Статья на тему «Мои приёмы повышения успеваемости учащихся»
Каждого учителя волнует вопрос: как поднять успеваемость учащихся по предмету. Интерес школьников к учению в целом и к каждому предмету в частности является решающим моментом в процессе овладения ими знаниями. А интерес к овладению знаниями у школьников формируется лишь при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности. Таким образом, работа учителя, в первую очередь, должна быть направлена на формирование мотивации учащегося, его познавательных интересов.
В последнее время, время цифровых технологий, интерес учащихся к информатике падает. Еще лет 10 назад ученики бежали на уроки информатики, чтобы поработать за компьютером. Но сейчас, когда у большинства детей дома есть компьютер (ноутбук, планшет), когда в современном телефоне больше игр и возможностей, чем в школьном компьютере, то компьютер уже не воспринимается как недосягаемая мечта.
За последние годы изменились мотивы изучения предмета. Наличие большого количества интересных готовых программных продуктов, приложений-конструкторов для создания, например, игр, фильмов или анимации снизило стремление учащихся к теоретической информатике (теория информации, аппаратное обеспечению компьютера, алгебра логики и системы счисления, программирование). Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции создает у многих учащихся, а зачастую и их родителей, иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроке информатики.
С другой стороны, необходимость изучения информатики после окончания школы при дальнейшем получении образования, необходимость применения полученных умений в трудовой деятельности является положительным внутренним мотивом, поэтому темы по изучению процессов обработки графической, текстовой информации, работа с электронными таблицами и в сети Интернет, предполагающие большое количество практических работ, интересны детям своей практической применимостью и значимостью.
Я.А. Коменский вслед за Аристотелем настаивал на том, что все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, что всех их можно учить. Решающее значение в предупреждении неуспеваемости Коменский придавал правильной постановке процесса обучения и воспитания. Задача учителя: заинтересовать каждого учащегося, сформировать у него устойчивый мотив для изучения предмета.
Воспитание устойчивого познавательного интереса – процесс длительный и сложный. Для этого учителю нужна система строго продуманных приемов.
По моему мнению, развитию познавательных интересов учащихся на уроках способствуют:
Современные педагогические технологии;
использование интерактивных методов и заданий, дающих учащемуся оценку его работы в реальном времени;
нетрадиционный контроль знаний (исключающий эффект «привыкания», шаблона);
активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;
искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);
создание благоприятного психологического климата.
В целом всё вышеназванное и приводит к повышению интереса к предмету, к развитию мотивации изучения предмета, а значит и к повышению успеваемости учащихся.
Рассмотрим некоторые приёмы, которые использую я на своих уроках для повышения познавательной деятельности учащихся, что, в свою очередь, ведет к повышению их успеваемости.
Современные педагогические технологии
В настоящее время происходит переход на новые (нетрадиционные) технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества. Одним из актуальных направлений развития образовательных технологий является геймификация. Внедрение игровых элементов в процесс обучения на уроках информатики способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы.
Игра, так или иначе, всегда присутствовала в обучении. Привлечение игры в процесс обучения не является инновацией. Еще К.Д. Ушинский1 рекомендовал включать игровые элементы в учебный монотонный труд детей, чтобы сделать процесс познания более продуктивным. Он говорил, что для ребенка игра заменяет действительность и делает ее более интересной и понятной потому, что он сам её создает. В игре ребенок создает свой мир и живет в нем, и следы этой жизни глубже остаются в нем, так как здесь присутствует эмоциональная составляющая и он сам распоряжается своим творением.
По статистике 58% россиян играют в те или иные компьютерные игры. Из них 20% - это студенты и школьники. При этом отмечается, что запоминаемость информации, которая была получена в ходе игры, в 10 раз превышает запоминаемость 30-секундного рекламного ТВ-ролика.
А геймификация – это использование игровых подходов для решения неигровых задач. То есть всё то, что используется создателями компьютерных игр при разработке коммерческих продуктов для привлечения внимания пользователей и повышения мотивации.
Игровые технологии я использую в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
При обобщении и повторении блока изученных тем, возможно, применять игру-соревнование «Самый умный по …» или «Своя игра». Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа. В любой урок можно внести элементы игры. Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Например, можно провести аукцион знаний, квиз, прохождение квеста «Выберись из комнаты», решение кейсов практической направленности и т.д.
Большую практическую применимость геймификации мы можем заметить при изучении в курсе информатики темы «Алгоритмизация и программирование». Данная тема красной нитью проходит через весь курс информатики с 5 по 11 класс. Ведь еще основоположник российской информатики Ершов А.П.2 сказал: «Программирование – вторая грамотность». С 5 класса начинаем изучать алгоритмизацию на простых исполнителях, таких как транспортер («Мир информатики» от Кирилла и Мефодия), исполнитель Колобок, Стрелка, Кукакарача (Роботландия), где задания представлены по уровням. Программирование изучаем со 2 класса на занятиях внеурочной деятельности в среде Перволого, затем переходим к среде Скретч, где дети не просто играют, а уже создают свои компьютерные игры.
