Рабочая программа по математике, 2 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №55» г. БРЯНСКА
Рассмотрено Согласовано Утвержден
на заседании МО на заседании МС Приказ №_____
________________ Протокол №_______ от «__»_______20__г.
Протокол №_____ от «__»_______20__г. Директор школы
от «__»_______20___г. Руководитель МС ________(Миляков Р.В.) Руководитель МО ____________(Шпачкова Л.В.)
_____________(__________)
Рабочая программа
начального общего
образования по
Математике
для 2 класса
на 2017-2018 учебный год
Ахметдиновой Виктории Александровны, учителя начальных классов квалифицированной категории
Брянск 2017-2018 уч. год
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»
1. Пояснительная записка.
Программа по математике для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России». Программа по математике адресована учащимся 1 ступени начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №55» города Брянска и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). – М.: Просвещение, 2010.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции - с изменениями и дополнениями).
5.Годовой календарный график МБОУ СОШ № 55 г. Брянска на 2017-2018 учебный год
6. Требования к результатам освоения ООПНОО.
7. Программа формирования УУД.
8. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №55
9. Учебный план МБОУ СОШ № 55 г. Брянска
10. Авторская программа начального общего образования по «Математика» М.И. Моро, М.А.Бантова и др. г., согласующейся с концепцией образовательной УМК «Школа России», 2013 год.
11. Федеральный перечнь учебников.
Данная программа соответствует требованиям ФГОС.
Предмет математика входит в образовательную область «Математика».
Главная идея программы: “Школа России” создается в России и для России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Данная программа подходит для большинства учеников начальной школы. Наиболее существенной особенностью учебно-методического курса «Математика» авторов М. И. Моро и др. является направленность на формирование сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений, включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). В соответствии с современными требованиями особое внимание в новых учебниках уделено созданию условий, необходимых для развития познавательных способностей каждого ребенка.
Обновлена тематика задач, введен разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей. Большое значение придается сопоставлению, сравнению, противопоставлению связанных между собой понятий, задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Обоснованность.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
– развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
– развитие пространственного воображения;
– развитие математической речи;
– формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
– формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
– развитие познавательных способностей;
– воспитание стремления к расширению математических знаний;
– формирование критичности мышления;
– развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Срок реализации программы – 2017 -2018 учебный год.
Основные принципы отбора материала.
В основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся; развитие интереса к занятиям математики.
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Программа разработана на основе авторской программы начального общего образования «Математика» М.И. Моро, М.А.Бантова и др. г., согласующейся с концепцией образовательной УМК «Школа России», 2013 год.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную
область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь).
Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 55г. Брянска на преподавание математики во 2 классе отводится 4 часа в неделю. Соответственно программа рассчитана на 136 учебных часа. Программа по математики составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, авторской программы начального общего образования «Математика» М.И. Моро, М.А.Бантова и др
Данная программа адресована учащимся 2 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2017-2018 учебный год.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
- составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный
Учащийся получит возможность научиться:
- принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
- оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
-контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные
Учащийся научится:
-строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
-описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
-понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
-иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
-применять полученные знания в изменённых условиях;
-осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
-выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
-осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);
-представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы).
Учащийся получит возможность научиться:
-фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
-осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
-анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).
Коммуникативные
Учащийся научится:
-строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
-оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
-уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
-принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
-вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
-самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
-контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Числа и величины
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
сравнивать числа и записывать результат сравнения;
упорядочивать заданные числа;
заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35–5, 35–30;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;
записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.
Учащийся получит возможность научиться:
группировать объекты по разным признакам;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания;
выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
называть и обозначать действия умножения и деления;
использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;
умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);
применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
Учащийся получит возможность научиться:
вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении;
решать простые уравнения подбором неизвестного числа;
моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;
раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»;
применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
называть компоненты и результаты действий умножения и деления;
устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры
Учащийся научится:
распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).
Учащийся получит возможность научиться:
изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и угольника.
Геометрические величины
Учащийся научится:
читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
вычислять периметр прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Учащийся научится:
читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
проводить логические рассуждения и делать выводы;
понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость;
общих представлений о построении последовательности логических рассуждений.
3. Содержание учебного предмета.
