Конспект занятия по экологии в средней группе «Путешествие по зимнему лесу»
Конспект занятия по экологии с элементами развития мелкой моторики в средней группе «Путешествие по зимнему лесу».
Подготовила воспитатель МБДОУ № 166
Гусева Инга Евгеньевна
Цель. Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время. Развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света, потому что рано темнеет); развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия). Тренировать в отгадывании загадок, умение не только правильно отвечать на вопросы, но и строить свою речь.
Обогащение словаря. Линяет, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы.
Оборудование: Иллюстрация зимнего леса - ёлочки, игрушки: зайца, лисы, белки, волка. Цветные морковки из картона, стаканчики-зайчики цветные, грецкие орехи, массажные колечки, комочки снега (вата или синтепон), кукла.
Образовательные области: здоровье, познание, художественное творчество.
Задачи:
•Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.
•Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
•Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, давайте поприветствуем друг друга:
Проводится игра «Здравствуйте!».
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!
Здравствуйте, гости! Здравствуйте!
-Вот мы подарили гостям частичку здоровья!
Воспитатель. Ребята, я знаю игру «Маленькая птичка». «Птичка» - это указательный пальчик правой руки. Надо внимательно следить, куда полетит птичка, не поворачивая головы, одними глазами.
Птичка вправо полетела (отводит палец вправо, следит глазами)
Птичка влево полетела (отводит палец влево).
К нам на нос она присела (подводит палец к носу).
Посидела, посидела и куда – то улетела (отводит палец вперед на вытянутую руку).
А теперь поиграем вместе, старайтесь следить за птицей одними глазами, не поворачивая головы.
А хотите, я вам покажу еще одну игру для пальчиков.
Дети: да.
Воспитатель: Ой, кто-то стучится. Это кукла Глаша.
Она тепло одета. На ней теплое пальто, рейтузы, теплая шапочка. Она приглашает нас в путешествие по зимнему лесу.
Давайте оденемся для прогулки. Что наденем для прогулки?
Дети: шапку, пальто, штаны, шарф, варежки, кофту и т. д.
Воспитатель: А почему?
Дети изображают, что надевают пальто, шапку, сапоги.
Затем воспитатель вместе с куклой в руках ведет детей в лес.
Воспитатель. Сейчас зима. И в лесу очень холодно. Всё – и деревья, и кусты, и земля – покрыто снегом. Снега много, идти по такому заснеженному лесу трудно – надо высоко поднимать ноги. Почему?
Дети: потому что они проваливаются в снег.
Воспитатель: Ведь он очень глубокий. Деревья стоят без листьев, все в снегу. Почему?
Дети: потому что зима.
Воспитатель: Вы, наверное, помните, как осенью опадали листья.
Дети: да.
Воспитатель: Сейчас листья расти не могут. Почему?
Дети: потому что холодно
Воспитатель: правильно, Сейчас зима. И в лесу очень холодно. Всё – и деревья, и кусты, и земля – покрыто снегом. Снега много, идти по такому заснеженному лесу трудно – надо высоко поднимать ноги. Почему?
Дети: потому что они проваливаются в снег.
Воспитатель: Ведь он очень глубокий. Деревья стоят без листьев, все в снегу. Почему?
Дети: потому что зима.
Воспитатель: Вы, наверное, помните, как осенью опадали листья.
Дети: да.
Воспитатель: Сейчас листья расти не могут. Почему?
Дети: потому что холодно
Воспитатель: правильно, еще мало света (очень рано темнеет) и нет воды – один снег кругом. еще мало света (очень рано темнеет) и нет воды – один снег кругом. Есть только одно зеленое дерево. Отгадайте про него загадку.
Зимой и летом
Одним цветом.
Дети: Ель.
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в сказочный лес.
-Ребята, какой воздух в лесу?
Дети: чистый, холодный….(Ответы детей.)
Воспитатель: Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе?
Дети: да (Ответы детей.)
Воспитатель: Почему?
Дети: потому что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.
Воспитатель: Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!
Дыхательная гимнастика
Воздух свежий мы вдыхаем
Руки к солнцу поднимаем
Выдохнули, опустили
И ещё раз повторили.
Воспитатель. Ой, а можно ли в лесу громко кричать?
Дети: нет
Воспитатель: А почему?
Дети: могут животные испугаться…..
Воспитатель: Правильно, звери могут испугаться. Давайте тихонько погуляем по лесу, вдруг кого увидим. (Воспитатель и дети подходят к первой картинке).
Ребята, отгадайте загадку; о ком она, тот нам и встретится:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Кто это?
Дети: белка
Воспитатель: где живет белка?
Дети: на дереве.
Воспитатель: Как белка приготовилась к зиме?
Дети: поменяла шубку.
Воспитатель: Какая шерсть на белке?
Дети: серая и теплая, пушистая.
Воспитатель: А вы знаете, почему серая шерсть?
Дети: нет.
Воспитатель: чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой. Как еще белка приготовилась к зиме?
Дети: сделала запасы.
Воспитатель: Верно. А что запасла белка?
