Урок литературы в 6 классе «Путешествие с Маленьким принцем»

4
2
Материал опубликован 19 January 2016

Урок литературы в 6 классе

Тема : ,,Путешествие с Маленьким принцем”

Цель:

1. Образовательная: осознать и осмыслить идейное содержание сказки; постигать философию произведения, его нравственную сторону; учить анализировать художественное произведение; познакомить с личностью писателя.

2. Воспитательная: воспитывать культуру речи учащихся; воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру; воспитывать доброту, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом.

3. Развивающая: развивать устную и письменную речь; развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.

Словарная работа:

ценности, нравственные ценности,

философская сказка, философия,

тщеславие, честолюбец.

Оборудование: портрет писателя , иллюстрации к сказке, презентация, цитаты.

ХОД УРОКА.

Люди забыли эту истину , но ты не забывай :

ты навсегда в ответе за всех , кого приручил.

Антуан де Сент -Экзюпери

Вступительное слово о писателе. (слайд 3)

Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие с Маленьким принцем , героем известной сказки французского писателя Антуана де Сент- Экзюпери.

 

Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе. Детство его прошло в старинном родовом замке Сен-Морис. Род Экзюпери происходил от рыцарей Грааля.

Романтичность и чувство единения с природой с детства отличали будущего писателя. По вечерам дети забирались на чердак и, тесно прижавшись друг к другу, усаживались на старый сундук, слушали сказки матери, любуясь звездным небом.

Экзюпери вырос удивительно одаренным человеком: он рисовал, играл на скрипке, сочинял, увлекался техникой и архитектурой. У него было много друзей, так как он умел дружить. В школе прозвище “Достань-ка луну”, которое указывало не только на вздернутый нос, но и на веселый характер.

Все замечательные свойства души писателя проявлялись по отношению к детям. Однажды Экзюпери увидел плачущую девочку, которая мечтала о детском зонтике. Писатель обошел все магазины и подарил малышке разноцветный зонтик.

Экзюпери стал летчиком, которого отличали бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь товарищу и удивительное жизнелюбие. Его самолет 15 раз терпел крушение, врачи не допускали его к полетам, но он не мог жить без неба, не мог не помогать людям. В тяжелые годы войны писатель создает светлую сказку “Маленький принц”, которая стала рождественским подарком всем людям, подарив надежду на счастье. Он долго вынашивал замысел такого произведения, где выразил бы свои мечты.

В 1944 г. он погиб, производя разведывательную аэрофотосъёмку в труднейших фронтовых условиях.

Он поднимался в небо, чтобы ещё сильнее полюбить Землю. Поэтому и герои его также летают с одной планеты на другую.

Мы все как боги рядом с небом,

Живём на лучшей из планет.

Она дождем кропит и снегом,
Порой нам заметает след,
Но облачное оперенье,
Вдруг сбрасывают небеса
И сквозь привычные явленья
Проглядывают чудеса.
И лунный свет на кровлях зданий,
И в стужу, будто на заказ,
Рулоны северных сияний
Развертываются для нас.
И памятью об общем чуде
Мерцают звезды в сонной мгле,
Чтобы не забывали люди,
Как жить прекрасно на Земле.

- О чём это стихотворение?

И мы отправляемся в путешествие , посетим разные планеты ,попробуем создать свою , одну единственную и неповторимую.

Анализ сказки. (Работа в группах.)

 

а) Маленький принц на своей планете (слайд4)

- Давайте мы с вами перенесемся на маленькую планету – астероид Б -612. Кто является хозяином этой планеты, расскажите о нем? (слайды)

- Трагедия с баобабами.

 

-Правило Маленького принца.(слайд 5)

 

-Маленький принц и роза. (слайд 6)

1 группа . (карточка с вопросами):

1. Подготовьте рассказ о планете Маленького принца.

Почему автор нас предостерегает от баобабов? Чем они опасны?

2. “Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”, – сказал Маленький принц. Докажите правоту этих слов на тексте сказки.

