Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики»
Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.
Задачи:
Закреплять умение решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10; закреплять счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительного с числительным и с местоимением, словообразование); развитие фонематического слуха
Материалы: мяч, письмо Царицы Математики, картинки с изображением весны; геометрические фигуры; карточки от 1 до 10; магнитофон
Раздаточный материал: цифры от 0 до 10
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу!
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём
Ребята, сегодня я получила письмо из королевства Математики.
«Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Мы уверены, что вы сможете нам помочь, выполнив все задания. Жители математического королевства».
Воспитатель: Ребята, мы поможем жителям математического королевства? Тогда отправляемся в увлекательное путешествие по дорогам знаний королевства «Математика». Это королевство состоит из небольших удивительных городов, которые называются: «Посчитай-ка», «Узнавай-ка» «Отвечай-ка», в каждом городе ждут вас увлекательные задания. Давайте с вами все приготовимся к испытаниям.
Скорее, друг, ты в круг вставай.
Мячик ты лови – бросай, на вопросы отвечай!
Игра «Лови – бросай, на вопросы отвечай!» (с мячом)
- какое сейчас время года?
- какой месяц?
- какой день недели?
- какой день был вчера?
- какой день недели будет завтра?
- какой день недели через два дня на третий?
- сколько дней недели?
- сколько рабочих дней?
- сколько выходных?
- соседи среды?
- соседи пятницы?
Воспитатель: Молодцы! Вижу, что вы готовы. Ребята, а, чтобы отправится в путешествие, что нам необходимо? (Нам необходим транспорт).
Воспитатель: На каком транспорте можно отправиться в путь? (На корабле, машине, поезде).
Воспитатель: а на чем мы сейчас стоим? (Мы стоим на ковре).
Воспитатель: Представьте, что это не простой ковер, а волшебный - ковер самолет. Вот на нем мы с вами и полетим. Говорим волшебные слова:
Ковёр-самолёт, возьми нас в полёт,
Взлетай в вышину, неси в математическую страну.
Звучит волшебная мелодия, под которую дети попадают в королевство. (Дети садятся за столы).
Воспитатель: а вот и первый наш остров «Посчитай-ка». На этом острове живут Числа. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.
Дидактическая игра «Расставь цифры от 1 до 10 – по порядку».
Дети выкладывают из карточек числовой ряд от 1 до 10. (Проверяем хором прямой и обратный счёт).
Воспитатель: Давайте попробуем разделить числа на четные и нечетные, громко мы называем нечетные числа, а шепотом четные 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10; а теперь наоборот – шепотом нечетные числа, а громко четные, готовы? 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Дидактическая игра «Числа-соседи».
Дети называют соседние числа: 5 (4 и 3); 7 (6 и 8); 9 (8 и 10); 2 (1 и 3, 3 (2 и 4) - на доске демонстрируется правильный ответ
Дидактическая игра «Да,нет» (дети отвечают хором)
да, на сколько больше
нет
4<3 (нет), на сколько меньше
2<7 (да)
9>8 (да), на сколько больше
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданиями. Жители этого острова остались Вами довольны.
Воспитатель: Но на этом острове живет еще и волшебник, который очень любит рисовать. У него приключилась беда, его карандаши вдруг потеряли цвет. Поможем ему, сделаем карандаши снова цветными.
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах лежат карточки. Закрасьте первый карандаш – желтым цветом, четвертый – синим, второй – зеленым, пятый – красным, восьмой – голубым, третий – коричневым, а шестой – оранжевым, девятый – фиолетовым, седьмой- черным (дети закрашивают карандаши).
Молодцы! Вот карандаши волшебника стали цветными. Скажите, на котором по счету месте – синий карандаш? Какого цвета карандаш на пятом месте? На котором по счету месте желтый карандаш?
Воспитатель: Сейчас, ребята, давайте немного отдохнем. Нас ждет физминутка!
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать – надо на носочки встать.
Воспитатель: Ну, что говорим волшебные слова и полетели в другой город «Математического королевства»:
Ковёр-самолёт, возьми нас в полёт,
Взлетай в вышину, неси в математическую (Узнавай) страну.
Воспитатель: ребята мы с вами попали в город «Узнавай-ка». Только кто живет на этом острове, я вам не скажу, а загадками все расскажу
Он похож на колесо,
А еще на букву О.
По дороге катится
И в ромашке прячется.
Нрав его совсем не крут.
Догадались? Это - (круг)
Три вершины, три угла,
Три сторонки – вот и я. (треугольник)
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня (квадрат)
Растянули мы квадрат.
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим,
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
Воспитатель: Да, это геометрические фигуры – большие озорники и очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Вы согласны?
Дидактическая игра «Выложи по форме» (дети делятся на подгруппы, работая с карточками)
Воспитатель: Отлично, хорошо справились с заданием. Отправляемся дальше и нас с вами ждет еще один город «Отвечай-ка». А пока мы летим, я вам загадаю математические задачки
Дидактическое упражнение «Задачки в стихах»
Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего в воде малышей? (шесть)
Веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться –
Сколько свинок у корытца? (пять)
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок - сосед
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (десять)
Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (две).
Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием. А вот и город «Отвечай-ка», чтобы туда попасть надо загадку отгадать. (Загадку загадывает ребенок).
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла … (Весна.)
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Какой сейчас месяц?
Какие ещё весенние месяцы вы знаете?
Давайте повторим все весенние месяцы. (Дети хором)
Расположите рисунки в соответствии с периодами весны (дети на доске выкладывают изображения последовательные картинки)
Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы знаете о весне
Дидактическая игра «Волшебный листок» (дети передают друг другу «волшебный листок» и называют признаки весны, проговаривая первый звук в названном слове).
Воспитатель: Молодцы ребята. А вот и следующее задание приготовил нам волшебник города «Отвечай-ка». Сейчас мы поиграем, посмотрим какие вы внимательные.
Дидактическая игра «Один и много» (дети встают в круг, ведущий-воспитатель называет один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов, все вместе считают количество слогов в данном слове)
Подснежник – подснежники
Солнце – солнце
Грач – грачи
Почка - почки
Лист – листья
Птица – птицы
Проталина – проталин
Дерево – деревья
Река - реки
Туча - тучи
Лужа – лужи
Сосулька - сосульки
Воспитатель: Дети, какие вы все сообразительные и жители королевства в знак благодарности оставила вот этот сундучок. Заглянем в него? Посмотрите, это медали - награды самым умным детям! Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глазки и посчитаем обратный отсчет 10…1 (звучит волшебная мелодия-дети считают хором)
Вот мы и в детском саду.
Мы в Королевстве побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие. Где мы с вами сегодня побывали, ребята? Какое задание больше всего вам понравилось? Какое было самым легким? Какое трудное? (ответы детей). Вы мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными!