Курс по выбору «Речевая практика»

4
0
Материал опубликован 9 May 2022 в группе

МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2»



Рассмотрено на заседании методического объединения

Председатель ШМО

 ______________________

/                                   /

 «____»___________2018 г.


Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________________

/                                   /   

«____»____________2018 г.


Утверждено

Руководитель образовательного
учреждения _______________________

/                                    /

«____»____________2018 г.




Рабочая Программа

курса по выбору «Речевая практика»

9 класс

Количество часов – 42



Разработала:
Кучева Светлана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ "Карагайская СОШ № 2",
с. Карагай, Пермский край



Карагай - 2018


Пояснительная записка

Рабочая программа курса русского языка «Речевая практика» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

Этот курс следует рассматривать как обобщающий, приводящий в стройную систему все знания и навыки, приобретённые до этого; за счёт освоения программы активизируется познавательный интерес, теоретические знания связываются с практическими навыками.

Общая характеристика курса

Курс по выбору «Речевая практика» предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 42 часа в течение учебного года. В начале курса предполагается входная диагностическая работа в формате КИМов ОГЭ, в конце ее – итоговый контроль также в формате КИМов ОГЭ.

Курс русского языка направлен на повторение и систематизацию знаний о языке, полученных в период с пятого по девятый класс, и особенностей его использования в различных ситуациях общения, основных норм русского литературного языка. Курс по выбору является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности выпускников.

Актуальность курса

К девятому классу, перед сдачей государственной итоговой аттестации, пройденный с 5-го по 9-й класс материал должен быть обобщён и повторен в целях расширения и углубления знаний.

Актуальность предлагаемой программы состоит в нацеленности на формирование практических важных навыков и умений, расширяет и углубляет знания русского языка, формирует познавательную активность, самостоятельность, учитывает и развивает индивидуальные способности каждого выпускника при подготовке к экзамену. Формой итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе является ОГЭ с определённой технологией выполнения, поэтому необходима целенаправленная активная работа с учащимися именно с учётом данной технологии.   

Курс поможет выпускникам развить письменную речь, четко формулировать свои мысли, логически рассуждать, уметь применять знания на практике и, следовательно, успешно сдать экзамен. Он также предполагает важную задачу: вводит практику проведения экзамена по русскому языку.

Большое внимание в программе курса уделяется практикумам по развитию устной и письменной речи, развитию умений работать с текстами. Они предполагают совершенствование речевых способностей выпускника, осознанное и адекватное восприятие и понимание звучащей речи (аудиозаписи на презентации) и умение строить письменное изложение.

Достаточно много времени уделено повторению раздела «Орфография», так как изучение раздела «Орфография» было завершено в 7 классе.

Цель курса:

  • Углубление и систематизация ранее полученных знаний о языке, формирование стабильных навыков владения языком, расширение кругозора и практических умений школьников;
  • Повышение уровня речевой устной и письменной культуры выпускников.

Задачи:

  • Способствовать формированию орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся;
  • Формировать навыки понимания и анализа текста (устного и письменного), умение создавать по ним собственное речевое высказывание (сжатое изложение и сочинение-рассуждение);
  • Обеспечить стимулирование учащихся к самостоятельному закреплению и расширению полученных знаний и навыков, к применению их в повседневной речи;
  • Формировать у учащихся ответственное отношение к такому коммуникационному инструменту, как язык, понимание языка как неотъемлемой части культуры в целом.

Учебная программа курса по выбору обеспечивает достижение определённых личностных результатов, а именно:

- Понимание культурной значимости мер по сохранению чистоты языка, а также понимание его ценности с эстетической точки зрения;

- Формирование у учащихся словарного запаса, а также применение в целях выражения собственных эмоций и мыслей, приобретённых грам­матических навыков; приобретение навыка самонаблюдения и ­оценки своего уровня пользования речью.

