Урок русского языка в 3 классе «Приставка, ее роль в слове» (УМК «Школа России»)
Учитель – Чухланцева Евгения Юрьевна, учитель начальных классов муниципального казенного общеобразовательного учреждения «основная общеобразовательная школа села Благословенное имени Героя Советского Союза Георгия Дорофеевича Лопатина»
Название работы – урок русского языка по теме «Приставка, ее роль в слове»
Цели и задачи – Организовать учебную деятельность детей по закреплению темы «Приставка», в процессе практической работы совершенствовать правила правописания приставок, формировать умение применять на практике правила правописания приставок.
Развивать орфографическую зоркость, познавательную активность, творческую фантазию, интерес к русскому языку.
Воспитывать и формировать самостоятельность, умение работать в коллективе.
Аннотация – урок построен по УМК «Школа России», учебнику Т.Г.Рамзаевой. В ходе урока учащиеся повторяют правила написания приставок, повторяют признаки приставок, их образование и основные особенности через продуктивную деятельность.
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык | |
Класс | 3 | |
Тема урока | «Приставка, её роль в слове» | |
Тип урока | Урок закрепления | |
Цель | Организовать учебную деятельность детей по закреплению темы «Приставка», в процессе практической работы совершенствовать правила правописания приставок, формировать умение применять на практике правила правописания приставок. Развивать орфографическую зоркость, познавательную активность, творческую фантазию, интерес к русскому языку. Воспитывать и формировать самостоятельность, умение работать в коллективе. | |
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
- закрепление и коррекция изученных способов образования приставок; - совершенствовать правила правописания приставок; - формирование компетенций о приставках и ее роли в слове. | Личностные: - осознание алгоритма учебного действия; - способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности; - уметь работать в заданном темпе; - принимать учебные цели, проявлять желание учиться. - воспитание дружеских качеств; - признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. Метапредметные Регулятивные: - постановка темы и учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено; - освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; - планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; - прогнозирование результата деятельности; - формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Познавательные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей; - поиск и выделение необходимой информации; - осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; - формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации; - выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов действий и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; - преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую). Коммуникативные: - формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; - принимать на себя ответственность за результат своих действий; - наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их; - умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации с нормами родного языка; - умение формулировать точку зрения; - умение аргументировать свою точку зрения; - умение определить общую цель и пути ее достижения; - умение ориентироваться на точку зрения других, отличную от своей; - умение работать в паре, группе; - умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих в ходе решения совместной учебной задачи; - определение уровня познавательных действий. | |
Основные понятия | Приставка. | |
Межпредметные связи | Литературное чтение. | |
Ресурсы: - основные -дополнительные | Мультимедийное сопровождение урока «Приставка, ее роль в слове». Выход в сеть Интернет «Образовательные тесты» - http://testedu.ru/. Видеофрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков» - http://youtube.com/. Маршрутные листы. | |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа, самостоятельная работа. |
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: подготовить детей к работе на уроке, проверить подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организовать внимание класса к работе на уроке, включить в учебный ритм, создать у учащихся положительный, эмоциональный настрой. Метод: создание положительного настроя на учебную деятельность. Форма работы: фронтальная. | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. - Я, рада, что у вас хорошее настроение – это залог успеха в любой работе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Откройте тетради и запишите дату и классная работа. Просмотр видеофрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» (общее время мультфильма 19.06, берется фрагмент от 13.28. до 16.37. – 3 минуты 09 секунд). - Какие мысли вас посетили, когда вы смотрели фрагмент мультфильма? | Готовятся к работе. Проговаривание девиза «У нас сегодня все получится». Обсуждение фрагмента. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: логическое внимание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний. Цель: закрепить полученные знания по изученным темам. Форма работы: фронтальная, в паре, индивидуальная. | Подготовимся для плодотворной учебной деятельности. | 2 ученика работают в паре за компьютером с тренажером в сети Интернет. http://testedu.ru/test/ (русский язык). Тренажер по теме «Орфограммы», 1 страница. 1 ученик работает у доски: разобрать слово «перестройка» по составу. 1 ученик работает у доски: звукобуквенный анализ слова «осинка». 1 ученик работает у доски: Определить части речи у слов и доказать. Любовь к родине начинается с семьи. Остальные учащиеся: Фронтальная работа – словарный диктант: учащиеся записывают слова и проговаривают написание букв. | Личностные: - уметь работать в заданном темпе; - принимать учебные цели, проявлять желание учиться. - воспитание дружеских качеств; - признавать собственные ошибки. Регулятивные: - соотнесения того, что уже известно и усвоено; - проявлять инициативность и самостоятельность; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: - формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; - принимать на себя ответственность за результат своих действий; - наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их; - умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации с нормами родного языка; - умение формулировать точку зрения; - умение аргументировать свою точку зрения; - умение ориентироваться на точку зрения других, отличную от своей; - умение работать в паре, группе. |
Постановка учебной задачи. Цель: учить определять тему урока по заданному заданию, ставить цели по достижению понимания и осознания темы урока, формирование УУД. | Создает проблемную ситуацию: - Ребята на доске записаны слова, определите тему урока. С.асибо, чё.ный, пом.дор, ру.кий, крес.ьяне, р.бота, дере.ня, тра.тор, к.р.нд.ш. Слайд 1. - В какой части слова пропущены буквы? - Что вы знаете об этих словах? - Это новая тема? - А, что вы уже знаете о приставке? - Какая проблема будет выполняться на уроке? - Какие учебные цели мы поставим перед собой? - Что вы хотите конкретно узнать на уроке по этой теме еще? 1. Как правильно писать приставки? 2. Как найти приставки в словах? 3. Выделить главные признаки приставки? 4. Узнать роль приставки в словах. Слайд 2. - Как будем реализовывать план? -Попробуйте спрогнозировать ваш результат учебной деятельности? - На, что надо вам обратить внимание, чтобы все у вас получилось? - У вас на парте у каждой группы маршрутные листы. В течение урока по определенным заданиям вы при совместном обсуждении запишите основные правила правописания приставок и их роль в слове. - Ребята, по каким критериям вы будете себя оценивать на уроке? - У нас на уроке будет работать главный эксперт (выбирается 1 ученик из класса). Его задача подвести главный итог по теме урока. | Отгадывают пропущенные буквы и определяют тему урока. Самостоятельно формулируют тему урока. Приставка. Высказываются полными ответами. Правописание приставок. Ставят учебные цели, выявляют место и причины затруднений, которые могут возникнуть на уроке, прогнозируют свой индивидуальный результат. План работы на урок. Прогнозируют свою деятельность. Быть внимательными, думать, наблюдать, находить, правильно писать, строить выводы. 1.Грамотное написание. 2.Точные и полные ответы. 3.Самостоятельность. | Регулятивные: целеполагание; постановка темы и учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено; освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; прогнозирование результата деятельности. Коммуникативные: постановка вопросов; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Познавательные: общеучебные – формулирование цели; формирование умения использовать логические операции; логические – формулирование проблем, прогноз деятельности. |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать деятельность учащихся на поиск решения проблемы, стоящей перед уроком, нацелить на познавательную активность через прием создания проблемной ситуации. Метод: проблемный. Форма работы: групповая. | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемы. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Послушайте сказку о приставке (читает выразительно). Работа в группах. 1 задание: Перед вами газета «Октябрьские зори». Прочитайте текст на 1 странице. Определите о чем он. Найдите 5 слов с приставками, запишите их в тетрадь. Докажите, что это приставки. Обсуждение задания. - Сделайте вывод, как найти приставки в словах? - Какой пункт плана мы выполнили? 2 задание: Найди лишнее слово. На доске: зашёл, забег, запад, заход (запишите слова – выделите приставку). Докажи. Заполните маршрутные листы. - Какой вывод вы можете сделать? - Какой пункт плана мы выполнили? ФИЗМИНУТКА (Проведите глазами вперед и назад по синей линии, проведите глазами вперед и назад по красной линии, проведите глазами вперед и назад по желтой линии). 