом решения вопроса о подготовке специалистов, работающих в сфере образования, к реализации задач психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности школьников и самостоятельному педагогическому проектированию. Тренинговые занятия направлены на повышение эффективности профессиональной деятельности через развитие метакогнитивных составляющих профессионального надситуативного мышления.

Не секрет, что современное образование нуждается в успешных педагогах. Только успешная личность сможет воспитать личность, настроенную на успех в любой области приложения своих возможностей.

Важно, чтобы психологическая грамотность педагогов становилась нормой их профессиональной компетентности, помогала в инновационно – педагогической деятельности.

В ближайшие годы такое направление деятельности школьных психологов, как работа с педагогическим коллективом по развитию готовности к инновационной деятельности, должно приобрести новый импульс в связи с предстоящими изменениями по совершенствованию содержания и форм школьного образования. Но нельзя забывать о том, что не только психолог способствует созданию условий для развития личности педагога, но и сами учителя являются активными участниками этого процесса.




Программа тренинговых занятий с педагогами «Проектная деятельность в школе: легко!?»

Цель программы: освоение педагогами теоретических и практических основ проектной деятельности, формирование системы знаний и умений, обеспечивающих компетентность в психологических и педагогических аспектах организации проектной деятельности школьников.

Задачи:

* Понимание участниками:

- социальной значимости проектной деятельности в контексте требований ФГОС;

- принципов организации проектной деятельности;

- основных характеристик проектной деятельности;

- способов организации взаимодействия с различными участниками проектной деятельности

Овладение навыками:

- стимулирования субъектов учебно-воспитательного процесса к участию в проектной деятельности;

- осуществления педагогического взаимодействия субъектов проектной деятельности на всех её этапах;

- оценки результатов проектной деятельности.


Обеспечение прав и обязанностей участников программы осуществляется за счет реализации принципов работы со взрослыми:

принцип самостоятельности и активности в процессе обучения;

принцип саморазвития участников работы в рамках программ;

принцип совместной деятельности;

принцип использования, имеющегося положительного профессионального и жизненного опыта участников;

принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний;

принцип рефлексивности;

принцип востребованности результатов участия в программе в практической деятельности;

принцип системности.


Ресурсы, необходимые для реализации программы

Требования к ведущему: занятия рекомендуется проводить педагогу-психологу.

Необходимо учитывать следующие аспекты работы со взрослым контингентом:

ставить конкретные цели обучения, создавать условия для самостоятельности, самореализации, самоуправления, а также сотворчества и сотрудничества обучающего и обучаемых,

принимать во внимание, что у взрослого имеется собственный жизненный и профессиональный опыт, который должен быть использован в процессе организации занятий,

результат обучения необходимо ориентировать на скорейшее практическое применение.


Материалы и оборудование:

- аудитория с возможностью расставить мебель для работы в микрогруппах

- магнитная доска (флипчарт), мел, маркеры

- проектор

- заготовки раздаточного материала для работы, обсуждения в группах

- цветная бумага, клей, листы формата А-3 и А-4

- маркеры (фломастеры)

- конструктор «Лего» (или аналогичный)


Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Длительность занятия

Занятие 1. «Проектная деятельность: определение понятия»

1

1,5 часа

Занятие 2. «Принципы организации проектной деятельности школьников»

1

1,5 часа

Занятие 3. «Формирование универсальных учебных действий средствами проектной деятельности. Рефлексия»

1

2 часа


3

5 часов


Образовательная информационная область: область педагогики и психологии


Количество членов группы: до 25 человек с возможностью деления участников на микрогруппы


Формы занятий: все занятия проходят в интерактивной форме с применением элементов социально-психологического тренинга, дискуссии, мозгового штурма, технологии проектной работы

Продолжительность занятия: 1,5 -2 часа



Содержание курса занятий

Занятие 1. «Проектная деятельность: определение понятия»

«Невозможно построить проект для всех, но можно научить людей

проектированию» Методологический афоризм


Цель занятия: формирование у участников мотивации освоения проектной для использования в собственной профессиональной деятельности

Задачи:

- формирование представлений о роли проектной деятельности в

образовательном процессе

- определение потенциальных возможностей использования проектной деятельности в

собственной профессиональной деятельности

- стимулирование творческой активности участников

- создание новых условий для совместной творческой работы педагогов; сплочение группы

Материалы и оборудование:

- аудитория с возможностью расставить мебель для работы в микрогруппах

- магнитная доска (флипчарт), мел, маркеры

- проектор

- заготовки раздаточного материала для работы

- листы формата А-4

- маркеры (фломастеры)


Структура занятия:

1. Вводная часть

В международных документах, разработанных под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [, к ключевым компетентностям современного человека относят:

- Автономное (самостоятельное) действие;

- Интерактивное использование средств;

- Функционирование в социально-гетерогенных группах

Вопросы для обсуждения в режиме дискуссии:

- Как понимаете смысл этих компетенций?

- Каким образом они могут формироваться в современных условиях?

- В чем в данном случае состоит ответственность школы?

По данным международных исследований [6, с.21], у наших школьников, по сравнению с учащимися в других странах, не формируется гипотетико-дедуктивное мышление (способность самостоятельно строить и проверять гипотезы и делать выводы). А такое мышление является возрастной нормой для выпускника основной школы. Значит, обучение в школе, фактически, блокирует нормальное возрастное развитие!

Традиционные ценности образования - академизм и фундаментальность – уходят на второй план, а наиболее приоритетными становятся способности самостоятельно, активно и инициативно искать средства решения новых задач. Они формируются в самых разнообразных видах деятельности; в школе возможно их формирование и на учебном материале, но не в рамках традиционного урока. В связи с этим возникает необходимость включения в учебно-воспитательный процесс самых разнообразных видов деятельности и приоритетной в данном отношении становится проектная деятельность.


Упражнение «Неоконченное предложение»

Ведущим в случайном порядке бросается мяч участникам, а они должны продолжить начатую фразу. Возможные варианты:

- «Думаю, проект – это…»

- «Чтобы начать заниматься проектной работой надо…»

- «Если бы мне предложили участвовать в проекте, я бы…»

- «Я откажусь участвовать в проекте, если…» и т.д.


2. Теоретическая часть:

Цель – создание условий для формирования у участников представления о понимании проекта в образовательной сфере

Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед».

В большом толковом словаре современного русского языка Д.Н.Ушакова понятие «проект» имеет несколько значений:

1. Разработанный план постройки, сооружения

2. Предварительный, предполагаемый тест какого-либо акта,

документа.

3. Замысел, план [7, с.246]

Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого- либо действия. З.А.Халюта определяет проект как подробно разработанный план действий по преобразованию действительности, разрешению насущных проблем, всесторонне обоснованный и надлежащим образом оформленный.

Под проектом в области образования понимается описание будущей деятельности, направленной на осуществление значимых изменений в образовательной практике за ограниченное время с использованием ограниченного ресурса.

При этом метод проектов понимается как система обучения, при которой приобретаются знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.


3. Практическая часть

Цель: освоение участниками понятийного аппарата, связанного с определением проектной деятельности в системе образования

Упражнение «Глоссарий»

Участникам для работы предоставляется часть глоссария для ознакомления и формулирования вопросов, уточнений


Термин

Словарное значение

Педагогическое значение

метод

Способ теоретического

исследования или

практического

осуществления чего-либо

Совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса

познания

проект

План, замысел


метод проектов


Способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть и сформулировать проблему.

Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим

результатом, оформленным определенным образом.

Способ, предполагающий решение какой-то проблемы, предусматривающий

использование разнообразных учебных приемов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей

проблема

Задача, требующая

разрешения, исследования.

Осознание субъектом

невозможности разрешить

трудности и противоречия,

возникшие в данной

ситуации, при помощи

имеющегося у него знания

и опыта. Проблема берет

свое начало в проблемной

ситуации

Задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации

Проблемная ситуация

Обстоятельства и условия,

содержащие противоречия

и не имеющие

однозначного решения, в

которых разворачивается

деятельность индивида или группы

Обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения

Учебный проект


Совместная учебно-познавательная

творческая или игровая

деятельность учащихся-партнеров,

имеющая общую цель, согласованные

методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта


Главное отличительное качество учебной деятельности – ее логика задается логикой развертывания учебного материала. Проектная деятельность строится «от результата», т.е. и по структуре, и по последовательности действий выстраивается применительно к конкретной задаче.

