12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степаненко Валентина Ивановна3087
Преподаю в начальных классах. Имею образование психолога. Стаж работы - 50 лет. Категория - высшая. Обладатель Президентского Гранта в 2015 году.
Россия, Карелия респ., лахденпохья
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»






Конспект урока по русскому языку

Тема: «Путешествие в природу Карелии

на уроке русского языка»

3 класс (УМК «Школа России»)




Разработала

учитель начальных классов

МКОУ «ЛСОШ»

Степаненко В. И.









2019 – 2020 учебный год


Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.

Цели урока:

- развивать в детях умение распознавать ранее изученные части речи, умение сравнивать, сопоставлять и обобщать;

- развивать зрительное восприятие, воображение, развивать речь учащихся, внимание;

- развивать навык работы в паре

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие. У нас сегодня гости на уроке.  Давайте, представимся им, расскажите о себе:

- Я - целеустремлённый и настойчивый человек, довожу начатое до конца.

- Я - ….

II. Самоопределение к деятельности:

- Прочтём тему нашего урока, отгадав загадки. А отгадки запишем в кроссворд. Тема урока будет спрятана в первом столбике. Обратите внимание, ответы  связаны с природой Карелии.









 





 






 







 




 







 








 













 




1.Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины — ... (Черника)

2. Примета такая вам пригодится:                                                                                                       Счастье тому, у кого он селится.                                                                                             Гнёзда он вьёт на дому иль столбе,                                                                                                  В клюве он носит детишек семье. (Аист)

3. Вот так дерево! Иголки
подлиннее, чем у ёлки!
Но на ёлочку похоже –
зелено всё время тоже. (Сосна)

4. Неповоротлив он на суше,
Зато в воде спортсмен милуша.
Нырять он может целый день...
Как все зовут его? ...(Тюлень)

5. Она всегда вдоль рек растёт.                                                                                                         О ней все много песен знают.                                                                                                             За то, что клонит ветви вниз                                                                                                                Её плакучей называют. (Ива)

6. Дрозд, снегирь, другая птица,
Могут ею угоститься,
Как усилится мороз,
Возрастёт на пищу спрос. (Рябина)

7. Ягода чёрная — да не черника,                                                                                                       Куст колючий — да не малина. (Ежевика)

8. Словно снежный шар бела,                                                                                                          По весне она цвела,                                                                                                                  Чудный запах источала.                                                                                                                        А когда пора настала,                                                                                                                            Мигом сделалась она                                                                                                                       Вся от ягоды черна. (Черемуха)

9. Я – травянистое растение                                                                                                               С цветком сиреневого цвета.                                                                                                           Но переставьте ударение                                                                                                                      И превращаюсь я в конфету. (Ирис)

Ч

Е

Р

Н

И

К

А

 

А

И

С

Т

 

С

О

С

Н

А

 

Т

Ю

Л

Е

Н

Ь

 

И

В

А

 

Р

Я

Б

И

Н

А

 

Е

Ж

Е

В

И

К

А

 

Ч

Е

Р

Ё

М

У

Х

А

И

Р

И

С

 


- Новая это для вас тема или нет?

- Сегодня мы постараемся вспомнить всё, что мы уже знаем о частях речи, эти знания нам потребуются на следующих уроках. А начнём мы наш урок с решения Филворда –это разновидность кроссворда.

III. Работа по теме урока. Задание 1. Филворд «Части речи» (индивидуальная работа)

- На парте  у каждого на парте лежат  филворды, попробуйте ответить на все вопросы. Слова читаются или слева направо, или справа налево.


К

А

М

Т

Е

И

Н

Е

М

И

О

Т

С

Е

М

С

У

Щ

Е

С

Т

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

О

Е

Г

Л

А

Г

О

Л

Е

О

В

С

Л

Д

Й

В

Ф

П

П

Р

Г

Ш

Щ

А

О

Ь

Ю

С

О

Ю

З

А

З

Г

Ч

И

С

Л

И

Т

Е

Л

Ь

Н

О

Е

Н

В

П

Н

Р

О

Л

Ш

П

Р

Е

Д

Л

О

Г

О

Ч

А

С

Т

И

Ц

А

Л

Ь

Ю

П

М

С

В

Л

У

Е

О

Н

Ь

Л

Е

Т

А

Г

А

Л

И

Р

П


- Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. (Местоимение)

- Эта часть речи отвечает на вопросы кто? или что? (Существительное)

- Это часть речи, которая обозначает действие предмета (Глагол)

- А, И, НО – в предложение это - …(Союз)

- Это часть речи, к  которой относятся такие слова, как пять, первый, десять, второй (Числительное)

- Служебная часть речи, служащая для связи слов в предложении (Предлог)

- НЕ  – это какая часть речи? (Частица)

- Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? и т.д. (Прилагательное)

К

А

М

Т

Е

И

Н

Е

М

И

О

Т

С

Е

М

С

У

Щ

Е

С

Т

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

О

Е

Г

Л

А

Г

О

Л

Е

О

В

С

Л

Д

Й

В

Ф

П

П

Р

Г

Ш

Щ

А

О

Ь

Ю

С

О

Ю

З

А

З

Г

Ч

И

С

Л

И

Т

Е

Л

Ь

Н

О

Е

Н

В

П

Н

Р

О

Л

Ш

П

Р

Е

Д

Л

О

Г

О

Ч

А

С

Т

И

Ц

А

Л

Ь

Ю

П

М

С

В

Л

У

Е

О

Н

Ь

Л

Е

Т

А

Г

А

Л

И

Р

П


- Эти знания нам помогут  в следующей игре.

