Рабочая программа по географии в 7 классе « Материки, океаны, народы и страны»

2
0
Материал опубликован 20 July 2016 в группе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по __ географии. Материки, океаны, народы и страны.

Уровень образования (класс) 7 класс

_________ основное общее образование _______________________________

(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов __68___ Уровень ____ базовый ______________________

(базовый, профильный)

Учитель ___Румбешт Роза Фидаиловна

Программа разработана на основе авторской программы «География. 5-9 классы», авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство «Дрофа» . 2014г.


1. Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по географии составлена на основе

    Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

    Рабочие программы «География 5-9 классы», авторы И. И. Баринова, В. П.Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева М: Дрофа, 2014 год.

Раскрытие закономерностей землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;

Создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;

Раскрытия разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;

Формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Основные задачи курса:

Формирование системы географических знаний как составной части научной картины мира;

Расширение и конкретизация представлений о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях дифференциации – от планетарного до локального;

Познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде;

Создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности;

Развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими факторами;

Развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

Воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры.

Раскрытие на основе историко-географического подхода изменения политической карты мира, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;

Формирование эмоционально-ценностного отношения к географической среде и экологически целесообразного поведения в ней;

Развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов), изучение способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

Развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

Выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

При изучении курса решаются следующие задачи:

    Формирование системы географических знаний как составной части научной карты мира;

    Расширение и конкретизация представлений о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации – от планетарного до локального;

    Познание сущности и динамики основных природных, экологических, социално-экономических и других процессов, происходящих в географической среде;

    Создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использование их населением в хозяйственной деятельности;

    Развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими факторами;

    Развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования;

    Воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;

    Раскрытие на основе историко-географического подход изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран.

    Формирование эмоционально-ценностного отношения к географической среде и экологически целесообразного содержания и масштаба, изучение способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах.

    Развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.

    Выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Роль географии в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы указывает направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в освоении географии.

Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п

Содержание раздела, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение

1

1

2

Как открывали мир

2

2

3

Географическая карта – величайшее творение человечества

2

2

4

Земля – уникальная планета

8

10

5

Материки и океаны

50

50

5.1

Африка

10

5.2

Австралия и Океания

5

5.3

Южная Америка

7

5.4

Океаны

3

5.5

Полярные области Земли

2

5.6

Северная Америка

7

5.7

Евразия

16

6

Земля – наш дом

3

3

7

Резервное время

2

-

68

68

2. Общая характеристика предмета «География»

Данная предметная линия учебников разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:

Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

Планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

Общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования;

Примерной программы по географии;

Авторской рабочей программы, составленной на основе требований ФГОС к структуре рабочих программ.

«География. Страноведение. 7 класс». – увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

    Описание места учебного предмета в учебном плане.

По базисному плану география в основной школе изучается с 5 по 9 классы. На изучение географии отводится в и 6 классах по 34 ч (1 ч в неделю), в 7,8,9 классах по 68 часов (2 ч в неделю). В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 11 предмет география интегрируется с ОБЖ из расчета 17 часов, остальные часы интегрируются с биологией.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Личностные результаты:

    Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству общность их исторических судеб, чувства гордости за свою Родину; осознание единств географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

    формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности учащихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию;

    формирование личностных представлений о целостности природы Земли ее крупных районов и стран; осознание значи­мости и общности глобальных проблем человечества;

    формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к друго­му человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, ве­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

    освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуп­равлении и общественной жизни в пределах возрастных компе­тенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

    развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора; форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осо­знанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-ис­следовательской, творческой и других видов деятельности;

    формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безо­пасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

    формирование основ экологического сознания на основе при­знания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

    развитие эмоционально-ценностного отношения к приро­де, эстетического сознания через освоение природного и культурного на­следия народов мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающи­мися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладе­ние ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Метапредметные результаты обучения географии:

    умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наибо­лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;

    владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности;

    умение определять понятия, устанав­ливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

    умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;

    смысловое чтение;

    умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

    умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции сво­ей деятельности; владение устной и письменной речью; моноло­гической контекстной речью;

    формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знани­ях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и странах;

4) овладение элементарными практическими умениями ис­пользования приборов и инструментов для определения количе­ственных и качественных характеристик компонентов географи­ческой среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и ис­пользования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использова­ния и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объ­яснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях экологи­ческих проблем на различных территориях и акваториях, уме­ний и навыков безопасного и экологически целесообразного по­ведения в окружающей среде.