Распределение часов по разделам
№ п/п |
Название раздела Числа от 1 до 100 |
Количество часов |
|
по программе |
по ТП |
||
1 |
Нумерация |
16 |
16 |
2 |
Сложение и вычитание |
70 |
70 |
3 |
Умножение и деление |
39 |
39 |
4 |
Итоговое повторение |
10 |
10 |
5 |
Проверка знаний |
1 |
1 |
ИТОГО |
136 |
136 |
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Нумерация (16ч)
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.(70ч)
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.(39ч)
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.(11ч)
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС (136 ч)
№ урока |
Дата |
Раздел Тема урока |
Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы |
|
план |
факт |
|||
Числа от 1 до 100. Нумерация |
16 |
|||
1 |
День Знаний! Знакомство с учебником. Числа от 1 до 20. |
1 |
||
2 |
Числа от 1 до 20 |
1 |
||
3 |
Десяток. Счёт десятками до 100 |
1 |
||
4 |
Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. |
1 |
||
5 |
Однозначные и двузначные числа. Проверочная работа. |
1 |
||
6, 7 |
Единица измерения длины – миллиметр. |
2 |
||
8 |
Входная контрольная работа № 1 по теме: «Повторение изученного в 1 классе» |
1 |
||
9 |
Работа над ошибками. Единица измерения длины – метр. Таблица единиц длины. |
1 |
||
10 |
Сложение и вычитание вида 35 + 5, 35 – 30, 35 – 5. |
1 |
||
11 |
Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. |
1 |
||
12 |
Единицы стоимости. Рубль. Копейка. Соотношения между ними. |
1 |
||
13, 14 |
Закрепление пройденного материала по теме: «Числа от 1 до 100. Нумерация». Проверочная работа по теме «Нумерация чисел от1 до 100» |
2 |
||
15 |
Что узнали, чему научились |
1 |
||
16 |
Странички для любознательных. |
1 |
||
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. |
20 |
|||
17 |
Задачи, обратные данной. |
1 |
||
18 |
Сумма и разность отрезков. |
1 |
||
19 |
Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого. |
1 |
||
20 |
Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого. |
1 |
||
21 |
Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. |
1 |
||
22 |
Единицы времени. Час. Минута. |
1 |
||
23 |
Длина ломаной. |
1 |
||
24 |
Закрепление изученного. Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание». |
1 |
||
25 |
Странички для любознательных. |
1 |
||
26 |
Порядок выполнения действий. Скобки. |
1 |
||
27 |
Числовые выражения |
1 |
||
28 |
Сравнения числовых выражений. Проверочная работа. |
1 |
||
29 |
Периметр многоугольника |
1 |
||
30 |
Контрольная работа №2 за 1 четверть |
1 |
||
31 |
Работа над ошибками. Свойства сложения. |
1 |
||
32 |
Свойства сложения. Закрепление изученного. |
1 |
||
33, 34 |
Странички для любознательных |
2 |
||
35, 36 |
Что узнали, чему научились. |
2 |
||
Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание |
28 |
|||
37, 38 |
Повторение пройденного материала. |
2 |
||
39 |
Устные приёмы сложения и вычитания |
1 |
||
40 |
Приёмы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20 |
1 |
||
41 |
Приёмы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 – 20 |
1 |
||
42 |
Приём вычисления для случаев вида 26 + 4, 30-7 |
1 |
||
43 |
Приём вычисления для случаев вида 30 – 7 |
1 |
||
44 |
Приём вычисления для случаев вида 60 – 24. |
1 |
||
45, 46 |
Закрепление изученного. Решение задач выражением. Проверочная работа. |
2 |
||
47 |
Контрольная работа №4 по теме: «Новые приёмы сложения и вычитания» |
1 |
||
48 |
Работа над ошибками |
1 |
||
49 |
Приём вычисления для случаев вида 26 + 7 |
1 |
||
50 |
Приём вычисления для случаев вида 35 – 7 |
1 |
||
51, 52 |
Закрепление изученного. |
2 |
||
53, 54 |
Что узнали, чему научились. |
2 |
||
55 |
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание» |
1 |
||
56 |
Анализ проверочной работы. Странички для любознательных. |
1 |
||
57 |
Буквенные выражения. |
