Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие в космос»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе « Путешествие в космос»
Воспитатель: Кольчирина Е. М.
соответствие занимаемой должности
г. Кизел, 2017
Цель: закрепление и расширение знаний детей о космосе.
Задачи:
Развивающие:
- развивать мелкую моторику руки через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к данной теме, чувство гордости за свою страну; воспитывать навыки сотрудничества в игре, активности, самостоятельности;
- побуждать детей к поисковой деятельности, самостоятельности создавать эмоциональный настрой у детей;
- воспитывать личностные качества (уверенность в своих силах, выносливость, чувство товарищества).
Образовательные:
- обогащать и активизировать словарь по теме «Космос» (невесомость, иллюминатор, скафандр);
- формировать диалогическую речь; развивать лексико-грамматический строй речи при словообразовании и словоизменении (употребление существительных во множественном числе, родительного падежа, подбор и использование в речи родственных слов, подбор антонимов, прилагательных к существительному);
- развивать навык образование сложных слов.
- совершенствовать умение составлять предложения по картинке.
Предварительная работа:
1.Беседы с детьми на тему: «Космос» (кто был первым космонавтом, космические планеты, небесные тела и т.д.).
2. Разучивание с детьми стихов о космосе; отгадывание загадок
3. Проведение НОД по рисованию, аппликации на тему «Космос», оригами «Ракета».
4. Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко.
5. Рассматривание иллюстраций на тему «Космос». 6. Дидактические игры, словесные игры и упражнения на тему «Космос». 7.Сюжетно-ролевые игры «Космодром», «Космонавты».
Оборудование: маркеры, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, дидактическая игра «Разрезные картинки», материал для продуктивной деятельности.
Презентация:
Ход НОД:
Круг «Здравствуй, небо!»
Звучит музыка, на экране появляются Фиксики.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришли наши друзья Фиксики. (Слайд 1)
- Они рассказали, что у них случилась беда. Космические пираты похитили (Слайд 2) Симку, и прячут ее на неизвестной нам планете. Фиксики не знают, что делать, и просят нас о помощи?
-Ребята, хотите помочь Фиксикам?
-Тогда нам придется отправиться в космическое путешествие. Путешествие будет не простое. На пути нам будут встречаться препятствия. Космические пираты приготовили для нас испытания, которые мы должны пройти, и тогда они освободят Симку.
-Вы готовы?
-Но, прежде чем отправиться в космическое путешествие, нужно выполнить первое задание от пиратов. Они приготовили нам загадки.
1. Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный,
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты. (Космос.) Слайд 3
- Как вы догадались?
2. Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … Земля Слайд 4
- Как называются люди, живущие на планете Земля?
3. До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …(ракета) Слайд 5
4. У ракеты есть водитель
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …(космонавт) Слайд 6
- Ребята, а каким должен быть космонавт?
5. Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт …. Гагарин. Слайд 7
12 апреля День Космонавтики.
6. В космосе всегда мороз,
Лета не бывает.
Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает.
Та одежда припасет
И тепло, и кислород. (Скафандр) Слайд 8
Воспитатель предлагает детям передать слово «скафандр» друг другу. («Глухой телефон»)
- К космическому путешествию готовы?
- Мы с вами будем космическими спасателями.
- А нам чем же мы полетим?
- Надо построить комический корабль. (ракета) Слайд 9
Дети совместно с воспитателем строят ракету (маркер).
-Прежде, чем отправиться в путь, нам нужно пройти физическую подготовку.
Воспитатель предлагает детям взять с собой фотоаппараты, и телефоны для связи с землей.
Дети надевают бейсболки и берут фотоаппараты, садятся в ракету.
-Наш космический корабль отправляется с космодрома «Детский сад»
- На старт. Обратный отсчет: 5,4,3,2,1
-Поехали! (музыка).
- Мы находимся в невесомости.
-Ребята, а что такое невесомость?
- Наш космический корабль приземлился на орбитальной станции № 1Слайд 10
Воспитатель показывает рисунок, на котором нарисовано солнце и орбиты без планет. На столах оборудование для рисования.
-Пираты навели беспорядок в солнечной системе.
-Исчезли все планеты. Осталось только солнце.
-Как же нам вернуть планеты на свои орбиты?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям нарисовать планеты с помощью мыльных пузырей.
