Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Практика использования активных форм обучения в образовании»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
Тема: Практика использования активных форм обучения в образовании.
В настоящее время одной из задач образования является развитие компетенций учащихся. Главная проблема учителя – «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы» (А. Хуторской). Для решения этой задачи требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Современная школа должна подготовить человека, думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях, то есть овладел совокупностью компетенций.
В результате обучения русскому языку учащиеся должны достаточно свободно пользоваться им во многих общественных сферах его употребления, связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, самостоятельно обогащать свой словарный запас, чему также способствуют и уроки литературы.
Целью данного педагогического опыта является:
- раскрытие возможностей высококачественного обучения на уроках русского языка и литературы как средства формирования познавательной (в том числе лингвистической и языковой), коммуникативной и культуроведческой компетенций, создание условий для формирования у учащихся ключевых компетенций на основе прочного усвоения учащимися системы филологических и литературоведческих знаний и умений для творчества, сотрудничества и самореализации детей, путем реализации активных методов обучения - игровые и метапредметные технологии.
Таким образом, для реализации данного педагогического опыта, мною были пройдены курсы и получены следующие подтверждающие документы:
- Сертификат модульных курсов «Игра как метод решения школьных проблем, или Как разработать и провести деловую игру», 6ч. – 2017 г. ПУ «Первое сентября», в рамках работы в Общероссийском проекте «Школа цифрового века»;
- Свидетельство участника вебинара «Никто не любит, когда его воспитывают... Но ведь воспитывать нужно!» Часть 3» 2017 г. (2 часа). ПУ "Первое сентября";
- Свидетельство участника вебинара "Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования" 2ч.,2018. ООО "Инфоурок";
- Сертификат о прохождении модульных курсов «Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе» в объеме 6 часов, 31 декабря 2015 г. от ПУ «Первое сентября».
Сегодня школа дает не только багаж знаний, но и раскрывает пути общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Измененное и обновленное содержание современного образования требует и новых методов преподавания. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. Отсюда возникает потребность в расширении методического потенциала, поиск активных форм обучения. Я остановилась на двух активных формах обучения, которые являются моими точками опоры при планировании уроков - игровые и метапредметные технологии — метауроки.
Итак, с помощью игр на уроках можно вызвать неподдельный интерес к своему предмету, пробудить мотивацию, а также игра может быть использована как инструмент закрепления и обобщения материала, как инструмент оценивания качества усвоения пройденной программы.
Интеллектуальная игра - одна из форм досуговой деятельности, которая оказывает просветительное и воспитательное влияние. Интеллектуальные игры на уроках литературы можно использовать при изучении основных тем школьной программы, при обобщении и закреплении пройденного материала. Они способствуют развитию логического мышления обучающихся, которые в ходе игры сами способны обнаружить пробелы в своих знаниях. Готовясь к игре, ребята с удовольствием ищут дополнительные источники по определенным темам. Ведь интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. А формирование интереса к учению- важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к чтению, потребность в знаниях. Не все учащиеся в классе глубоко заинтересованы литературой, есть слабоуспевающие и «тихие», не все гуманитарии: кто-то физик, кто-то спортсмен, кто-то лучше решает сложные математические задачи, но надо всех обучить, каждый должен усвоить программу, стандарт, требования. А коллективный командный дух, желание победить мотивирует детей к успешной учебе, помогает раскрыться, усвоить, повторить, запомнить материал.
Игры могут проводиться как самостоятельная форма работы, но могут составлять и часть урока, выдаваться в виде домашних заданий. К ним относятся: шарады, кроссворды, ребусы, загадки на литературные темы, доступные и интересные ученикам того или иного возраста и образовательного уровня. Их можно использовать на этапе актуализации знаний в виде блиц-опроса, заданий творческого характера. Как закрепление и обобщение изученной темы в виде викторин, турниров, конкурсов и т.д.
