Рабочая программа по литературе для 5 класса по УМК В.Я. Коровиной
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для обучающихся 5 класса
(базовый уровень)
на 2022-2023 учебный год
Учитель: Саутова Светлана Борисовна
Срок реализации программы: 1 год
Число часов в неделю: 3
Число часов в год: 102
Программа: Рабочая программа. Литература 5-9 классы. Предметная линия В. Я. Коровиной, В.П. Журавлева и др. - М.: Просвещение, 2019.
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч/. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.-11-е издание. - М.: Просвещение,2020
2022 г
Содержание программы
Мифология
Мифы народов России и мира.
Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).
Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника«Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX—ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX—XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А.Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).
Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М.
С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен.
«Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).
Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.
Планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные, метапредметные, предметные.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);
— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) Базовые исследовательские действия:
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
— участниками взаимодействия на литературных занятиях;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
— регулировать способ выражения своих эмоций;
Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
— проявлять открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:
— определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
— понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
— сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);
выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);
пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;
осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества их у художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
Тематическое планирование
№ урока | Раздел /тема урока | Кол-во часов | ЭОР (Электронные образовательные ресурсы) | Модуль «Школьный урок» | Дата | |
План | Факт | |||||
Введение. Книга в жизни человека. | https://100urokov.ru/predmety/5klass-literatura | Правила поведения на уроке; | ||||
Мифология. Мифы народов России и мира. Понятие о мифах и мифологии. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/732/ | Работа в парах | |||
Мифы народов России. Темы, сюжеты, образы. Славянская мифология. Миф о сотворении земли. Ненецкий миф о сотворении мира. Легенды и мифы Древней Греции. | 1 | https://www.hobobo.ru/mify/ | Высказывание своего мнения; | |||
Мифы народов России и мира. Подвиги Геракла. "Скотный двор царя Авгия", "Яблоки Гесперид". | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=_PP3UpkIJII https://www.youtube.com/watch?v=BYB6V9kIxNg | Интеллектуальные игры; работа в парах | |||
Вн.чт. Геродот «Легенда об Арионе». | 1 | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | ||||
Фольклор. Фольклор как коллективное устное народное творчество. | 1 | https://100urokov.ru/predmety/5klass-literatura | Работа в парах. | |||
Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, | 1 |
| Игровые процедуры на уроке | |||
Р/р Интерпретация пословиц и создание связного текста по пословице в соотнесении ее с жизненной ситуацией. | 1 | Поддержка; поощрение. | ||||
Сказки народов России и мира. Жанровые и эстетические особенности сказок. Виды сказок. | 1 | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | ||||
Русские народные сказки. "Царевна-лягушка". Животные-помощники. Чудесные противники. | 1 | Интеллектуальные игры; работа в парах. | ||||
"Царевна-лягушка". Система образов. Василиса Премудрая и Иван Царевич. Народная мораль в характере и поступках героев. | 1 | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | ||||
"Журавль и цапля", "Солдатская шинель". Жанровые особенности сказок о животных и бытовых сказок. | 1 |
| Установка в начале урока «Услышим друг друга при ответе на уроке». | |||
Вн.чт. Сказки народов мира. | 1 | https://skazkii.ru/narodskaz | Инициирование обсуждения учебной проблемы; | |||
Литература первой половины XIX века. Роды и жанры литературы, и их основные признаки | 1 | Инициирование обсуждения учебной проблемы; | ||||
