Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Лицей «Эрудит»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Лицей «Эрудит»
___________________Н.Т.Иванова
Приказ № 220 от 30 .08.2016г.
Рабочая программа
по курсу «Технология» (труд) для 2 «Б» класса
начального общего образования по УМК «Школа России»
на 2016-2017 учебный год
Ташкиновой Елены Анатольевны,
учителя первой квалификационной категории
Рассмотрена
на заседании МО учителей начальных классов
протокол № 4
« 26 »августа 2016 г.
руководитель МО ____________В. Ф. Убогова
Принята
на заседании методического совета
протокол № 4
от « 26 » августа 2016 г.
Председатель МС _______Т.В. Денисенко
Рубцовск, 2016
ТЕХНОЛОГИЯ
I. Пояснительная записка
Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая программа:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
3. Основной образовательной программы НОО.
4. Авторской программы Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология», утверждённой Министерством образования и науки РФ.
(Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций /Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. )
5. Учебного плана на 2016-2017 учебный год.
6. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности МБОУ "Лицей "Эрудит"
Обоснование УМК Предмет «Технология » занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Данный предмет даёт возможность: 1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; 2. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; 3. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; 4. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; 5.Приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; 6. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Основными целями начального обучения технологии являются:
Цель изучения курса технологии — развитие социальнозначимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта,представлений о профессиональной деятельности человека.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
— стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
— формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
— формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
— формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
— развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); твор-ческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
— развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполне-ния действия), контроль, коррекцию и оценку;
— формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
— развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
— ознакомление с миром профессий (в том числе профессии близких и родных), их социальным значением,историей возникновения и развития;
— овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Количество учебных часов на рабочую программу
На изучение курса «Технология» в начальной школе во 2 классе —34 ч (1 ч в неделю).
Изменения в авторскую программу не внесены.
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС является: оценка образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия; Критериями контроля являются требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку;
Основными видами контроля являются:
- итоговый контроль предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебного года.
Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки - портфолио).
Формы контроля и учета достижений:
- диагностические работы на начало учебного года;
- стандартизированные письменные и устные работы;
- комплексные диагностические и контрольные работы;
- тематические проверочные (контрольные) работы;
- самоанализ и самооценка;
- индивидуальные накопительные портфолио обучающихся;
Для оценки предметных образовательных достижений младших школьников проводятся предметные итоговые работы.
Для оценки предметных и метапредметных образовательных результатов проводится мониторинг УУД по рабочей тетради «Учимся учиться и действовать» Т.В. Меркулова
В качестве письменных работ используются итоговые работы по предметам и комплексная работа (Мои достижения. Итоговые комплексные работы /О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева.- М.: Просвещение 2015).
Критерии оценивания работ по технологии 2 класс
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: обучающийся умеет самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю; правильно работать ручными инструментами; изделие выполнено самостоятельно, аккуратно, в соответствии с творческим замыслом, допускается не более одного недочета;
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: обучающийся умеетсамостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю; правильно работать ручными инструментами; изделие выполнено с незначительной помощью учителя или одноклассников, достаточно аккуратно, имеются 2 – 3 ошибки в выполнении технологических операций.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; изделие выполнено со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно, имеются4-6 ошибок в выполнении технологических операций.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: обучающийся не умеетсамостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, неэкономно и нерационально выполняет разметку; допускает серьёзные нарушения ТБ при работе ручными инструментами; изделие выполнено со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.
Оцениваются:
• качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом;
• степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя);
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его личным творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.
Развитие творческих способностей обеспечивается деятельностным подходом к обучению, стимулирующим поиск и самостоятельное решение конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систему вопросов, советов и задач (рубрика «Советы мастера» в 1—2 классах, рубрика «Конструкторско-технологические задачи» в 3—4 классах), активизирующих познавательную поисковую, в том числе проектную, деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.
Формы, методы и средства обучения, технологии, которые используются для организации учебного процесса:
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Типы уроков могут быть ориентированы на ступень изучения определённого материала: - урок изучения новой темы с первичным её закреплением; - урок закрепления темы и формирования умений на основе нового материала;
Используются формы работы: индивидуальные, групповые, фронтальные, парные
Методы: репродуктивные, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, проектный);
Средства обучения: Печатные, наглядные плоскостные (карты, магнитные доски, плакаты), демонстрационные (макеты, гербарии, модели, муляжи), электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные (слайды, видеофильмы)
Используются технологии (здоровьесберегающие, проблемно-диалогического обучения, ИКТ)
Развивающие возможности системы УМК " Школа России"связаны с богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учебного процесса.