Достижение предметных результатов обеспечивается

Формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей;

о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства;

Об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических процессах, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы.

5. Содержание учебного предмета

Содержание программы.

Материки, океаны, народы и страны. 7 класс (2ч. В неделю, всего 68ч).

Введение (3 ч.)

«Что изучают в курсе материки, океаны, народы и страны»?

Как люди открывали мир.

Методы географических исследований и источники географических знаний .

Практическая работа №1 Работа с источниками географической информации.

Раздел 1. Главные особенности природы Земли. (9ч)

Литосфера, рельеф.(2 ч)

Практическая работа №2 Определение по карте направления передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет.

Атмосфера и климаты Земли (2ч)

Гидросфера (2ч)

Мировой океан – основная часть гидросферы.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Практическая работа №3 Обозначение на контурной карте условными знаками побережий материков и шельфа.

Географическая оболочка (3ч)

Свойства и особенности строения географической оболочки.

Закономерности географической оболочки.

Географическая зональность.

Практическая работа №4 Анализ схем круговорота веществ и энергии.

Раздел 2. Население Земли (3 ч)

Численность населения и размещение людей на Земле.

Народы и религии мира.

Хозяйственная деятельность человека. Городское и сельское население.

Практические работы: 5 Анализ изменения численности и плотности населения Земли.

6. Характеристика размещения этносов и распространение мира

7.Сравнение образа жизни горожанина и жителя сельской местности. Характеристика функций городов, разных типов сельских поселений.

Раздел 3. Материки и океаны (49)

Раздел 3.1.Африка (11ч)

Географическое положение. История исследования.

Природа материка (5ч)

Рельеф и полезные ископаемые.

Климат.

Внутренние воды ,природные зоны, экваториальные леса. Саванны.

Тропические пустыни. Влияние человека на природу.

Народы и страны(5ч).

Население и страны.(5ч)

Страны Северной Африки».

Страны Судана и Центральной Африки»

Страны Восточной Африки.

Страны Южной Африки.

Практические работы: 8 Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах.

Определение географического положения материка.

9. Обозначение на контурной карте форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

10. Оценка условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану.

11. Определение причин разнообразия природных зон материка.

12. Описание природных условий, населения и его хозяйственной деятельности одной из африканских стран.

Раздел 3.2.Австралия и Океания (4ч).

ГП. История открытия и исследование. Рельеф и полезные ископаемые.

Климат, внутренние воды. Органический мир. Природные зоны.

Австралия.

Океания.

Практические работы:

13. Сравнение ГП Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.

14. Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов мира.

Раздел 3.3.Южная Америка (7ч)

ГП. История открытия и исследование.

Природа материка (3ч).

Рельеф и полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды.

Природные зоны, изменение природы человеком.

Народы и страны (3ч).

Население и политическая карта. Страны востока материка. Бразилия, Аргентина.

Практические работы: 15. Сравнение ГП Африки и Южной Америки, определение черт сходства и различий, формулирование вывода по итогам сравнения. 16. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

17. Определение по экологической карте ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.

Раздел 3.4.Антарктида (1ч).

Антарктида. ГП, исследование. Природа.

Практическая работа 18: Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого окена в различных областях человеческой жизни.

Раздел 3.5.Океаны (3ч)

Северный Ледовитый океан.

Тихий и Индийский океаны.

Атлантический океан.