Басня как жанр. Баснописцы - Эзоп, Лафонтен. Русские баснописцы 18 века. А. П.Сумароков «Кокушка». И. И. Дмитриев «Муха». | ||||||
И.А. Крылов. Басня "Волк на псарне". Исторический контекст и аллегорический смыл басни. | 1 | Выработка своего отношения к проблеме. | ||||
И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Осмеяние лести и глупости. Инсценировка басен. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4374/main/190186/ | Правила поведения на уроке; | |||
И.А. Крылов. "Свинья под дубом". Мораль басни. Осмеяние человеческих пороков. | 1 | https://uchebnik.mos.ru/moderator_materials/material_view/atomic_objects/4410870 | Инициирование обсуждения учебной проблемы; | |||
И.А. Крылов. Выражение народной мудрости в баснях и их поучительный характер (чтение басен по выбору обучающихся). | 1 | https://100urokov.ru/predmety/5klass-literatura | Интеллектуальные игры; групповая работа; | |||
Р/р. Сочинение "Мудрые уроки басен И.А. Крылова". | 1 | Высказывание своего мнения; | ||||
А. С. Пушкин. Стихотворения «Зимнее утро», «Зимний вечер». Изображение природы в стихотворениях поэта. РК. Пушкин и декабристы. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7042/main/247062/ | Игровые процедуры на уроке | |||
А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне». Поэтизация образа Арины Родионовны. | 1 |
| Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | |||
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сюжет сказки. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7388/ | Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками. | |||
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Герои сказки. Противостояние добрых и злых сил, утверждение мысли о превосходстве внутренней красоты над красотою внешней. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7387/ | Высказывание своего мнения; выработка своего отношения к проблеме. | |||
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Художественное совершенство пушкинской сказки. Проверочная работа. | 1 | https://100urokov.ru/predmety/5klass-literatura | Поручение; поддержка; | |||
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Устное сочинение - сравнительная характеристика героинь. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, способы рифмовки, | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7387/ | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | |||
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. | 1 | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | ||||
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Проблематика и поэтика произведения. | 1 | https://100urokov.ru/predmety/5klass-literatura | Выработка своего отношения к проблеме. | |||
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Поэтизация народной жизни, народных преданий. | 1 | https://100urokov.ru/predmety/5klass-literatura | Правила поведения на уроке; | |||
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Сочетание комического и трагического, реального и фантастического в повести. | 1 | https://100urokov.ru/predmety/5klass-literatura | Групповая работа; работа в парах. | |||
Вн.чт. Н.В. Гоголь "Заколдованное место". | Игровые процедуры на уроке | |||||
Литература второй половины XIX века. И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве и протест против рабства. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7381/ | Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками. | |||
И.С. Тургенев. Повесть «Муму». Система образов. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7380/ | Высказывание своего мнения; выработка своего отношения к проблеме. | |||
И.С. Тургенев. Повесть «Муму». Духовные и нравственные качества Герасима. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7381/conspect/244753/ | Установка в начале урока «Услышим друг друга при ответе на уроке». | |||
И.С. Тургенев. Повесть «Муму». Смысл названия. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7380/main/244598/ | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | |||
Р/р. Подготовка к сочинению -индивидуальной характеристике «Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?» | 1 | https://100urokov.ru/predmety/5klass-literatura | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | |||
Р/р. Сочинение «Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?» | 1 | Высказывание своего мнения; | ||||
Н.А.Некрасов: жизнь и | 1 | Высказывание своего мнения; выработка своего отношения к проблеме. | ||||
Н.А.Некрасов «Мороз, | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6034/conspect/192107/ | Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками. | |||