3. Воплощением чего является Роза? Как описывает ее автор? (см. текст). Подготовьте выразительное чтение по ролям Маленького принца и Розы (глава VIII).

Почему Маленький принц покидает Розу?

б) Маленький принц посещает планеты (слайды 7-12)

2 группа

“Нет, взрослые и правда поразительный народ”, – говорил себе Маленький принц, продолжая путь по планетам. Согласны ли вы с этой мыслью? Подтвердите ответ примерами из текста, прочитав о Короле, Честолюбце, Пьянице, Деловом человеке, Географе. ( Какие чувства вызывают они у вас? Что главное в их речи? Каковы их основные качества?)

Что ценно для обитателей планет:

Для короля- ( власть)

Для честолюбца- (тщеславие)

Для пьяницы - (употребление спиртных напитков).

Для делового человека – ( богатство)

Для фонарщика- (верность своему слову, работа)

Для географа – ( накопление знаний)

- Можно ли считать эти ценности настоящими?

* Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и т.д. Эти взрослые совсем забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете.

Когда он зажигает свой фонарь – как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие”. Подумайте, для чего нужен Фонарщик на планете, где помещается только он и фонарь?

в) Маленький принц на планете Земля ( слайд 13)

Встреча с Лисом( слайд 14)

 

3 группа

1) “Земля – планета не п ростая!” Согласны ли вы с этим мнением? Докажите. Что ожидало Принца на этой планете?

2) Что дало Принцу пребывание на Земле?

3) Какую истину, забытую людьми, напоминает Лис Маленькому принцу? Что значит приручить?

Что оказывается по- настоящему ценным на Земле?

«Главное - то, чего не увидишь глазами». Сент – Экзюпери заставляет читателя как бы изменить угол зрения на привычные явления. Оказывается, по- настоящему ценным является желанный глоток воды, одна –единственная роза… Надо только научиться отвечать за жизнь на земле, любить и доверять своему сердцу. «Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым».

-Вернулся ли Маленький принц к своей розе?

3 .Обсуждение заданий . Ответы на вопросы.

4. Домашнее задание

-Но ведь это сказка, а любая сказка должна хорошо заканчиваться. Маленький принц вернулся к своей розе, с какими словами он мог бы обратиться к ней. Напишите об этом в сочинении «Маленький принц возвращается к своей розе»

5. Уроки Маленького принца. - Чему научил нас Маленький принц?

(слайд 15)

Необходимо трудиться каждый день, поддерживать порядок на своей планете, видеть красоту, учит терпению, учит преодолевать грусть и уныние, учит любви, учит судить не по словам, а по делам, мало быть красивым, надо быть не пустым, приносить людям пользу, делать добро, ценить дружбу. Это и есть нравственные (духовные) ценности, которые проповедует сам автор, Антуан де Сент – Экзюпери.

Не привыкайте к чудесам,-

Дивитесь им , дивитесь!

Не привыкайте к небесам,-

Глазами к ним стремитесь!

Присматривайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,-

Ничто не повторится!

- Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Философия- это наука об общих законах развития человека и мира. Часто слово «философия» используют как синоним слову «мудрость». В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей.

6 . Творческая работа .

Мы побывали на разных планетах , а теперь создадим свою и придумаем ей название.

О ней сообщим в небольшом письме Маленькому принцу.( Привет с планеты Детство)

Ты – детство, золотое дно,

Тебе моя хвала.

Ты - как витражное окно

Из яркого стекла.

7 . Подведение итогов.

Люди забыли эту истину , но ты не забывай : ты навсегда в ответе за всех , кого приручил…( А. Экзюпери)

Исполнение песни ,, Маленький принц’’ (слайд 16).

Комментарии

Я тоже очень люблю "Маленького принца"! Недавно нашла в исполнении С. Безрукова в сопровождении симфонического оркестра - обрыдалась!

5 June 2016

да, действительно, очень трогательно.

3 February 2017