МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2»
Рассмотрено на заседании методического объединения Председатель ШМО ______________________ / / «____»___________2018 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _____________________ / / «____»____________2018 г. | Утверждено Руководитель образовательного / / «____»____________2018 г. |
Рабочая Программа
курса по выбору «Речевая практика»
9 класс
Количество часов – 42
Разработала:
Кучева Светлана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ "Карагайская СОШ № 2",
с. Карагай, Пермский край
Карагай - 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа курса русского языка «Речевая практика» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
Этот курс следует рассматривать как обобщающий, приводящий в стройную систему все знания и навыки, приобретённые до этого; за счёт освоения программы активизируется познавательный интерес, теоретические знания связываются с практическими навыками.
Общая характеристика курса
Курс по выбору «Речевая практика» предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 42 часа в течение учебного года. В начале курса предполагается входная диагностическая работа в формате КИМов ОГЭ, в конце ее – итоговый контроль также в формате КИМов ОГЭ.
Курс русского языка направлен на повторение и систематизацию знаний о языке, полученных в период с пятого по девятый класс, и особенностей его использования в различных ситуациях общения, основных норм русского литературного языка. Курс по выбору является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности выпускников.
Актуальность курса
К девятому классу, перед сдачей государственной итоговой аттестации, пройденный с 5-го по 9-й класс материал должен быть обобщён и повторен в целях расширения и углубления знаний.
Актуальность предлагаемой программы состоит в нацеленности на формирование практических важных навыков и умений, расширяет и углубляет знания русского языка, формирует познавательную активность, самостоятельность, учитывает и развивает индивидуальные способности каждого выпускника при подготовке к экзамену. Формой итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе является ОГЭ с определённой технологией выполнения, поэтому необходима целенаправленная активная работа с учащимися именно с учётом данной технологии.
Курс поможет выпускникам развить письменную речь, четко формулировать свои мысли, логически рассуждать, уметь применять знания на практике и, следовательно, успешно сдать экзамен. Он также предполагает важную задачу: вводит практику проведения экзамена по русскому языку.
Большое внимание в программе курса уделяется практикумам по развитию устной и письменной речи, развитию умений работать с текстами. Они предполагают совершенствование речевых способностей выпускника, осознанное и адекватное восприятие и понимание звучащей речи (аудиозаписи на презентации) и умение строить письменное изложение.
Достаточно много времени уделено повторению раздела «Орфография», так как изучение раздела «Орфография» было завершено в 7 классе.
Цель курса:
- Углубление и систематизация ранее полученных знаний о языке, формирование стабильных навыков владения языком, расширение кругозора и практических умений школьников;
- Повышение уровня речевой устной и письменной культуры выпускников.
Задачи:
- Способствовать формированию орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся;
- Формировать навыки понимания и анализа текста (устного и письменного), умение создавать по ним собственное речевое высказывание (сжатое изложение и сочинение-рассуждение);
- Обеспечить стимулирование учащихся к самостоятельному закреплению и расширению полученных знаний и навыков, к применению их в повседневной речи;
- Формировать у учащихся ответственное отношение к такому коммуникационному инструменту, как язык, понимание языка как неотъемлемой части культуры в целом.
Учебная программа курса по выбору обеспечивает достижение определённых личностных результатов, а именно:
- Понимание культурной значимости мер по сохранению чистоты языка, а также понимание его ценности с эстетической точки зрения;
- Формирование у учащихся словарного запаса, а также применение в целях выражения собственных эмоций и мыслей, приобретённых грамматических навыков; приобретение навыка самонаблюдения и оценки своего уровня пользования речью.
Метапредметные результаты:
- формирование различных вербальных навыков;
- способность объективно воспринимать речь, как письменную, так и устную;
- владение различными видами чтения;
- возможность воспроизведения прослушанного текста с различной степенью сжатия;
- возможность построить на основе понимания текста собственное высказывание;
- формирование навыка грамотного, свободного и аргументированного изложения собственных мыслей;
- знание и применение орфографических, пунктуационных, грамматических, орфоэпических и прочих норм родного языка.
В число предметных результатов входит:
- знание и применение орфографических, пунктуационных, орфоэпических и прочих норм и правил русского литературного языка, понимание и соблюдение на практике правил речевого этикета, а также использование основных лексико-стилистических ресурсов.
Описание места курса
Курс по выбору «Речевая практика» предназначен для обучающихся 9 класса и рассчитан на 42 часа, 1,2 часа в неделю. Курс «Речевая практика» направлен на дополнительное изучение важных тем русского языка и может использоваться как дополнение к основному курсу русского языка в 9 классе (Учебник Бунеев Р.Н. Русский язык. 9 кл.). Начало изучения курса в 2018-2019 учебном году. Далее программа курса изучается в последующие учебные годы с корректировой в зависимости от итогов изучения курса в предыдущем учебном году.