Н.А.Некрасов "Мороз, | 1 | https://100urokov.ru/predmety/5klass-literatura | Просьба учителя, поощрение | |||
Л.Н.Толстой: начало "Кавказский пленник" -рассказ-быль | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7378/ | Инициирование обсуждения учебной проблемы; высказывание своего мнения; | |||
Жилин и Костылин - два | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7377/ | Правила поведения на уроке; | |||
Жилин и татары. Жилин и Дина. Дружба разных | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7378/conspect/245553/ | Высказывание своего мнения; | |||
Л.Н.Толстой "Кавказский пленник": сюжет, композиция, идея произведения | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7377/main/300944/ | Интеллектуальные игры; работа в парах | |||
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" | 1 | https://100urokov.ru/predmety/5klass-literatura | Высказывание своего мнения; | |||
Вн.чт. по произведениям Л.Н. Толстого "Прыжок", "Акула" (по выбору). | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4375/conspect/190212/ | Высказывание своего мнения; | |||
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. Ф.И.Тютчев - певец родной природы. Образ лета в стихотворении "Как весел грохот летних бурь", образ осени в стихотворении "Есть в осени первоначальной..." | 1 |
| Игровые процедуры на уроке | |||
Пейзажная лирика | 1 | Поддержка; поощрение. | ||||
Богатство и разнообразие чувств и настроений в | 1 | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | ||||
Человек и природа в | 1 | Инициирование обсуждения учебной проблемы; | ||||
Р/р. Анализ поэтического текста по плану. | 1 | Интеллектуальные игры; работа в парах. | ||||
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» «Мальчишки» Способы создания комического. Юмор. | 1 | https://ilibrary.ru/text/988/p.1/index.html | Высказывание своего мнения; выработка свое о отношения к проблеме. | |||
А.П. Чехов "Хирургия". Сюжеты и образы | 1 | https://100urokov.ru/predmety/5klass-literatura | Поручение; поддержка; | |||
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. М.М. Зощенко "Галоша". Тема, идея, сатира. Сюжеты и образы юмористических рассказов, средства создания комического. | 1 | https://audioskazki-online.ru/rasskazy/zoshchenko-mikhail/galosha | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | |||
М.М. Зощенко "Встреча". Сюжеты и образы юмористических рассказов, средства создания комического. | 1 | https://librebook.me/lelia_i_minka/vol1/1 | Высказывание своего мнения; выработка своего отношения к проблеме. | |||
Произведения отечественной литературы о природе и животных. А.И.Куприн: жизнь и творчество. Мир животных в рассказе А.И.Куприна | 1 | https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/presentacii/priezientatsiiadliaurokalitieraturnoghochtieniiaaikuprinmirzhivotnykh | Высказывание своего мнения; выработка своего отношения к проблеме. | |||
Рассказ К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Герои сказки и их поступки. Нравственные проблемы сказки. | 1 | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | ||||
К.Г. Паустовский "Заячьи лапы". Взаимоотношения человека и животного. Нравственные проблемы рассказа. | 1 | https://audioskazki-online.ru/rasskazy/sbornik/zayachi-lapy | Инициирование обсуждения учебной проблемы; выработка своего отношения к проблеме. | |||
Повесть - быль М. М. Пришвина "Кладовая солнца". Мир природы в произведении. | 1 | https://ilibrary.ru/text/2153/p.1/index.html | Установка в начале урока «Услышим друг друга при ответе на уроке». | |||
Сказка - быль М. М. Пришвина "Кладовая солнца".Образы главных героев. Человек и природа в произведении. | 1 | https://ilibrary.ru/text/2153/p.1/index.html | Инициирование обсуждения учебной проблемы; | |||
А.П. Платонов "Никита". Мир глазами ребёнка. | 1 | Правила поведения на уроке; | ||||
А.П. Платонов "Никита". Быль и фантастика". | 1 | Выработка своего отношения к проблеме. | ||||
Р/р. Ответ на поставленный вопрос, связанный со знанием и пониманием текста: "Как в произведениях писателей М.М. Пришвина, К.Г.Паустовского, А.П.Платонова отражены отношения человека и природы?" | 1 | Инициирование обсуждения учебной проблемы; | ||||
В.П.Астафьев: жизнь и | 1 | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | ||||
В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Поведение человека в экстремальной ситуации. Становление характера главного героя. Лагунов «Тайна чёрного озера». Сказка или быль. | 1 | https://audioskazki-online.ru/rasskazy/astafev-viktor/vasyutkino-ozero | Правила поведения на уроке; | |||