Данная программа реализуется через:
-личностно-ориентированные технологии,
-здоровьесберегающие технологии,
-технологию критического мышления,
-технологию проектного обучения,
-системно-деятельностный подход
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся: - знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты; - овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.; - знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира; - знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы; - учатся экономно расходовать материалы; -осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность); - учатся преимущественно конструкторской деятельности; - знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
II. Планируемые результаты:
Изучение курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлено на достижение следующих результатов.
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, самоуважение, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация.
Личностные
Учащийся научится с помощью учителя:
• объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;
• уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
• понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информаци-онный поиск и делать необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических операций (сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, установления аналогий, подведение под понятия, умение выделять известное и неизвестное), развитие коммуникативных качеств (речевая деятельность и навыки сотрудничества).
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
• формулировать цель деятельности на уроке;
• выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
• планировать практическую деятельность на уроке;
• выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
• предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;
• работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);
• определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
• наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;
• сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
• понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
• находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
• называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
• самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
• вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
• вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
• слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
• выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3 - 4 человек.
Предметными результатами изучения технологии является получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Предметные
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
• элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия);
• гармонии предметов и окружающей среды;
• профессиях мастеров родного края;
• характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Учащийся будет уметь:
• самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
• готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
• выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
• самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
• применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
• обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
• названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
• происхождение натуральных тканей и их виды;
• способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
• основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
• линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
• названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Учащийся будет уметь:
• читать простейшие чертежи (эскизы);
• выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
• оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
• решать несложные конструкторско-технологические задачи;
• справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
• неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
• отличия макета от модели.
Учащийся будет уметь:
• конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
• определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами.
4. Использование информационных технологий. Учащийся будет знать о:• назначении персонального компьютера.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
В результате изучения предмета "Технология"на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Ученик научится:
• использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
Ученик научится:
• вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
• владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;
• рисовать изображения на графическом планшете;
Ученик научится:
• подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
• описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
• собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
Ученик получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Ученик научится:
• создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
• создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
III. Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
1. |
Художественная мастерская |
10ч |
2 |
Чертёжная мастерская |
7ч |
3 |
Конструкторская мастерская |
9ч |
4 |
Рукодельная мастерская |
8ч |
Итого: |
34ч |
IV . Содержание тем учебного предмета
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проеrтов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, для использования в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
V. Поурочный календарно-тематический план, с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (технология)
Раздел. Тема урока. |
К ч |
Элементы содержания |
По пл |
По фак |
Тип урока. Вид деятельности. |
Планируемые образовательные результаты изучения раздела. |
Обеспечение |
|||||||||||||||||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
||||||||||||||||||||||
Художественная мастерская 10ч |
||||||||||||||||||||||||
1 |
Что ты уже знаешь? |
1 |
Повторение знаний и умений, полученных в1 классе. Изготовление изделий из деталей, размеченных по шаблонам. |
05.09-09.09 |
07.09 |
Комбинированный урок: организовывать рабочее место; — узнавать и называть материалы, инструменты и приёмы обработки материалов, изученные в 1 классе; наблюдать, сравнивать и называть различные материалы, инструменты, технологические операции, средства художественной выразительности Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная, парная |
Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, устойчивой мотивации к приобретению новых знаний, желания выполнять учебные действия, принятие и освоение социальной роли обучающегося, овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу
|
Личностные: Адекватная мотивация учебной деятельности, умение избегать конфликтов. Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные Ставить вопросы, обращаться за помощью. |
Ориентируются в учебнике и рабочей тетради, пользуется ими; оформляют (декорирует) папку достижений с использованием разных цветов; умеет применять знания, полученные в 1 классе. Определяют материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. Изготовление изделий в технике оригами |
|||||||||||||||
2 |
Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? |
1 |
Знакомство со средствами художественной выразительности: тон, форма и размер. Подбор семян по тону, по форме. Составление композиций по образцу, собственному замыслу. |
12.09-16.09 |
14.09 |
Комбинированный урок: Искать и анализировать информацию о земледелии, его значении в жизни человека. Составлять рассказ о профессиях садовод и овощевод на основе наблюдений и собственного опыта. Понимать значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода. Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная, парная |
Формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, проявление интереса к предмету. |
Личностные Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные. Использовать общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение. |
Обучение умению выбирать правиль-ный план работы из двух предложенных. Самостоятельная раз-метка по шаблону. Наклеивание семян на картонную основу. Изготовление композиций из семян растений |
|||||||||||||||
3 |
Какова роль цвета в композиции? |
1 |
Знакомство со средством художественной выразительности — цветом. Цветовой круг, цветосочетания. |
19.09-23.09 |
21.09 |
Комбинированный урок: Осуществлять поиск необходимой информации о посуде, её видах, материалах, из которых она изготавливается. Составлять по иллюстрации учебника рассказ о способах изготовления посуды из глины Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная |
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, уважительного отношения к иному мнению, проявление доброжелательности по отношению к другим при работе в группе . |
Личностные. Мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Регулятивные. Различать способ и результат действия. Познавательные. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные. Разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиции всех участников |
Упражнение по подбору близких по цвету и контрастных цветов. Использование цвета в картинах художников. Разметка деталей по шаблону. Использование линейки в качестве шаблона. Составление композиций по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Изготовление аппликаций, композиций с разными цветовыми сочетаниями материалов . |
www.omsk.edu.ru/_vmo/_elementary 8.8.11 |
||||||||||||||
4 |
Какие бывают цветочные композиции? |
1 |
Знакомство с видами композиций: центральная, вертикальная, горизонтальная. Центр композиции. Композиции в работах художников. |
26.09-30.09 |
28.09 |
. Комбинированный урок: Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на слайдовый план. Определять и использовать необходимые инструменты и приёмы работы с пластилином. Организовывать рабочее место. Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиций Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: парная |
Формирование социальной роли ученика. Формирования положительного отношения к учению. |
Личностные Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные. Использовать общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение |
Упражнение по составлению разных видов композиций из листьев. Подбор цвето сочетаний бумаги. Раз-метка деталей по шаблону. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Изготовление композиций разных видов |
www.omsk.edu.ru/_vmo/_elementary 8.8.11 |
||||||||||||||
5 |
Как увидеть белое изображение на белом фоне? |
1 |
Средства художественной выразительности. Светотень. Сравнение плоских и объёмных геометрических форм. |
03.10-07.10 |
07.10 |
Комбинированный урок: .Составлять рассказ о профессиях пекаря и кондитера на основе иллюстративного материала, собственного опыта и наблюдений. Осмысливать значение этих профессий.
Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная |
Формирование социальной роли ученика. Формирования положительного отношения к учению.
|
Личностные. Мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Регулятивные. Различать способ и результат действия. Познавательные. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные. Разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиции всех участников. |
Упражнения по освоению приёмов получения объёмных форм из бумажного листа. Разметка нескольких одинаковых деталей по шаблону, придание объёма деталям, наклеивание за фрагмент, точечно. Использование законов композиции. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать пра- вильный план работы из двух предложенных. Изготовление рельефных композиций из белой бумаги |
www.omsk.edu.ru/_vmo/_elementary 8.8.11 |
||||||||||||||
6 |
Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? |
1 |
Введение понятия «симметрия». Упражнение по определению симметричных (и несимметричных) изображений и предметов. Знакомство с образцами традиционного искусства, выполненными в технике симметричного вырезания. |
10.10-14.10 |
14.10 |
Комбинированный урок: . Сравнивать свойства пластичных материалов. Анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы. Анализировать с помощью учителя способы изготовления изделий в технике хохломская роспись. Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная |
Формирование навыков анализа и сопоставления, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, желания выполнять учебные действия, приобретать новые знания |
Личностные. Мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Регулятивные. Различать способ и результат действия. Познавательные. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные. Разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиции всех участников. |
Разметка симметричных деталей складыванием заготовок в несколько слоёв и гармошкой, разметкой на глаз, наклеивание за фрагмент,точечно. Использование законов композиции. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Изготовление композиций из симметричных бумажных деталей |
www.omsk.edu.ru/_vmo/_elementary 8.8.11 |
||||||||||||||
7 |
Можно ли сгибать картон? Как? |
1 |
Повторение сведений о картоне (виды, свойства). Освоение биговки. |
17.10-21.10 |
21.10 |
Комбинированный урок: . Осмысливать на практическом уровне понятия «имитация». Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры животных, людей, цветы). Сравнивать особенности хохломской и городецкой росписи.
Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная. |
Формирование социальной роли ученика. Формирования положительного отношения к учению. |
Личностные. Мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Регулятивные. Различать способ и результат действия. Познавательные. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные. Разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиции всех участников |
Упражнения по выполнению биговки. Разметка деталей по шаблонам сложных форм. Выполнение биговки по сгибам деталей. |
SMART Board 7.7.2 |
||||||||||||||
8 |
Наши проекты. Африканская саванна. |
1 |
Повторение сведений о картоне (виды, свойства). Освоение биговки. |
24.10-28.10 |
28.10 |
Комбинированный урок: Особенности народного промысла городецкая роспись. Изделие: «Городецкая роспись» Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: парная |
Формирование навыков анализа и сопоставления, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, желания выполнять учебные действия, приобретать новые знания
|
Личностные Готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения. Регулятивные. Составлять план и последовательность действий. Познавательные Уметь применять полученные знания в различных вариантах. Коммуникативные Оценивать собственное поведение и поведение |
Работа в группах по 4—6 человек. Обсуждение конструкции силуэтов животных, техно-логий изготовления издеталей. Распределение работы внутри групп с помощью учителя. Работа с опорой на рисунки. Обсуждение результатов коллективной работы. Изготовление изделий сложных форм в одной тематике |
SMART Board 8 8 11 |
||||||||||||||
9 |
Как плоское превратить в объёмное? |
1 |
О многообразии животного мира, формах клювов и ртов разных животных. Получение объёмных деталей путём надрезания и последующего складывания части детали. |
07.11-11.11 |
11.11 |
Комбинированный урок: Особенности народного промысла дымковская игрушка. Изделие: «Дымковская игрушка Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: групповая. |
Формирование социальной роли ученика. Формирования положительного отношения к учению. |
Личностные Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные. Использовать общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение. |
Упражнение по изготовлению выпуклой детали клюва. Разметка детали по половине шаблона. Закрепление умения выполнять биговку. Выбор правильных этапов плана из ряда предложенных. Изготовление изделий с использованием вышеуказанного приёма получения объёма с разметкой по половине шаблона
|
SMART Board 7.7.2 |
||||||||||||||
10 |
Как согнуть картон по кривой линии? |
1 |
О древних ящерах и драконах. Мифология и сказки. Криволинейное сгибание картона. Пробное упражнение по освоению приёма получения криволинейного сгиба. Закрепление умения выполнять биговку. |
14.11-18.11 |
18.11 |
Комбинированный урок: История матрёшки. Рзметка деталей на ткани по шаблону Изделие: «Матрёшка» Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная. |
Формирование социальной роли ученика. Формирования положительного отношения к учению. |
Личностные Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные. Использовать общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение. |
Разметка деталей по половине шаблона. Точечное наклеивание деталей. Составление собственного плана и его сравнение с данным в учебнике. Изготовление изделий с деталями, имеющими кривые сгибы, с разметкой по половине шаблона. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме |
SMART Board 7.7.2 |
||||||||||||||
Чертёжная мастерская 7ч |
||||||||||||||||||||||||
11 |
Что такое технологические операции и способы? |
1 |
Введение понятия «технологические операции». Знакомство с основными технологическими операциями ручной обработки материалов и способами их выполнения. Задание подобрать технологические операции и способы их выполнения предложенным готовым изделиям. |
21.11-25.11 |
25.11 |
Комбинированный урок: Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Изделие: пейзаж «Деревня» Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: парная |
Формирование навыков анализа и сопоставления, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, желания выполнять учебные действия, приобретать новые знания
|
Личностные: Адекватная мотивация учебной деятельности, умение избегать конфликтов. Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные Ставить вопросы, обращаться за помощью. |
Знакомство с технологической картой. Самостоятельное составление плана работы. Складывание бумажных полосок пружинкой. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Изготовление изделий с деталями, сложенными пружинкой
|
SMART Board 7.7.2 |
||||||||||||||
12 |
Что такое линейка и что она умеет? |
1 |
Введение понятия «линейка — чертёжный инструмент». Функциональное назначение линейки, разновидности линеек. |
28.11-02.12 |
02.12 |
Комбинированный урок: Конструирование из бумаги движущейся игрушки лошадка. Изделие: «Лошадка» Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: групповая. |
Формирование социальной роли ученика. Формирования положительного отношения к учению. |
Личностные. Мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Регулятивные. Различать способ и результат действия. Познавательные. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные. Разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиции всех участников |
Проведение прямых линий, измерение отрезков по линейке. Измерение сторон многоугольников. Контроль точности измерений по линейке. Подведение итогов, самоконтроль по предложенным вопросам. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Построение прямых линий и отрезков. Измерение отрезков. Измерение сторон геометрических фигур |
Слайдовая презентация 8.8.4 |
||||||||||||||
13 |
Что такое чертёж и как его прочитать? |
1 |
Введение понятия «чертёж». Линии чертежа: основная, толстая, тонкая, штрих пунктирная с двумя точками. Чтение чертежа. Изделия и их чертежи. Построение прямоугольника от одного прямого угла. |
05.12-09.12 |
09.12 |
Комбинированный урок: Аппликация из природного материала. Изделие: «Курочка из крупы», «Цыплёнок» Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная |
Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения, выполнять учебные действия, принятие и освоение социальной роли обучающегося |
Личностные Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные. Использовать общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение |
Изготовление изделия по его чертежу. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам |
8 8 11 |
||||||||||||||
14 |
Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? |
1 |
Знакомство с народным промыслом плетения изделий из разных материалов. Знакомство с понятиями «ремесленник», «ремёсла», названиями ряда ремёсел. Ремёсла родного края учеников. Знакомство с приёмом разметки прямоугольника от двух прямых углов. |
12.12-16.12 |
16.12 |
