Совместная деятельность экологической направленности для детей 5–7 лет «Путешествие в лес или берегите природу»
МОУ Бурмакинская СОШ №2
Совместная деятельность экологической направленности для детей
5-7 лет с использованием кейс - технологии.
«Путешествие в лес или берегите природу»
Подготовила:
Молькова Н.В
учитель-логопед, воспитатель
МОУ Бурмакинская СОШ 2
(группы д.сада)
Бурмакино,2020
Совместная деятельность экологической направленности для детей 5-6 лет с использованием кейс - технологии.
«Путешествие в лес или берегите природу»
Цель:
Образовательные задачи:
-закреплять ранее приобретенные знания детей об охране природы;
- расширять коммуникативный, социальный опыт дошкольников;
- совершенствовать диалогическую речь и умения отвечать на вопросы и строить предложения из 2, 3-х и более слов;
- продолжать учить детей умению описывать предметы и знать их предназначение (игра «Собери рюкзак»).
Развивающие задачи:
- развивать умение анализировать ситуацию, выявлять проблему и выбирать правильные пути решения данной проблемы;
- развивать мышление, речь, память и внимание при выполнении заданий;
- развивать умение отстаивать свою точку зрения используя доказательства.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать уважительное отношение к друг другу в процессе совместной деятельности.
Материал и оборудование: кейс – рисунки; 2 детских рюкзака ; содержимое рюкзаков: компас, телефон, резиновые сапоги, спички, скотч, аптечка, муляжи (овощи, фрукты, бутерброды), игрушки (кубики, куклы, машинки), сувениры, краски; пни, ели искусственные, мох и др. ( для оформления уголка леса); фонограммы: «пение птиц», «писк птенца», «марш».
Подготовительная работа: беседы и чтения произведений о природе и их обителях, о правилах поведения в природе; наблюдения в природе; разучивание физкультминутки, речевки ; беседы о путешествиях и о том, что необходимо в походе; разучивание стихотворения «Лесные правила». Выставка «Ожившие пни» (участники: родители, педагоги) , рисунки о природе выполненные детьми подг. группы.
Ход занятия
Педагог
Ребята, а вы хотите отправиться в путь и совершить путешествие в лес? Если хотите, давайте выберем транспорт, на котором мы с вами будем путешествовать (Дети беседуют между собой и решают, что лучше всего отправиться пешком, как туристы.)
Педагог
Если мы отправимся в путь пешком, то давайте решим, что возьмем с собой в путешествие. Туристы берут с собой рюкзаки с необходимыми в дороге вещами.
Дидактическая игра « Собери рюкзак»
Цель: развитие внимательности, активизация словаря, умение описывать предметы.
Ход игры:
На столе стоят два рюкзака и предметы (компас, спички, аптечка, игрушки, кубики, телефон, продукты ( муляжи) и др..) Дети встают парами друг за другом и поочередно подходят к столу. Они выбирают по одному предмету, который пригодится во время путешествия, объясняют свой выбор и складывают эти предметы в рюкзаки (Компас нужен для того чтобы не потеряться в пути. Телефон нужен для того, чтобы сообщить близким, что с нами все в порядке. Другие предметы: игрушки, сувениры, краски дети не берут с собой.)
Дети решают, почему в путешествии эти предметы нам не понадобятся, а наоборот будут мешать. Педагог дает детям возможность самостоятельно прийти к решению проблемы. Дети высказываются, почему они выбрали именно эти предметы.
Педагог
Молодцы, ребята собрали рюкзаки правильно, отправляемся в путешествие. (Звучит бодрая музыка, дети маршируют.)
Ребята, закройте, пожалуйста, глаза и послушайте (Звучит фонограмма «звуки леса».) Вот мы с вами и в лесу.
Кейс - ситуация 1
(Для детей оформлен уголок леса: ели, пни, макеты деревьев и т.д., но повсюду разбросан мусор ( бутылки, пластиковые пакеты, бумага). На дереве сломана ветка.)
Педагог
Ребята, посмотрите, мы с вами в лесу, но что это? Повсюду мусор!
Вопросы детям:
- Ребята, что вы видим? (Разный мусор.);
- ребята, правильно ли поступили люди, которые были в лесу? (Конечно, нет.);
- ребята, как мы будем поступать? (Соберем мусор.);
- как вы думаете, что может произойти, если люди будут постоянно мусорить в лесу?» (Лес превратится в свалку и от этого, будут страдать животные и растения.)
-Ребята, а во что мы соберем мусор и куда нам нужно его убирать, как нужно поступать с мусором, который остается в лесу после отдыха?
(Дети предлагают разные варианты: собрать в пластиковые пакеты и забрать с собой, оставить в пакетах в лесу, спрятать под елками, закопать мусор. Дети решают собрать мусор в пакет и забрать с собой.)
Кейс - ситуация 2
Педагог
Ребята, посмотрите на дерево, ветка сломана!
(Дети обращают внимание на сломанную ветку.)
Вопросы детям:
- Ребята, а как мы поступим с веткой, которая сломана? ((Дети предлагают варианты: обмотать скотчем, бинтом). Так как в походном рюкзаке есть скотч, дети аккуратно обматывают ветку.)
