Рабачая программа по хоровому пению (1-2 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ «ЭВРИКА» ИМ. В.А.СУХОМЛИНСКОГО
| | УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета протокол №1 от августа 2020 года Председатель педсовета __________ Е.В. Попова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(дополнительное образование)
По хоровому пению (коллективное музицирование)
Уровень образования (класс): начальное общее 1-2
Количество часов: 66 - 1 класс; 68 – 2 класс
Учитель – Бабенко Татьяна Сергеевна
Программа разработана в соответствии и на основе примерной программы по хоровому пению Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, авторской программы по хоровому пению Г.П. Стуловой «Планета музыки», 2016 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты
Базовый уровень:
овладеть навыками сотрудничества (общаться, взаимодействовать) с участниками хора при решении различных творческих задач;
проявлять эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.
Повышенный уровень:
самостоятельность в поиске решения различных творческих задач;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования при воплощении музыкальных образов;
самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
участвовать в музыкальной жизни школы.
Метапредметные результаты
Базовый уровень:
передавать эмоциональные состояния в процессе коллективного музицирования;
решать проблему творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения;
участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов.
Повышенный уровень:
проявлять способность к саморегуляции в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, корректировать свои действия.
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание изобразительных возможностей музыки;
умение определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыкальных произведений;
исполнение вокальных произведений с настроением, подходящим к содержанию текста;
понимание значений понятий вариации, вариационный цикл;
знание основ музыкальной грамоты;
способность слышать и определять разные музыкальные интонации в изучаемых произведениях;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать изученные музыкальные произведения из наследия русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
способность передавать заданный ритмический рисунок в исполняемых вокальных произведениях;
овладение вокально-хоровыми навыками;
умение рассуждать и высказывать свои размышления о музыке;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Содержание учебного предмета, курса.
Раздел 1. Введение.
Диагностика уровня развития музыкального слуха и певческих данных. Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. Знакомство с физическими данными учащихся. Определение природы голосового аппарата: звонкости, полетности, эмоциональности, диапазона, индивидуальном характере звучания. Расстановка участников в хоре.
Раздел 2. Вокально-хоровая работа.
Ознакомление с основами вокального искусства. Виды вокального искусства. Понятие опоры, диафрагмы. Строение голосового аппарата певца. Артикуляционный аппарат и его составляющие. Процесс звукообразования и звуковедения. Певческая установка. Унисон. Дикция. Работа в ансамбле. Строй. Артикуляционный аппарат.
Работа над чистотой интонации:
1. Определение примарной зоны звучания;
2. Работа над мелодическим слухом;
3. Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;
4. Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октавы;
5. Работа над расширением певческого дыхания;
6. Совершенствование дикции.
Раздел 3. Музыкально - теоретическая подготовка.
Основы музыкальной грамоты:
Лад. Мажор. Минор. Ритм – основа жизни и музыки. Темп – скорость музыки Тембр – окраска звука Динамика – сила звука. Пластическое интонирование.
Раздел 4. Дыхание.
Знакомство с главными принципами дыхательной гимнастики А.Стрельниковой. Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. В течении года у учеников воспитывается смешанное дыхание, с преобладанием то грудного, то брюшного типа. Работа над свободным, естественным дыханием, с мышечным и слуховым ощущением.
Дикция.
Раздел 5. Дикция. Артикуляция.
Работа органов речи: губ, языка, мягкого неба, голосовых связок. Артикуляция - важнейшая часть в вокально-хоровой работе. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием и так далее. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя.
Раздел 6. Концертная деятельность.
Сценическое движение.
Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.
Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа.
Репетиционная работа. Подготовка концертных номеров. Концертные выступления. Формирование культуры исполнительской деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
1 -2 класс:
развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а также, мимике;
развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
формирование навыков элементарного музицирования на
простейших инструментах;
освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
В результате обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:
- правильно сидеть;
- петь по дирижерскому жесту;
- соблюдать певческое дыхание;
- правильно формировать гласные в сочетании с согласными;
- петь простые мелодии разными штрихами в разных темпах;
- слушать унисон, следить за чистотой интонации;
- иметь навык пения унисона с элементами двухголосия и канона.
В течение учебного года необходимо проработать:
- 2 несложные народные песни;
- 3 – 6 несложные произведения или современные песни.
Во 2 классе должны изучаться как одноголосные, так и двух-голосные произведения с сопровождением и без сопровождения, с динамикой от «p» до «mf» с включением образцов музыки, написанной в более быстрых и более медленных темпах. Диапазон исполняемых сочинений – от «с» 1 октавы до «е» второй.
Во 2 классе, учащиеся должны уметь:
- Равномерно расходовать дыхание при исполнении продолжительных мелодических построений;
- петь в диапазоне от «с» 1 октавы до «е» второй октавы;
- активизация работы артикуляционного аппарата;
- петь упражнения на двух-голосие в различных его видах
– подголосочное, имитационное, гармоническое;
- иметь навыки исполнения гармонического двухголосия;
- понимать указания дирижера, касающиеся агогических и динамических изменений.
В течение учебного года прорабатывается: - 2-3 народных песни;
- 2-3 произведений композиторов-классиков;
- 2-4 произведений современных композиторов;
- 1 духовное песнопение.
Виды контроля:
- входной, текущий, итоговый;
- фронтальный, комбинированный, устный.
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по партитуре, школьные мероприятия, отчётный концерт.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:
Класс 1 | ||||
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) |
Раздел 1. Ведение. Раздел 2. Вокально-хоровая работа. | 3 12 18 | Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. | 1 | Развивать устойчивый интерес к музыкальным занятиям; знакомство с правилами поведения и техникой безопасности на уроке. |
Диагностика уровня развития музыкального слуха и певческих данных. | 2 | Получение информации о реальном состоянии и тенденциях изменения музыкальных способностей детей. | ||
Певческая установка | 2 | Анализировать положение корпуса при пении. | ||
Все мы дружим с песней. Мелодия. Нотная грамота. | 2 | Анализировать соотношение вокальной партии с аккомпанементом; петь, не выделяясь из общего звучания, одновременно вступая и заканчивая фразу. | ||
Работа над унисоном в хоре при развитом фортепианном аккомпанементе. | 2 | Прислушиваться к голосам, поющих в хоре; сравнивать мелодический рисунок фортепианной партии с вокальной мелодией. | ||
Вокальные навыки. | 2 | Анализировать особенности мелодического рисунка мелодии; давать понятие, что мелодия - главная мысль музыкального произведения. | ||
Освоение дирижерского жеста. | 2 | Учащиеся должны усвоить и распознавать некоторые особенности дирижерского жеста: тактирование, ауфтакт, внимание, дыхание, снятие, legato, staccato, marcato, forte, piano, crescendo, diminuendo | ||
Певческие навыки. | 2 | Анализировать текст и музыку данного произведения; определять характер мелодической линии. | ||
Раздел 3. Музыкально- теоретическая подготовка. | Связь музыки со словом | 2 | Грамотное, осмысленное исполнение текста в хоровом произведении. Выделение главных слов. | |
Вокально-хоровая работа | 2 | Добиваться ровности звучания партий, чистоты интонации, в частном и общем ансамбле; рассуждать об общности и различии таких понятий, как звук, нота, мелодия, ритм; раскрывать в голосе особенности элементов стиля данного произведения. | ||
Работа над вокально-хоровыми трудностями. | 2 | Петь стройно: в интонационном, ритмическом и уравновешенном по силе звука отношении; уметь анализировать особенности голосовых тембров. | ||
Понятия куплет, фраза, мотив. | 2 | Понимать, что такое песня; раскрывать особенности звучание лирических песен; анализировать мелодическую структуру данного произведения. | ||
Первоначальная работа над цепным дыханием. | 2 | Задерживать дыхание перед началом пения; не допускать ключичное, верхнее дыхание. | ||
Вокально-хоровая работа | 2 | Анализировать текст и музыку данного произведения; определять характер мелодической линии. | ||
Сценическая культура. | 3 | Правильно передавать художественный образ музыкального произведения; выявлять этапы развития мелодии. | ||
Знакомство с произведениями разных жанров. | 3 | Рассуждать об общности и различии песен разных жанров; проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к народным праздникам, рождественским песням, духовной жизни. | ||
Раздел 4. Дыхание. Раздел 5. Дикция. Артикуляция. Раздел 6. Подготовка и концерт-ная деятель- ность | 9 9 15 | Знакомство с главными принципами дыхательной гимнастики А.Стрельниковой. | 3 | Познакомиться с главными задачами дыхательной гимнастики. |
Упражнения: «ладошки», «погончики». | 3 | Должен уметь: - расслабляться, -дышать диафрагмой (животом), -снижать пульс на выдохе. | ||
Упражнения: «насос», «кошка». | 3 | |||
Работа над дикцией. | 3 | |||
Постановка и развитие артикуляционного аппарата обучающегося по средствам отработки правильного произношения слова в пении в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях. | ||||
Пропевание скороговорок на одном звуке. | 3 | |||
Использование певческих навыков во взаимосвязи со скороговорками. | 3 | Оценивать собственное исполнение и общее звучание всего хора; выявлять степень понимания роли музыки в жизни человека; узнавать певческие голоса. | ||
Работа над нюансами в произведениях. Осмысленное артистическое исполнение программы. | 2 | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов; воспринимать красоту родной земли в музыке, поэзии, живописи. | ||
Использование при работе с хором особых ритмических фигур - пунктирного ритма. | 2 | Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись; ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций; анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. | ||
Работа над legato, возможно освоение приемов nonlegato. | 2 | Применять знания основных средств музыкальной выразительности; наблюдать за исполнительскими приёмами и способами передачи музыкально – поэтической речи; понимать терминологию штрихов. | ||
Различный характер дыхания в зависимости от темпа и стиля исполняемого сочинения. | 2 | Применять знания основных средств музыкальной выразительности при исполнения музыкального произведения; проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения. | ||
Красочность моего голоса. Тембр. Фальцетное пение. | 2 | Сравнивать и анализировать голоса первых и вторых голосов; изучать специфические черты различных тембров; воспринимать выразительные возможности детских голосов. | ||
Петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосые каноны. | 2 | Выработать чистый ясный унисон; научиться исполнять двухголосные каноны. | ||
Все мы дружим с музыкой и песней. Подготовка к концерту. | 2 | Повторить, закрепить и углубить приобретенные ранее знания, навыки и умения; закрепить сознательное отношение учащихся к своей певческой деятельности и певческой деятельности товарищей, к соблюдению правил пения, гигиены голоса. | ||
Урок-концерт. Обобщающий урок. | 1 | Работать в сценическом образе, уметь вести себя на сцене; умеет петь в ансамбле, слушать других детей в процессе пения. |
Итого: 66 часов.
Итого: 68 часов.
Потамошнева Наталья Алексеевна