Задание 2. Игра «Путаница» (работа в паре).

          Часть речи.

Вопросы.

Что обозначает?

Имя существительное.

Сколько? Который?

Действие предмета.

Имя прилагательное.

Что делает?

Предмет.

Глагол.

Кто? Что?

Указывает на предмет, но не называет его.

Имя числительное.

Какой? Какая?

Количество предметов и указывает на порядок при счёте

Местоимение

Кто? Что?

Признак предмета.

Задание 3. Распределите слова в три группы, записывая их в столбики: 1) имена существительные; 2) имена прилагательные; 3) глаголы.

Грибы

Без грибов трудно представить себе природу Карелии. Среди редких берёз прячутся в траве крепкие боровики. Розовеют мокрые сыроежки. Краснеют нарядные мухоморы. В ельнике растут скользкие грузди. На низких пнях жмутся друг к дружке опята на тоненьких ножках.

Имена существительные

Имена прилагательные

Глагол




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 4. В конвертах разного цвета задания разной сложности. Каждый возьмет задание из конверта того цвета, которое он сможет выполнить.

1 уровень: Найти в тексте  существительные и подчеркните их

                                                         Заповедник «Кивач».                                                                                                                                      Лес – основное богатство заповедника. Здесь растут ель, сосна, карельская берёза, осина, вяз, чёрная ольха. Очень богат животный мир заповедника. Здесь водятся бурые медведи, белки, зайцы, лисицы, рыси, куницы, росомахи.

2 уровень: Составь словосочетания существительное  + прилагательное, используя содержание текста.

Лось

Лось очень крупное животное с ветвистыми рогами. Он любит полакомиться молодыми ивами. Любит свежую траву и молоденькие осиновые веточки. Лось сильное животное, его боятся и волки, и даже медведи.   Лось отличный пловец.

Животное (какое?) ________________________

Рогами (какими?)________________________

Ивами (какими?)_____________________________

Траву (какую?)____________________________

Веточки (какие?)____________________________

Пловец (какой?)____________________________

3 уровень Вставьте пропущенные слова. Определите часть речи.

Приезжай в Карелию,                                                                                                                           Край озер и рек!                                                                                                                             Всё_____________зеленью,                                                                                                                Не забудешь век!                                                                                                                                   Елочки______________________                                                                                                       Здесь растут кругом.                                                                                                             ___________________белоствольные                                                                                               Склонились _________ручьем.                                                                                                           Отдохнуть от шума и от суеты                                                                                                 Лучше в мире места                                                                                                                             Тебе и не найти!!!

Слова для справок: Берёзки, зелёные, покрыто, над.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

 Мы живём в удивительном крае. Многие мечтают побывать в Карелии. Карелия – это край бескрайних лесов, синих озёр и древних камней, белых ночей, загадочных явлений и уникальных памятников старины. Давайте будем беречь природу!

Что вам сегодня понравилось на уроке?

Что было трудно делать? Какое упражнение понравилось больше всего?

Спасибо за урок!!!




Приложение. Я буду вам называть слова, ваша задача - определить к какой части речи они относятся и записать её название в кроссворд.







1.















2.



















3.












4.




















5.


















6.

















7.



















8.












9.


















Первый, второй, пять, десять, двадцать.

Бежать, смеяться, дружить, хлопать, стоять.

А, И, НО.

Берёза, ромашка, солнце. камень.

Красивый, здоровый, веселый, жёлтый, быстрый.

Весело, вокруг, высоко, глубоко.

В, по, на, за, из.

НЕ – это…

Я, ты, он, она.






1.Ч

И

С

Л

И

Т

Е

Л

Ь

Н

О

Е




2.Г

Л

А

Г

О

Л














3.С

О

Ю

З









4.С

У

Щ

Е

С

Т

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

О

Е






5.П

Р

И

Л

А

Г

А

Т

Е

Л

Ь

Н

О

Е




6.Н

А

Р

Е

Ч

И

Е











7.П

Р

Е

Д

Л

О

Г













8.Ч

А

С

Т

И

Ц

А






9.М

Е

С

Т

О

И

М

Е

Н

И

Е









Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (3)

Степаненко Валентина Ивановна, 16.10.19 в 23:32 2Ответить Пожаловаться
Некоторые задания заимствованы у коллеги Булашовой Л. П.
Ивлиева Наталия Алексеевна, 17.10.19 в 05:23 1Ответить Пожаловаться
Валентина Ивановна, рада Вас "видеть"! Спасибо за интересный урок!
Степаненко Валентина Ивановна, 17.10.19 в 19:13 0Ответить Пожаловаться
Спасибо , Наталия Алексеевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.