Кейс - ситуация 3
Слышен писк птенца (звучит фонограмма «писк птенца».) Дети подходят к дереву и видят, что на земле лежит гнездо с птенцом.
Педагог
Ребята, что это? Посмотрите гнездо, а там маленький птенец.
Вопросы детям:
- Ребята, как мы будем поступать? (Дети предлагают положить гнездо с птенцом на дерево и не трогать его руками. Дети думают забрать с собой домой гнездо и выкормить птенца. Далее дети спорят и приходят к выводу, что птенца нельзя трогать руками. Нужно положить гнездо на ветку дерева).
Педагог
Молодцы, ребята, вы поступили правильно, ведь если бы вы взяли птенца с собой, он бы погиб и не смог жить в других условиях, кроме леса. Прилетит мама – птица и будет его кормить. Ребята, вот мы с вами навели в лесу порядок, обмотали скотчем сломанную ветку, положили гнездо с птенцом на дерево. Теперь давайте погуляем по лесу.
Физкультминутка «Дети по лесу гуляли…»
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали. (Идут по кругу, взявшись за руки, смотрят по сторонам.)
Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели. (Смотрят вверх, поднимают руки.)
Бабочки летали, крылышками махали, (Машут руками.)
На нос села пчела, посмотрите вверх друзья! (Трогают себя за нос.)
Мы листочки приподняли, в ладошку ягодки собрали. (Садятся на корточки и «собирают» листочки и ягоды.)
Хорошо мы погуляли и немножечко устали! (Встают, поднимают руки и вытирают пот со лба.)[3]
(Дети рассаживаются на пеньки.)
Беседа
Ребята, мы с вами навели в лесу порядок, спасли сломанную веточку и маленького птенчика. Но вдруг кто-то придет в лес, снова будет сорить, ломать ветки на деревьях, увидят гнездо с птенцом на земле, заберут его с собой домой или просто оставят лежать на земле. Что же нам сделать, чтобы люди поняли, как соблюдать простые правила поведения в природе?
(Дети предлагают разные варианты:
- написать памятки и раздать в людных местах школах, магазинах др.;
- разработать и нарисовать эмблемы, знаки;
- нарисовать большие плакаты и развесить в лесу.
Наконец решаем разработать и нарисовать эмблемы – обозначения, которые можно развесить в лесу, а также при помощи родителей и воспитателей приготовить памятки и раздать людям. (отнести в магазин, школу и др. места))
Ребята, теперь, когда мы вернемся в детский сад, мы должны обязательно разработать эмблемы – обозначения и памятки правил поведения в природе.
(Педагог обращает внимание на конверт, который лежит под деревом.)
Ребята, посмотрите, тут лежит конверт (Достает конверт, на письме написано « От Лесовичка».) ,кажется, он от Лесовичка, давайте же посмотрим, что он нам пишет:
Здравствуйте, дорогие ребята
Пишет вам ваш друг Лесовичок. Очень часто дети приходят в лес и ведут себя по разному, посмотрите на рисунки и скажите, правильно ли поступают дети находясь в лесу? Я знаю, что вы хорошие ребята и окажите мне помощь. Картинки, где дети поступают не правильно положите в красный конверт, а картинки, где ребята поступают, правильно положите в зеленый конверт. Конверты уберите туда, где нашли мое письмо. Еще я знаю, что вы любите и изучаете природу и надеюсь, что правильно выполните мои другие задания. Мои задания такие: соберите, шишки, которые находятся в лесу. Шишки еловые соберите в корзину с обозначением «елочка», а шишки сосновые в корзину с обозначением «сосна». Листья соберите в ведро. А также, отгадайте мои лесные загадки. Я надеюсь, вы справитесь с моими заданиями. Сегодня я не могу с вами встретиться, занимаюсь важными лесными делами. Всегда жду вас в гости! А еще полюбуйтесь нашей выставкой «Ожившие пни».
Ваш Лесовичек.
Педагог
Ну, что ребята мы готовы выполнить задания Лесовичка?
(Ответы детей.)
Ребята давайте сначала соберем шишки по разным корзинам, а листья в ведро. Вот корзинки и ведро.
Подвижная игра «Собери шишки»
(Дети собирают шишки и листья.)
Выставка «Ожившие пни»
( Дети рассматривают выставку.)
Ребята, посмотрите, какая красивая выставка, вот как обычные пни могут превратиться в сказочных героев. Зато как стало красиво и весело в лесу, а когда пни просто стоят, становится как-то грустно. Ребята, а почему люди рубят деревья? (Люди заготавливают дрова для того, чтобы топить дома, бани. Люди делают из деревьев мебель, бумагу, сувениры. Бывает, что дерево гибнет от старости.)
Можем ли мы обойтись без деревьев? (Нет, конечно.) Как же нам людям беречь деревья ?(Сажать деревья, не рубить без надобности, не ломать ветки, не вырезать на стволах деревьев никаких изображений.)
Педагог
А теперь загадки.