Практические работы 19. Обозначение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов ( по выбору)

Раздел 3.6. Северная Америка (6ч)

ГП, история открытия и исследование.

Природа материка (3ч)

Рельеф и полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды.

Природные зоны, изменение природы человеком.

Народы и страны (2ч)

Население и политическая карта. Канада.

Соединенные Штаты Америки. Средняя Америка.

Практические работы. 20. Сравнение климата полуострова материка (по выбору), расположенных в одном климатическом поясе, объяснение причин сходства или различия, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

21. Составление проекта возможного путешествия по странам континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территорий по пути следования.

Раздел 3.7. Евразия (17ч)

Географическое положение. История открытия и исследование.

Природа материка (4ч)

Рельеф и полезные ископаемые.

Климат.

Внутренние воды. Природные зоны.

Народы и страны (12 ч)

Население и политическая карта.

Страны Северной Европы.

Страны Западной Европы.

Страны Восточной Европы.

Страны Южной Европы. Италия.

Страны Юго-Западной Азии.

Страны Центральной Азии.

Страны Восточной Азии.

Япония.

Страны Южной Азии. Индия.

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.

Практические работы. 22. Сравнение климата Евразии и Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценка климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности. 23. Сравнение природных зон по 40й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения. 24. Определение признаков и группировка по ним стран Евразии. 25. Характеристика политической карты Евразии.

26. Составление описания одной из стран Южной Европы.

27. Составление описания одной из стран Зарубежной Азии.

Раздел 4 Земля – наш дом (2ч)

Взаимодействие человеческого общества и природы.

Уроки жизни. Сохранить окружающую природу.

Практические работы. 28. Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы. 29. Составление и защита учебных проектов локальной, региональной или глобальной реконструкции природы нашей планеты в виде рисунков, схем, картосхем и кратких описаний. Изображение личной эмблемы (герба) учащегося с географической тематикой.

Перечень практических работ.

Практическая работа №1 Работа с источниками географической информации.

Практическая работа №2 Определение по карте направления передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет.

Практическая работа №3 Обозначение на контурной карте условными знаками побережий материков и шельфа.

Практическая работа №4 Анализ схем круговорота веществ и энергии.

Практические работы №5 Анализ изменения численности и плотности населения Земли.

6. Характеристика размещения этносов и распространение мира

7.Сравнение образа жизни горожанина и жителя сельской местности. Характеристика функций городов, разных типов сельских поселений.

Практические работы: 8 Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах.

Определение географического положения материка.

9. Обозначение на контурной карте форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

10. Оценка условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану.

11. Определение причин разнообразия природных зон материка.

12. Описание природных условий, населения и его хозяйственной деятельности одной из африканских стран.

13. Сравнение ГП Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.

14. Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов мира.

15. Сравнение ГП Африки и Южной Америки, определение черт сходства и различий, формулирование вывода по итогам сравнения. 16. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

17. Определение по экологической карте ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.

Практическая работа 18: Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого окена в различных областях человеческой жизни.

Практические работы 19. Обозначение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов ( по выбору)

Практические работы. 20. Сравнение климата полуострова материка (по выбору), расположенных в одном климатическом поясе, объяснение причин сходства или различия, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

21. Составление проекта возможного путешествия по странам континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территорий по пути следования.

22. Сравнение климата Евразии и Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценка климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности. 23. Сравнение природных зон по 40й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения. 24. Определение признаков и группировка по ним стран Евразии. 25. Характеристика политической карты Евразии.

26. Составление описания одной из стран Южной Европы.

27. Составление описания одной из стран Зарубежной Азии.

Направления проектной деятельности обучающихся

Одним из важнейших направлений в обучении географии является метод проектов. Выделим возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.

К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:

• проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);

• проекты освоения территорий;

• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.

• проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

№ п\п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Количество часов

рабочая программа

Основные виды УУД

1

Введение.

Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны»?

Как люди открывали мир.

Методы географических исследований и источники географических знаний.

Практическая работа №1 Работа с источниками географической информации.

