12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кучева Светлана Анатольевна322
Учитель, классный руководитель. Стараюсь быть в ногу со временем и со своими учениками.
Россия, Пермский край, с. Карагай
4

Курс по выбору «Речевая практика» как средство повышения качества знаний обучающихся по русскому языку и литературе 


 Курс по выбору «Речевая практика» как средство повышения качества знаний обучающихся по русскому языку и литературе 

Курс по выбору для 9 класса «Речевая практика» был создан в 2018-2019 учебном году, и два следующих учебных года велась его апробация на основе УМК Р.Н.Бунеева по образовательной программе «Школа – 2100». Методическая разработка курса в 2018 году была опубликована во Всероссийском педагогическом конкурсе «Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика» в номинации «Методические разработки», где заняла первое место.

В 9 классе, перед сдачей ГИА, необходимо целенаправленно обобщить материал, изученный в 5-9 классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.

Актуальность программы курса заключается в том, что она направлена на формирование практических важных умений и навыков, расширяет и углубляет знания русского языка, формирует навыки познавательной активности, самостоятельность, расширяет кругозор и развивает индивидуальные способности каждого выпускника 9 класса при подготовке к экзамену и, следовательно, поможет выпускникам успешно сдать экзамен по русскому языку. На занятиях курса предполагается практика проведения экзамена в реальном времени.

Большое внимание в программе курса уделяется развитию письма, речи, анализу текста. Это предполагает совершенствование речевых способностей обучающихся, осознанное и адекватное восприятие и понимание звучащей речи (аудиозаписи изложения), умения строить письменное высказывание (изложение и сочинение-рассуждение).

 В начале курса обязательна входная диагностическая работа в формате КИМов ОГЭ, по окончании курса - итоговый контроль также в формате контрольно-измнрительных материалов ОГЭ.

Цель курса:

  • Углубление и систематизация ранее полученных знаний о языке, формирование стабильных навыков владения языком, расширение кругозора и практических умений школьников;
  • Повышение уровня речевой устной и письменной культуры выпускников.

Задачи:

  • Способствовать формированию орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся;
  • Формировать навыки понимания и анализа текста (устного и письменного), умение создавать по ним собственное речевое высказывание (сжатое изложение и сочинение-рассуждение);
  • Воспитывать стремление применять знания и умения в речевой практике, в самостоятельной работе по закреплению знаний и умений;
  • Воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения.

Личностными результатами освоения программы курса являются:

- Осознание эстетической ценности русского языка; необходимость сохранения чистоты русского языка как феномена национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- овладение достаточным объемом словарного запаса и усвоенных грам­матических средств и норм для свободного выражения мыслей и чувств; способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы курса являются:

- владение всеми видами речевой деятельности;

 - адекватное восприятие и понимание информации в устных и письменных текстах;

- владение различными видами чтения;

- возможность воспроизведения прослушанного текста с различной степенью сжатия;

- возможность построить свое собственное высказывание на основе прочитанного текста;

- умение свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме и аргументировать их;

- соблюдение основных норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные).

Курс помогает выпускникам развивать речь как устную, так и письменную, четко формулировать свои мысли, логически рассуждать, уметь применять знания на практике – всё это и, конечно же, работа с текстом являются метапредметными умениями и пригодятся на других учебных предметах и в жизни.

В 2019 году в рамках Круглого стола «Как организовать системную подготовку выпускников к ЕГЭ в средней школе» поделилась первым опытом работы по курсу на мастер-классе для учителей Пермского края «Современные способы проверки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку в школе».

К третьему году работы по курсу увеличилось количество учеников, которые пишут письменные работы: изложения, сочинения, в том числе по литературе, свободные диктанты на отметки 5/5. Повысились первичные баллы на весенних тренировочных экзаменах ОГЭ по сравнению с ТОГЭ осенью предыдущего года (Рис.1).

y1652123022.jpg

Рис. 1. Итоги апробации курса по выбору «Речевая практика» в 20020-2021 учебном году

Данные диаграммы показывают, что самое «западающее» задание у девятиклассников (57,14 % справившихся на осеннем тренировочном ОГЭ) - № 5 – орфографический анализ, и это было предсказуемо, так как изучение орфографии завершилось в 7 классе. Только 60 % в изложении верно определили абзацное членение текста (критерий 1.3.), и именно в этом задании оказался существенный прирост ко второму тренировочному экзамену (+25,36 %). В целом баллы увеличились по всем заданиям, особенно выпускники хорошо научились приемам сжатия текста (задание 1.2.), что равно 98,58 %  справившихся к концу года; 100 % учеников выполняют задание № 8 – лексический анализ и 99 % соблюдают в сочинениях смысловую цельность, речевую связность и последовательность (задание 9, критерий 3).


