Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в Простоквашино»
Конспект
непосредственно - образовательной деятельности
по ФЭМП
в старшей группе
«Путешествие в Простоквашино»
Воспитатель I кв. кат. Емельянова Е.А.
Цель: Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные задачи:
- Учить детей применять приобретённые знания в игровой ситуации.
- Формировать представление об объеме (вместимости), сравнении сосудов с помощью переливания.
- Закрепить количественный и порядковый счёт, совершенствовать навыки устного счёта в прямом от 1 до 10 и обратном порядке.
- Закреплять умение решать простые задачи на сложение и вычитание, опираясь на наглядный материал.
- Закреплять умение ориентироваться в пространстве и отражать в речи пространственное расположение предметов словами.
- Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).
Развивающие задачи:
- Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач, умение связно высказываться, выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, взаимопомощь в ходе игры, желание прийти на помощь персонажу;
- Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
посылка с посланием, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, магнитная доска, вагончики с цифрами, музыкальное сопровождение, домик с окнами, изображение героев мультфильма «Трое из Простоквашино»
Раздаточный:
кружки и стаканы, бутылка с молоком «Простоквашино» (подкрашенная вода) на каждого ребёнка, пазлы «Простоквашино», бабочки с примерами на сложение и вычитание, смайлики.
Методы и приёмы:
- игровая мотивация;
- словесные (рассказ, беседа, вопросы);
- наглядные (показ презентации, демонстрация);
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма «Простоквашино», решение математических задач, разгадывание кроссвордов и загадок-шуток.
Ход занятия
1.Оргмомент
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня я получила странное письмо. В нем ничего не написано. Есть только карточки. Как вы думаете, если их правильно соединить, мы сможем понять от кого письмо?
Дети: Да.
Вос-ль: Давайте попробуем.
.
Вос-ль: Как вы думаете, кто же прислал нам письмо, какой кот?
Дети: Кот Матроскин.
Вос-ль: Наверное, он хочет пригласить нас в гости. Хотите отправиться в Простоквашино?
.
2.Поезд
Вос-ль: Деревня Простоквашино находится очень далеко. А на чем мы с вами туда отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:
Что за домики подряд на колесах стоят?
Подбежал к ним сам собой самовар с трубой.
Ухватил, покатил, и след его простыл (паровоз).
Дети: Поезд.
Вос-ль: Правильно. Вот мы и поедем в Простоквашино на поезде. Ну что ж, давайте приготовим поезд с вагончиками.
(Дети выкладывают прямые полоски разного цвета с цифрами)
Вос-ль: Поезд готов. А теперь скажите, сколько вагонов в поезде?
Дети: 10.
Восп-ль: Давайте посчитаем вагончики от 1до 10 и обратно от 10 до1.
Восп-ль: Какой по счёту стоит зелёный вагон? Голубой? Коричневый? И т.д.
Вос-ль: Вагон, какого цвета стоит 1, 4, 6, 8 и т.д.
Вос-ль: Молодцы! Правильно ответили. Готовы отправиться в путь?
Дети: Да.
Восп-ль: Пришло время отправиться в путь.
Физ. минутка
Массаж спины «Паровоз»
Дети встают друг за другом «паровозиком»
Паровоз кричит: «Ду-ду!»
Я иду, иду, иду!»
Поколачивание кулачками.
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!
Похлопывание ладошками.
Так-так-так! Так - так-так!»
Чух, чух, чух, пыхчу, ворчу, стоять на месте не хочу.
(Дети попеременно поднимают ноги).
Колесами стучу, стучу.
(Топают ногами)
Колесами верчу, верчу.
(Двигаются друг за другом по комнате)
Чу-чу-чу-чу!
Дети «паровозиком» едут в Простоквашино.
3.Простоквашено
Дидактическое упражнение «Разные дома»
Вос-ль: Вот мы и приехали в Простоквашено, а нам на встречу идет
Людям он давно знаком,
В каждый он заходит дом.
Много писем и газет
Мчит его велосипед.
Ждут его большой и малый
И Матроскин, И Бывалый!
Очень важные словечки
Почтальон развозит … . Печкин
Вос-ль: Ребята, в Простоквашено появилось много новых домов. Посмотрите, на некоторых домах стоят цифры, что они обозначают? (№ дома). Правильно, но цифры есть не на всех домах, как же мы найдём дом дяди Фёдора? Почтальону нужно разнести почту. Он точно знает, что тот к кому он идёт, живёт не в одноэтажном доме, и уж точно не в 3 и не в 6 доме. Он никак не может найти нужный дом.
На другой стороне мольберта нарисован дом с пустыми окнами.