Например, игровой прием «Бег ассоциаций» можно применить уже вначале урока. Задается тема урока. Класс можно объединить в пары. Первый ученик называет 2–3 слова, которые ассоциируются у него с заданной темой. Второй ученик связывает эти ассоциации с содержанием темы. Возьмем тему одного из уроков литературы – «Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Первый ученик называет слова, которые ассоциируются у него с произведением. Например: «история, жертва, патриотизм». Второй ученик должен связать эти ассоциации с содержанием произведения: какой исторический период описан в романе, становится кто-то жертвой в произведении, как раскрывается тема патриотизма? Данный игровой прием можно использовать на разных этапа урока.
Интеллектуальная игра может использоваться, как инструмент оценивания усвоения материала проведение игр (или элементов игр). С помощью игровой технологии учитель может сэкономить время, быстро оценить уровень знания ученика, а также выявить пробелы, над которыми может и должен дальше работать.
Продуктивно использовать интеллектуальные игры и на внеклассных занятиях, тематических вечерах, предметных неделях и т.д. Конечно, высокую эффективность приносят игры, если они проводятся систематически.
Ведущей педагогической идеей для меня является применение современных образовательных технологий с целью развития интереса к русскому языку и литературе и, как следствие, повышения эффективности обучения.
На своих уроках я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования, не забывая при этом о физическом и психическом здоровье обучающихся.
В своей практике я так же использую командные, индивидуальные и соревновательные интеллектуальные игры с применением ИКТ-технологий:
Своя-игра;
Где логика?:
Кто хочет стать миллионером и другие.
Применение таких ИКТ-технологий на уроках русского языка и литературы повышает интенсивность и результативность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество учебного материала, чем это происходило за то же самое время в условиях традиционного обучения. Использование компьютера благотворно влияет на качество усвоения знаний учащимися.
Результативность опыта:
Я убедилась, что использование современных образовательных технологий, совместно с активными формами обучения, на уроках русского языка и литературы даёт высокие результаты:
развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
- наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
- формировать элементы информационной культуры;
- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- идти в ногу со временем.
Таким образом, интеллектуальная игра является хорошим средством для формирования интереса школьников к литературе, она способна привлечь внимание школьников, воспитать в них любовь к этому сложному предмету. Следовательно, учителя не должны отказываться от уроков, основанных на творческом подходе к обучению.
Образовательные технологии современного поколения ориентируют школьный процесс на развитие «метапредметных способностей учащихся», им уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества. Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их решения, реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
«мета»- означает «стоящее за», «через», «над», всеобщее, интригующее. Метапредметный урок связывает понятия: метапредметное обучение, метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы, метаумения.
Метапредметное содержание включает в себя:
-реальные объекты изучаемой действительности, в том числе фундаментальные объекты;
-общекультурные знания об изучаемой действительности, в том числе фундаментальные проблемы;
-общеучебные (метапредметные) умения, навыки, обобщенные способы деятельности;
-ключевые (метапредметные) образовательные концепции.
Метапредметное содержание проходит сквозной линией через все учебные предметы и образовательные области, получая всякий раз преломление, и объединять их в единое, целостное содержание можно на уроках.
Использование метапредметного подхода возможно через ведение метапредмета, проведение метауроков, во внеклассной работе (участие в эвристических олимпиадах), построение учебного содержания вокруг метатем, осуществляя метапредметную связь в предмете. Предложенный опыт работы рассматривает использование элементов метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов, а именно построение урока с использование элементов метапредметных технологий:
-построение учебного содержания части урока вокруг метатем: «определение и понятие», «рисунок и схема», «знание и информация», «цель и задача», «роль и позиция», «модель и способ», «знание и незнание»», «порядок и хаос», «изменение и развитие», «простое и сложное» и т.д.
— использование метапредметных связей на уроках, построенных вокруг фундаментальных образовательных объектов, например:
— природные объекты (вода, воздух, явления тяготения…формула объема), объекты культуры (архитектурные сооружения, еда, орудия труда…)
-социальные объекты (определенный товар, семья ученика, реальные гражданские процессы). Естественно, куда же без технических устройств - проектор, компьютер, смартфон...
