Публичное представление опыта
«Формирующее оценивание.
Какие инструменты использовать
для эффективного преподавания?»
Гусева Ирина Николаевна,
учитель географии, истории и обществознания
МОУ «Русская православная классическая гимназия
имени преподобного Сергия Радонежского» г. Саратов
В основе ФГОС — системно-деятельностный подход, поэтому ученик занимает все более активную, субъектную позицию. (Категоричная критика без объяснения причин должна остаться в прошлом)
Организация системы оценки по ФГОС предполагает:
- выход за рамки контроля знаний,
- ориентацию на достижение планируемых результатов,
- эффективную обратную связь.
Современная школа
Обновленный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик:
должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности,
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи,
владеть основами самоконтроля, самооценки,
контролировать процесс и результаты своей деятельности,
вносить коррективы,
адекватно оценивать свои достижения.
Для учителя ставится задача оценивания не только конечного результата, но и самого процесса обучения
Два подхода к вопросу оценивания
Формирующее оценивание
когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения
Итоговое (суммирующее) оценивание
когда оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период
Разница между ними в том, для чего используется информация.
Если представить, что дети – цветы жизни, то итоговое оценивание – это просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений. Формирующие оценивание – эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.
Если представить, что дети – цветы жизни, то итоговое оценивание – это просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений. Формирующие оценивание – эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.
Формирующее оценивание — это оценивание, при котором педагог сравнивает результаты ученика с его предыдущими результатами и дает обратную связь по итогам обучения
Формирующее оценивание — это оценивание, при котором педагог сравнивает результаты ученика с его предыдущими результатами и дает обратную связь по итогам обучения
Формирующее оценивание
Позволяет учителю:
четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Педагог становится помощником обучающегося, менеджером учебного процесса вместо носителя знаний
Для обучающихся:
видит свой учебный прогресс,
чувствует ответственность за свою учебную работу,
стремиться выполнять ее качественно,
понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием,
формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет оправдались ли они,
может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы,
готов к учебе на протяжении всей жизни.
Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.
Принципы формирующего оценивания
- разработка критериев оценивания на основе поставленных учебных целей;
- отсутствие открытого сравнения результатов разных учащихся;
- участие самих учащихся в оценивании;
- процессный характер оценивания: оцениваются не только продукты учебной деятельности, но и процесс обучения;
- использование электронных инструментов для оценивания;
документирование достижений учащихся
Важное условие для успешного внедрения формирующего оценивания — это системность.
Формирующая оценка образовательных результатов учащихся — постоянный процесс, интегрированный в образовательную практику естественным образом.
Технология формирующего оценивания может быть представлена в виде четкой последовательности шагов
Шаг 1. Запланировать достижения образовательных результатов по темам.
Для этого необходимо определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса и проанализировать, как дети достигают краткосрочных образовательных целей и результатов обучения в соответствии с программой.
Шаг 2. Сформулировать цель урока как условие достижения образовательных результатов.
Важно донести эту цель до учеников, чтобы они знали и понимали, каких результатов от них ждут. Цель должна быть конкретной, измеримой, значимой, достижимой и ограниченной по времени.
Шаг 3. Сформулировать задачи урока как последовательность шагов.
При этом учителю необходимо:
- сохраняя оптимальный уровень трудности, обеспечить ученику достижение успеха и регулярную мотивацию;
- сделать так, чтобы задачи, которые вы ставите, пробуждали любознательность и интересы ребенка;
- принять участие и при необходимости помочь ребенку в решении предложенной задачи.
Шаг 4. Определить критерии оценивания.
К этой задаче важно подключать учеников. Тогда они будут понимать, чего от них ждет учитель, и смогут внести свой вклад, варьируя критерии так, чтобы сделать их еще более понятными и эффективными.
Шаг 5. Оценить деятельность обучающихся в соответствии с критериями.
Исходя из образовательных потребностей учеников выбирают инструменты и методы оценивания. Это могут быть критериальные таблицы, то есть система критериев оценки, листы самооценки, листы взаимооценки, недельные отчеты и др.
Шаг 6. Дать обратную связь: учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — учитель.
Формирующее оценивание предполагает самооценку ребенка и взаимооценку детей. Школьники учатся отмечать слабые и сильные стороны других работ и анализируют собственный прогресс.
Технология формирующего оценивания может быть представлена в виде четкой последовательности шагов
Шаг 7. Сравнить результаты учеников с предыдущим уровнем их достижений.
Благодаря тому, что учитель и ученик вместе оценивают результаты обучения с целью выработать общие подходы, между ними повышается уровень доверия. Кроме того, подобная совместная деятельность позволяет распределить ответственность за результаты обучения..
Шаг 8. Определить место обучающегося на пути достижения поставленной цели.
Это, во-первых, поможет определить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, и восполнить пробелы.
Во-вторых, важно поделиться результатами проведенного анализа с учениками — это еще один способ вовлечь детей в осмысление учебного процесса.
Шаг 9. Скорректировать образовательный маршрут.
С учетом результатов учитель совместно с учеником выстраивают и корректируют план дальнейшего обучения.
Методы, техники и инструменты формирующего оценивания
Карты понятий. Представляют собой диаграммы, которые визуализируют ассоциативные связи и гиперонимо-гипонимические отношения между изучаемыми понятиями. Помогают ученикам «взглянуть на тему сверху» и сконцентрироваться на концептуальном понимании, а не на механическом заучивании терминов. Карты понятий позволяют учителю оценить, как ученик представляет себе общую картину предмета или конкретной темы и насколько его знание соответствует научному. Можно рисовать карты на бумаге, но если вы хотите выбрать современный инструмент, для составления интеллект-карт есть специальные программы с простым интуитивно понятным интерфейсом, например, XMind. Разрабатывать карты понятий можно не только в индивидуальной, но и в групповой форме.
Одноминутное эссе. В конце урока учитель предлагает ученикам написать короткое эссе, в котором они отвечают на вопросы: что главное ты узнал на уроке? какой материал остался тебе непонятным? Такие эссе помогают учителю и ученикам выявить и проанализировать трудности, возникшие в процессе освоения программы по предмету.
Вопросы для тестов. Учитель и ученик меняются ролями: дети сами составляют вопросы для тестирования. Для этого им нужно структурировать свои знания и оценить масштаб изучаемой темы. Такой прием помогает не только выявить пробелы в освоении программы, но и повысить активность, субъектность детей как участников образовательного процесса. А еще составление вопросов для тестов развивает критическое мышление и внимание к мелочам.
Важно помнить, что формирующее оценивание — это всегда комбинация приемов и методов.