Дети: орехи, грибы….
Воспитатель: Посмотрите, белка все орешки растеряла. Что нужно сделать.
Дети: помочь собрать.
Воспитатель: Правильно помочь собрать. Будем собирать и заодно разомнём свои ладошки. Покатаем орешки ладошками.
(Выполняют действие. Катают орешки между ладонями).
Воспитатель: Белка передаёт вам спасибо. Идём дальше. Ещё одна елочка и там кто-то сидит. Слушайте загадку. Кто-то беленький сидит и ушами шевелит, весь от страха он дрожит. Кто это?
Дети: заяц.
Воспитатель: Вот где зайка спрятался. Заяц тоже приготовился к зиме. Заяц тоже сделал запасы, как белка?
Дети: Нет.
Воспитатель: правильно. Зимой у зайца достаточно еды. Заяц грызет кору деревьев зимой. Норы у него нет, и он спит прямо под кустом или под елкой. А как же ему не холодно?
Дети: Да, не холодно заяц тоже линяет.
Воспитатель: Какая шерсть у него вырастает?
Дети: Теплая.
Воспитатель: А еще, какая шерсть у зайца зимой?
Дети: Белая.
Воспитатель: А почему?
Дети: Чтобы зайца не видно было на снегу.
Воспитатель: правильно, и ещё чтобы его не заметили лиса и волк.
Зайцы - торопыги все свои морковки перепутали. Что нужно сделать ребята?
Дети: помочь собрать.
Воспитатель: Правильно помочь им. Каждую морковку прикрепить к своему зайчику. Молодцы, спасибо. (Стоят стаканчики, с разноцветными зайчиками. И морковки разноцветные раскиданы. Нужно морковку определённого цвета, прикрепить к определённому зайчику).
А теперь попрыгаем с зайцем. Все выходят на середину комнаты. (Дети изображают зайчиков, лапки подтянуты к груди – имитируют движения зайцев).
Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал, зайка – прыг – и убежал!
Пошли дальше. Ещё елочка.
Воспитатель. Отдохнем, присядем на бревнышко (стульчики, поставленные в ряд). Отгадайте загадку.
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу краса. Кто же это?
Дети: лиса.
Воспитатель: Как же лиса приготовилась к зиме?
Дети: Лиса осенью линяет.
Воспитатель: Какая шерсть у лисы?
Дети: Теплая.
Воспитатель: А меняет ли лиса цвет шерсти?
Дети: Нет.
Воспитатель: правильно. Она и зимой рыжая потому, что ей не надо ни от кого прятаться, маскироваться, она сама хищник.
Лисичка долго бегала за зайцем и лапки устали. Как вы думаете, как можно помочь лисичке?
Дети: надо сделать массаж.
Воспитатель: правильно, молодцы. Нужно помассировать лапки. Поможем.
Дети: да.
Воспитатель: посмотрите на тарелочке лежат колечки. Одевайте колечки себе на каждый пальчик и снимайте. Всё лапки отдохнули.
Лисичка передаёт вам спасибо, молодцы. Идем дальше.
Ещё елочка.
Загадка. Кто в лесу зубами – щёлк,
Это бродит серый …
Дети: волк.
Воспитатель: Как же волк зимует?
Дети: Он тоже линяет.
Воспитатель: Какая у него шерсть?
Дети: Теплая, серая…
Воспитатель: (под ёлочку заглядывают). Ой, ребята посмотрите, а волка нет, только волчата. Они мне сказали, что им скучно сидеть и просят нас, их научить играть.
Дети: давайте научим.
Воспитатель: Давайте покажем, как можно поиграть с комочками снега. Вот так одной лапкой и другой. (Катают комочки ладошками). Спасибо молодцы.
Воспитатель: Ну, нам пора возвращаться с прогулки.
Идем опять по сугробам, высоко поднимая колени.
Вот мы и в группе. Снимаем верхнюю одежду. (Воспитатель обращает внимание детей на то, что Глаша брала с собой корзинку). Ребята оказывается, что Глаша хотела собрать грибы и ягоды.
Дети: в лесу ничего не растет, потому что холодно, земля вся в снегу.
Воспитатель: Понравилось вам путешествие в зимний лес?
Дети: да.
Воспитатель: А что вам запомнилось?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Каких зверей встретили?
Дети: волка, лису, белку, зайца.
Воспитатель: А как готовятся звери, чтобы им не было холодно?
Дети: линяют.
Воспитатель: Конечно, они линяют, и у них вырастает новая теплая шерсть. А зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?
Дети: чтобы спрятаться, от хищников.
Воспитатель: Почему лиса и волк этого не делают?
Дети: они сами хищники.
Воспитатель: Ай да молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, как живут звери зимой.
Мы станем друзьями зверей. Если любить животных, природу и изучать ее, то всем нам вместе будет хорошо, и если случится беда, то мы всегда придем на помощь! Правда?
Дети: да.
Воспитатель: Ребята если вам понравилось наше занятие - похлопайте, если нет - потопайте. Спасибо. Молодцы.