ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
УДК 376.63
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
К.И.Скобелкина,
магистрант 3 курса,
напр. «Психолого-педагогическое образование», проф.спец.«Специалист по работе с семьей»
А.Ф.Фазлыева,
к.п.н., доц.
БГПУ им.М.Акмуллы, г.Уфа
Аннотация: В статье представлена цель, задачи и основные этапы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением.
Ключевые слова: индивидуализация, психолого-педагогическое сопровождение семей,
Проблема психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением является одной из актуальных задач в жизни общества. Вопросы психолого-педагогического сопровождения семей активно регулируются на государственном уровне. На сегодняшний день определен государственный социальный заказ: 22 ноября 2023 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей [1]. Развитие основных направлений государственной семейной политики определяется Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 г. № 1618-р [2], и федеральным планом основных мероприятий по проведению Года семьи, утвержденным Правительством Российской Федерации. Выделенные государственные документы позволяет утверждать о том, что государство признает в необходимости осуществления оказания помощи и поддержки семье в воспитании детей, которые находятся в группе риска. В результате необходимым условием помощи является психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей подростка с девиантным поведением.
В системе образования осуществляется работа с семьей, воспитывающей подростка с девиантным поведением, которые основаны на идеи оказания воздействия на детей и родителей, а не на взаимодействия с ними. Основными субъектами, осуществляющие сопровождение семьи являются классные руководители, социальные педагоги и педагоги-психологи. Но в тоже время существует проблема не позволяющая реализовать идеи сопровождения, состоящие в том, что не все родители хотят понимать значимость этой работы.
Вопросы психолого-педагогического сопровождения семей нашли свое отражение в теории и практике психолого-педагогического образования. Теоретические положения психологического сопровождения семьи раскрыты в работах Т.И.Шульги, Т.В.Семеновских, в которых раскрыты методы и приемы сопровождения семьи, и особенно замещающих семей. Авторы отмечают, что комплексное психолого-педагогическое сопровождение должно выстроено с учетом различных типов семей и на основе идей межведомственного взаимодействия. Социально-педагогическое сопровождение семей с детьми представлены в исследованиях О.А. Коряковцевой, Л.В.Мардахаева, П.А.Шептенко и др. Авторы раскрыли особенности, этапы сопровождения семей, описали основные проблемы семей, воспитывающих детей, представили специфику работы социального педагога с проблемными семьями.
Анализируя литературу можно сделать вывод о том, что теория и практика накопила некоторый положительный опыт по организации и проведению психолого-педагогического сопровождения. Однако, к настоящему моменту недостаточно отработан механизм психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением.
Психолого-педагогическое сопровождение семей возможно, поскольку в системе образования производят изменения связанные с модернизацией образования, которые повлияли на индивидуализацию процесса. Индивидуализация - это некий процесс, связанный с раскрытием индивидуальности человека в специально организованной деятельности, но решение тех проблем, которые существуют в семье. Психолого-педагогическое сопровождение гарантирует помощь и поддержку любой семье с учетом ее особенностей, потенциала, потребностей и интересов.
Психолого-педагогическое сопровождение семей – это целостная система, состоящая из комплекса психолого-педагогических, социально-педагогических мер, направленных на решение затруднений существующих в семье.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи позволяет решить следующие проблемные вопросы, связанные с воспитанием детей: нарушены детско-родительские взаимоотношения, педагогическая некомпетентность родителей, неразвитость родительских чувств, трудности адаптации детей к образовательному учреждению, возрастные кризисы детей, дезадаптация детей, девиантное поведение подростков и т.д.
Объектом психолого-педагогического сопровождения являются семей, имеющие проблемы. В нашем случае проблемы в семье вызваны девиантным поведением подростков. Причины возникновения у подростка девиации могут быть вызваны различными факторами: биологические, наследственность, влияние сверстников, возрастные изменения, педагогическая некомпетентность родителей, морально-этические факторы и т.д.
Субъекты психолого-педагогического сопровождения семьи могут специалисты организаций, имеющие соответствующие ресурсы. Решить многочисленные проблемы семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением призваны специалисты, которые интегрированы в единую систему социальной защиты семьи и детства. В эту систему могут входить педагогические работники (педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители, учителя предметники), медицинские работники, специалисты психолого-педагогических центров и родители.
Решить многочисленные проблемы семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением возможно, если в процессе психолого-педагогического сопровождения будут учитываться их интересы, потребности, опыт. Эта технология опирается на идею взаимодействия педагогических работников с семьей, а не воздействия.
Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением необходимо понимать цель, задачи, принципы, этапы и методы работы. Раскрытие обозначенных вопросов необходимо для понимания траектории движения, которые будут реализовывать специалисты и семья, нуждающаяся в помощи, а также какие результаты будут получены в процессе сопровождения.