Комбинированный урок: Проект «Деревенский двор». Изготовление объёмных изделий на основе развёртки Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: парная |
Формирование социальной роли ученика. Формирования положительного отношения к учению. |
Личностные. Мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Регулятивные. Различать способ и результат действия. Познавательные. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные. Разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиции всех участников |
Разметка одинаковых бумажных полосок. Упражнение по разметке полосок из бумаги. Закрепление умения чтения чертежа. Плетение из бумажных полосок. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий с плетёными деталями |
www.omsk.edu.ru/_vmo/_elementary 5.5.6 |
||||||||||||||
15 |
Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? |
1 |
Введение понятия «угольник — чертёжный инструмент».Функциональное назначение угольника, разновидности угольников. Контроль прямого угла в изделиях прямоугольной формы. Измерение отрезков по угольнику. Порядок построения прямоугольника по угольнику. Упражнение в построении прямоугольника по угольнику. Контроль точности отложенных размеров по угольнику. |
19.12-23.12 |
23.12 |
Комбинированный урок: Приёмы изготовления изделий из яичной скорлупы. Изделия: «Ёлочные игрушки из яиц» Методы: репродуктивный частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная. |
Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения, выполнять учебные действия, принятие и освоение социальной роли обучающегося
|
Личностные. Мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Регулятивные. Различать способ и результат действия. Познавательные. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные. Разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиции всех участников |
Закрепление умения чтения чертежа. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте Изготовление изделий с основой прямоугольной формы с помощью угольника по их чертежам |
www.omsk.edu.ru/_vmo/_elementary 5.6 11 |
||||||||||||||
16 |
Можно ли без шаблона разметить круг? |
Введение понятий: «циркуль — чертёжный инструмент», «круг», «окружность», «дуга»,«радиус». Функциональное назначение циркуля, его конструкция. |
11.01-13.01 |
13.01 |
Комбинированный урок: Выполнение работы в технике полуобъёмная пластика. Изделия: Изба» Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная, парная |
Формирование социальной роли ученика. Формирования положительного отношения к учению. |
Личностные: Адекватная мотивация учебной деятельности, умение избегать конфликтов Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные Ставить вопросы, обращаться за помощью. |
Построение окружности циркулем. Откладывание радиуса окружности циркулем по линейке. Построение окружности заданного радиуса. Контроль размера радиуса с помощью циркуля и линейки. Упражнение в построении окружностей. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Изготовление изделий с круглыми деталями, размеченными с помощью циркуля |
8 6 11 |
|||||||||||||||
17 |
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. |
1 |
Знакомство с чертежом круглой детали. Соотнесение детали и её чертежа. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. |
16.01-20.01 |
20.01 |
Комбинированный урок: Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Изделие: «Домовой» Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная, |
Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения, выполнять учебные действия, принятие и освоение социальной роли обучающегося
|
Личностные. Мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Регулятивные. Различать способ и результат действия. Познавательные. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные. Разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиции всех участников |
Изготовление изделий из кругов, размеченных с помощью циркуля, и частей кругов, из деталей прямоугольных форм, размеченных с помощью угольника и линейки. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме |
SMART Board 8.8.12 |
||||||||||||||
Конструкторская мастерская 9ч |
||||||||||||||||||||||||
18 |
Какой секрет у подвижных игрушек? |
1 |
Введение понятий «подвижное и неподвижное соединение деталей», «шарнир», «шило». Приёмы безопасной работы шилом и его хранение. Упражнение в пользовании шилом, прокалывание отверстий шилом. Шарнирное соединение деталей по принципу качения детали. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. |
23.01-27.01 |
27.01 |
Комбинированный урок: . Проект: «Убранство избы». Изготовление модели печи из пластичных материалов. Изделие: «Русская печь» Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: групповая. |
Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения, выполнять учебные действия, принятие и освоение социальной роли обучающегося
|
Личностные: Адекватная мотивация учебной деятельности, умение избегать конфликтов. Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные Ставить вопросы, обращаться за помощью. |
Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу качения детали |
SMART Board 8.8.5 |
||||||||||||||
19 |
Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? |
1 |
Введение понятий «разборная конструкция», «неразборная конструкция». Расширение знаний о шарнирном механизме. Пробные упражнения изготовления шарнирного механизма по принципу вращения. |
30.01-03.02 |
03.02 |
Комбинированный урок: Ткачество. Изготовление модели ковра, освоение способа переплетения полосок бумаги. Изделие « Коврик». Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная |
Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения, выполнять учебные действия, принятие и освоение социальной роли обучающегося |
Личностные Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные. Использовать общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение |
Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу вращения |
SMART Board 8.8.5 |
||||||||||||||
20 |
Ещё один способ сделать игрушку подвижной. |
1 |
Расширение знаний о шарнирном механизме. |
06.02-10.02 |
10.02 |
Комбинированный урок: Конструирование мебели из картона. Изделие: « Стол и скамья". Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: парная |
Формирование социальной роли ученика. Формирования положительного отношения к учению. |
Личностные: Адекватная мотивация учебной деятельности, умение избегать конфликтов. Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные Ставить вопросы, обращаться за помощью |
Пробные упражнения по изготовлению шарнирного механизма по принципу марионетки (игрушки «дергунчики»). Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу марионетки — «дергунчик» |
SMART Board 8.8.5 |
||||||||||||||
21 |
Что заставляет вращаться винт-пропеллер? |
1 |
Об использовании пропеллера в технических устройствах, машинах. Назначение винта (охлаждение, увеличение подъёмной силы, вращение жерновов мельницы). |
13.02-17.02 |
17.02 |
Комбинированный урок: Работа с нитками и картоном Изделие: «Русская красавица».
Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: парная |
Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач, осознание трудностей и стремление к их преодолению |
Личностные: Адекватная мотивация учебной деятельности, умение избегать конфликтов. Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные Ставить вопросы, обращаться за помощью. |
Разметка деталей по чертежу. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление изделий, имеющих пропеллер, крылья (мельница) |
8.8.11 |
||||||||||||||
22 |
Можно ли соединить детали без соединительных материалов? |
1 |
Введение понятий «модель», «щелевой замок». Общее представление об истории освоения неба человеком. |
20.02-03.03 |
24.02 |
Комбинированный урок: Разметка ткани по шаблону. Изделие: «Костюмы Ани и Вани». Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная |
Формирование социальной роли ученика. Формирования положительного отношения к учению. |
Личностные Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные. Использовать общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение |
Основные конструктивные части самолёта. Разметка деталей по сетке. Сборка деталей модели щелевым замком. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление модели самолёта. Сборка щелевым замком |
8.8.11 |
||||||||||||||
23 |
День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? |
1 |
Общее представление об истории вооружения армий России в разные времена. О профессиях женщин в современной российской армии. Разметка деталей по чертежу. |
06.03-10.03 |
03.03 |
Комбинированный урок: Разметка ткани по шаблону, изготовление выкройки. Изделие: «Кошелек» Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная |
Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач, осознание трудностей и стремление к их преодолению
|
Личностные. Мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Регулятивные. Различать способ и результат действия. Познавательные. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные. Разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиции всех участников |
Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделия на военную тематику (например, открытки со вставками)
|
8.8.11 |
||||||||||||||
24 |
Как машины помогают человеку? |
1 |
Введение понятий «макет», «развёртка». Общее представление о видах транспорта трёх сфер (земля, вода, небо). Спецмашины. Назначение машин. |
13.03-17.03 |
10.03 |
Комбинированный урок: Способ оформления изделий вышивкой. Виды швов и стежков. Изделия: «Тамбурные стёжки» Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная. |
Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач, осознание трудностей и стремление к их преодолению |
Личностные: Адекватная мотивация учебной деятельности, умение избегать конфликтов. Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач |
Сборка модели по её готовой развёртке. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление моделей машин по их развёрткам |
Слайдовая презентация 8.8.12 |
||||||||||||||
25 |
Поздравляем женщин и девочек. |
1 |
Представление о важности общения с родными и близкими, о проявлении внимания, о поздравлениях к праздникам, о способах передачи информации, об открытках, истории открытки. Повторение разборных и неразборных конструкций. Получение объёма путём надрезания и выгибания части листа. Сравнение с ранее освоенным сходным приёмом (клювы). |
20.03-24.03 |
17.03 |
. Комбинированный урок: Ноовый вид техники – «изонить». Изделия: «Золотая рыбка» Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная |
Формирование социальной роли ученика. Формирования положительного отношения к учению. |
Личностные Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные. Использовать общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение |
Использование ранее освоенных знаний и умений. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейке или угольнику и других ранее освоенных знаний и умений |
SMART Board 7.7.3 |
||||||||||||||
26 |
Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Макет города. |
1 |
Представление о работе архитектора, об архитектуре. Использование архитектором средств художественной выразительности. Познакомить с отдельными образцами зодчества. |
03.04.-07.04 |
24.03 |
Комбинированный урок: Проект «Аквариум». Композиция из природных материалов. Изделия: «Аквариум» Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: групповая. |
Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач, осознание трудностей и стремление к их преодолению |
Личностные. Мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Регулятивные. Различать способ и результат действия. Познавательные. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные. Разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиции всех участников |
Работа в группах по 4—6 чело- век. Распределение работы внутри групп с помощью учителя. Обсуждение конструкций макетов зданий, технологий их изготовления. Изготовление деталей деревьев, кустарников и заборов складыванием заготовок. Работа с опорой на технологические карты. Обсуждение результатов коллективной работы. Изготовление макета родного города или города мечты. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме |
SMART Board 7.7.3 |
||||||||||||||
Рукодельная мастерская 8ч |
||||||||||||||||||||||||
27 |
Какие бывают ткани? |
1 |
Ткачество и вязание. Ткани и трикотаж. Их строение, свойства. Нетканые материалы (флизелин, синтепон, ватные диски), их строение и свойства. Использование тканей, трикотажа, нетканых материалов. Профессии швеи и вязальщицы. Разметка на глаз и по шаблонам. Точечное клеевое соединение деталей, биговка. |
10.04-14.04 |
07.04 |
Комбинированный урок: Полуобъёмная аппликация. Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Изделие: «Русалка» Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: парная |
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, познавательного интереса к предмету исследования, способности к адекватной самооценке |
Регулятивные. Самоконтроль и корректировка своей деятельности по слайдовому плану и после промежуточного оценивания. Познавательные. Моделировать изделия с различными конструктивными решениями, используя изученную технику. Коммуникативные. Уметь сотрудничать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных работ. По заданным критериям оценивать работы одноклассников. |
Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков, синтепона) |
