Путешествие по городам головоломок «Физика. Дорога. Безопасность» (7 класс)
Путешествие по городам головоломок «Физика. Дорога. Безопасность»
Пояснительная записка
Учитель: | Хорошева Елена Владимировна, учитель физики |
Класс (аудитория) | 7 класс |
Предмет: | Физика |
Название головоломки | Путешествие по городам головоломок «Физика. Дорога. Безопасность» |
Образовательные | - развитие сообразительности, логического мышления, смекалки - расширение общего кругозора, развитие познавательной деятельности учащихся - углубление знаний по предмету (физике), - развитие прикладных навыков использования физических знаний в повседневной жизни - формирование активной жизненной позиции при поведении на дорогах (воспитание ответственности за безопасность своей жизни и жизни своих близких) - формирование способности анализировать, делать выводы |
Образовательные | Развивающие задачи: Развить познавательный интерес к предмету, смекалку, эрудицию; Развить умение анализировать, прогнозировать и объяснять физические явления; Развить способности и дарования школьников; Обучающие задачи: Расширить и углубить знания по темам «Инерция», «Трение», «Механическое движение» Воспитательные задачи: Стимулировать познавательную активность учащихся; Развить умения применять знания по физике на практике и в быту; Работать коллективно с чувством сопричастности к общему делу. |
Источники информации, использованных при создании головоломки | https://urok.1sept.ru/articles/659306 https://vfrsute.ru/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B4/ https://infourok.ru/proekt-informacionno-poznavatelnyj-vidy-golovolomok-6038274.html |
Существует огромное количество головоломок различного вида. В своей работе я предлагаю самые популярные головоломки (кроссворд, ребус) использовать на уроке физики (повторительно-обобщающий урок) в формате игры «Путешествие по городам головоломок «Физика. Дорога. Безопасность»»
Объяснение смысла понятий «ребус», «кроссворд»
Ребус - загадка-головоломка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками.
Кроссворд — головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. Значения слов описываются под определенным знаком, который включает слова, которые должны получиться по горизонтали и по вертикали.
Классический кроссворд - стандартный кроссворд, рисунок которого симметричен. Вопросы представлены в виде отдельного пронумерованного списка — по горизонтали и по вертикали, а слова-отгадки вписываются сверху вниз и слева направо.
Филворды (венгерские кроссворды) — кроссворды выполненные в виде поля, заполненного буквами. Задача — из всей комбинации букв отыскать слова, которые указываются в виде отдельного списка или отыскать слова-ответы на ряд вопросов, прилагающихся к данному кроссворду. Слова-отгадки могут располагаться в любом направлении в виде ломаной под прямыми углами линии. Каждая из букв может быть использована только один раз..
Ход мероприятия:
Добрый день, друзья! Добрый день!
Сегодня наш урок посвящен взаимосвязи физики и безопасности дорожного движения. Современная дорога – сложное сочетание инженерных сооружений. Дорожное движение регулируется знаками и правилами, в основе которых лежат физические законы движения. Наши знания о законах движения, физических явлениях и понятиях очень важны для сохранения жизни. Наш урок пройдет в форме игры – путешествия по городам головоломок.
Разрешите представить жюри….
Итак, мы начинаем!
Экипажи – на дорогу игры!
Приветствие команд.
В начале игры необходимо проверить профессиональную пригодность команд экипажей. Итак, приветствие команд. Максимальная сумма баллов – 5 баллов.
Подвести итоги приветствия.
Итак, уважаемые экипажи. Приглашаем всех вас на I остановку, который мы посетим на нашей дороге игры – Город Ребусов.
Ребусы для экипажей.Задание: разгадать ребус, объяснить расшифрованное физическое явление, понятие
Ответы: трение, инерция, движение
Уважаемые экипажи, продолжаем движение. II остановка, которую мы посетим на нашей дороге игры – Город «Мыслители Блок-Схем».
Задание: По блок-схеме составьте пословицу и объясните ее физический смысл (о каком физическом явлении (понятии, законе) говорится в пословице)?
Ответы:Для экипажа 1
Пословица: «Хорошему прыжку хороший разбег нужен» .Пословица объясняется явлением инерции. Чем больше разбег при прыжке, тем дольше движение по инерции. Инерция - это явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. Смысл данной пословицы заключается в следующем, если хочешь получить определенный результат, то должна быть хорошая мотивация «толчок».
Для экипажа 2
Пословица: «Коси коса, пока роса: роса долой и мы домой». (Тема «Трение»)
Пословица объясняется существованием трения и использованием смазки для его уменьшения.
Для экипажа 3
Пословица: «Не подмажешь – не поедешь". (Тема: трение)
Пословица объясняется существованием трения и использованием смазки для его уменьшения.
Подвести итоги
Уважаемые экипажи, продолжаем движение. III остановка, которую мы посетим на нашей дороге игры – Город «Тайны Филвордов».