Во внеурочной деятельности по предмету велась и ведется подготовка отдельных (одаренных) обучающихся к успешному участию в предметных и метапредметных олимпиадах, в других рейтинговых мероприятиях разного уровня, к конкурсам сочинений, творческим конкурсам и конкурсам художественного слова. Результаты не заставили себя долго ждать. Об этом говорят следующие  достижения обучающихся:

  • Победитель и участник муниципального конкурса эссе, посвященного Дню матери – 2018 год;
  • Публикация сочинения ученицы во всероссийском литературном журнале для семейного чтения «Иван-да-Марья» - 2018 год;
  • Победитель в рейтинговом конкурсе «Чистая вода» в номинации «Литературное творчество» - 2019 год;
  • Лауреаты конкурса литературных публикаций «Природа и судьбы людей» регионального этапа Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета» - 2019 год;
  • В 2019 году сочинение ученицы Поповой Алины на краевой рейтинговый конкурс «Россия – моя страна» как одно из немногих вошло в сборник сочинений Краевого образовательного форума молодежи; 
  • Победитель конкурса литературных публикаций «Природа и судьбы людей» Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета - 2019»;
  • Первое место и участники конкурса сочинений на тему «Правила дорожные знать каждому положено» - 2019 год;
  • Победитель муниципального конкурса «Художественное чтение» XIV фестиваля искусств детей и юношества им. Д. Б. Кабалевского «Наш Пермский край» - 2019 год;
  • Призёр краевого конкурса «Художественное чтение» XIV фестиваля искусств детей и юношества им. Д. Б. Кабалевского «Наш Пермский край» - 2019 год;
  • Победитель и призёр традиционного Всероссийского конкурса сочинений на муниципальном этапе – 2019 год;
  • Первое место в муниципальном конкурсе творческих работ «Войне любовь не разлучить» - 2020 год;
  • Региональный этап конкурса литературных публикаций «Природа и судьбы людей» Всероссийского форума «Зеленая планета-2020» - победитель, призеры, участники;
  • Лауреат конкурса литературных публикаций «Природа и судьбы людей» XVIII детского экологического форума «Зеленая планета» международного уровня – 2020 год;
  • В 2021 году эссе  экологического отряда стало призером с приглашением на финал в г. Москву Всероссийского конкурса «Планета – наше достояние» в номинации «Экопатруль».

Подтверждением эффективности работы являются также многочисленные победители и призеры предметных и метапредметных олимпиад различных уровней: институционального, муниципального, краевого:

  • Победитель, призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе – 2018 год;
  • Победитель и призер муниципальной метапредметной олимпиады – 2019 год;
  • Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, впервые участвовало 17 моих учеников, из них 6 победителей и призеров - 2019 год;
  • Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе, 11 победителей и призеров - 2019 год;
  • Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе: 7 участников, из них 5 победителей и призеров – 2019 год;
  • Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе, 7 победителей и призеров - 2020 год;
  • Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе, 7 участников, из них 3 победителя и призера – 2020 год;
  • Муниципальная метапредметная олимпиада – 2020: 5 участников, из них 1 победитель, 1 призер;
  • Школьные метапредметные испытания в номинации «Интерпретация текста», 5 участников, 2 призёра.
  • В 2021 году одна из учениц стала победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, где набрала 97 баллов.

            В метапредметной муниципальной олимпиаде стало участвовать большее количество учеников (в 2020 - 2021 году – пять) по сравнению с тем, что раньше принимали участие один-два человека.

Тема «Орфоэпия. Орфоэпические нормы» - тема сквозная для всех классов – с 5-го и по 11-й. Задания по ней всегда включены в экзамены и в девятом, и в одиннадцатом классах. Это тема сложная, так как орфоэпия – огромный пласт речи, а правильное произношение говорит о культуре личности. Для  коллег подготовила мастер-класс на тему «Орфоэпические нормы, или Как повысить качество речи?» и провела его в 2019 году на зональном марафоне мастер-классов в г. Нытве «Метапредметное образование: находки и результаты в урочной и внеурочной деятельности».

Рабочая программа курса «Речевая практика» может быть использована учителями русского языка в работе со всем классом и в работе репетитора при индивидуальной подготовке к экзамену. И ученикам, и их родителям рекомендую при подготовке к ГИА пользоваться авторитетными источниками, такими как открытый банк заданий ФИПИ, «Русский орфографический словарь РАН», справочно-информационный портал «Грамота.Ру», аудиословарь «Русский устный», аудиословарь «Говорим правильно», приемами орфографического чтения и проговаривания, заниматься на онлайн-тренажерах, например, на «Орфо – 9». Советую начинать готовиться к экзамену задолго, учить правила и сразу применять их на практике, прорешивать сборники заданий ОГЭ прошлых лет. После изучения приёмов сжатия текста необходимо тренироваться и применять эти приёмы на текстах сначала небольшого объёма, например, на одном абзаце, и пересказывать тексты устно. Эти навыки учащиеся могут успешно использовать на других предметах, например, законспектировать материал из учебника по биологии и пересказать его.