Формы изучения курса:
• работа с документами, с различными информационными источниками, учебными
пособиями по подготовке к ОГЭ;
• тестирование, тренинги, практикумы;
• мини-проекты по изучению предложенных текстов, написание мини-сочинений, изложений;
• анализ и рассмотрение образцов экзаменационных работ предыдущих лет,
• тренировочные и диагностические работы, выполнение мини-проектов.
Формы организации учебной деятельности:
- Групповая
- Индивидуальная
- Парная
Организация занятий предполагает развитие самостоятельности при выполнении заданий, создание комфортного микроклимата для познавательной деятельности на занятиях в группе, развитие самостоятельности как черты личности при индивидуальной работе.
Формы контроля для проверки достижений учащихся
Итоги изучения тем и реализации программы осуществляется через виды контроля:
- входная диагностика (определение уровня знаний обучаемых);
- промежуточный контроль (уровень усвоения разделов программы);
- итоговая диагностика изученных тем (форма репетиционного ОГЭ).
Возможные способы оценки результативности образовательной деятельности учащихся: самооценка и взаимооценка выполненных работ, оценка сочинений, изложений, оценка самостоятельных и творческих работ, мини-проектов.
Содержание программы
Введение. Цели и задачи курса. Структура и особенности экзамена по русскому языку в 9 классе. Входная диагностика. Анализ работ.
Информационная обработка принадлежащих к различным жанрам письменных текстов; рассмотрение текста в качестве речевого произведения. Понимание текста как целостного явления, с точки зрения композиции и содержания. Учёт цели и условий коммуникации, а также адресата информации при выборе оптимальных языковых средств. Написание текстов, относящихся к различным функциональным типам речи и различным речевым стилям. Освоение норм языка (лексических, орфоэпических, морфологических и синтаксических). Освоение использования знаков препинания (как в простых предложениях, так и в сложных). Смысловая ценность, речевая связность, последовательность изложения при работе с конкретным текстом. Понятие орфограммы.
Порядок анализа текста; анализ применяемых в тексте выразительных средств. Освоение лексических и фразеологических выразительных средств.
Освоение правописания приставок.
Освоение правописания суффиксов; использование в различных частях речи суффиксов -Н- и -НН-. Освоение правил написания личных окончаний глаголов, а также суффиксов причастий настоящего времени.
Понятие синонима. Освоение фразеологии и лексики. Изучение классификации лексических единиц в соответствии с использованием и этимологией.
Понятие словосочетания.
Понятие предложения (фразы); грамматическая основа, главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
Понятие простого осложненного предложения.
Порядок пунктуационного анализа; правила пунктуации в предложениях, содержащих грамматически не связанные с основой слова и словосочетания.
Порядок синтаксического анализа сложного предложения.
Правила пунктуации в сложных предложениях (в т.ч. в бессоюзных).
Различные типы связи между частями сложных предложений.
Итоговая диагностика изученных тем, репетиционный ОГЭ. Анализ работ.
Тематическое планирование
Тема | Количе ство часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Введение в курс. | 0,5 | Познакомиться со структурой и порядком проведения экзамена по русскому языку, с критериями оценивания экзаменационной работы, составить представления о требованиях, которые будут предъявляться к работе выпускника. |
Входной контроль. Диагностическая работа по типу ОГЭ демоверсии 2018 года. Анализ работ. | 2,5 | Продемонстрировать овладение компетенциями, важнейшими практическими умениями по изученным разделам школьного курса. |
Что такое текст в русском языке? Целостность текста смысловая и композиционная. | 1 | Освоение признаков текста; умение определить тему, идею, ключевые слова, использованные виды связи между предложениями. Определение средств связи между отдельными частями (лексических, грамматических, семантических). Понимание принципа деления текста на абзацы. Изучение элементов композиции текста и отдельных его частей. Проведение анализа текста (последовательность, семантическая цельность, раскрытие темы, уместность применения различных средств языка). |
Стили, функционально-смысловые типы речи. | 1 | Умение обрабатывать содержащуюся в тексте информацию. Умение отличить художественный текст от публицистического, научного, официального, разговорного, а также определять функциональный тип текста. Навыки письменной формулировки относящихся к различным типам и стилям предложений. Знание и соблюдение основных норм формирования текста, таких, как соответствие теме, последовательность изложения и т.д. |
Нормы русского литературного языка: орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические. | 2 | Овладеть основными нормами литературного языка, использовать их в устной речи и при создании текстов, стремиться к речевому самосовершенствованию. |
Изложение на ОГЭ. Методика работы над изложением. | 1 | Уяснить принципы работы над изложением, порядок работы, уметь редактировать созданный текст. |
Приемы сжатия текста. | 1 | Уметь исключить всю второстепенную информацию, подробности и детали, обобщить, упростить синтаксические конструкции, при необходимости соединять предложения, т. е. трансформировать их. |