Ответы:
Безопасность, дистанция (Дистанция безопасности – это наименьшее расстояние, которое водитель пройдет до остановки с момента появления препятствия в поле зрения водителя)
Дистанция на дороге - залог общей безопасности. Соблюдение «безопасной дистанция» - один из важнейших факторов безопасности на дороге для пешехода и водителей. Забота о её соблюдении - это и наше право, и наша обязанность. Переходить дорогу можно только оценив безопасность расстояния до приближающегося автомобиля. Оценивать ее необходимо с учетом: времени дня и года, погоды, состояния дороги и многого другого. И обязательно использовать световозвращающие элементы.
Подвести итоги
Уважаемые экипажи, продолжаем движение. IV остановка, которую мы посетим на нашей дороге игры – Город «Кроссвордная эрудиция»
Ответы
1п | р | А | в | и | л | а | ||||||
2п | р | е | п | я | т | с | т | В | и | е | ||
3с | в | е | Т | о | ф | о | р | |||||
4т | О | н | н | а | ||||||||
5М | а | с | с | а | ||||||||
6п | е | р | е | х | О | д | ||||||
7б | а | Б | б | и | т | |||||||
8ш | а | р | И | к | ||||||||
9в | к | Л | а | д | ы | ш | ||||||
10с | к | о | р | о | с | т | Ь |
Рефлексия
Приложение 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап мероприятия | Раздаточный материал | Деятельность | Деятельность ученика | Планируемые результаты УУД, формирующиеся на данном этапе (Л-личностные; К-коммуникативные; | Время (в мин) |
1. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание. | Музыка | Создает мотивацию к учебной деятельности. Актуализирует требования к учащимся со стороны учебной деятельности. Интересуется готовностью учащихся к учебной деятельности. | Оценивают свое настроение в начале мероприятия. (Смайлики) Определяют содержательные рамки мероприятия. Обучающиеся определяют уровень готовности к учебной деятельности | Л- действие смыслообразования, Ценностное отношение к умению выявлять проблему. П - учебно-познавательный интерес к данному мероприятию К – планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Р – волевая саморегуляция | 2 |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. (Конкурс «Приветствие») | эмблемы для команд | Определяет цели и задачи совместной деятельности с учащимися. | Принимают цели и задачи внеклассного мероприятия, отвечают на вопросы учителя по ранее изученной теме. Повторяют и актуализируют ранее изученные знания. Выполняют задания с комментариями. | К- Развивать умение слушать и понимать других. Р-Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | 4 |
3. Выявление знаний ,умений и навыков Мотивирующий приём «Город Ребусов» | карточки с ребусами | Включает учащихся в работу через игровую деятельность Анализирует результаты выполнения учащимися заданий. Определяет, анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность | Знакомятся с заданием: командам предлагаются карточки с ребусами Выполняют задание, развивают логическое мышление. Работают в команде. Учатся работать согласованно, разбираться в ситуации, закреплять умение ориентироваться в незнакомой ситуации. | Р - прогнозирование Р-Умение контролировать свою работу и полученный результат. К- Планирование учебного сотрудничества со сверстниками и педагогом К – Строить продуктивное взаимодействие между сверстником и педагогом | 6 |
4. Выявление знаний, умений и навыков Мотивирующий приём «Город «Мыслители Блок-Схем»» | карточки с блок-схемами | Включает учащихся в работу Анализирует результаты выполнения учащимися заданий. Определяет, анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность | Развивают логическое мышление Выполняют задание, развивают воображение, умение выражать свои мысли Работа в команде | К- Планирование учебного сотрудничества со сверстниками и педагогом Р- Умение контролировать свою работу и полученный результат. | 7 |
5. Выявление знаний, умений и навыков Мотивирующий приём «Город «Тайны Филвордов»» | карточки с венгерским кроссвордом | Включает учащихся в работу через игровую деятельность. Анализирует результаты выполнения учащимися заданий. Учит детей разбираться в ситуациях, углубить знания детей по физике в жизненных ситуациях (безопасность на дороге) | Знакомятся с заданием Выполняют задание, развивают воображение, умение выражать свои мысли | К- Планирование учебного сотрудничества со сверстниками и педагогом Р-Умение контролировать свою работу и полученный результат. Р – прогнозирование К- Оформлять свои мысли в устной форме | 6 |
6.Физминутка | Выполнение упражнений для снятия умственного и физического напряжения | 3 | |||
7. Выявление знаний, навыков и умений. Мотивирующий приём «Город «Кроссвордная эрудиция»» | карточки с кроссвордом | Включает учащихся в работу через игровую деятельность. Организует повторение изученного материала. Закрепляет умение добиваться поставленной задачи Определяет, анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность | Закрепляют умение отвечать на вопросы. Работают в команде. Учатся работать согласованно. Развивают логическое мышление. Работа в команде. | К – Строить продуктивное взаимодействие между сверстником и педагогом | 7 |
8. Рефлексия учебной деятельности Итоговый контроль, подведение итогов | Подведение итогов Карта самооценки | Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило… | Обучающиеся рефлексируют и анализируют деятельность на уроке. Делают самооценку своей и коллективной деятельности. Фиксируют настроение. Оценивают степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой, анализируя результаты собственной деятельности. Формулируют выводы | Л - внутренняя позиция школьника; Л - самооценка на основе критерия успешности; Л - - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности П - рефлексия способов и условий действия; П - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; К - формулирование и аргументация своего мнения; К - планирование учебного сотрудничества | 5 |