Примеры моих уроков с применением технологии геймифмкации:
Открытый урок информатики в 7 классе "Стилевое форматирование" https://урок.рф/library/otkritij_urok_informatiki_v_7_klasse_stilevoe_for_161800.html
Урок информатики в 6 классе "Алгоритмический квиз" https://урок.рф/library/urok_informatiki_v_6_klasse_algokviz_112136.html
Квест «Знакомимся с программированием» https://урок.рф/library/kvest_znakomimsya_s_programmirovaniem_161547.html
Такие уроки вызывают интерес учащихся, повышают их мотивацию к изучению предмета, многие учащиеся приходят на внеурочные занятия по информатике и выполняют индивидуальные проекты по информатике и ИКТ. Не первый год мои ученики занимают призовые места на конференциях различного уровня со своими разработанными проектами и играми в различных средах (электронные таблицы, Перволого, Скретч, VBA, PascalABC и др.)
Использование интерактивных методов и заданий, дающих учащемуся оценку его работы в реальном времени;
На своих уроках активно использую интерактивную доску и, соответственно, интерактивные упражнения и задания. Интерактивные задания использую готовые или же создаю с помощью различных сервисов.
Сейчас очень много платформ и сайтов, предлагающих несложные конструкторы интерактивных заданий:
https://urok.1c.ru/library/inf/
http://kvestodel.ru/generator-rebusov и многие другие
Чаще всего такие интерактивные задания доступны онлайн. Если же Интернет в кабинете не стабилен или его нет вовсе, интерактивные задания можно разработать и создать самим, используя всем известную презентацию Power Point. Даже учащиеся старших классов (8-11) с удовольствием и интересом выполняют такие задания на интерактивной доске.
Упражнение-тренажер "Программное обеспечение ПК" https://урок.рф/library/uprazhnenietrenazher_programmnoe_obespechenie_pk_123743.html
Нетрадиционный контроль знаний
Для проведения текущего или итогового контроля знаний часто использую тестовые задания. И здесь, для исключения привыкания и создания ситуации неожиданности, применяю различные виды тестов:
Интерактивные тесты в презентации PowerPoint.
Система опроса и контроля Promethean ActivExpression2. Создаю заранее флипачарты-тесты, на уроке каждый учащийся в своем, удобном для него, темпе отвечает на вопросы. В зависимости от цели тестирования настраиваю в тесте отклик: верно-неверно на каждый вопрос или же только количество правильных ответов в конце выполнения теста.
Использую для быстрой проверки тестов мобильное приложение ZIP Grade. Учащиеся вносят ответы в специальный бланк, учитель сканирует бланк телефоном, результат выдается в процентном отношении правильных ответов. Удобно использовать на уроках при проведении тренировочных, а не контрольных, тестирований. Тогда учащиеся могут самостоятельно искать свои ошибки, чтобы повысить процент правильных ответов.
Тестовые задания, созданные в Google или Yandex формах задаю в качестве домашнего задания.
В 5-6 классах вызывают интерес задания-раскраски, когда ответ в виде цвета отображается на картинке.
Также использую нетрадиционные проверочные работы в виде кроссвордов, филвордов, практических работ с автоматической проверкой.
Проверочная работа по теме "Двоичная система счисления" https://урок.рф/library/proverochnaya_rabota_po_teme_dvoichnaya_sistema_schisl_190625.html
Активное использование форм самостоятельной работы учащихся
Для организации самостоятельной работы учащихся использую рабочие листы, которые готовлю с помощью сервиса Canva.com, настроив бесплатный доступ как учитель.
Для рабочих листов подбираю интересные задания, Красочное оформление, понятные алгоритмы для выполнения работы. Это экономит время на уроке, выступает в качестве образца для учащихся при выполнении и оформлении решения заданий, упрощает процесс проверки для учителя.
Рабочий лист "Задачи на построение" https://урок.рф/library/rabochij_list_zadachi_na_postroenie_145243.html
Рабочий лист к уроку информатики "Графика в языке Паскаль" https://урок.рф/library/rabochij_list_k_uroku_informatiki_grafika_v_yazike_145854.html
Рабочий лист по информатике "Исполнение разветвляющихся алгоритмов" https://урок.рф/library/rabochij_list_po_informatike_ispolnenie_razvetvlyayu_125042.html
Рабочий лист к уроку геометрии в 9 классе "Площади фигур" https://урок.рф/library/rabochij_list_k_uroku_geometrii_v_9_klasse_ploshadi_094135.html
Я показала только некоторые приемы, которые я использую на своих уроках для повышения успеваемости и успешности каждого ученика.
1 Константи́н Дми́триевич Уши́нский — русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.
2 Андре́й Петро́вич Ершо́в — советский учёный, один из пионеров теоретического и системного программирования, создатель Сибирской школы информатики, академик АН СССР.
Горбачёва Марина Юрьевна
Загарий Елена Георгиевна
Белянина Светлана Николаевна
Загарий Елена Георгиевна
Фалина Ирина Валериевна
Загарий Елена Георгиевна