 Успех на экзамене зависит еще и от знания критериев, по которым проверяется изложение и сочинение. Важно изучить критерии оценивания перед написанием письменных экзаменационных работ, научиться классифицировать ошибки, видеть и исправлять их, в первую очередь, в собственном тексте.

Через три года апробации данного курса можно отметить положительную  результативность методической разработки: в 2018 году качество освоения обучающимися программ по русскому языку составило от 43 % (в 2018 году) и в среднем до 63,2 % в 2021 году (к 11 классу возросло до 82 %). По литературе качество освоения образовательных программ к 11 классу выросло до 94 %. Таким образом, к 2021 году наблюдается положительная динамика освоения образовательной программы «Курс по выбору «Речевая практика» у всех классов, в которых  проводилась апробация курса.   

Обучающиеся успешно сдавали и сдают экзамены ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, выбирают экзамен и по литературе, за все годы проведения курса нет ни одного неудовлетворительного результата: средний балл ЕГЭ по русскому языку за два года – 66, высший – 94; по литературе – средний 75, высший 97.

Для развития познавательного интереса большую роль играет внеурочная работа по предмету, которая включает в себя разработку и ведение других, кроме «Речевой практики», курсов по выбору: «Краеведение. Мой Пермский край», «Основы профессионального самоопределения», «Комплексный анализ текста», элективных курсов: «Русский язык», «Литература», «Интенсивный курс по русскому языку для подготовки к ЕГЭ», «Русская орфография и пунктуация». Охват обучающихся курсами сначала был 30 % учеников (2018 – 2019 учебный год), посещаемость – 100 %. К 2020 – 2021 учебному году охват курсами составил 100 % учеников, посещаемость – 100 %.  

Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах урочной и  внеурочной деятельности: наблюдается рост качества знаний, увеличивается число  участников и победителей в олимпиадах и творческих конкурсах; дети проявляют интерес к знаниям; расширяют свой кругозор; развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности обучающихся.


Источники

УМК и дополнительная литература по курсу

  1. Бунеев Р.Н. Русский язык. 9 кл.: Учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др.; под науч. ред. акад. РАО А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, 2016.
  2. Васинькова Н.Н., Карелина Л.В. Русский язык.  Итоговое собеседование: алгоритмы, практические советы, упражнения, варианты – Пермь. ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2018.
  3. Журавлева Л.И. Орфография. Русский язык в алгоритмах и таблицах: учеб. пособие для учащихся 8-9-х кл. /Л.И.Журавлева. – Пермь: ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2017.
  4. Журавлева Л.И. Пунктуация. Русский язык в алгоритмах и таблицах: учеб. пособие для учащихся 8-9-х кл. /Л.И.Журавлева. – Пермь: ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2017.
  5. Журавлева Л.И. Русский язык в таблицах. Фонетика. Орфоэпия. Культура речи. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис: для учащихся 5-11-х классов /Л.И.Журавлева. – Пермь: ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2017.
  6. Карпова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Русский язык в таблицах и тестах: учебное пособие. – Перм.ун-т. – Пермь, 2017.
  7. Козулина М.В. Русский язык. Практикум. Подготовка к экзамену. – Саратов: Лицей, 2016.
  8. Кучева С.А. Курс по выбору "Речевая практика". [Электронный ресурс]. Режим доступа: Курс по выбору "Речевая практика" (xn--j1ahfl.xn--p1ai)
  9. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2018. 30 тренировочных вариантов. 9-й класс: учебно-методическое пособие / Сенина Н.А., Гармаш С.В и др. под ред. Н.А.Сениной. - Ростов н/Д: Легион, 2018.


Электронные образовательные ресурсы:


  1. ​​​​​​​ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (gramota.ru)
  2. Я иду на урок русского языка (1sept.ru)
  3. Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания (olimpiada.ru)
  4. Главная | Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН (ruslang.ru)
  5. Ruthenia Интернет-проект исследователей-русистов 
  6. POETICA (narod.ru)
  7. РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи. (gramma.ru)
  8. ФИЛОЛОГ_PHILOLOG
  9. Национальный корпус русского языка (ruscorpora.ru)
  10. Русский язык (russkiyyazik.ru) Машинный фонд русского языка
  11. СЛОВАРИ.РУ | ГЛАВНАЯ (slovari.ru)
  12. Русский язык в школе (riash.ru) научно-методический журнал
  13. Электронные словари - E-LANGUAGE (jimdofree.com)
  14. МАПРЯЛ (mapryal.org)
  15. ЯРУС (asu.edu.ru)
  16. Издательство "Русское слово" (xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai)
  17. ROPRYAL Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)
  18. Русский Медвежонок - О конкурсе (xn--b1adccfhhghoqlbqpa6a.xn--p1ai)


Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.