Разработка урока "Кот ворюга К.Г.Паустовский
Презентация к уроку "Кот ворюга"PPTX / 1.86 Мб
/data/files/i1713091419.pptx (Презентация к уроку "Кот ворюга")Предмет чтение
Класс 5
Тема урока: К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Цель:
Тип урока: Комбинированный
Задачи урока:
Образовательные: Познакомить с понятиями «юмористический рассказ», «юмор», с сюжетом рассказа – последовательным развитием основных событий, учить работать с текстом произведения, самостоятельно читать, анализировать, как события, происходящие с героем, влияют на его характер и дальнейшую жизнь.
Развивающие:
- содействовать формированию и развитию умения выражать свои мысли и чувства, способствовать развитию речи, памяти, мышления.
Воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.
Формируемые БУД:
Личностные: уметь выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.
метапредметные:
регулятивные – умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
познавательные – воспроизводить по памяти информацию. Читать в соответствии с нормами. Передавать свои впечатления от произведения.
коммуникативные – описать главного героя рассказа, точно передать его внешний вид, характер, поступки .
Методы обучения:
- словесные (беседа, фронтальный опрос);
- наглядные (презентация);
-поисковые (частично-поисковые);
-аналитический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальная, фронтальная, парная
Средства обучения: учебник, презентация, задания для работы в парах кейсы, рабочие листы .
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые БУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационно-подготовительный этап. | Настроение у нас – отличное, | Показывают | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний. | Введение в тему урока. Мы с вами закончили изучать раздел «О животных» - Вспомните, какие рассказы о животных мы уже прочитали? -Чему учат нас эти произведения? - Сегодня мы продолжим с вами разговор об отношении человека к животным. -И к концу урока вы назовёте мне слово, которое для многих людей является очень важным и значимым. Константин Георгиевич Паустовский - автор рассказа, с которым мы с вами сегодня познакомимся, также отмечал это качество среди всех других, дающих «право носить высокое звание – человек» Марк Твен писал. «Это то, что может услышать глухой и увидеть слепой», а Лев Николаевич Толстой назвал это качеством, которое он желал бы приобрести больше всех других. (На доске эпиграф к уроку - высказывание Л. Н. Толстого с закрытым первым словом) «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других» | Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка», Б.Житков «Про обезьянку, Асадов «Дачники»», А. Толстой «Желтухин» Любить природу, помогать животным, птицам, когда им трудно; заботиться о них. | Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Основной этап. Определение темы и цели урока. Артикулляционная гимнастика | Рассказ, с которым я вас познакомлю, написан от лица рассказчика, горожанина, приехавшего в небольшую деревушку. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, если разгадаете загадку: Отворилась тихо дверь, - Молодцы! Первое слово в заголовке - кот (Учитель открывает первое закрытое слово на доске, слышится мяуканье кота) -Ребята, вы слышите? Это герой рассказа спешит с вами встретиться. Давайте отгадывать дальше. Второе слово в названии рассказа мы сможем узнать, если вы правильно разгадаете ребус. Будьте внимательны! ( На экране ребус. После того, как обучающиеся назовут правильно слово, учитель открывает его на доске) Слайд 1 ВОРЮГА -Как вы думаете, о ком будет рассказ? Слайд № 2 -Сегодня на уроке мы продолжим работать с произведением Паустовского «Кот-ворюга». Прочитайте слова. Какие это слова. Вор, воришка, ворюга. -Что значит слово «вор», о ком так говорят? Тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. -Какой оттенок у слова воришка ? ( Воришка занимается мелкими кражами) -Какой оттенок у слова ворюга. (грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора) Ворюга – так презрительно говорят о том, кто совершает кражи (синонимы: грабитель, жулик) - Как вы думаете, почему кот стал вором? (приём антиципации - предугадывание) - Ну, что же, скоро мы проверим наши предположения. Кроме этого на уроке мы будем учиться анализировать произведение и оценивать поступки героев и, конечно же,определим главную мысль произведения. Также будем развивать технику чтения , а для того, чтобы вы читали красиво и правильно на уроке, давайте поработаем с Словарная работа. - Ребята, в рассказе вам встретились слова, значение которых для вас может быть непонятно. Работа со слайдами.4-7 1.Отчаяние 2.Кукан 3.Тесовая крыша 4.Плотица 5.Лаз 6.Шиворот 7.Подпалина | Формулируют тему урока. Входит кот Ответы детей. Дети читают слова. Ответы детей; однокоренные слова. Вор - тот кто крадет, берет чужое без разрешения. Ласковый. Грубый отрицательный. Ворюга – так говорят презрительно о том, кто совершает кражу. Ответы детей | Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследований. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Усвоение новых знаний и способов действий | Откройте учебник на странице 176 Беседа по прочитанному произведению (фронтальный опрос, выборочное чтение) Назовите, кто ещё является главными героями рассказа. - Автор, от лица которого ведётся повествование, его друг Рувим и сын деревенского сапожника Лёнька. - Почему автор рассказа и Рувим пришли в отчаяние? ( Они устали от проделок кота) - Найдите в тексте и зачитайте, что же такого страшного совершил кот. СЛАЙД 8 - А как выглядел кот? ( Бродяга и бандит, у которого разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста) - Что произошло с котом дальше? (попался) - Как это случилось? Прочитайте. - Кому поручили вытащить кота? ( Сыну деревенского сапожника Лёньке) - Почему позвали именно Лёньку? (Он славился бесстрашием и ловкостью) -Каким образом Лёньке удалось вытащить кота? (Он привязал к леске рыбу, и, дождавшись, когда голодный кот крепко вцепится в рыбу, вытянул его из подпола) - И в этот момент ребята впервые рассмотрели Ворюгу как следует. Найдите и прочитайте, как выглядел кот. (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.) СЛАЙД 9 -Что вы почувствовали, когда читали? (сочувствие) - Изменилось ли ваше отношение к коту? (жалко кота.) - Можем ли мы теперь объяснить бандитское поведение кота. Почему же он воровал? ( Так кот добывал себе еду, потому что его никто не кормил) -Так какое же решение приняли автор и Рувим? Наказали они кота? (По совету Лёньки они не стали наказывать кота, а накормили его досыта) - Как кот отблагодарил людей? (Кот перестал воровать) - Как вскоре стали называть кота? (Хозяином и сторожем) - Почему именно так? После какого случая кот стал сторожем? ( После того, как кот разогнал кур, которые в отсутствии хозяев забрались на стол и пытались склевать гречневую кашу) | Кот, Ленька, автор , Рувим , куры и петух ,Горлач. Ответы детей. Ответы детей. К.Г. Паустовский рассказал нам о том, что было в действительности) (Выслеживали, поклялись поймать кота, вздуть его за бандитские продение) Коту дали замечательный ужин. (понял, в чем причина его выходок (защитил) ( довольный, веселый, доверчивый, добрый) (доброта, жалость, он почувствовал, что теперь он не один, у него есть хозяин) (Изменило кота – добро людей | Познавательные: выделять существенную информацию из рассказа ребят, классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Личностные: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту. Познавательные: анализировать содержание произведения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка | Вот окошко распахнулось (разводят руки широко в стороны и опускают). Кошка вышла на карниз (имитируют мягкую, грациозную походку кошки). Посмотрела кошка вверх (поднимают голову, смотрят вверх), Посмотрела кошка вниз (медленно опускают голову, смотрят вниз). Вот налево посмотрела (медленно поворачивают голову влево), Проводила взглядом мух (вращение головой по кругу от левого плеча к правому), Хвостик свой она поймала, с ним немного поиграла (попеременно сцепляют руки за спиной) С боку на бок повернулась (поворот кругом) Лапками похлопала (хлопают), А потом потопала (топают). На хозяйку оглянулась (оглядываются) И назад домой вернулась (садятся за парты) | Активное выполнение. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление | Давайте поставим проблемный вопрос, который поможет нам понять, какой кот на самом деле - хороший или плохой. Ставится проблема: Как вы считаете? Кот ворюга или несчастный добрый кот? Кто считает, что кот- ворюга, бандит, хулиган - это 1 группа, обвинители. Кто считает, что это несчастный, добрый кот - это 2 группа, защитники. Группы обсуждают, ищут аргументы для подтверждения своего мнения. Один называет качества, другие зачитывают аргумент из произведения. Составляется таблица на доске. Как вы считаете, кот- ворюга или несчастный добрый кот? Работа с кейсами .2 команды Обвинители и Защитники
Каждая группа аргументировано сумела доказать своё суждение. -Ребята, что же, по-вашему, помогло коту измениться, стать другим? (На экране схема) Написав этот рассказ, К. Паустовский хотел, чтобы мы его читатели, поняли одну очень важную мысль. Какую? Бережное отношение к окружающему миру Каким стал кот? (домашним) Как его назвали? сторож Что так его изменило? (отношение людей) -Придумайте другую кличку коту. Слайд - Давайте посмотрим схему. Подумайте и скажите, может ли эта схема работать в обратном направлении? Б родяга Хозяин Бандит Сторож - Когда так происходит? ( Когда люди бросают животных) - Вспомните, в каком произведении автор поднимает проблему брошенных на произвол судьбы животных? ( В стихотворении «Дачники» Э. Асадова ) - Кто же виноват в том, что на наших улицах появляются брошенные бездомные кошки и собаки? (Сами люди) - Как мы можем помочь животным? (Покормить, определить в приют для животных) Заполним рабочие листы в парах. Работа парами в Рабочих листах. | Дети в группах обсуждают и договариваются. Заполняют устно или письменно кейсы | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Личностные: применять правила делового сотрудничества. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
III.Заключительный этап. Итог. Рефлексия урока. | - Какова основная мысль рассказа? -Какой вывод вы для себя сделали после прочтения рассказов о животных. Вывод. Надо накормить бездомных животных Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них они станут нашими верными друзьями Жадность и воровство всегда будут наказаны «Наказание добротой»: кота наказали тем, о чем он давно мечтал, его накормили досыта впервые в жизни. (На доске эпиграф к уроку - высказывание Л. Н. Толстого с закрытым первым словом) «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других» (Л. Н. Толстой) Какое слово пропущено ДОБРОТА Мы в ответе за тех, кого приручили. Продолжите фразу: Сегодня на уроке… Я научился… Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его силах сделать грустное веселым, серое – ярким, злое – добрым. Помни об этом и твори добро, Человек! песня «Твори добро» | Быть чуткими и добрыми по отношению к окружающим (не только к бездомным животным), помогать тем, кто нуждается в помощи. Поднимает проблему доброго отношения к животным, если относиться к животным по –доброму, то они станут нашими верными друзьями. Животных надо любить ,ухаживать за ними, кормить и не обижать их , добрый поступок способен изменить даже характер. (ведь животные не виноваты в том, что они бездомные и голодные, поэтому и добывают себе пропитание воровством. Жадность и воровство всегда будут наказаны, но в рассказе произошло «Наказание добротой», кота наказали тем, о чем он давно мечтал накормили досыта впервые в жизни) Доброта и милосердие –великие вещи. А в роли кота-ворюги может оказаться любой человек. У каждого человека может быть плохая черта характера. Исправить ее можно не только наказанием, а ещё и сочувствием и добрым отношением. Подводят итог урока. | Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОЦЕНИВАНИЕ | Выставление оценок. | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание. | Раскрасьте кошек так, какими они должны выглядеть в добрых руках человека. | Запись домашнего задания. | Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. |
Кейс
Предмет: Чтение Класс: 5
Цель: Формирование умения оценивать жизненную ситуацию с точки зрения общепринятых норм и правил, анализа поступков.
Задачи: Способствовать воспитанию толерантного отношения к животным, воспитанию доброты и человечности.
Вид кейса: аналитический
Метапредметные связи: литература, психология
Домашнее задание: прочитать рассказ К.Паустовского «Кот ворюга»
Планируемые результаты: уметь выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Проблема: Как вы считаете. Кот ворюга или несчастный добрый кот?
Кто считает, что кот ворюга - это 1 группа, обвинители.
Кто считает, что это несчастный кот - это 2 группа, защитники.
Группы обсуждают, ищут аргументы для подтверждения своего мнения.
Один называет качества, другие зачитывают аргумент из произведения.
обвинители | защитники |
1 | Группа обвинители |
Вопросы для обсуждения | ответы |
Как выглядел кот ? Как его прозвали ? | Ухо разорвано, отрублен кусок грязного хвоста, потерявший всякую совесть . Кот бродяга, кот бандит. Ворюга. |
1.Почему люди пришли в отчаяние? | Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб |
2.Как кот сорвал рыбалку?) | (История с червями) Разрыл жестяную банку с червями |
3.Почему кота считали хитрым? | Хитрый, прятался так что никто его толком не видел |
4.Какие еще проделки кота узнали вы? | Стащил кукан с рыбой у деревенских ребятишек. Украл со стола кусок ливерной колбасы |
5.Согласны ли вы с выражением «Собака бывает кусачей Только от жизни собачьей» Ю. Мориц | Животные бывают злыми и недобрыми от плохой жизни . И кот у Паустовского был таким по этой причине. Животные не виноваты в том , что они бездомные и голодные, и поэтому они сами себе добывают пропитание воровством. От голода они становятся злыми и вредными ) |
2 | группа защитники |
Вопросы для обсуждения | ответы |
1.Почему кот воровал рыбу, мясо, сметану? | Был беспризорником ,приходилось доставать пищу самому |
2.Что сделал кот с червями? Как это его характеризует? | Добрый, разрыв банку с червями, сам не съел, а накормил кур до отвала. |
3.Почему кота можно назвать смелым? | Решился на отчаянный поступок. Смелый прыгнул с высокой березы. Кот отчаянно упирался, не хотел выпускать вкусную рыбу. |
4.Почему кот проявлял разные хитрости? | Был постоянно голодным |
5.Какие благородные поступки совершал кот? | История с курами |
6.Докажите что он стал ласковым и стал охранять дом | Кот ходил по дому … требовал благодарности. |
7.Объясните выражение «Мы ответственны за тех кого приручили» | Человек несет ответственность за домашних животных, заботится о нем, от человека зависит как будут жить эти животные. И животные отвечают добром |
Метод кейсов – это анализ конкретных учебных ситуаций, т.е. метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях:
-принятие решений; выявление, отбор и решение проблем;
-слушание и понимание других людей навыки групповой работы, оценка альтернатив;
-работа с информацией, осмысление деталей, описанных в ситуации;
- анализ и синтез информации и аргументов.
Метод относится к неигровым имитационным активным методам обучения. Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Рабочий лист
ученика(цы) ____ класса ___________________________ФИ_______________________________
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ
опиши главного героя
ЖАНР
__Рассказ_
НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
КОТ ВОРЮГА
АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Константин Георгиевич Паустовский
ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ЧЕМУ УЧИТ РАССКАЗ
Выбери подходящую к рассказу пословицу, объясни ее значение.
смысл
Восстанови правильную последовательность событий
Совет Лёньки.
Грабёж средь бела дня.
Благородный поступок.
Кот попался.
Кот – бродяга и бандит.
Выпиши юмористическое из рассказа
19