3

1



1



1

3

1



1



1

Работа с поставленной задачей. (Р)

Осознание ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. (Л)

Формирование представления о географической науке ее роли в освоении планеты человеком. (П)

Формулировать свои мысли в устной форме. (К)

2

Раздел 1. Главные особенности природы Земли.

Литосфера и рельеф Земли.

Литосфера.

ОБЖ: Различные природные явления

Рельеф. Практическая работа №2 Определение по карте направления передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет.

Атмосфера и климаты Земли.

ОБЖ: Общая характеристика природных явлений

Климатообразующие факторы..

ОБЖ: основные и ЧС природного характера



Климатические пояса.

9



2



1



1





1



2





1

1

9



2



1



1





1



2





1

1

Создание историко-географических образов, о территориях и границах. (Л)

Анализ , обобщение и использование географической информации .Овладение основами картографической грамотности (П)

Выслушивать и оценивать пересказ. (К)

Составление учебной задачи под руководством учителя. (Р)

Гидросфера.

Мировой океан – основная часть гидросферы.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Практическая работа №3. Обозначение на контурной карте условными знаками побережий материков и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов; выделение среди них районов, используемых для лечения и отдыха.

2

1



1

2

1



1

Создание историко-географических образов о территориях и границах. (Л)

Планирование последовательности действий при работе над мини-проектом. (Р).

Осуществление поиска информации (в Интернете и других источниках) (П)

Умение вести диалог при обсуждении значения географических открытий (К

Географическая оболочка.

Свойства и особенности строения географической оболочки.

Закономерности географической оболочки.

Географическая зональность.

Практическая работа №4 Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

3



1



1





1

3



1



1





1

Создание историко-географические образа изучаемой территории и границах. (Л)

Анализ и обобщение географической информации. Работа с текстом учебника, картами и другими источниках) (П)

Обсуждение значения путешествий. (К)

Составление учебной задачи под руководством учителя. (Р)

Раздел 3. Население Земли.

Численность населения и размещение людей на Земле. Практическая работа №5. Анализ изменения численности и плотности населения Земли.

Народы и религии мира. Практическая работа №6. Характеристика размещения этносов и распространения религий в мире.

Хозяйственная деятельность населения. Городское и сельское население.

Практическая работа №7. Сравнение образа жизни горожанина и жителя сельской местности. Характеристика функций городов, разных типов сельских поселений.

3



1









1







1









1

3



1









1







1









1

Осознание целостности географического знания. (Л)

Использование различных источников географической информации для поиска и извлечения информации. (П)

Высказывание мнения о значении различных источников географической информации возможности использования.(К)

Работа по плану, сверять свои действия с целью. (Р)

Раздел 4 Материки и океаны.

Африка.

Географическое положение. История исследования.

Природа материка.

Рельеф и полезные ископаемые.

Климат.

Внутренние воды.

ОБЖ: Наводнения. Виды наводнений их причины.

Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны.

Тропические пустыни. Влияние человека на природу.

49



11

1



5

1

1

1

1



1

49



11

1



5

1

1

1

1



1

Осознание целостности географического знания (Л)

Анализ и обобщение географической информации (П)

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии и оценки (Р)

Выслушивать и оценивать ответы учащихся по разработанным критериям. (К)

3

Народы и страны.

Население и политическая карта. Практическая работа №8. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах.

Страны Северной Африки. Практическая работа №9. Обозначение на контурной карте форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Страны Судана и Центральной Африки.

Практическая работа №10 Оценка условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану.

Страны Восточной Африки. Практическая работа №11 Определение причин разнообразия природных зон материка.

Страны Южной Африки. Практическая работа №12 Описание природных условий, населения и его хозяйственной деятельности одной из африканских стран.

5

1











1











1






1

1

5

1











1











1




1



1

Осознание ценности географического знания. (Л)

Представление в различных формах географической информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентировочных задач.(П)

Участие в принятии коллективного решения. (К).

