Связная речь «Путешествие с капелькой»
Связная речь «Путешествие с капелькой»
Задачи: активизировать диалог, развивать монологическую речь детей, продолжать учить составлять небольшие рассказы на заданную тему; побуждать к участию в дискуссии, развивать ассоциативное мышление детей; учить понимать пословицы; активизировать в речи детей глаголы; продолжать учить правильно образовывать и употреблять в речи существительные родительного падежа прошедшего времени; продолжать учить детей подбирать окончания предложений по смыслу.
Материал: музыка «Лесной ручей», «Шум города», «Река», карандаши, листок.
Ход занятия
Организационный момент.
- ребята помните старинную русскую пословицу: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
- Почему и когда мы так говорим?
- Почему труд сравнивают с рыбной ловлей? (Для того, чтобы поймать рыбку нужно потрудиться).
- Что нужно сделать? (Накопать червей, приготовить удочку, долго и терпеливо ждать пока клюнет рыба)
- Как называют людей сидящих на берегу с удочкой? (Рыболовы)
- От каких слов образовалось слово рыболовы? (рыбу ловить)
Д.игра «Кто больше назовет действий»
- Что делает рыбак? (копает червей, насаживает наживку, ловит, ждет, подсекает и вытаскивает рыбу)
- Что делает рыбка? (плавает, ныряет, выныривает, смотрит, клюет, попадается на крючок, охотится, заглатывает приманку, плещется)
Игра на развитие ассоциативного мышления
- Как вы думаете, если бы рыбки умели говорить, о чем бы они нам рассказали? (ответы детей)
Физминутка
- Ребята, ложитесь на коврик и послушайте. (музыка «Лесной ручей).
- Расскажите о чем вы думали, что представляли во время прослушивания?
А теперь я вам расскажу одну печальную историю о прекрасном лесном озере.
«Давным-давно возле леса на краю маленького города протекал ручей и впадал в большое озеро. Озеро было глубокое, чистое, вода в нем была прозрачная и холодная вода. В озере водились рыбы, гнездились водоплавающие птицы, по берегам цвели лилии. Но вот на берег озера пришли люди. Озеро им очень понравилось, и они построили рядом с ним большой завод. Тут и начались все беды. Грязная вода из заводских труб стекала в озеро. Вода стала в нем мутной и грязной. Улетели птицы, завяли лилии, стала гибнуть рыба. Прошло много времени, и озеро стало мертвым.
- Вспомните, какое озеро было с начало?
- Для кого озеро было домом?
- Кто построил завод на берегу озера?
- Что случилось с озером, когда работал завод?
Д.игра «В озере водились»
- в озере водились щуки, не стало кого (щук)
- караси, не стало (карасей)
- ерши
- окуни
- лещи
- угри
- сомы
- сазаны
- Чего еще не стало в озере?
- Что же делать, как помочь озеру?
(дети придумывают счастливый конец истории).
(обобщая все, предлагаю составить свои рассказы о лесном озере)
Рассказы детей
Включается запись «Шум города»
- Что вам представилось? Вспомните музыку «лесной ручей».
- Какая мелодия вам понравилась больше? Почему?
- Что вам представилось? О чем вы думали?
Развитие ассоциаций
- Я произношу слово лес, что вы подумали? (тишина, свежий воздух, птичьи голоса, цветы, трава, голубое небо, деревья, прохлада …)
- Я произношу слово город – о чем вы подумали? Машины, шум, люди, пыль дома …
- Я произношу слово озеро – о чем вам представилось? Прозрачная вода, камешки на дне, разноцветные рыбки, восход солнца …
Физминутка
Представьте, что вы на берегу реки. Погода теплая. Хотите искупаться? Бегом в воду, поплыли.
Накупались, а теперь закончите рассказ.
Наш дом находится на берегу …
В реке водится много …
Разная рыба водится в реке … щука …
Наловим и сварим …
В жаркий день мы бежим купаться в …
Итог
Перед вами листы бумаги, давайте нарисуем лесное озеро?
Нарисуйте то, что вы хотели бы видеть вокруг него.
- кто живет в вашем озере?
- что растет на берегу?