Урок русского языка в 3 классе «Обобщение знаний о глаголе» (УМК «Школа России»)
Предмет: русский язык Класс: 3 УМК: «Школа России»
Тема урока: Обобщение знаний о глаголе
Цель урока: организация деятельности учащихся, направленная на обобщение и систематизацию знаний по теме «Глагол».
Задачи урока:
Личностные: 1) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
4) формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.
Метапредметные: 1) развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
2) развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД)
Предметные: 1) развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
2) освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
3) овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
Ход урока
I. Организационный этап:
- Добрый день всем. Ребята, сегодня у нас гости, повернитесь к ним, пожалуйста, лицом и поприветствуйте.
Читает ученик
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам вас сегодня встречать.
Ну что же, не будем зря время терять.
- Продолжите предложения:
Уроки русского языка нужны для того, чтобы……
Я хочу научиться писать грамотно для того, чтобы…..
- Приступаем к работе.
- Какое сегодня число?
- Какие орфограммы услышали?
- Красиво запишите число в тетрадь.
- Подчеркните орфограммы.
II. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей урока.
1) Создание проблемной ситуации (прием перепутанной логической цепочки):
- Восстановив логическую цепочку, попробуйте определить тему урока.
Часть речи – в предложении бывает – время – обозначает – самостоятельная – изменяется – сказуемое – что делать? – что сделать? – действие предмета – отвечает – род – число – вопросы.
(Логическая цепочка в восстановленном виде: Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?», изменяется по числам, временам, и в прошедшем времени по родам, в предложении бывает сказуемым).
- О какой части речи говорится?
- Это часть речи – глагол. На уроках русского языка мы много говорили о ней, многому научились.
2) Постановка целей урока:
- Как вы думаете, какова цель урок сегодня?
- Сегодня мы обобщим и систематизируем наши знания о глаголе. Что нам на уроке можно сделать, чтобы вся информация легко запоминалась?
III. Обобщение и систематизация знаний о глаголе:
- Попробуем создать кластер, в котором будет собран весь материал. У каждого человека есть свой облик, портрет. Предлагаю назвать наш кластер «Морфологический портрет глагола». Согласны? Обобщать знания о глаголе будем по следующим направлениям: грамматическое значение, начальная форма, морфологические признаки, синтаксическая роль.
- Сейчас вы будете работать с партнером по плечу, т. е. в паре. Время для выполнения работы 3 минуты. Повторим правила работы.
Правила работы в паре
Говорим вежливо.
Называем собеседника по имени.
Говорим по очереди, не перебивая друг друга.
Внимательно слушаем собеседника.
Чётко высказываем своё мнение.
Уважаем мнение собеседника.
Соблюдаем порядок на парте.
(Пара, выполнившая задание первой, переносит его на доску. Остальные желающие по очереди выходят и дополняют запись. Затем один ученик рассказывает о глаголе с опорой на кластер)
- Посмотрите, как много мы уже знаем об этой части речи. Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.
- Оцените свою работу в паре.
- Мы проделали большую научную работу, систематизировали наши знания. Пора и отдохнуть.
Минутка релаксации:
Глагол любит действовать, мы тоже сейчас будем это делать.
«Встать по пальцам» - 2 раза
Исходное положение: все сидят; педагог, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и, сосчитав вслух до трех, произносит: «Замри!» и поворачивается к ученикам. В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько было показано пальцев.
- Какое действие выполняли?
«Дружное эхо»
На ритмический рисунок учителя класс отвечает дружным эхом.
- Какое действие выполняли сейчас?
3) А сейчас давайте перенесем свой взгляд на изображенные перед вами картинки (на доске прикреплено 6 картинок лиц с четко выраженным настроением радости, грусти, доброты и т. д.), покажем эти эмоции на своем лице и с помощью глаголов назовем настроение, которое вы видите на этих ярких “ лицах”. (последнее лицо доброе )
(Радуется, смеётся, хмурится, плачет, улыбается, сердится )
- С таким настроением я предлагаю продолжить нашу работу
IV. Применение знаний в новой ситуации:
1) «Поймай орфограмму»
Выгоним, рисует, почистим, сажаем, теряет, несет, заговорим, прибежим, синеет.
– Запишите в тетрадь эти слова, подчеркивая орфограммы и выделяя часть слова, в которой она находится.
- Предложите, какое ещё задание можно выполнить с этими глаголами?
– По самостоятельно выбранным признакам разделите их на 2 группы и запишите в 2 столбика. (Глаголы настоящего и будущего времени, единственного и множественного числа, орфограмма в корне и приставке, проверяемая и непроверяемая орфограмма)
Обсуждение работы: – звучит музыка, ученики, молча, смешиваются, двигаясь по кабинету.
- Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и карандаши. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшим к вам учеником и рассказать друг другу, по какому признаку вы разделили слова. Если возникли разногласия, поднимаете руки, я к вам подхожу, и мы обсуждаем вместе. (Звучит музыка 2 раза)
- По какому основанию (признаку) вы разделили эти слова?
1. По временам.
3. По составу.
4. По орфограмме в корне.
5. По числам
- Разбор одного из глаголов по составу.
2) Работа по карточкам
- Послушайте текст. Что вы о нем думаете о нем?
- В текст добавить глаголы, превратив «карандашный набросок» в «цветной рисунок».
- Подчеркните в каждом предложении подлежащие и сказуемое. Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо.
Апрель. Яркое со…нце. Длинные сосул…ки. На р…ке ле… . На пригорках и около д…рев…ев з…мля. У кудрявой бере…ки листоч…ки.
(Наступает апрель. Светит яркое солнце. Тают длинные сосульки. На реке треснул лед. На пригорках и около деревьев показалась земля. У кудрявой березки распустятся листочки.)
Слова для справок: наступить, светить, греть, таять, появиться, треснуть, показаться, распуститься.
Приём: 5 + 30 секунд (первые 5 человек выходят к доске, по выбору детей 2 зачитывают свои работы)
- Оцените работу одноклассников.
- Какая часть речи оживила картинку?
- Почему именно они?
- Каким членом предложения являются глаголы?
- Выполнить морфологический разбор одного из глаголов.
V. Рефлексия
- Какова была тема урока?
- Какую задачу ставили?
- Удалось ли решить задачу?
- Какие же у нас получились результаты?
- На доске «Лестница успеха». Проанализируйте свою работу на уроке и прикрепите стикер на определенной ступеньке: на первой ступеньке – не все знаю о глаголе, трудно было выполнять задания; на второй – понял , усвоил частично, кое-что вызвало затруднения; на третьей– всё понял, было легко выполнять задания.
- Прочитайте фразы, найдите в них глаголы:
- Урок привлек меня тем, что...
- Урок показался мне интересным…
- Урок заставил меня задуматься …
- Урок навел меня на размышления…
- Сегодня мне было ещё сложно…
- Я хочу дать совет….
- Я хочу поблагодарить ….
- Выберите одну фразу и продолжите ее.
Домашнее задание: нарисовать портрет глагола и составить рассказ об этой части речи.
- Наш урок, ребята, я хочу закончить словами: “Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным. А в жизни всегда есть чему учиться, и человек, который много знает, многое может”.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Голдина Лилия Вильевна
Зарипова Наталья Леонидовна