Составление плана и алгоритма исследования изучаемого вопроса. (Р)

Австралия и Океания

Географическое положение. История открытия и исследование. Рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа №13 Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.

Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны.

Австралия. Практическая работа №14 Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов мира.

Океания

4



1





1



1



1

4



1







1



1



1

Осознание ценности географического знания. (Л)

Анализ, обобщение и интерпретация географической информации.(П)

Определение и сравнение качественных и количественных показателей, географических объектов (Р)

Умение слушать, вступать в диалог. (К)

Южная Америка.

Географическое положение. История открытия и исследования. Практическая работа №15. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки, определение черт сходства и различий , формулирование вывода по итогам сравнения.

Природа материка.

Рельеф и полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды.

Природные зоны

.Изменение природы человеком.

7

1



3

1

1

1

7

1



3

1

1

1

Создание образа историко-географического образа. (Л)

Анализ и обобщение географической информации (П)

Умение ставить учебную задачу. (Р)

Взаимодействие и вступление в сотрудничество со сверстниками. (К)

Народы и страны.

Население и политическая карта.

Страны востока материка. Бразилия, Аргентина. Практическая работа №16 Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки ( по выбору учащихся), определение черт сходства и различий, формулирование вывода по итогам сравнения. Оценка возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.

Андские страны.

Практическая работа №17 Определение по экологической карте ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.

3

1

1



















1

3

1

1



















1

Осознание ценности и практического применения географических знаний. (Л)

Овладение практическими умениями использования приборов. (Р)

Моделирование географических объектов и явлений при помощи компьютерных программ (К)

Анализ, обобщение и интерпретация географической информации.(П)

Раздел Антарктида

Антарктида. Географическое положение и исследование. Природа. Практическая работа №18 Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в разных областях человеческой деятельности.

1

1

Овладение практическими умениями использования приборов (П)

Планирование процесса составления моделей географических объектов и явлений при помощи компьютерных программ (Р)

Умение распределять роли в группе для решения учебной задачи. (К)

Осознание ценности и практического применения географических знаний. (Л)

Океаны.

Северный Ледовитый океан.

Тихий и Индийский океаны.

ОБЖ: Цунами и их характеристика.

Атлантический океан. Практическая работа №19 Обозначение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов ( по выбору).

3

1

1

1

3

1

1

1

Создание географического образа земли и её формы (Л).

Самостоятельно получать информацию из различных источников, сравнивать полученную информацию. (П)

Умение дискутировать, выдвигать аргументы и контраргументы. (К)

Составление плана учебных действий. (Р)

Раздел Северная Америка.

Географическое положение. История открытия и исследования.

Природа материка.

Рельеф и полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды.

Природные зоны. Изменение природы человеком.

6

1



3

1



1



1

6

1



3

1



1



1

Умение организовать самостоятельную деятельность по работе над проблемой (Р)

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К).

Представление в различных формах географической информации. (П)

Осознание себя как жителя планеты Земля.(Л)

Народы и страны.

2

2

4

Население и политическая карта. Канада. Практическая работа 20. Сравнение климата полуостровов материка ( по выбору), расположенных в одном климатическом поясе, объяснение причин сходства или различия, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Соединенные Штаты Америки. Средняя Америка. Практическая работа №21. Составление проекта возможного путешествия по странам континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территорий по пути следования.

1



















1

1



















1

Осознание необходимости изучения окружающего мира. (Л)

Овладение практическими умениями использования приборов (П).

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. (К)

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. (Р)

Раздел Евразия

Географическое положение. История открытия и исследования.

Природа материка.

Рельеф и полезные ископаемые.

Климат. Практическая работа №22. Сравнение климата Евразии и Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценка климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.

Внутренние воды.

Природные зоны.

Практическая работа № 23. Сравнение природных зон по 40й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

17

1



4

1

1

1

1

17

1



4

1

1

1

1

Осознание необходимости изучения окружающего мира. (Л)

Умение ставить цели и задачи под руководством учителя. (Р)

Анализ, обобщение и интерпретация географической информации. (П)

Осуществление сотрудничества при работе со сверстниками. (К)

Народы и страны

Население и политическая карта.