Р/р Сочинение по самостоятельно составленному плану "Какие поступки сверстника и черты его характера вызывают интерес" (по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"). | 1 | Высказывание своего мнения; | ||||
Литература XX—XXI веков. Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» В.П.Катаев: жизнь и | 1 | https://audioskazki-online.ru/russkie-audioskazki/kataev-valentin/syn-polka-polnostyu | Интеллектуальные игры; работа в парах | |||
У войны не детское лицо (по повести В.П.Катаева "Сын полка") | 1 | https://audioskazki-online.ru/russkie-audioskazki/kataev-valentin/syn-polka-polnostyu | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. | |||
В.П. Катаев "Сын полка". Образ главного героя. | 1 | https://audioskazki-online.ru/russkie-audioskazki/kataev-valentin/syn-polka-polnostyu | Работа в парах. | |||
Вн.чт . Проблема нравственного взросления героя в повести В. Богомолова «Иван» | 1 | Игровые процедуры на уроке | ||||
Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова». | 1 | https://www.litmir.me/br/?b=35941&p=1 | Поддержка; поощрение | |||
А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". К. Симонов "Майор привёз мальчишку на рассвете". | 1 | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | ||||
Вн.чт. Война и дети в произведениях о Великой Отечественной войне. | 1 | Инициирование обсуждения учебной проблемы; | ||||
Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства. В.Г. Короленко. «В дурном обществе". Семья судьи. | 1 | Работа в парах. | ||||
В.Г. Короленко "В дурном обществе".Жизнь среди серых камней. Семья пана Тыбурция. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7405/ | Высказывание своего мнения; выработка своего отношения к проблеме. | |||
В.Г. Короленко «В дурном обществе», глава «Кукла» -кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. Путь Васи к правде и добру. | 1 | https://100urokov.ru/predmety/5klass-literatura | Правила поведения на уроке; | |||
В. Крапивин "Тень Каравеллы". Сюжет и герои. | 1 | https://azbyka.ru/fiction/ten-karavelly-vladislav-krapivin/3/ | Высказывание своего мнения; | |||
В. Крапивин "Тень Каравеллы". Что значит дружба в жизни героев? | 1 | https://azbyka.ru/fiction/ten-karavelly-vladislav-krapivin/3/ | Интеллектуальные игры; работа в парах | |||
А.А.Гиваргизов: жизнь и | 1 | http://www.rusf.ru/kb/stories/devochka_s_kotoroj_nichego_ne_sluchitsya/text-01.htm | Высказывание своего мнения; | |||
М.С.Аромштам: жизнь и творчество. Два взгляда на мир в повести | 1 | http://www.rusf.ru/kb/stories/devochka_s_kotoroj_nichego_ne_sluchitsya/text-01.htm | Работа в парах. | |||
Вн.чт. Какой должна быть мечта? (по рассказу К.Булычёва "В продажу поступили золотые рыбки") | 1 | Игровые процедуры на уроке | ||||
Р/р. Написание отзыва на произведение, посвященное детству и детям. | 1 | Поддержка; поощрение. | ||||
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей. К. Булычёв "Девочка, с которой ничего не случится", "Миллион приключений" (одно по выбору). | 1 | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | ||||
К. Булычёв "Девочка, с которой ничего не случится", "Миллион | 1 |
| Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | |||
Литература народов Российской Федерации Литература народов Российской Федерации. Р.Г. Гамзатов. "Песня соловья"; М. Карим. «Эту песню мать мне пела» | 1 | Инициирование обсуждения учебной проблемы; | ||||
Зарубежная литература. Х.К. Андерсен. "Снежная королева" - сказка о победе любви и добра. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7413/ | Высказывание своего мнения; выработка своего отношения к проблеме. | |||
Х.К. Андерсен. "Снежная королева". Превосходство душевной красоты над внешней. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7412/ | Правила поведения на уроке; | |||
Л.Кэрролл: жизнь и | 1 | https://azbyka.ru/fiction/alisa-v-strane-chudes-ljuis-kjeroll/ | Высказывание своего мнения | |||
Л. Кэролл. «Алиса в стране чудес». Стиль и язык, | 1 | https://audioskazki-online.ru/podborki/raznoe/alisa-v-strane-chudes | Интеллектуальные игры; работа в парах | |||
Р.Брэдбери: жизнь и | 1 | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе | ||||
М. Твен «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. Тема дружбы в произведении. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7411/ | Работа в парах. | |||
М. Твен «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. Тема дружбы в произведении. | 1 | Игровые процедуры на уроке | ||||