Метапредметные результаты:
- формирование различных вербальных навыков;
- способность объективно воспринимать речь, как письменную, так и устную;
- владение различными видами чтения;
- возможность воспроизведения прослушанного текста с различной степенью сжатия;
- возможность построить на основе понимания текста собственное высказывание;
- формирование навыка грамотного, свободного и аргументированного изложения собственных мыслей;
- знание и применение орфографических, пунктуационных, грамматических, орфоэпических и прочих норм родного языка.

В число предметных результатов входит:

- знание и применение орфографических, пунктуационных, орфоэпических и прочих норм и правил русского литературного языка, понимание и соблюдение на практике правил речевого этикета, а также использование основных лексико-стилистических ресурсов.

Описание места курса

Курс по выбору «Речевая практика» предназначен для обучающихся 9 класса и рассчитан на 42 часа, 1,2 часа в неделю. Курс «Речевая практика» направлен на дополнительное изучение важных тем русского языка и может использоваться как дополнение к основному курсу русского языка в 9 классе (Учебник Бунеев Р.Н. Русский язык. 9 кл.).  Начало изучения курса в 2018-2019 учебном году. Далее программа курса изучается в последующие учебные годы с корректировой в зависимости от итогов изучения курса в предыдущем учебном году.  

Формы изучения курса:

• работа с документами, с различными   информационными источниками, учебными
пособиями по подготовке к ОГЭ;
• тестирование, тренинги, практикумы;
• мини-проекты по изучению предложенных текстов, написание мини-сочинений, изложений;
• анализ и рассмотрение образцов экзаменационных работ предыдущих лет,
• тренировочные и диагностические работы, выполнение мини-проектов.

Формы организации учебной деятельности:
- Групповая
- Индивидуальная
- Парная

Организация занятий предполагает развитие самостоятельности при выполнении заданий, создание комфортного микроклимата для познавательной деятельности на занятиях в группе, развитие самостоятельности как черты личности при индивидуальной работе.

Формы контроля для проверки достижений учащихся
Итоги изучения тем и реализации программы осуществляется через виды контроля:
- входная диагностика (определение уровня знаний обучаемых);
- промежуточный контроль (уровень усвоения разделов программы);
- итоговая диагностика изученных тем (форма репетиционного ОГЭ).

Возможные способы оценки результативности образовательной деятельности учащихся: самооценка и взаимооценка выполненных работ, оценка сочинений, изложений, оценка самостоятельных и творческих работ, мини-проектов.    

Содержание программы

Введение. Цели и задачи курса. Структура и особенности экзамена по русскому языку в 9 классе. Входная диагностика. Анализ работ.

Информационная обработка принадлежащих к различным жанрам письменных текстов; рассмотрение текста в качестве речевого произведения. Понимание текста как целостного явления, с точки зрения композиции и содержания. Учёт цели и условий коммуникации, а также адресата информации при выборе оптимальных языковых средств. Написание текстов, относящихся к различным функциональным типам речи и различным речевым стилям. Освоение норм языка (лексических, орфоэпических, морфологических и синтаксических). Освоение использования знаков препинания (как в простых предложениях, так и в сложных). Смысловая ценность, речевая связность, последовательность изложения при работе с конкретным текстом.   Понятие орфограммы.

Порядок анализа текста; анализ применяемых в тексте выразительных средств. Освоение лексических и фразеологических выразительных средств.

Освоение правописания приставок.

Освоение правописания суффиксов; использование в различных частях речи суффиксов -Н- и -НН-. Освоение правил написания личных окончаний глаголов, а также суффиксов причастий настоящего времени.

Понятие синонима. Освоение фразеологии и лексики. Изучение классификации лексических единиц в соответствии с использованием и этимологией.

Понятие словосочетания.

Понятие предложения (фразы); грамматическая основа, главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).

Понятие простого осложненного предложения.

Порядок пунктуационного анализа; правила пунктуации в предложениях, содержащих грамматически не связанные с основой слова и словосочетания.