Слайдовая презентация 5.5.6 |
||||||||||||||
28 |
Какие бывают нитки. Как они используются? |
1 |
Виды ниток: шёлковые, мулине, швейные, пряжа. Их использование. Происхождение шерстяных ниток —пряжи. Изготовление пряжи — прядение. Отображение древнего ремесла прядения в картинах художников. |
17.04-21.04 |
Комбинированный урок: Освоение техники оригами. Изделие: «Птица счастья». Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная |
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, познавательного интереса к предмету исследования, способности к адекватной самооценке |
Личностные: Адекватная мотивация учебной деятельности, умение избегать конфликтов. Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. |
Изготовление колец для помпона с помощью циркуля. Чтение чертежа. Изготовление помпона из пряжи. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий, частью которых является помпон |
SMART Board 8.8.11 |
|||||||||||||||
29 |
Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? |
1 |
Виды натуральных тканей: хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, шерстяные. Их происхождение. Сравнение образцов. Свойства тканей. Поперечное и продольное направление нитей тканей. Лицевая и изнаночная сторона тканей. |
24.04-28.04 |
Комбинированный урок: Работа с бумагой. Изделие: «Ветряная мельница» « Флюгер» Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная. |
Формирование социальной роли ученика. Формирования положительного отношения к учению. |
Личностные Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные. Использовать общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение |
Способы соединения деталей из ткани. Нанесение клейстера на большую тканевую поверхность. Изготовление изделий, требующих наклеивания ткани на картонную основу |
Слайдовая презентация 5.5.5 |
|||||||||||||||
30 |
Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? |
1 |
Вышивки разных народов. Их сходство и различия. Повторение понятий «строчка», «стежок», правил пользования иглой и швейными булавками. Строчка косого стежка и её варианты. |
03.05-05.05 |
Комбинированный урок: Работа с пластичными материалами (глина). Рельефные работы. Композиция «Карта на глиняной дощечке».
Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная |
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, познавательного интереса к предмету исследования, способности к адекватной самооценке |
Личностные Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные. Использовать общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение |
Пробное упражнение в выполнении строчки косого стежка и крестика. Безузелковое закрепление нитки на ткани. Канва — ткань для вышивания крестом. Изготовление изделий с вышивкой крестом |
SMART Board 8.8.3 |
|||||||||||||||
31 |
Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? |
1 |
Вышивки разных народов. Их сходство и различия. Повторение понятий «строчка», «стежок», правил пользования иглой и швейными булавками. Строчка косого стежка и её варианты. |
08.05-12.05 |
Комбинированный урок: Способы создания книги. Изделие: «Книжка-ширма» Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: парная |
Формирование социальной роли ученика. Формирования положительного отношения к учению. |
Личностные. Мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Регулятивные. Различать способ и результат действия. Познавательные. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные. Разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиции всех участников |
Пробное упражнение в выполнении строчки косого стежка и крестика. Безузелковое закрепление нитки на ткани. Канва — ткань для вышивания крестом. Изготовление изделий с вышивкой крестом |
Слайдовая презентация 6.6.2 |
|||||||||||||||
32 |
Как ткань превращается в изделие? Лекало. |
1 |
Введение понятия «лекало». Технологические операции изготовления изделий из ткани, их особенности. Особенности резания ткани и разметки деталей кроя по лекалу. Сравнение технологий изготовления изделий из разных материалов. Корректировка размера лекала в соответствии с размером предмета, для которого изготавливается футляр. |
15.05-19.05 |
Комбинированный урок: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная, парная |
Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач, осознание трудностей и стремление к их преодолению |
Личностные: Адекватная мотивация учебной деятельности, умение избегать конфликтов. Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. |
Пришивание бусины. Соединение деталей кроя изученными строчками. |
www.omsk.edu.ru/_vmo/_elementary 7.7.4 |
|||||||||||||||
33 |
Как ткань превращается в изделие? Лекало. |
1 |
Введение понятия «лекало». Технологические операции изготовления изделий из ткани, их особенности. Особенности резания ткани и разметки деталей кроя по лекалу. Сравнение технологий изготовления изделий из разных материалов. Корректировка размера лекала в соответствии с размером предмета, для которого изготавливается футляр. |
22.05-26.05 |
Комбинированный урок: Практическая работа : «Ищем информацию в Интернете». Методы:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Форма: индивидуальная |
Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач, осознание трудностей и стремление к их преодолению |
Личностные Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные. Использовать общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение. |
Изготовление изделий, размеченных по лекалам и соединённых изученными ручными строчками. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме |
SMART Board8.8.1 |
|||||||||||||||
34 |
Что узнали, чему научились. |
1 |
Проверка знаний и умений за 2 класс |
22.05-26.05 |
Комбинированный урок: Подведение итогов за год. Организация выставки изделий. Методы: репродуктивный,исследовательский, практический. Форма: индивидуальная, групповая. |
Формирование социальной роли ученика. Формирования положительного отношения к учению. |
Личностные Умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве Познавательные Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные Умение оформлять свои мысли |
Умеют самостоятельно анализировать и оценивать свою работу; слушать и оценивать своих товарище, делать выводы. |
VI.Материально –техническое обеспечение учебного предмета
В КТ в разделе ИКТ и медиаресурсы номерами указаны сведения об использовании следующего учебно - лабораторного исследования.