3 задание: Соотнеси схему со словом. Ходики Подснежник Подружка Книжный Подводный Рассказы Лиса Переходы Столы Заполните маршрутные листы. Подведем итог работы. Работа по учебнику, чтение правил, обсуждение понимание темы. Стр. 138-139. - Какой пункт плана мы выполнили? - В чем сходство и различие приставки и предлога? - Для чего нужна приставка? Вывод главного эксперта. | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки. Доказывают выбранные слова с приставками. Делают вывод. Анализируют, рассуждают. Ответы учащихся. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Познавательные: логические – анализ, сравнение объектов с целью выявления признаков. Личностные: уметь работать в заданном темпе; уметь формулировать точку зрения, делать выводы. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: сформированность предметных УУД. | Организует самостоятельную деятельность учащихся по закреплению темы урока. Задание: выберите к слову светить однокоренные (родственные слова) с образованием приставок. Выявляет уровень знаний. Сличение с эталоном. Слайд 3. Взаимооценка. Организует деятельность по выполнению домашнего задания. Д\З стр. 138-139, правило На выбор: 1.упр.329; 2.сочинить стихотворение, где встречаются приставки и доказать их роль; 3.составить синквейн по теме урока. Слайд 4. Цель: закрепить предметные УУД по теме «Приставка, ее роль в слове». Критерии успешного выполнения домашнего задания: - внимательно прочитать задание; - вспомнить материал, который изучили сегодня на уроке. | Самостоятельное выполнение задания. Взаимопроверка, сличение с эталоном. | Личностные: - осознание алгоритма учебного действия; - способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности; - уметь работать в заданном темпе; - признавать собственные ошибки. Метапредметные Регулятивные: - планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; - формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; - преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристики объекта. Коммуникативные: - формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; - принимать на себя ответственность за результат своих действий; - наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. |
Рефлексия. Цель: учить проводить рефлексию собственной деятельности на уроке, определять степень знания и незнания. | Организует рефлексию. - Где в жизни встретится тема урока? - Какие учебные цели вы выполняли? - Что для вас было трудным на уроке? - Что усвоили хорошо? - Получилось ли у вас все на уроке? - Над чем надо еще поработать? - О чем расскажите дома родителям? - Кого из учеников вы похвалите за урок и за что? - По выбранным критериям поставьте итоговую самооценку за урок на доске. Спрашивает некоторых учащихся, почему оценили себя так за урок? Аргументировано оценивает некоторых учащихся. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности в целом за урок, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
Приложение № 1
Раздаточный материал для групповой работы
Где стоит приставка? | |
Для чего служит приставка? | |
Как пишется приставка со словами? | |
Что образуется с помощью приставок? | |
Приставка это часть слова или часть речи? | |
С какой частью речи можно спутать приставку? | |
Как найти в слове приставку? | |
Приложение № 2
Как приставка пишется со словами?
Послушайте сказку о девочке - Приставке и вы поймёте, почему приставки пишутся со словами слитно.
«В густом дремучем лесу жила девочка-Приставка. У неё была старая избушка. Девочка любила бродить по лесу, собирать грибы и ягоды, слушать пение птиц и играть с животными. Иногда приставка выводила из леса заблудившихся грибников.
Так и жила Приставка. Летом собирала дары леса. Делала запасы на зиму, а зимой вязала носки для зверей и рассказывала им сказки.
Однажды в лес, где жила Приставка, отправились СЛОВА. Они решили набрать побольше грибов и ягод, поэтому не заметили, как забрались в самую чащу леса и заблудились. День шёл к концу. Вот уже солнце село за горизонт. Стало темно. СЛОВА сели на пенёк и заплакали. Услышали их плач звери, рассказали девочке-Приставке о заблудившихся героях. Девочка поспешила им на помощь.
В лесу совсем стало темно. Бежит Приставка, торопится, а впереди держит свой волшебный фонарик, освещает себе путь. Еле нашла бедняжек. Повела девочка бедных грибников к родной деревне. Сама идёт впереди, над головой держит волшебный фонарик, а за ней идут СЛОВА. Да так СЛОВАМ страшно было, что они к Приставке прижимались и приросли к фонарику.
Вот так до дома и добрались. Смотрит Приставка, а многие Слова за время пути изменились. Так крепко к фонарику приклеились, что превратились в НОВЫЕ СЛОВА.
С тех пор прошло много времени, а СЛОВА не забывают девочку-Приставку и её волшебные фонарики, а со временем они научились даже менять эти фонарики, но расставаться с ними не хотят».
Использованная литература:
1. Ресурсы сети Интернет http://testedu.ru/, http://youtube.com/.
2. Т.Г.Рамзаева. Учебник «русский язык», 3 класс, М., ООО «Дрофа», 2013 г.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Благословенное
Имени Героя Советского Союза Георгия Дорофеевича Лопатина»
Конспект урока русский язык в 3 классе
по теме «Приставка, её роль в словах»
Учитель:
Чухланцева Евгения Юрьевна
с. Благословенное, 2020 г.