Порядок синтаксического анализа сложного предложения.

Правила пунктуации в сложных предложениях (в т.ч. в бессоюзных).

Различные типы связи между частями сложных предложений.

Итоговая диагностика изученных тем, репетиционный ОГЭ. Анализ работ.


Тематическое планирование

Тема

Количе

ство часов

Характеристика деятельности обучающихся

Введение в курс.

0,5

Познакомиться со структурой и порядком проведения экзамена по русскому языку, с  критериями оценивания экзаменационной работы, составить представления о требованиях, которые будут предъявляться к работе выпускника.

Входной контроль. Диагностическая работа по типу ОГЭ демоверсии 2018 года. Анализ работ.

2,5

Продемонстрировать овладение компетенциями, важнейшими практическими умениями по изученным разделам школьного курса.  

Что такое текст в русском языке? Целостность текста смысловая и композиционная.

1

Освоение признаков текста; умение определить тему, идею, ключевые слова, использованные виды связи между предложениями. Определение средств связи между отдельными частями (лексических, грамматических, семантических). Понимание принципа деления текста на абзацы. Изучение элементов композиции текста и отдельных его частей. Проведение анализа текста (последовательность, семантическая цельность, раскрытие темы, уместность применения различных средств языка).

Стили, функционально-смысловые типы речи.

1

Умение обрабатывать содержащуюся в тексте информацию. Умение отличить художественный текст от публицистического, научного, официального, разговорного, а также определять функциональный тип текста. Навыки письменной формулировки относящихся к различным типам и стилям предложений. Знание и соблюдение основных норм формирования текста, таких, как соответствие теме, последовательность изложения и т.д.

Нормы русского литературного языка: орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические.

2

Овладеть основными нормами литературного языка, использовать их в устной речи и при создании текстов, стремиться к речевому самосовершенствованию.

Изложение на ОГЭ. Методика работы над изложением.

1

Уяснить принципы работы над изложением, порядок работы, уметь редактировать созданный текст.

Приемы сжатия текста.

1

Уметь исключить всю второстепенную информацию, подробности и детали, обобщить, упростить синтаксические конструкции, при необходимости соединять предложения, т. е. трансформировать их.

Практикум. Написание изложения.

1

Уметь использовать орфографические словари для определения правильного написания слов. Осуществлять письменно информационную обработку исходного текста, соблюдать при письме нормы русского литературного языка, воссоздавать содержание при сохранении композиционно-логической структуры, стиля и типа речи исходного текста.

Анализ работ. Редактирование текстов.

1

Обучающиеся получают информацию о типовых и/ или индивидуальных ошибках в изложениях и способах их исправления.

Пунктуация в простых и сложных предложениях.

1

Опознавать и различать простое и сложное предложение. Распознавать и правильно интонировать СП с разными смысловыми отношениями между их частями. Различать разные виды сложных предложений (БСП, ССП, СПП), находить средства связи между их частями. Овладеть правилами пунктуации в простом и сложном предложении и использовать их на письме.

Орфограмма. Условия выбора орфограмм.

1

Поиск орфограмм в словах и применение правил написания слов в связи с условием выбора орфограмм для разных частей речи.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

1

Умение определить в высказывании основные используемые средства выразительности (метафоры различных типов, эпитет, сравнение и уподобление, синоним и антоним, аллегория, аллитерация и пр.).

Слитное, дефисное, раздельное правописание приставок.

2

Различать предлог и приставку; уметь выделять приставки в словах, уметь объяснять правописание гласных и согласных в них, знать группы приставок, знать алгоритм слитного, дефисного правописания приставок в разных частях речи, применять алгоритм правописания приставок на практике.

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-, -НН-).

2

Знание морфологических признаков различных частей речи, умение составить их общую грамматическую характеристику; освоение правил написания суффиксов.

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.