Проект – целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

Проектирование всегда ведет к изменениям, развитию ситуации, в результате реализации проекта ситуация качественно изменяется. Его цель – конкретна, описываема в терминах ожидаемого результата.

Признаками деятельности, которую можно классифицировать как проектную, являются следующие:

1. Ориентация на получение конкретного результата

2. Предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени конкретизации и детализации

3. Относительно жесткая фиксация срока достижения результата

4. Предварительное планирование действий по достижению результата

5. Программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта

6. Выполнение действий при их одновременном мониторинге и коррекции

7. Получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации [4, с.29].


4. Заключительная часть

Цель: организация рефлексивной деятельности участников.

Таким образом, проект - это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени; направленная на достижение заранее определённого результата (цели), создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам.

Проектная деятельность может рассматриваться:

- в качестве метода обучения и развития личности;

- в качестве профессиональной деятельности;

- как особый вид деятельности в управлении образовательным процессом, в

планировании и контроле развития образовательного учреждения.


Упражнения «Корзина идей»

Участников просят самостоятельно продолжить фразу:

«Теперь я точно знаю, что проект – это не…».

При желании все записи собираются в общую «корзину», несколько из них, выбранных в случайном порядке или по желанию, могут быть озвучены и прокомментированы.








Занятие 2. «Принципы организации проектной деятельности школьников»

«Меняйте ваши мнения, сохраняйте ваши принципы;

меняйте листья, сохраняйте корни»

В.Гюго

Цель занятия: создание условий для осознания участниками ценностных оснований проектной деятельности

Задачи:

- оценка потенциалов и рисков активного включения проектной деятельности в учебно-

воспитательный процесс

- определение способов педагогической поддержки на отдельных этапах проектной деятельности

- формирование у участников представлений о принципах организации проектной

деятельности;

- стимулирование деятельностной позиции участников


1. Вводная часть

Цель: активизация участников, выявление «проблемных зон» в восприятии участниками проектной деятельности.

Разминка. У проектной деятельности, как и у любой другой, есть свои достоинства и недостатки. Акцентирование одной или другой группы может существенно стимулировать или «затормозить» проектную деятельность в образовательном учреждении.

Инструкция: В режиме свободных высказываний, исходя из собственного понимания проектной деятельности, выскажите свои суждения относительно использования проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе.

2. Теоретическая часть

Цель: создание условия для формирования у участников представлений о принципах организации проектной деятельности

Вступительное слово.

В основе проектирования как особого способа познания и преобразования лежит ряд идей:

- идея опережения, перспективы, заложенная в самом слове «проект»

(бросок в будущее);

- идея «разности потенциалов» между актуальным состоянием

предмета проектирования (каково оно есть) и желаемым (каким оно должно быть);

- идея пошаговости (постепенного, поэтапного приближения «потребного будущего» (Понятие введено Н. А. Бернштейном));

- идея совместности, кооперации, объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования;

- идея «разветвляющейся активности» участников (Образ, предложенный автором метода проектов В. Х. Килпатриком) по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий.

Характерной особенностью проектирования является создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть. Оно представляет собой особый тип научно-прогностического видения действительности, который охватывает и изменяет ее согласно требованиям развития практики.

Проектная деятельность — это всегда стремление изменить несовершенную действительность (настоящее) и тем самым приблизить более совершенное, с точки зрения авторов проектирования, будущее.

Педагогическое проектирование, кроме того, преследует дополнительную цель: изменение людей, осуществляющих проект.

Черты, характерные для проектирования в целом, распространяются на проектную деятельность в образовательной сфере. Сказанное не означает, что все перечисленные социально-психологические «приобретения» возникают автоматически у каждого участника проектной деятельности. Существует ряд условий педагогической продуктивности каждого из этапов проектирования.

При этом они обогащаются спецификой, обусловленной природой и содержанием педагогической деятельности. В образовательном пространстве проектная деятельность не является самоцелью. Она всегда подчинена педагогическим целям и выступает в качестве средства их достижения. Фактически речь идет об обучении (воспитании) действием и в действии.


3. Практическая часть

Цель: создание условия для определения участниками значимых принципов проектной деятельности

Задание «Смысловая догадка».