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование описанных выше технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря этим образовательным технологиям закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
Система оценивания качества образования.
Стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений. Результаты внешнего мониторинга.
Позитивная динамика уровня обученности учащихся за аттестационный период.
Классы | Учебный год | Предмет | |
Русский язык | Литература | ||
| | Средний балл | |
5-8 | 2014-2015 | 4 | 4,2 |
6-9 | 2015-2016 | 4,1 | 4,3 |
5-10 | 2016-2017 | 4,1 | 4,4 |
6-11 | 2017-2018 | 4,6 | 4,9 |
5-10 | 2018-2019 | 4,8 | 4,9 |
Позитивная динамика «качества знаний» учащихся за аттестационный период.
Учебный год | Предмет (ы) | Класс (ы) | Успеваемость (%) | Качество знаний (%) |
2014-2015 | Русский язык | 5б | 100% | 75 % |
Литература | 100 % | 83,3% | ||
Русский язык | 6а | 100% | 63% | |
Литература | 100% | 63% | ||
Русский язык | 8а | 100% | 66% | |
Литература | 100% | 61 % | ||
2015-2016 | Русский язык | 6б | 100% | 53% |
Литература | 63% | |||
Русский язык | 7а | 100% | 63 % | |
Литература | 100% | 72 % | ||
Русский язык | 9а | 100 % | 64% | |
Литература | 73% | |||
Русский язык | 9б | 100% | 36% | |
Литература | 100% | 50% | ||
2016-2017 | Русский язык | 5б | 100% | 69 % |
Литература | 100% | 78 % | ||
Русский язык | 7б | 100% 100 % | 47% | |
Литература | 58% | |||
Русский язык | 8а | 100% | 65% | |
Литература | 62% | |||
Русский язык | 10 | 100% | 75% | |
Литература | 75% | |||
2017-2018 | Русский язык | 6б | 100% | 74% |
Литература | 92% | |||
Русский язык | 8б | 100% | 68% | |
Литература | 94% | |||
Русский язык | 9а | 100% | 78% | |
Литература | 96% | |||
Русский язык | 11 | 100% | 85% | |
Литература | 90% | |||
2018-2019 | Русский язык | 5а | 100% | 74% |
Литература | 87% | |||
Русский язык | 7б | 100% | 67% | |
Литература | 89% | |||
Русский язык | 9б | 100% | 85% | |
Литература | 90% | |||
Русский язык | 10 | 100% | 78% | |
Литература | 95% |
Качество результатов контрольных срезов, диагностических работ, ВПР
Дата проведения среза знаний | Предмет | Класс (ы) | Вид работы | Количество учащихся -участников | Успеваемость (%) | Качество знаний (в %) |
06.10.2015 | Русский язык | 6б | Изложение | 21 | 100 | 68 |
23.09. 2015 | 7а | Диктант | 24 | 100 | 63 | |
29.09.2015 | 9а | Контрольная работа | 23 | 100 | 63 | |
23.11.2016 | 8а | Республиканская контрольная работа | 25 | 100 | 54 | |
2014-2015 | 6б | Нулевой срез | 18 | 100 | 78 | |
2016-2017 | 10 | Нулевой срез | 13 | 100 | 45 | |
10.11.2016 | 5б | ВПР | 16 | 82,4 | 52,9 | |
2017 | | 6б | ВПР | 12 | 34,4 | 3% |
2019 | 7б | ВПР | 14 | 46,9 | 6% | |
2019 | 4 кл. | ВПР | 19 | 89,5 | 52,6% |
Результаты итоговой аттестации учащихся по русскому языку за аттестационный период:
Учебный год | Предмет | Успеваемость (%) | Качество (%) |
2015-2016 | Русский язык, 9 класс | 100 | 46 |
2017-2018 | Русский язык, 9 класс | 100 | 73 |
2017-2018 | Русский язык, 11 класс | 100 | 75 |
2018-2019 | Русский язык, 9 класс | 100 | 67 |
2019-2020 | Русский язык, 11 класс | 100 | 40 |