2

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение частей речи, их морфологические признаки. Выучить правила  написания Н и НН в суффиксах.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

2

Уметь определять спряжение глагола. Правильно произносить и писать личные окончания глаголов в зависимости от спряжения. Выучить изученные правила и применять их на письме относительно к правописанию суффиксов причастий.

Лексика и фразеология.

2

Овладеть основными понятиями лексики и фразеологии, уметь определять лексическое значение слова, в том числе многозначного, стилистическую окраску слова, сферы употребления, подбирать синонимы, антонимы. Находить фразеологизмы по их признакам, а также стилистически окрашенные фразеологизмы. Рационально использовать фразеологические обороты в речи, украшать ими свою речь.

Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетаниях.

1

Проводить синтаксический разбор словосочетания, уметь выделять словосочетания из предложения, определять у них главное и зависимое слово, определять виды подчинительной связи по главному слову;  избегать нарушения норм согласования слов внутри предложения.

Предложение и его грамматическая основа.

1

Обозначать грамматическую основу простых и сложных предложений. Различать между собой главные и второстепенные члены. Определять, чем выражено подлежащее, простой и составные виды сказуемого. Давать характеристику простых двусоставных предложений. Избегать нарушения норм согласования сказуемого с подлежащим.

Простое осложненное предложение.

2

Видеть в тексте простые осложнённые предложения; различать сложные предложения и простые осложнённые. Усвоить принципы обособления. Выразительно читать предложения с обособленными членами. Конструировать предложения с обособленными членами и применять их в речи.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

Выучить, какие существуют вводные конструкции в русском языке и их функции. Выразительно читать предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями; знать группы вводных слов по значению. Конструировать предложения с вводными конструкциями, грамотно использовать их в речи в зависимости от речевой ситуации. Выучить правила пунктуации при обращении. Выразительно читать предложения с обособленными членами. Конструировать предложения с обращениями распространёнными и нераспространёнными.

Синтаксический разбор и пунктуационный разбор сложного предложения.

1

Производить анализ и синтаксический разбор предложения. В сложносочинённых и сложноподчиненных предложениях определять состав, средства связи и смысловые отношения между частями. Корректировать правильность построения сложных предложений, исправлять грамматические ошибки в построении сложных предложений. Уметь рисовать схемы сложных предложений.

Пунктуация в ССП и СПП.

1

Умение определить тип сложного предложения, проведение анализа соотношения между их частями и определения используемых средств связи. Для сложноподчинённых – знание типов придаточных предложений, навыки использования знаков препинания.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

Определение и навыки интонационного выражения семантического соотношения между частями относящихся к разным видам сложных бессоюзных предложений; умение составлять такие предложения и использовать действующие для них правила пунктуации.

Сложные предложения с разными видами связи между частями и знаки препинания в них.

1

Определение типа используемых в сложных предложениях средств связи, освоение правил использования в сложных предложениях знаков препинания, навыки практического их применения.

Сочинение на ОГЭ. Как работать над сочинением?

2

Обучающиеся получают информацию о видах сочинения на экзамене, формулировке заданий к ним, особенностях сочинения  

Практикум. Учимся писать сочинение-рассуждение 9.1.

1

Освоение различных видов чтения и типов текста (художественного, публицистического, научного и пр.), а также различных функциональных видов речи, навыки понимания их содержания и умение ответить на соответствующие вопросы. Умение, используя собственный опыт, написать свой текст, приводить примеры из прочитанного текста. Осуществлять письменно редактирование текста, следовать языковым правилам на письме.

Практикум. Учимся писать сочинение-рассуждение 9.2.

1

Освоение различных видов чтения и типов текста (художественного, публицистического, научного и пр.), а также различных функциональных видов речи, навыки понимания их содержания и умение ответить на соответствующие вопросы. Умение, используя собственный опыт, написать свой текст, приводить примеры из прочитанного текста. Осуществлять письменно редактирование текста, следовать языковым правилам на письме.