Инструкция: В ходе обсуждения тех положений, на которых, с вашей точки зрения, должна базироваться проектная деятельность в образовании, заполните таблицу. Предположите, какое из психолого-педагогических оснований проектной деятельности согласуется с приведенным высказыванием («народной мудростью»), и сформулируйте его.


Народная мудрость

Основание проектной деятельности

Один в поле не воин


Что посеешь, то и пожнешь


Один ум хорошо, а два лучше


Каков поп, таков и приход



Этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, презентация, рефлексия. Однако, внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы.


Задание «Особенности организации отдельных этапов проектной работы»

Цель: определение способов педагогической поддержки на отдельных этапах проектной деятельности.

Инструкция: в рамках совместного обсуждения определите для этапа проектной работы качества, позволяющие участнику с эффективностью его реализовать и способы педагогической поддержки (педагогические приемы), которые руководитель может использовать для оптимизации деятельности в рамках отдельных проектных этапов.

Этап работы над проектом

Качества, необходимые для

успешного прохождения этапа

Способы, приемы

педагогической

поддержки

Проблематизация



Цнелеполагание



Планирование



Реализация плана



Презентация



рефлексия




4. Заключительная часть

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы,

значимой для участников проекта.

Упражнение «Ассоциации»

Инструкция: Выскажите свое мнение в режиме игры в ассоциации «Если проект – это…»





Занятие 3. «Формирование универсальных учебных действий средствами проектной деятельности. Рефлексия»

«Нигде неповторимость личности не проявляется в большей степени,

как в результатах ее воображения »

Альфред Адлер


Цель занятия: формирование у участников представлений потенциальных возможностях

формирования универсальных учебных действий обучающихся средствами проектной деятельности

Задачи:

- Определение спектра универсальных учебных действий, необходимых для выполнения

групповой проектной работы

- Актуализация представлений о значимости развития УУД учащихся в рамках всех предметных областях

- Создание условий для совместной творческой работы педагогов

Структура занятия:

Комментарии ведущему:

До начала работы все участники поделены на микрогруппы (максимум 6 – по

числу изображений гномов). Один из членов каждой команды должен взять на себя роль эксперта и не включаться в групповую работу. Его задачи – следить за выполнением работы всеми участниками и оценивать действия каждого из них и группы в целом в соответствии с определенными параметрами.


1. Вводная часть

Цель: мотивация участников на выполнение группового краткосрочного творческого проекта в рамках занятия

Объявляется тема группового проекта «Муниципальная программа поддержки молодых гномов» и сообщается предыстория: «На широких просторах нашей планеты на протяжении 709 лет жила-поживала семья Гномов. Жили 5 гномов в одном большом доме, работали все вместе, добывая тонны добра в год из недр земли. Гномы — это сказочные маленькие человечки. Реальный рост (без колпачка) — 15 см. Ступни ног слегка повёрнуты внутрь, чтобы можно было развить высокую скорость при ходьбе. Все гномы имеют широкие плечи, большие головы с бородой различного цвета — рыжего, чёрного, коричневого и белого, которую никогда не стригут и чем длиннее и пышнее борода, тем старше и мудрее гном.

Они очень трудолюбивы, славятся высочайшим мастерством, умеют плавить металлы и изготавливать красивые, тончайшей работы золотые и серебряные украшения, посуду, украшенную драгоценными камнями - вазы, кубки, чаши и другие волшебные вещицы. Среди гномов есть искусные кузнецы, талантливые инженеры и изобретатели, механизмы, и даже волшебные зеркала.

Гномы очень тщательно охраняют свои сокровища от посторонних глаз, и чтобы люди не нашли их клады, часто используют магические заклинания, чтобы сделать свои города невидимыми для посторонних глаз. Гномы живут долгую жизнь, обладают большой силой и выносливостью. Часто могут повелевать силами земли. Гномы любят шутки и розыгрыши, выдумывают различные игры, они любознательны, им нравится путешествовать, посещать другие страны, новые месторождения руды и находить залежи драгоценных металлов и камней.

Женщин - гномов очень мало, они пухленькие, имеют широкие бёдра и большие груди, и с первого взгляда не всегда можно определить, что это женщина–гном. Они воспитывают детей, шьют одежду, ведут домашнее хозяйство и не любят показываться людям.

