Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся»
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся.
Эпиграф:
Мы знаем, кто мы есть, но не знаем, кем мы можем быть.
Каждый человек понимает, что наше будущее напрямую зависит от наших детей. А каждый педагог тем более осознает, насколько важно, чтобы талантливые дети смогли реализовать свои способности. Поэтому проблема детской одаренности является актуальной.
Генри Луис Менкен говорил: «Перед прошлым — склони голову, перед будущим — засучи рукава». Так вот чтобы помочь учащимся проявить свои таланты, учителю, конечно, предстоит «засучить рукава»! Под этой фразой подразумевается создание не только необходимой образовательной базы, но и эмоциональной сферы, побуждающей ребенка к большим познаниям.
Что же такое одаренность? Толковый словарь дает следующее определение: ОДАРЁННОСТЬ - уникальное сочетание способностей, обеспечивающее успешную деятельность; талантливость; умственный потенциал, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.
Так вот именно главная задача учителя разглядеть в ребенке этот «умственный потенциал». Ведь иногда бывает так, что ребенок на уроке неактивен, и учитель не обращает на него внимания. А ведь именно среди таких детей часто встречаются одаренные.
Дети, обладающие талантом в какой –либо сфере обучения, могут испытывать трудности. У них может возникнуть нежелание посещать школу потому, что программа им неинтересна, в силу того что материал этот ими уже усвоен. Поэтому такие учащиеся требуют повышенного внимания к себе, но не потому, что они в чем-то лучше или превосходят других в знаниях, а потому, что важно еще больше усилить их интерес к предметам, к которым у них проявляется больший интерес.
Работу с такими учащимися целесообразнее разделить на несколько этапов:
Работа учителя совместно с психологом школы (анкетирование, работа с родителями и детьми, выявление уровня способностей)
Проследить уровень результативности на данный период времени (участие в конкурсах, награды);
Создание мотивации к реализации своих способностей;
Организация дальнейшей работы с одаренными учащимися (составление плана работы).
Итак, главная цель учителя: выявление, поддержка и развитие талантливых детей, помощь в их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении здоровья ребенка.
В современном мире у учителя появилась возможность развивать талант в ребенке. Все мы понимаем, что на уроке это сложно сделать, поэтому необходимо найти время. На помощь к нам приходит внеурочная деятельность. Именно во время таких занятий, которые не ограничивают детей, не ставят их в рамки, появляется стремление проявить себя. Это, с одной стороны, вспомогательный метод воспитания, а с другой – еще одно направление работы. Эти занятия позволяют не только углубить, обогатить знания в какой-то области, но и найти свои способы решения различных ситуаций.
Каждый учитель выбирает свои путь развития у учащихся талантов (участие в олимпиадах, в различных конкурсах разного уровня, конференциях) , но прежде всего важно, чтобы желание развивать себя шло именно от детей, ведь будущее принадлежит тем, кто верит в свою мечту.