Практикум. Написание изложения. | 1 | Уметь использовать орфографические словари для определения правильного написания слов. Осуществлять письменно информационную обработку исходного текста, соблюдать при письме нормы русского литературного языка, воссоздавать содержание при сохранении композиционно-логической структуры, стиля и типа речи исходного текста. |
Анализ работ. Редактирование текстов. | 1 | Обучающиеся получают информацию о типовых и/ или индивидуальных ошибках в изложениях и способах их исправления. |
Пунктуация в простых и сложных предложениях. | 1 | Опознавать и различать простое и сложное предложение. Распознавать и правильно интонировать СП с разными смысловыми отношениями между их частями. Различать разные виды сложных предложений (БСП, ССП, СПП), находить средства связи между их частями. Овладеть правилами пунктуации в простом и сложном предложении и использовать их на письме. |
Орфограмма. Условия выбора орфограмм. | 1 | Поиск орфограмм в словах и применение правил написания слов в связи с условием выбора орфограмм для разных частей речи. |
Изобразительно-выразительные средства русского языка. | 1 | Умение определить в высказывании основные используемые средства выразительности (метафоры различных типов, эпитет, сравнение и уподобление, синоним и антоним, аллегория, аллитерация и пр.). |
Слитное, дефисное, раздельное правописание приставок. | 2 | Различать предлог и приставку; уметь выделять приставки в словах, уметь объяснять правописание гласных и согласных в них, знать группы приставок, знать алгоритм слитного, дефисного правописания приставок в разных частях речи, применять алгоритм правописания приставок на практике. |
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-, -НН-). | 2 | Знание морфологических признаков различных частей речи, умение составить их общую грамматическую характеристику; освоение правил написания суффиксов. |
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. | 2 | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение частей речи, их морфологические признаки. Выучить правила написания Н и НН в суффиксах. |
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | 2 | Уметь определять спряжение глагола. Правильно произносить и писать личные окончания глаголов в зависимости от спряжения. Выучить изученные правила и применять их на письме относительно к правописанию суффиксов причастий. |
Лексика и фразеология. | 2 | Овладеть основными понятиями лексики и фразеологии, уметь определять лексическое значение слова, в том числе многозначного, стилистическую окраску слова, сферы употребления, подбирать синонимы, антонимы. Находить фразеологизмы по их признакам, а также стилистически окрашенные фразеологизмы. Рационально использовать фразеологические обороты в речи, украшать ими свою речь. |
Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетаниях. | 1 | Проводить синтаксический разбор словосочетания, уметь выделять словосочетания из предложения, определять у них главное и зависимое слово, определять виды подчинительной связи по главному слову; избегать нарушения норм согласования слов внутри предложения. |
Предложение и его грамматическая основа. | 1 | Обозначать грамматическую основу простых и сложных предложений. Различать между собой главные и второстепенные члены. Определять, чем выражено подлежащее, простой и составные виды сказуемого. Давать характеристику простых двусоставных предложений. Избегать нарушения норм согласования сказуемого с подлежащим. |
Простое осложненное предложение. | 2 | Видеть в тексте простые осложнённые предложения; различать сложные предложения и простые осложнённые. Усвоить принципы обособления. Выразительно читать предложения с обособленными членами. Конструировать предложения с обособленными членами и применять их в речи. |
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | Выучить, какие существуют вводные конструкции в русском языке и их функции. Выразительно читать предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями; знать группы вводных слов по значению. Конструировать предложения с вводными конструкциями, грамотно использовать их в речи в зависимости от речевой ситуации. Выучить правила пунктуации при обращении. Выразительно читать предложения с обособленными членами. Конструировать предложения с обращениями распространёнными и нераспространёнными. |
Синтаксический разбор и пунктуационный разбор сложного предложения. | 1 | Производить анализ и синтаксический разбор предложения. В сложносочинённых и сложноподчиненных предложениях определять состав, средства связи и смысловые отношения между частями. Корректировать правильность построения сложных предложений, исправлять грамматические ошибки в построении сложных предложений. Уметь рисовать схемы сложных предложений. |
Пунктуация в ССП и СПП. | 1 | Умение определить тип сложного предложения, проведение анализа соотношения между их частями и определения используемых средств связи. Для сложноподчинённых – знание типов придаточных предложений, навыки использования знаков препинания. |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | Определение и навыки интонационного выражения семантического соотношения между частями относящихся к разным видам сложных бессоюзных предложений; умение составлять такие предложения и использовать действующие для них правила пунктуации. |