Гномы были абсолютно одинаковыми: они были похожи друг на друга 5 капель воды, они всегда надевали одинаковую одежду, у них были общие интересы и привычки, и даже аллергия на желуди у них была общая.

Все 7 с лишним веков прошли без ссор и конфликтов. Но вчера что-то случилось... И после вчерашнего происшествия гномы больше не могут жить вместе. Их характеры изменились, и каждый гном теперь абсолютно не похож на своих братьев. Теперь каждому гному нужно будет своё отдельное жильё. В нём должно быть комфортно только этому конкретному гному».


t1642582655aa.png

Ваши задачи:

- предположить версию случившегося с семьёй Гномов;

- обеспечить гнома, изображение которого досталось вашей группе, достойным жильём.

(каждой группе на столах должен быть предоставлен набор материалов для работы и изображение одного из гномов. После вступительного слова и предыстории необходимо группам дать время на то, чтобы ознакомиться с имеющимися материалами и изображением того гнома, который им достался. Далее необходимо обратить внимание участников на то, как конкретизируются поставленные задачи проекта и пояснения к оформлению презентации.

«В процессе работы над проектом необходимо подготовить и оформить плакат-презентацию, содержащий:

- Заголовок — имя гнома, которому вы будете помогать (имя должно отражать его внешний вид и эмоциональное состояние);

- Историю вашего гнома, которая отражает причины произошедших с ним изменений;

- Проект дома для вашего гнома;

- Состав вашей группы (в нижней части плаката). На задание отводиться 20 минут».

Комментарии. У каждой группы должен быть «Примерный план выполнения проекта группой» (см. Приложение 1), в соответствии с которым и рекомендуется выстраивать работу.


2. Практическая часть

Цель: реализация краткосрочного группового творческого проекта; ознакомление с особенностями позиции эксперта проектной работы.

1. Выполнение группового краткосрочного проекта

Во время выполнения работы в группах ведущий не вмешивается, только следит за временем. По истечении отведенного времени дает команду об окончании работы в группах и напоминает, что при презентации своего проекта и оценке презентаций проектов других групп необходимо учитывать критерии оценки презентации проекта:

А) Соответствие подобранной информации теме проекта;

Б) Качество оформления проекта, презентация проекта;

В) Активность участников в презентации проекта (желательно участие всех членов группы).

2. Презентация работ

3. Оценка презентаций проектов по выделенным критериям

Ведущий дает группам время для обсуждения и оценки презентаций других групп и раскладывает стикеры на столы.

В заключение каждая группа определяет, какая из презентаций наиболее соответствует заданным критериям. К плакату этой группы прикрепляется стикер нужного цвета. За работу своей группы голосовать нельзя. По наибольшему количеству стикеров одного цвета определяется лучшая презентация по каждому из трех критериев, по общему количеству стикеров определяется победитель групповой работы.

4. Самооценка участниками собственного вклада в разработку и презентацию

Участники оценивают свой вклад в общую работу над проектом, заполняя листы самооценки (см. Приложение 2)

5. Экспертная оценка деятельности группы


Упражнение «Спектр УУД»

Участники семинара обсуждают спектр умений и навыков, необходимых школьнику для успешного выполнения групповой проектной работы, а также учебные предметы и формы организации учебной деятельности, в рамках которых соответствующие умения и навыки могут быть сформированы.

И несколько слов о «рефлексии». Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого. В проектной работе, как и в любой иной целенаправленной деятельности, рефлексия есть крайне значимый этап.


Упражнение «Кроссворд» (деление гна группы, выполнение на скорость)

Участникам предлагается разгадать кроссворд, опорным в котором является слово «рефлексия». Для его заполнения необходимо вспомнить основные понятия, с которыми работала группа в течение занятий.

1. Совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников –

ПРОЕКТ.

2. Представление найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта, компетентности автора проекта – ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

3. Проектная папка— один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите проекта, задача которой на защите - показать ход работы проектной группы – ПОРТФОЛИО.

4. Этап работы над проектом, в результате которого ясно очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги - ПЛАНИРОВАНИЕ.

5. Задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений – ПРОБЛЕМА.

6. Совокупность отдельных лиц, групп и/или организаций, привлеченных к выполнению работ проекта – КОМАНДА.

7. Процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

8. Мысленное или реальное расчленение целого на составные части, выполняемое в процессе познания или предметно-практической деятельности – АНАЛИЗ.

9. Активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого субъект целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет т. о. свои потребности – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.


3. Заключительная часть

Упражнение «Чемодан. Корзина. Мясорубка»

Цель: рефлексия деятельности в рамках реализации занятий в целом.

На доску вывешиваются больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На листочке одного цвета, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать (нарисовать) тот важный момент, который участник вынес от работы (в группе, на занятиях), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.

На листочке другого цвета – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату.

Третий листок – это то, что оказалось интересным, но пока не участник не готов к использованию в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" отправлялось на лист "мясорубка".

Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

Комментарии ведущему: можно вместе со всеми участниками заполнить собственные листочки и открыто прокомментировать собственный опыт, полученный при проведении цикла занятий. Если у участников возникнет желание высказаться по итогам семинаров, необходимо предоставить такую возможность.






Список литературы

Инновационная деятельность учителя как фактор его саморазвития // Материалы научно-практической конференции. – Чита: Изд-во ЧГПИ, 1995.

Новым стандартам – нестандартный подход. Методические рекомендации / Сост. Лазарева Л.А. – М.:УЦ «Перспектива», 2012

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Академия, 2005.

4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя /К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.

5. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Проектная деятельность в школе // Школьный психолог. — 2004. — № 46.

6. Ступницкая М.А. Учимся работать над проектами// Школьный психолог. №23 (405)

7. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского

языка. Справочное издание. Изд-во «Буколика», Изд-во «РООССА», 2008


Приложение 1

Примерный план выполнения проекта группой

1) Обсудите цель работы с группой, сформулируйте тему вашего проекта и форму его представления.

2) Заполните «Лист планирования». Распределите между собой обязанности по выполнению и защите проекта. По окончанию работы проверьте, все ли задания вы выполнили правильно.

3) Осуществите поиск необходимых материалов, из предложенных источников отберите наиболее важную информацию.

4) Обсудите в группе подобранную информацию.

5) Подготовьте презентацию проекта.

6) Сформулируйте выводы по проекту.

7) Представьте результаты работы по проекту (презентацию). Постарайтесь, чтобы каждый член вашей группы участвовал в презентации результатов работы.

8) Обсудите и оцените проекты, разработанные другими группами. Внимательно выслушайте отчеты других групп, оцените их работу и прикрепите стикер к названию той группы, которая вам больше понравилась (учитывая требования к проекту).

9) При оценке презентации проектов воспользуйтесь критериями, предложенными в инструкции:

a. Соответствие подобранной информации теме проекта;

б. Качество оформления проекта, презентация проекта;

в. Активность участников в презентации проекта (желательно участие всех членов группы).

10) Оцените свой вклад в общую работу, заполнив лист самооценки.

11) Подведите итоги работы.




Приложение 2

Лист самооценки

ФИО ________________________________________________

Оцените свою работу в группе. Поставьте «V» рядом с вариантом вашего ответа.

1.Целеполагание В выборе темы группа прислушалась к моему мнению

Я участвовал(а) в выборе темы проекта

Я не участвовал(а) в выборе темы проекта

2.Планирование Я активно участвовал(а) в групповом обсуждении плана работы

Иногда я вносил(а) свой вклад в работу группы

Я не участвовал(а) в обсуждении плана работы группы

3.Распределение обязанностей в группе

Я предлагал(а) множество идей и необходимой информации

Я делился(ась) своими идеями, когда меня спрашивали

Я не люблю делиться своими идеями

4.Соответствие исполнения проекта плану

Я выполнял(а) все порученные мне задачи

Я выполнял(а) свои задачи, если мне помогали

Я не выполнил(а) свои задачи

5.Возникновени е конфликта

Я не вмешиваюсь в конфликты

Я всегда участвую в спорах или конфликтах

Я часто сам(а) начинаю спорить или конфликтовать

6.Разрешение (завершение) конфликта

Я слушал(а) партнеров и принимал(а) оптимальное решение

Я готов(а) уступить, чтобы избежать столкновений

В споре я пытаюсь настоять на своём

7.Активность/ инициативность

Я стремлюсь проявлять инициативу, быть активным в работе группы

Я активно участвую в работе группы, но инициативу проявляют другие

Я стараюсь оставаться «в тени», себя не проявлять


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.