1 |
||
58 |
Буквенные выражения. |
1 |
||
59 |
Контрольная работа №3 за первое полугодие. |
1 |
||
60 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
||
61 |
Уравнение. Решение уравнений методом подбора. |
1 |
||
62 |
Проверка сложения. |
1 |
||
63 |
Проверка вычитания. |
1 |
||
64 |
Проверка вычитания сложением и вычитанием. Закрепление изученного |
1 |
||
Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание |
22 |
|||
65 |
Сложение вида 45 + 23 |
1 |
||
66 |
Вычитание вида 57 – 26 |
1 |
||
67 |
Проверка сложения и вычитания |
1 |
||
68 |
Закрепление изученного по теме «Письменный приём сложения и вычитания» |
1 |
||
69 |
Угол. Виды углов. |
1 |
||
70 |
Закрепление изученного. Решение задач. |
1 |
||
71 |
Сложение вида 37 + 48 |
1 |
||
72 |
Сложение вида 37 + 53 |
1 |
||
73, 74 |
Прямоугольник. Построение прямоугольника. |
2 |
||
75 |
Сложение вида 87 + 13. Решение задач. |
1 |
||
76 |
Вычисления вида 32 + 8, 40 – 8 |
1 |
||
77 |
Вычитание вида 50 – 24. Проверочная работа |
1 |
||
78 |
Что узнали. Чему научились. |
1 |
||
79 |
Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» |
1 |
||
80 |
Письменный приём вычитания вида 52 – 24 |
1 |
||
81 |
Прямоугольник и его свойства. |
1 |
||
82 |
Квадрат и его свойства. |
1 |
||
83 |
Наши проекты. Оригами. |
1 |
||
84 |
Странички для любознательных. |
1 |
||
85, 86 |
Что узнали, чему научились. |
2 |
||
Умножение и деление |
18 |
|||
87 |
Конкретный смысл действия умножения. |
1 |
||
88 |
Вычисление результата умножения с помощью сложения. |
1 |
||
89 |
Задачи на умножение. |
1 |
||
90 |
Периметр прямоугольника |
1 |
||
91 |
Умножение нуля и единицы |
1 |
||
92 |
Названия компонентов и результата умножения |
1 |
||
93 |
Переместительное свойство умножения |
1 |
||
94 |
Закрепление изученного. Решение задач |
1 |
||
95 |
Действие деление |
1 |
||
96 |
Решение задач, раскрывающих смысл действия деления |
1 |
||
97 |
Закрепление изученного |
1 |
||
98 |
Название компонентов и результата деления |
1 |
||
99 |
Что узнали. Чему научились. |
1 |
||
100 |
Проверочная работа по теме «Решение задач на умножение. Периметр прямоугольника.» |
1 |
||
101 |
Что узнали, чему научились. |
1 |
||
102 |
Контрольная работа №5 по итогам 3 четверти. |
1 |
||
103 |
Работа над ошибками. Умножение и деление. Закрепление |
1 |
||
104 |
Странички для любознательных |
1 |
||
Числа от 1 до 100 Умножение и деление. Табличное умножение и деление |
21 |
|||
105 |
Связь между компонентами и результатом умножения. |
1 |
||
106 |
Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. |
1 |
||
107 |
Приёмы умножения и деления на 10. |
1 |
||
108 |
Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. |
1 |
||
109 |
Задачи на нахождение третьего слагаемого. |
1 |
||
110 |
Закрепление изученного. Решение задач. |
1 |
||
111, 112 |
Умножение числа 2 и на 2 |
2 |
||
113 |
Приёмы умножения числа 2 |
1 |
||
114, 115 |
Деление на 2 |
2 |
||
116 |
Закрепление изученного. Решение задач. |
1 |
||
117 |
Повторение пройденного |
1 |
||
118, 119 |
Умножение числа 3 и на 3 |
2 |
||
120, 121 |
Деление на 3 |
2 |
||
122, 123 |
Что узнали, чему научились. |
2 |
||
124 |
Проверочная работа по теме умножение и деление. |
1 |
||
125 |
Странички для любознательных |
1 |
||
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе» Проверка знаний |
10 1 |
|||
126-129 |
Повторение изученного. Нумерация чисел от 1 до 100. Сложение и вычитание в пределах 100. |
4 |
||
130-133 |
Повторение изученного. Умножение и деление в пределах 100. Решение задач. Проверочная работа. |
4 |
||
134 |
Итоговая контрольная работа №6 |
1 |
||
135 |
Работа над ошибками. Повторение изученного. Числовые и буквенные выражения. Неравенства. Уравнения |
1 |
||
136 |
Повторение и обобщение по теме. Единицы измерения времени, массы, длины |
1 |