Цель психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей подростка с девиантным поведением состоит в создании психолого-педагогических условий, направленных на повышение педагогической компетентности родителей по предупреждению кризисных ситуаций и восстановлению воспитательных функций семьи.
Задачи сопровождения:
Выявление особенностей ситуации семейного воспитания подростков; характеристика нравственного климата в семье и ее традиций;
Пропаганда психолого-педагогических знаний и оказание дифференцированной помощи семье в вопросах воспитания, девиантного подростка;
Создать условия для выполнения родителями педагогической функции в процессе воспитания подростков;
Совершенствовать у родителей умения устанавливать контакт во взаимоотношения с девиантным подростком.
В работе с семьей, воспитывающей подростка с девиантным поведением необходимо опираться на принципы работы.
Непрерывность сопровождения
Бережное отношение к семье
Безоценочное отношение к семье
Защита интересов семьи и ребенка
У каждой семьи – существует свой путь развития
Диалогичность между специалистами и семьей
Равноправного партнерства с семьей
Совместная деятельность педагогов и семьи.
Процесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением предполагает нескольких блоков: дидактический, социально-психологический, досугово-воспитательный.
Дидактический блок включает тематические мероприятия с приглашением специалистов, которые активно используют метод рационального убеждения с целью просвещения взрослых в вопросах детской и возрастной психологии, обучения навыкам объективного восприятия ребенка и семейным отношениям и т.д. Родителей необходимо информировать о последствиях асоциально, делинквентного, аудодеструктивного поведения. Этот блок ориентирует родителей на коррекцию задач, стратегий и средств воспитания подростков с девиантным поведения.
Социально-психологический блок ориентирован на организацию работы по диагностике, составлению портрета семьи и подростка, проведению консультаций по волнующим вопросам, тренинга (для родителей, детей, детско-родительских групп). С помощью этого блока педагоги выстраивают взаимоотношения с родителями и отрабатывают способы общения, понимания подростка. Для реализации социально-психологического блока можно пригласить разноплановых специалистов. Важным условием осуществления данного блока является соблюдение принципа конфиденциальности.
Досугово-воспитательный блок также имеет существенное значение в психолого-педагогическом сопровождении семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением. Совместное времяпровождение позволяет родителям и детям провести с пользой дело. Важно помнить родителям, что досуговая деятельность позволяет родителями выполнить функции необходимые в процессе воспитания подростков.
Для того, чтобы реализовать выделенные блоки необходимо учитывать основные этапы психолого-педагогического сопровождения семей. В научной литературе представлены этапы психолого-педагогического сопровождения семьи. На наш взгляд представленные этапы применимы в отношении семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением. Шульга Т.И. в своей работе представила основные этапы сопровождения семей, воспитывающий детей группы риска, в том числе и подростков с девиантным поведением [3].
Этап проблематизации - постановка цели и актуализация предмета психолого-педагогического сопровождения, выявление противоречий, возможных ресурсов, формулирование проблемы. На данном этапе очень важно учитывать все причины возникновения проблемы, обязательно исходить из интересов и воспитательного потенциала семьи, учитывать тот факт, что поставленная задача должна способствовать выходу из проблемной ситуации, а не порождать еще большие конфликты и противоречия во внутрисемейной обстановке;
поисково-вариативный этап – поиск и подбор вариантов решения проблемы, средств сопровождения. На поисково-вариативном этапе психолого-педагогического сопровождения ключевая роль отводится поиску ресурсов, вариантов и возможных способов решения проблемы;
практически-действенный этап – непосредственные действия специалистов по разрешению проблемы. Особенностью реализации практически-действенного этапа является то, что невозможно с максимальной достоверностью прогнозировать точный исход в силу возможного влияния на нее как объективных, так и субъективных факторов;
аналитический этап – анализ проведенной работы, прогнозирование возможных рисков и трудностей в будущем, а также путей их преодоления. Субъекты сопровождения и члены семьи анализируют и прогнозируют возможное прогнозирование новых трудностей и путей их разрешения.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно утверждать, что психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением ориентировано на достижение цели гармонизации, выстраивания органичного взаимодействия семьи с окружающей социальной средой, конкретным видом социума, формирование способностей к саморегуляции, саморазвитию, самосовершенствованию и самоизменению.
Список литературы
Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 г. №875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 г. № 1618-р «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года».
Шульга, Т.И. Социально-психологические технологии помощи детям и семьям групп социального риска : [монография] [Текст] / Шульга Т.И. - Москва : Изд-во МГОУ, 2010. - 199 с.
©Скобелкина К.И, Фазлыева А.Ф.