Страны Северной Европы.

Страны Западной Европы.

Страны Восточной Европы.

Страны Южной Европы. Италия. Практическая работа № 24. Определение признаков и группировка по ним стран Евразии.

Страны Юго-Западной Азии. Практическая работа №25 Характеристика политической карты Евразии.

Страны Центральной Азии.

Страны Восточной Азии.

ОБЖ: Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

Япония.

Страны Южной Азии. Индия. Практическая работа №26 Составление описания одной из стран Южной Европы.

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.

Практическая работа №27 Составление описания одной из стран зарубежной Азии.

12

2

1

1

1

1



1

1

1

1



1





12

2

1

1

1

1



1

1

1

1



1

Определение масштаба по карте (П)

Осуществление сотрудничества при работе в группах по определению масштаба (К)

Работа с поставленной учителем задачей (Р).

Осознание практической значимости географических знаний (Л).

Раздел Земля – наш дом.

Взаимодействие человеческого общества и природы. Практическая работа №28 Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.

2

1

2

1

Осознание необходимости изучения окружающего мира. (Л)

Анализ, интерпретация географической информации и использование ее для повседневной жизни. (П)

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К).

Выработка последовательности действий при решении практических задач. (Р)

Уроки жизни. Сохранить окружающую природу.

Практическая работа №29 Составление и защита локальной, региональной и глобальной реконструкции природы нашей планеты в виде рисунков, схем, картосхем и кратких описаний. Изображение личной эмблемы (герба) учащегося с географической тематикой

Резерв

Итого

Практических работ

1










2

68

29

1










2

68

29

Знание географических особенностей своей местности (Л)

Составление задачи и выработка плана её выполнения. (Р)

Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек. (П)

Умение работать в группе, распределять роли (К)

    Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного про.

Печатные пособия

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов).-М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

3. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5—9 классах содержит, кроме учебников, методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

УМК «Материки, океаны, народы и страны. 7 класс»:

География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Учебник (авторы И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев). М., Дрофа

География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Методическое пособие (авторы И. В. Душина, В. А. Щенев). М., Дрофа

География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Рабочая тетрадь (автор И. В. Душина). М., Дрофа

География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Электронное приложение.

Технические средства обучения:

    Персональный компьютер.

    Интерактивная доска.

Демонстрационные пособия:

    Географические карты: физическая карта Австралии, физическая карта Антарктиды, Физическая карта мира, карта полушарий, физическая карта России.

    Глобусы, таблиц «Внутреннее строение Земли», «Земля – часть Солнечной системы».

    Планируемые результаты изучения учебного предмета «География»

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем

2) формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;

3) умение работать с разными источниками географической информации;

4) умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

5) овладение основами картографической грамотности;

6) овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

7) формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

Выпускник научится:

    использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

    анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

    находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

    определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

    выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

    составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

    представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

    ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

    читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

    строить простые планы местности;

    создавать простейшие географические карты различного содержания;

    различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

    использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

    проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,

    атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

    оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрении концепции устойчивого развития.

Система оценки планируемых результатов

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

    Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

    Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

    Самостоятельность ответа.

    Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Отметка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,

устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10.Знание карты и умение ей пользоваться;

11.При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению

программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10.Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12.Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Отметка «1» ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

    выполнил работу без ошибок и недочетов;

    допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

    не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

    или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

    не более двух грубых ошибок;

    или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

    или не более двух-трех негрубых ошибок;

    или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

    или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

    допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой

    может быть выставлена оценка "3";

    или если правильно выполнил менее половины работы.

Отметка «1» ставится, если ученик:

    Не приступал к выполнению работы;

    Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

    Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

    Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин.

Отметки: «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин.

Отметки: «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» -менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по

географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка «5»

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов

типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Комментарии
Комментариев пока нет.