Русская красавица,
Всем нам очень нравиться.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (береза)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ель, сосна)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (дуб)
Молодцы, ребята, мы с вами отгадали правильно загадки, собрали шишки и листья. Осталось разобраться с картинками, сейчас мы их внимательно рассмотрим, а потом правильно разложим по конвертам.
Кейс - иллюстрация 1
- Ребята, что вы видите? (Мальчик палкой разрушает муравейник.);
- правильно ли поступает мальчик? (Конечно, нет, муравейники нужно защищать.);
- ребята, а как мы дети можем защитить муравейники? (Огородить муравейник небольшим забором или написать табличку «Берегите муравейники».);
- как вы думаете, что может произойти, если люди будут все время разрушать муравейники? (Муравьи – санитары леса. Их называют так, потому что они за лето уничтожают огромное количество погибших насекомых. Также они питаются вредными гусеницами, которые поедают растения. Если не будет муравьев, растительность будет гибнуть от вредителей.);
- ребята, вы молодцы и правильно все рассказали, в какой конверт мы положим эту картинку? ( В красный конверт.)
Кейс - иллюстрация 2
- Ребята, что вы видите? (Девочки ловят бабочек сачком и рвут цветы.);
- Ребята, правильно ли поступают девочки? (Девочки поступают неправильно, бабочки погибнут в неволе, а цветы высохнут.);
- А может быть у друзей девочки день рождение, и она хотела подарить букет? (Нужно сорвать совсем небольшой букет, а не рвать охапку цветов.);
- как вы думаете, что может произойти, если люди все время будут ловить бабочек и рвать огромное количество цветов ?( Бабочки и цветы исчезнут и не будут нас радовать.);
- ребята, в какой конверт мы положим эту картинку? ( В красный конверт.)
Кейс - иллюстрация 3
- Ребята, что вы видите? (Дерево, на котором прикреплен скворечник. Скворцы летают, кормят своих птенцов червяками.);
- правильно ли поступают люди, когда вешают на деревья скворечники? (Люди поступают правильно. Наши родители тоже прикрепляют скворечники весной на деревья.);
- как вы думаете, что может произойти, если люди не будут вешать скворечники? (Скворцы оказывают большую помощь людям - они съедают большое количество вредителей: гусениц, тлю и т.д. . Скворцы очень красиво поют и радуют людей.);
- ребята, в какой конверт мы положим эту картинку? ( В зеленый конверт.)
Кейс – иллюстрация 4
- Ребята, что вы видите? (Мальчик и девочка сажают дерево. Мальчик копает, а девочка поливает дерево.);
- ребята, правильно ли поступают мальчики? (Они поступают правильно, надо больше сажать деревьев.);
- как вы думаете, что может произойти, если люди не будут сажать деревья и цветы (Вокруг не будет красоты и зелени, надо обязательно сажать деревья, они очищают воздух от вредных газов, которые исходят от машин.);
- ребята, в какой конверт мы положим эту картинку? ( В зеленый конверт.)
Педагог
Вот и закончились картинки Лесовичка , с заданиями мы справились, молодцы! Конверты кладем под елочку и отправляемся в обратный путь. Но не забываем, что в детском саду нам надо сделать важное задание - эмблемы и памятки о том, как нельзя себя вести в лесу. Еще наши ребята подготовили очень интересное стихотворение об охране природы.
Дети (2) выходят и рассказывают стихотворение.
Лесные правила
1.Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки – не стрелять:
Ты пришел не убивать!
2.Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам – не враги!
Муравейник не топчи,
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек –
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг!
Тебе – спасибо!» ( Н. Рыжова)
Итак, собираем рюкзаки и отправляемся в обратный путь.
Звучит бодрая музыка. Дети маршируют под речевку.
«По солнышку по солнышку дорожкою лесной.
Иду по мягкой травушке я летнею порой.
Щебечут птички звонкие,
Порхают мотыльки,
Желтеют одуванчики,
Синеют васильки»
Рефлексия
Вот мы с вами и вернулись. Ребята, вам понравилось путешествовать?
Где мы с вами были? А что вам больше понравилось и запомнилось в нашем путешествии? Куда мы с вами отправимся в следующий раз?
Нас с вами ждет очень важное дело, которое поможет нам в охране природы. Мы с вами придумаем и нарисуем эмблемы, подготовим памятки, но это мы сделаем на другом занятии.
(Дети соглашаются.)
Список используемой литературы
Будже Т. Как помочь воспитателям перейти на новые методы работы с детьми/Т. Будже// Справочник старшего воспитателя.- 2017.- №10.- с. 6-11
Бондаренко Т.М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет : Практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж : Учитель, 2002 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 159 с.
Горькова Л.Г., Кочергина А.В, Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы)/Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html
Зинарева А.К. Кейс - технология для детей с нарушениями речи/ А.К. Зинарева// Логопед (изд. «Сфера»).- 2019.-№9.-с.98-103
Молькова Н.В. Весеннее путешествие/Н.В. Молькова//Ребенок в детском саду.- 2017.- №3.- с.12-14
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения/ С.Н. Николаева - М.: Просвещение, 2002- 144 с.
Калягина Ирина Владимировна