Путеводитель по теме «Логарифмические уравнения»
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
по теме «Логарифмические уравнения»
УЧЕБНЫЙ БЛОК №1.
Простейшие логарифмические уравнения.
Цель: Сформировать умение решать простейшие логарифмические уравнения.
Внимательно прочитайте данные ниже пояснения и выполните задание.
Уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма, называется логарифмическим. Простейшим логарифмическим уравнением является уравнение вида = b, где a>0, a≠1. Его решение х = ab, которое находится по определению логарифма.
Пример 1. Решить уравнение = 2.
Решение: = 2,
х = 42,
х = 16.
Ответ: 16.
Пример 2. Решить уравнение = 3.
Решение: = 3,
х2 + 4х + 3 = 23,
х2 + 4х + 3 = 8,
х2 + 4х + 3 – 8 = 0,
х2 + 4х - 5 = 0,
D = b2- 4ac, D = 16 – 4 ∙ (-5) = 36,
х = , х1= = 1, х2 = = -5.
Ответ: -5; 1.
Выполните письменно самостоятельную работу.
Самостоятельная работа №1
Вариант 1 Вариант 2
а) = 4 (1 балл) а) = 5 (1 балл)
б) = - 2 (2 балла) б) = - 1 (2 балла)
в) = 3 (2 балла) в) = - 2 (2 балла)
Помни: 1) a-n = ; 2) = .
Если вы выполнили работу, то поднимите руку и возьмите правильные ответы у учителя. Исправьте свои ошибки и проставьте число заработанных баллов в оценочный лист. Если вы набрали 5 баллов, то переходите к следующему учебному блоку. Если же у вас набрано менее 5 баллов, то прорешайте задания другого варианта, аналогичные тем, в которых была допущена ошибка, и проставьте набранные баллы в графу «корректирующие задания».
УЧЕБНЫЙ БЛОК №2.
Функционально-графический метод.
Цель: Сформировать умения решать логарифмические уравнения функционально-графическим методом.
Открой учебник на стр.297 и внимательно прочитай и изучи решение примера 6. Помни, что метод основан на использовании графических иллюстраций или свойств функций.
Самостоятельная работа №2.
Вариант 1. Вариант 2.
№ 1476 (а) (2 балла) № 1476 (в) (2 балла)
№ 1477 (в) (2 балла) № 1477 (а) (2 балла)
Если количество баллов меньше 4, решайте задание другого варианта, аналогичное тому, в котором ошиблись, не забудьте про оценочный лист.
УЧЕБНЫЙ БЛОК №3.
Метод потенцирования.
Цель: сформировать умения и навыки решения логарифмических уравнений методом потенцирования.
Метод основан на теореме: Если f(х) > 0 и g(х) > 0, то логарифмическое уравнение = (где a>0, a≠1)
равносильно уравнению f(x) = g(x).
Переход от уравнения = к уравнению f(x) = g(x) называют потенцированием.
Рассмотрите по учебнику примеры 1 и 2 на стр. 305.
Самостоятельная работа №3.
Вариант 1. Вариант 2.
№ 1549 (а) (2 балла) № 1549 (б) (2 балла)
№ 1553 (б) (3 балла) № 1553 (а) (3 балла)
№ 1558 (а) (3 балла) № 1558 (б) (3 балла)
Если количество баллов меньше 8, решайте задание другого варианта, аналогичное тому, в котором ошиблись, не забудьте про оценочный лист.
Вы прошли первый уровень усвоения материала.
Работайте дальше. У вас всё получится!
УЧЕБНЫЙ БЛОК №4.
Метод введения новой переменной.
Цель: сформировать умения и навыки решения логарифмических уравнений методом введения новой переменной.
Рассмотрите по учебнику пример 3 на стр. 306.
Самостоятельная работа №4.
Вариант 1. Вариант 2.
№ 1554 (а) (2 балла) № 1554 (б) (2 балла)
№ 1555 (в) (3 балла) № 1555 (г) (3 балла)
Если количество баллов меньше 5, решайте задание другого варианта, аналогичное тому, в котором ошиблись, результаты занесите в оценочный лист.
УЧЕБНЫЙ БЛОК №5.
Метод логарифмирования.
Цель: сформировать умения и навыки решения уравнений методом логарифмирования.
Логарифмирование – это преобразование, при котором логарифм выражения с переменными приводится к сумме или разности логарифмов переменных.
Метод логарифмирования используется при решении уравнений, содержащих переменную и в основании, и в показателе степени. Если при этом в показателе степени содержится логарифм, то обе части уравнения надо прологарифмировать по основанию этого логарифма.
Рассмотрите по учебнику пример 4 на стр. 307.
Рассмотрите следующий пример:
Решить уравнение + = 162.
Решение: Заметим, что = ,
тогда представим в виде = = .
Итак, уравнение примет вид: + = 162,
2 ∙ = 162,
= 81,
Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 3:
= ,
= ,
= 4,
( - 2)( + 2) = 0,
= 2 или = -2,
х = 32, х = 3-2,
х = 9, х = .
Ответ: ; 9.
Самостоятельная работа №5.
Вариант 1. Вариант 2.
№ 1564 (а) (2 балла) № 1564 (в) (2 балла)
№ 1571 (а) (3 балла) № 1571 (г) (3 балла)
Если количество баллов меньше 5, решайте задание другого варианта, аналогичное тому, в котором ошиблись, результаты занесите в оценочный лист.
Молодцы! Вы освоили решение уравнений второго уровня сложности. Теперь вам предстоит самостоятельно выбрать метод решения уравнений. Для этого воспользуйтесь алгоритмами решений из блоков №1, 2, 3, 4, 5.
Не забывайте основные свойства логарифмов, вспомните решение показательных уравнений.
УЧЕБНЫЙ БЛОК №6.
Самостоятельный выбор метода решения.
Самостоятельная работа №6.
Вариант 1. Вариант 2.
№ 1563 (а) (3 балла) № 1563 (в) (3 балла)
№ 1566 (а) (3 балла) № 1566 (б) (3 балла)
№ 1572 (а) (3 балла) № 1572 (в) (3 балла)
Проверь и оцени свои работы. Исправь ошибки, если они есть, подсчитай количество баллов и проставь в оценочный лист. Оцени свою работу (критерии на доске).
УЧЕБНЫЙ БЛОК №7.
Оценка результатов.
Закончите фразы:
- сегодня я научился(ась)…
- сегодня я узнал(а)…
- на уроке я испытал(а) затруднение в …
- для того, чтобы улучшить результат, мне нужно…
Если вы получили оценку «5», то выполните № 1563(г), № 1573(а).
Если вы получили оценку «4», то выполните № 1558(г), № 1559(в).
Если вы получили оценку «3» или «2», то выполните № 1548, № 1549(в,г).