Сложные предложения с разными видами связи между частями и знаки препинания в них. | 1 | Определение типа используемых в сложных предложениях средств связи, освоение правил использования в сложных предложениях знаков препинания, навыки практического их применения. |
Сочинение на ОГЭ. Как работать над сочинением? | 2 | Обучающиеся получают информацию о видах сочинения на экзамене, формулировке заданий к ним, особенностях сочинения |
Практикум. Учимся писать сочинение-рассуждение 9.1. | 1 | Освоение различных видов чтения и типов текста (художественного, публицистического, научного и пр.), а также различных функциональных видов речи, навыки понимания их содержания и умение ответить на соответствующие вопросы. Умение, используя собственный опыт, написать свой текст, приводить примеры из прочитанного текста. Осуществлять письменно редактирование текста, следовать языковым правилам на письме. |
Практикум. Учимся писать сочинение-рассуждение 9.2. | 1 | Освоение различных видов чтения и типов текста (художественного, публицистического, научного и пр.), а также различных функциональных видов речи, навыки понимания их содержания и умение ответить на соответствующие вопросы. Умение, используя собственный опыт, написать свой текст, приводить примеры из прочитанного текста. Осуществлять письменно редактирование текста, следовать языковым правилам на письме. |
Практикум. Учимся писать сочинение-рассуждение 9.3. | 1 | Освоение различных видов чтения и типов текста (художественного, публицистического, научного и пр.), а также различных функциональных видов речи, навыки понимания их содержания и умение ответить на соответствующие вопросы. Умение, используя собственный опыт, написать свой текст, приводить примеры из прочитанного текста. Осуществлять письменно редактирование текста, следовать языковым правилам на письме. |
Итоговый контроль. Самостоятельная индивидуальная работа по типу ОГЭ демоверсии 2019 года. | 3 | Навыки краткой передачи содержания воспринятого на слух текста в письменной форме, анализа содержания прочитанного текста; умение анализировать встречающиеся в тексте языковые средства с различных точек зрения, аргументированно рассуждать на основе текста на заданную им тему, использовать цитаты и выдержки из текста. Навыки использования орфографического словаря. |
Анализ работ. Индивидуальные консультации. | 1 | Обучающиеся получают информацию о типовых и индивидуальных ошибках и способах их устранения, план дальнейшей работы. |
Итого: | 42 часа |
Материально-технические оборудование
Компьютер, экран, таблицы по русскому языку, методпособия для подготовки к ОГЭ,
презентации.
Дидактический материал: тексты контрольных и самостоятельных работ, раздаточный
материал (карточки).
Приложения
Приложение к курсу
ZIP / 147.44 Кб
УМК и дополнительная литература по курсу
- УМК: Бунеев Р.Н. Русский язык. 9 кл.: Учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др.; под науч. ред. акад. РАО А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, 2016.
- Васинькова Н.Н., Карелина Л.В. Русский язык. Итоговое собеседование: алгоритмы, практические советы, упражнения, варианты – Пермь. ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2018.
- Журавлева Л.И. Орфография. Русский язык в алгоритмах и таблицах: учеб. пособие для учащихся 8-9-х кл. /Л.И.Журавлева. – Пермь: ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2017.
- Журавлева Л.И. Пунктуация. Русский язык в алгоритмах и таблицах: учеб. пособие для учащихся 8-9-х кл. /Л.И.Журавлева. – Пермь: ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2017.
- Журавлева Л.И. Русский язык в таблицах. Фонетика. Орфоэпия. Культура речи. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис: для учащихся 5-11-х классов /Л.И.Журавлева. – Пермь: ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2017.
- Карпова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Русский язык в таблицах и тестах: учебное пособие. – Перм.ун-т. – Пермь, 2017.
- Козулина М.В. Русский язык. Практикум. Подготовка к экзамену. – Саратов: Лицей, 2016.
- Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2018. 30 тренировочных вариантов. 9-й класс: учебно-методическое пособие / Сенина Н.А., Гармаш С.В и др. под ред. Н.А.Сениной. - Ростов н/Д: Легион, 2018.
Электронные образовательные ресурсы:
ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (gramota.ru)
Я иду на урок русского языка (1sept.ru)
Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания (olimpiada.ru)
Главная | Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН (ruslang.ru)
Ruthenia Интернет-проект исследователей-русистов
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи. (gramma.ru)
Национальный корпус русского языка (ruscorpora.ru)
Русский язык (russkiyyazik.ru) Машинный фонд русского языка
СЛОВАРИ.РУ | ГЛАВНАЯ (slovari.ru)
Русский язык в школе (riash.ru) научно-методический журнал
Электронные словари - E-LANGUAGE (jimdofree.com)
Издательство "Русское слово" (xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai)
ROPRYAL Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)
Русский Медвежонок - О конкурсе (xn--b1adccfhhghoqlbqpa6a.xn--p1ai)