Дж. Лондон. «Сказание о Кише»: нравственное взросление героев рассказа. | 1 | Поддержка; поощрение. | ||||
Зарубежная приключенческая проза. Р.Л. Стивенсон "Остров сокровищ" (главы). | 1 | https://librebook.me/treasure_island/vol1/1 | Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций | |||
Р.Л. Стивенсон "Остров сокровищ" (главы). | 1 | https://librebook.me/treasure_island/vol1/1 | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; | |||
Р.Л. Стивенсон "Чёрная стрела" (главы). | 1 | https://librebook.me/black_arrow | Высказывание своего мнения; | |||
Зарубежная проза о животных . Э. Сетон-Томпсон. "Арно". Героическая судьба почтового голубя. | 1 | https://skazki.rustih.ru/ernest-seton-tompson-arno/ | Инициирование обсуждения учебной проблемы; | |||
Э. Сетон-Томпсон. "Арно". | 1 | https://skazki.rustih.ru/ernest-seton-tompson-arno/ | Инициирование обсуждения учебной проблемы; | |||
Дж. Даррелл "Говорящий свёрток". | 1 | https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/zarubezhnye-skazochniki/sbornik-zarubezhnyh-skazok/govorjashhij-svjortok-darrell/ | Поддержка; поощрение. | |||
Итоговое обобщение. Контрольная работа. | 1 | Высказывание своего мнения; | ||||
Обобщение изученного: мой читательский опыт. | 1 | Интеллектуальные игры; работа в парах. | ||||
Обобщение изученного: мой читательский опыт. | 1 | Интеллектуальные игры; работа в парах. |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ урока | Причина перенесения урока | Примечания | |||
Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса
УМК:
Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 303 с.: ил.
Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций в 2ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Для учащихся:
1. Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций в 2ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
2. Вокруг тебя – Мир… Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. – 96 с.
3. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2019.
4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
5. Репродукции картин художников
6. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2006 г.
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
7. Литература. 5 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011.– 237 с.
8. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
9. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
10. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
11. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
12. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
13. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass
https://audioskazki-online.ru/podborki/raznoe/fonokhrestomatiya-6-klass -Фонохрестоматия по литературе 6 класс.
К уроку литературы - http://literatura5.narod.ru/uroki-literatury-v-5-kl-belaeva.html
Классика русской литературы в аудиозаписи - http://www.ayguo.com
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала - http://litera.edu.ru
Литература для школьников- http://hallenna.narod.ru/uroki-literatury-v-11-kl.html
Сайт «Я иду на урок литературы» и электронная версия газеты «Литература» - http://lit.1september.ru
Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи» - http://www.vehi.net
Электронная библиотека современных литературных журналов - http://magazines.russ.ru
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук - http://www.pushkinskijdom.ru
Информационно-справочный портал «Library.ru» - http://www.library.ru
Проект «Площадь Д.С. Лихачева» - http://www.lihachev.ru
Проект «Русская планета» - http://www.russianplanet.ru
Проект «Слова»: Поэзия «Серебряного века» - http://slova.org.ru
Российская Литературная Сеть - http://www.rulib.net
Собрание классики в Библиотеке Мошкова - http://az.lib.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - http://www.feb-web.ru
Электронные приложения к учебникам издательства «Просвещение» http://www.school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=43907
Википедия — общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия со свободным контентом, реализованная на принципах вики. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F
Сервис LеarningApps https://learningapps.org/
Электронные образовательные ресурсы https://eor-np.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Сайт «Культура.РФ» https://www.culture.ru
Единое окно доступа к информационным ресурсам http://window.edu.ru/
Русофил – Русская филология http://www.russofile.ru/strategy/
Лингвистический энциклопедический словарь http://tapemark.narod.ru/les
Потамошнева Наталья Алексеевна