Вос-ль: Давайте, дети, вспомним, кто живёт вместе с дядей Фёдором. (кот Матроскин, пёс Шарик, сестренка Вера Павловна, галчонок Хватайка Маргарита Егоровна, Тама-Тама).
Вос-ль: Они всё время путают свои комнаты, потому что у них новый дом. Давайте им поможем (картинки с изображением героев сказки).
Вос-ль: окно комнаты д. Фёдора находится в правом верхнем углу (нашли, поставили картинку), окно Матроскина - в правом нижнем углу, окно Шарика - в левом верхнем углу, окно в левом нижнем углу. А галчонок живёт на чердаке.
Дидактическая игра « Когда это бывает?»
Восп-ль: При переезде в новый дом все вещи перепутались, а фотографии из альбома высыпались. Давайте их рассмотрим и попытаемся разобраться.
При этом воспитатель спрашивает у детей
- Кто на этой фотографии?
- Какое время года изображено на этом фото? Почему вы так считаете?
- Какое время суток на этом фото?
- Что еще можно делать в это время суток?
- Как называется часть суток, когда мы делаем зарядку? (Утром)
Восп-ль: Давайте и мы сделаем зарядку
Физкультминутка Константин Бусыгин «Веселая зарядка»
Вос-ль: мы сделали зарядку для нашего тела, а теперь сделаем зарядку для головы.
Моя корова Гаврюша дает утром два ведра молока и одно вечером. Сколько всего ведер молока дает Гаврюша?
Шарик пошел на рыбалку и поймал сначала трех лещей, затем еще двух. Сколько всего лещей поймал Шарик?
«Матроскин и Шарик поливали огород. Матроскин полил 2 грядки, а Шарик 3. Сколько грядок они полили вместе?»
Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок»
Вос-ль: Какое сейчас время года? (Весна). Весной появляются первые цветы, просыпаются насекомые. Чтобы рассадить бабочек на цветы, нужно решить пример на бабочке и посадить ее на соответствующий цветок.
4.Эксперимент
На экране телевизора появляется галчонок, он сообщает детям, что Шарик и Матроскин поссорились. Они ожидают приезда дяди Фёдора на весенние каникулы и решили угостить его молоком. Матроскин говорит, что угощать нужно из кружки, в неё войдёт больше молока, и она красивая, а шарик, что из стакана.
Вос-ль: Ребята, как же нам быть? ( Ответы детей). А вы хотите помирить Матроскина и Шарика? Тогда давайте им поможем. Только как нам это сделать? (Ответы детей).
Вос-ль: Ребята, нам с вами предстоит решить очень сложную задачу, чтобы помирить Шарика и Матроскина. Обычно, дети считают, что больше по объёму то, что шире или выше.
На столе у воспитателя подкрашенная вода и кружка со стаканом, равные по объёму, но отличающиеся высотой и диаметром дна:
- У меня на столе есть молоко.
Дети должны догадаться, что одну кружку надо наполнить водой до краёв, а потом перелить воду в стакан.
Воспитатель на глазах у детей выполняет переливание, и все убеждаются, что в обе ёмкости вмещается одинаковое количество жидкости. В этом случае говорят, что стакан и кружка равны по объёму.
Практическая работа.
Дети подходят к столам. На столах кружка и стакан.
Вос-ль: Попробуйте теперь сами сравнить по объёму посуду, которая у вас на столе.
Дети наполняют из бутылочки кружку, затем переливают в стакан и определяют, объём посуды. Приходят к выводу, что стакан и кружка по объёму одинаковые.
Вос-ль: Молодцы! Вы справились со своей задачей! Напрасно вы ссорились!
Шарик и Матроскин благодарят детей.
5.Заключительная часть.
Восп-ль: Жители деревни Простоквашино очень рады, что вы справились со всеми заданиями. Дядя Федор, кот Матроскин и собака Шарик приготовили вам подарок – книгу о своей жизни в Простоквашино.
-А, что нового вы узнали?
-Что было самое трудное, лёгкое?
-Что вам больше всего понравилось?
Восп-ль: Вот так весело проводят время наши герои в Простоквашино! И мы с вами там побывали. А как много повторили – и цифры, и счёт, и подумали немного.
Восп-ль: Давайте в Простоквашино тоже посылку отправим, вот такие интересные смайлики. Если вам понравилось занятие, выбирайте радостный смайлик и кладите в посылку. Если не понравилось, то грустный смайлик. Героям сказки будет приятно получить от вас посылку и придумать для вас в другой раз ещё много интересных игр.
Калягина Ирина Владимировна
Антропова Мария Александровна
Язенина Ольга Анатольевна
Панов Егор Игоревич