Практикум. Учимся писать сочинение-рассуждение 9.3.

1

Освоение различных видов чтения и типов текста (художественного, публицистического, научного и пр.), а также различных функциональных видов речи, навыки понимания их содержания и умение ответить на соответствующие вопросы. Умение, используя собственный опыт, написать свой текст, приводить примеры из прочитанного текста. Осуществлять письменно редактирование текста, следовать языковым правилам на письме.

Итоговый контроль. Самостоятельная индивидуальная работа по типу ОГЭ демоверсии 2019 года.

3

Навыки краткой передачи содержания воспринятого на слух текста в письменной форме, анализа содержания прочитанного текста; умение анализировать встречающиеся в тексте языковые средства с различных точек зрения, аргументированно рассуждать на основе текста на заданную им тему, использовать цитаты и выдержки из текста. Навыки использования орфографического словаря.

Анализ работ. Индивидуальные консультации.

1

Обучающиеся получают информацию о типовых и индивидуальных ошибках и способах их устранения, план дальнейшей работы.

Итого:

42 часа



Материально-технические оборудование

Компьютер, экран, таблицы по русскому языку, методпособия для подготовки к ОГЭ,
презентации.
Дидактический материал: тексты контрольных и самостоятельных работ, раздаточный
материал (карточки). 


Приложения


Приложение к курсу
ZIP / 147.44 Кб

 УМК и дополнительная литература по курсу

  1. УМК: Бунеев Р.Н. Русский язык. 9 кл.: Учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др.; под науч. ред. акад. РАО А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, 2016.
  2. Васинькова Н.Н., Карелина Л.В. Русский язык.  Итоговое собеседование: алгоритмы, практические советы, упражнения, варианты – Пермь. ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2018.
  3. Журавлева Л.И. Орфография. Русский язык в алгоритмах и таблицах: учеб. пособие для учащихся 8-9-х кл. /Л.И.Журавлева. – Пермь: ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2017.
  4. Журавлева Л.И. Пунктуация. Русский язык в алгоритмах и таблицах: учеб. пособие для учащихся 8-9-х кл. /Л.И.Журавлева. – Пермь: ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2017.
  5. Журавлева Л.И. Русский язык в таблицах. Фонетика. Орфоэпия. Культура речи. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис: для учащихся 5-11-х классов /Л.И.Журавлева. – Пермь: ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2017.
  6. Карпова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Русский язык в таблицах и тестах: учебное пособие. – Перм.ун-т. – Пермь, 2017.
  7. Козулина М.В. Русский язык. Практикум. Подготовка к экзамену. – Саратов: Лицей, 2016.
  8. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2018. 30 тренировочных вариантов. 9-й класс: учебно-методическое пособие / Сенина Н.А., Гармаш С.В и др. под ред. Н.А.Сениной. - Ростов н/Д: Легион, 2018.


Электронные образовательные ресурсы:

​​​​​​​ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (gramota.ru)

Я иду на урок русского языка (1sept.ru)

Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания (olimpiada.ru)

Главная | Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН (ruslang.ru)

Ruthenia Интернет-проект исследователей-русистов 

POETICA (narod.ru)

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи. (gramma.ru)

ФИЛОЛОГ_PHILOLOG

Национальный корпус русского языка (ruscorpora.ru)

Русский язык (russkiyyazik.ru) Машинный фонд русского языка

СЛОВАРИ.РУ | ГЛАВНАЯ (slovari.ru)

Русский язык в школе (riash.ru) научно-методический журнал

Электронные словари - E-LANGUAGE (jimdofree.com)

МАПРЯЛ (mapryal.org)

ЯРУС (asu.edu.ru)

Издательство "Русское слово" (xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai)

ROPRYAL Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)

Русский Медвежонок - О конкурсе (xn--b1adccfhhghoqlbqpa6a.xn--p1ai)


Комментарии
Комментариев пока нет.