Конспект урока по предмету музыка в младших класссах «Путешествие в оркестровую яму»
Конспект урока по предмету музыка в младших класссах «Путешествие в оркестровую яму»
Цель: знакомство учащихся с инструментами симфонического оркестра.
Задачи:
изучение групп музыкальных инструментов
распознавание звучания музыкальных инструментов на слух
развитие интереса к инструментам симфонического оркестра.
Оборудование:
рояль
компьютер
мультимедиа-проектор
Ход мероприятия.
Учитель: Ребята, cегодня мы с вами совершим музыкальное путешествие. Нам предстоит побывать в необычном месте – оркестровой яме. А кто из вас знает, что это за волшебное место? (это такое место в театре, где размещается оркестр)
Слайд №1.Оркестровая яма
Действительно, оркестровая яма – это углубленное помещение перед сценой, предназначенного для размещения оркестра. Сегодня мы познакомимся с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Наверняка вы все уже были в театре или ходили на концерты инструментальной музыки? (отвечают, на какие концерты ходили)
– А какой оркестр называется симфоническим? (коллектив музыкантов, исполняющих произведение для симфонического оркестра)
Слайд №2. Симфонический оркестр
Учитель: Совершенно верно! Следует отметить, что слово «оркестр» - греческого происхождения. В Древней Греции «орхестрой» называлась площадка для танцев. На ней располагался хор, который исполнял важную роль в древнегреческой трагедии. Позднее хор сменили музыканты, сопровождавшие спектакль игрой на музыкальных инструментах.
Современный симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, играющих произведения, написанные специально для данного состава инструментов. Прослушайте отрывок из Пятой симфонии Бетховена.
Звучит музыка
Учитель: Итак, какие же инструменты входят в состав симфонического оркестра? (ученики отвечают)
– Симфонический оркестр состоит из четырех групп инструментов: струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные.
Слайд №3. Группы инструментов
Учитель: Главными в симфоническом оркестре являются струнные смычковые инструменты. Как вы думаете, какие инструменты входят в эту группу? (ответы)
В эту группу инструментов входят:
Скрипки – высокие инструменты
Альты – средние
Виолончели – низкие
Контрабасы – очень низкие.
Слайд № 4. Изображения струнных инструментов
Учитель: Давайте послушаем произведения, в которых используется звучание струнных инструментов.
Прослушивание: К. Сен-Санс «Лебедь», Н. Паганини Концерт для скрипки с оркестром №4 (отрывок), Й.Гайдн симфония «Утро» (соло контрабаса), Адан балет «Жизель» (отрывок, соло альта). (Разговор о тембре каждого инструмента и разнице в звучании).
Учитель: Следующая группа – деревянные духовые инструменты. Какие инструменты входят в эту группу? (ответы)
К ним относятся:
Флейта – высокий инструмент
Гобой – средний
Кларнет – низкий
Фагот – очень низкий
Слайд № 4. Изображения деревянных инструментов
Прослушивание: Григ «Утро», П.Чайковский балет «Лебединое озеро» (соло гобоя), Рахманинов симфония №2 II часть (отрывок, соло кларнета), Прокофьев «Петя и волк» (отрывок, соло фагота. (Разговор о тембре каждого инструмента и разнице в звучании).
Учитель: Следующая группа – медные духовые инструменты. К ним относятся:
Труба – высокий инструмент
Волторна – средний
Тромбон – низкий
Туба – очень низкий
Слайд № 4. Изображения медных инструментов
Прослушивание: П.Чайковский Симфония №5, II часть (соло валторны), Р.Вагнер антракт к III действию оперы «Лоэнгрин» (соло тромбонов), Мусоргский «Быдло» из цикла «Картинки с выставки» (соло тубы), Скрябин симфония №3 (соло трубы). (Разговор о тембре каждого инструмента и разнице в звучании).
Учитель: Группу ударных инструментов можно разделить на две подгруппы. В первую входят инструменты, имеющие определенную высоту звучания: литавры, колокола, ксилофон и др. Во вторую подгруппу входят инструменты, не имеющие определенной высоты звучания: большой и малый барабан, бубен, тарелки, кастаньеты и др.
Слайд № 4. Изображения ударных инструментов
Прослушивание: Равель «Болеро» (малый барабан), Глинка «Арагонская хота» (кастаньеты), Гайдн симфония № 103 (литавры), Сен-Санс «Пляска смерти» (ксилофон). (Разговор о тембре каждого инструмента и разнице в звучании).
Учитель: Итак, мы познакомились с основными четырьмя группами инструментов симфонического оркестра. Нередко в состав оркестра входят дополнительные инструменты: рояль, арфа, челеста, орган и некоторые другие разновидности деревянных духовых и медных инструментов.
Слайд № 4. Изображения дополнительных инструментов
Учитель: Давайте послушаем, как звучат некоторые из этих инструментов.
Прослушивание: Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» (челеста), Бах Токката и фуга ре минор (орган), Бах прелюдия и фуга До-мажор из I том ХТК (клавесин).(Разговор о тембре каждого инструмента и разнице в звучании).
Учитель: За несколько веков музыкальная практика выработала несколько типов симфонического оркестра. Во-первых, концертный оркестр. Он располагается на возвышенно эстраде в зале, и мы, сидя на своих местах, постоянно видим и оркестр, и его руководителя. А как называют руководителя оркестра? (дети отвечают дирижер)
Слайд №5. Дирижер
– Совершенно верно! Руководитель оркестра – это дирижер. Кстати, дирижер не всегда выходил на сцену с дирижерской палочкой. Еще в XVII веке он дирижировал нотами, свернутыми трубкой, - это орудие называлось харта. А бывало, подавал знаки платочком – в духе галантного времени. Маленькая, изящная палочка в руке дирижера появилась лишь в начале XIX века.
– Помимо концертного симфонического оркестра есть еще и оперный. Это как раз тот оркестр, который сидит в оркестровой яме. Кроме того, в наши дни, есть еще оркестры радио, телевидения, кино. Чаще всего они нам не видны, так как располагаются в особых студиях, порой за тысячи километров.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, имеет ли значение, как рассаживаются музыканты в оркестре? (дети отвечают).
Давайте посмотрим на расположение музыкальных инструментов в симфоническом оркестре.
Слайд №6. Схема расположения музыкальных инструментов в оркестре.
Учитель: Музыканты в оркестре располагаются веерообразно, это нужно для того, чтобы каждый из них хорошо видел дирижер, место которого в центре. Впереди помещены инструменты с более тихим звучание, какие? (дети отвечают, струнные). А почему духовые помещают сзади? (дети отвечают)
– Такое расположение музыкантов позволяет добиваться равномерного звучания всего оркестра.
Подведение итогов.
Учитель: Ну что, ребята, вот и закончилось наше небольшое путешествие в страну музыкальных инструментов и симфонического оркестра. Что вы узнали на сегодняшнем уроке? Что вам понравилось? На каком инструменте вы бы хотели научиться играть? (дети отвечают)
Учитель: Дома я предлагаю вам составить кроссворд, ключевое слово которого будет ОРКЕСТР. А на следующем уроке мы разгадаем ваши кроссворды и выберем того, у кого будут самые интересные и сложные вопросы.