Воспитатель говорит, что у них нет времени ждать, пока рисунки высохнут.
Но они обязательно вернутся на эту станцию, и закончат работу.
- Наш корабль отправляется дальше. Обратный отсчет………..
Звучит музыка «Земля в иллюминаторе»
-А что такое иллюминатор?
- Ребята, посмотрите в иллюминаторы. Как красиво!
-Что мы видим за бортом? Какие небесные тела? (комета, планеты, луна, метеорит). Слайд № 11
- Внимание! Наш космический корабль приземлился на космической станции № 2 Слайд 12
-Какое же задание приготовили нам здесь космические пираты?
«Скажи наоборот» (игра с мячом)
Взлететь – … (приземлиться), ярко – … (тускло), темно - … (светло), прилететь - … (улететь), далеко - … (близко), высоко - … (низко),
медленно - … (быстро), подняться-…(опуститься),тесно-…(просторно).
большой — маленький; далеко — ... ; высоко — ... ; длинный — ... ; северный — ... ; легкий — ... ; быстрый — ... ; смелый — ... .
- Молодцы, и с этим заданием справились.
- Наш космический корабль отправляется дальше.
-Обратный отсчет 5,4,3,2,1.Пуск! музыка
Игра «Сложные слова» (в ракете)
-Внимание! В центр управления полетами необходимо передать информацию о космических объектах.
- Я буду называть 2 слова, а вы из 2-х слов составьте одно.
-Луна, ходить – луноход.
-Звезда, летать – звездолет.
-Звезда, считать – звездочет.
-Звезда, падает – звездопад.
-Космос, аэродром – космодром.
-Молодцы! Наш космический корабль приземлился на орбитальной станции № 3
Слайд 13
Игра «Один-много». Дети передают по кругу метеорит (мяч с шипами), и называют слова во множественном числе, родительного падежа.
Планета - много ..
Звезда
Ракета
Метеорит
Комета
Спутник
Телескоп
Космонавт
- Молодцы, выполнили еще одно задание космических пиратов.
Наш корабль отправляется дальше.
-Обратный отсчет………….. Поехали!
-Посмотрите, какая красота кругом. Давайте сфотографируем на память! Слайд 14
-Внимание наш корабль приземляется на космической станции № 4 Слайд 15
На двух столах лежат фрагменты картинок .
-Ребята, посмотрите, мы с вами фотографировали, но у нас получились только фрагменты снимков.
-Как же нам из фрагментов, сделать целые фотографии?
- Когда фотография будет готова, рассказать , что изображено на ней.)
-Делимся на два космических отряда (смайлики – звезды и солнце)
Игра «Разрезные картинки»
Дети собирают фотографии и составляют предложения по картинке.
- Молодцы, с заданием справились.
-Ребята, нам нужно вернутся на орбитальную станцию №1 и завершить наши работы. Надо вернуть планеты на свои места.
Наш корабль отправляется дальше.
-Обратный отсчет………….. Поехали!
Пальчиковое упражнение
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
-Наш космический корабль приземлился на орбитальную станцию № 1
Воспитатель предлагает вырезать планеты и наклеить их на орбиты.
Дети выполняют работу
На экране Солнечная система. Слайд 16
Дети совместно с воспитателем наклеивают планеты.
-Молодцы! Отправляемся дальше.
-Наш корабль возвращается на планету Земля.
-Обратный отсчет……………….-Поехали
-Внимание! Центр управления просит выйти на связь. Докладываем обстановку : полет проходит успешно. Возвращаемся. Передаем координаты ….
-Ребята, нужно подобрать родственные слова к слову «космос» (космический, космодром, космонавт) и передать на Землю.
Проводится игра « Родственные слова»
-Мы прилетели на планету Земля.
-Ребята, мы преодолели все препятствия, прошли через все испытания, выполнили все задания космических пиратов.
На экране появляется Симка. Слайд №17.
-Ура! Пираты освободили Симку.
-Мы помогли Фиксикам освободить Симку?
-А какие задания мы выполнили, чтобы спасти Симку?
-А какие задания показались сложными? Слайд 18
-Молодцы! Фиксики благодарят нас за помощь и приготовили в подарок «Незнайка на Луне».