Описание материально-технического оборудования и учебно-методического обеспечения
Библиографический список методических и учебных пособий:
1.1. УМК «Школа России»
Сборник рабочих программ «Школа России» А.А.Плешаков, авторы: С.В Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова и другие,
Москва «Просвещение» 2011г
Учебник «Технология» для 2 кл. нач. шк: Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова – М. : Просвещение, 2013
Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой «Технология» Москва, « Просвещение» 2013г
2. Оборудование: - ученические двухместные столы с комплектом стульев; - стол учительский с тумбой; - шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; - настенные доски для вывешивания иллюстративного материала; - классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок; - настенная магнитная доска; - ноутбук - интерактивная доска; -проектор мультимедийный с креплением и кабелем -принтер
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование кабинета информатики 3.1 конструктор «ПервоРобот NXT» с ПО и датчиками; 3.2 микроскоп цифровой; 3.3 интерактивный USB-микроскоп 3.4 документ-камера; 3.5 датчик температуры; 3.6 адаптер; 3.7 датчик частоты сердечных сокращений (ручной пульсометр); 3.8 датчик содержания кислорода;
4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование кабинета географии 4.1 компас – азимут 4.2 компас школьный 4.3 электронный термометр с фиксацией максимального и минимального значений 4.4 визирная линейка
5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование кабинета биологии 5.1 микроскоп, 5.2 лупа 5.3 секундомер 5.4 термометр 5.5 сантиметровая лента 5.6 муляжи животных 5.7 муляжи «Плодовые тела шляпочных грибов» 5.8 набор моделей по анатомии растений 5.9 модели цветков различных семейств
6 Дидактические материалы: 6.1 муляжи овощей, грибов, фруктов 6.2 коллекция полезных ископаемых
7. Цифровые образовательные ресурсы: 7.1 программа « Интегрированный УМК для начальной школы» 7..2 компакт диск «Детская энциклопедия КиМ» 7.3 компакт диск «Большая энциклопедия» 7.4 компакт диск «Детская энциклопедия « Мне интересно всё» 7.5 компакт диск «Анатомия для детей» 7.6 компакт диск «Мир вокруг нас. Как устроен город»
8. Интернет-ресурсы: 8.1 Сайт "Безопасность в интернете" 8.2 Сайт "Началка. com" 8.3 Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
8.4 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 8.5 Сайт "Детские электронные книги и презентации" 86 Сайт "Википедия" 8.7 Сетевое сообщество"ИнтерГуРу" 8.8 Образовательный портал "Мой университет" 8.9 Сайт "Сеть творческих учителей. ИКТ в начальной школе" 8.10 Сайт "Страна Мастеров" 8.11 Сайт "Я иду на урок" 8.12Сайт "1сентября "Начальная школа" 8.13 http://www.ug.ru/ "Учительская газета". 8.14http://wunderkinder.narod.ru/ Wunderkinder. 8.15 http://www.vgf.ru/ Вентана-граф. 8.16 http://nsc.1september.ru/ Начальная школа 8.17http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей. 8.18.http://som.fio.ru СОМ. Сетевое объединение методистов в помощь учителю 8.19.http://www.astersoft.net/ru/ Умные программы для умных детей. 8.20http://www.brozer.narod.ru Учитель. 8.21.http://www.n-shkola.ru/ Электронная версия журнала «Начальная школа»
9. Литература для учащихся: 1.Энциклопедии для детей « Я познаю мир», «Всё обо всем», «Что есть что», «Чудеса открытий», «Путешествие в древний мир