Рабочая адаптированная основная образовательная программа по ручному труду (2 класс)
на 2017 – 2018 учебный год.
Учитель: Рябокобыленко Е.Н.
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по ручному труду составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»
Ручной труд как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки ручного труда оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающихся, воспитанию положительных навыков и привычек.
Изучение предмета «Ручной труд» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
1. Формирование учебной познавательной деятельности учащихся через усвоение учебного материала.
2. Коррекция и развитие высших психических процессов, речи, мелкой моторики рук.
3. Воспитание положительной мотивации к обучению.
Задачи:
1. Формировать и закреплять знания, умения и навыки, необходимые для деятельности любого вида.
2. Прививать интерес к обучению и уверенность в успешном выполнении учебных заданий.
3. Уточнять и расширять круг представлений обучающихся о предметах и явлениях окружающей действительности.
4. Развивать и координировать слуховое и зрительное восприятие, а также мелкие движения кисти и пальцев рук.
5. Повышать уровень общего развития школьников и корригировать индивидуальные отклонения (нарушения) в развитии учащихся.
Тематическое планирование рассчитано на ... час в неделю, что составляет 1 учебный час в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 2 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, автор Л.А.Кузнецова "Технология. Ручной труд", Москва "Просвещение", 2017.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
- составление стандартного плана работы по пунктам;
- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
-выполнение несложного ремонта одежды)
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- знание видов художественных ремесел;
- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание курса
№ |
Раздел |
Краткое содержание раздела |
Кол-во часов |
1 |
Работа с глиной и пластилином. |
Назначение глины и применение этого материала в промышленности. Применение резака и стеки. Соединение деталей способом промазывания. Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания. Отделка изделия цветным пластилином. Соединение вылепленных деталей в одно целое. Закрепление деталей на макете способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (дидактический материал, столярные инструменты, игрушки) Лепка предметов цилиндрической формы (кружки, стаканы для карандашей), с нанесением с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Лепка с натуры посуды конической формы (ведёрко, цветочный горшок) с нанесением с помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий. Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга (чайник для заваривания, чашка с блюдцем, десертная тарелка), с нанесением узора с помощью по выбору обучающихся. Лепка по образцу стилизованных фигур птиц (цыпленка и утёнка, утки и гуся). Лепка по образцу стилизованных фигур животных (кошка, белка). Самостоятельная лепка с натуры игрушек (медвежонок, заяц, лиса). Лепка по представлению свободных композиций «Колобок и лиса», «Маша и медведь», «Лиса и журавль». |
|
2 |
Работа с природными материалами. |
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Изготовление по образцу птички из желудей, перьев и палочек или ослика из желудей, крылаток ясеня, палочек. Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки, бумажных, поролоновых или кожаных изделий. Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузной кочерыжки, еловой шишки, палочек и бумажных изделий. составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха. Перьев, меха, ракушек, зёрен опилок на плотной подложке (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам фигуры животных). Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок». Изготовление макета к прочитанным сказкам группами в два человека. |
|
3 |
Работа с бумагой и картоном. |
Изготовление из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией. Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов: - разметка бумаги и тонкого картона по шаблону; - резание ножницами по прямым и кривым линиям; - оклеивание картона с одной стороны. Изготовление закладки: - разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации; - резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделие из картона аппликации. Изготовление закладки из тонкого картона: - разметка бумаги и картона по линейке; - резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами; - оклеивание картона бумагой с обеих сторон. Изготовление из картона плоских елочных игрушек в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных, игрушек и обклеивание их цветной бумагой с одной стороны. Изготовление аппликации с разметкой подложки и деталей по линейке (грузовик, автофургон). Изготовление из бумаги и картона с использованием материаловотходов поздравительных открыток, сувениров. Изготовление о образцу мебели из коробочек, картона и бархатной бумаги (стол, кресло). Изготовление по образцу плоской модели трёхсекционного светофора, указателя «переход». |
|
4 |
Работа с текстильными материалами. |
Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички. Изготовление стилизованных фигур из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями – повторение приёмов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка. Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника. Составление коллекции тканей с чётко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона. Ознакомление с ручными стежками (смёточный стежок) Упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельной выкройке, смёточным стежком. Оформление концов закладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки. Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани. Выполнение стежка «шнурок» на полосе бумаги в клетку. Вышивание салфетки из канвы стежками смёточным и «шнурок». |
Учебно - методическое обеспечение.
- учебник 2 класс "Технология. Ручной труд" Л.А. Кузнецова (Москва "Просвещение" 2017г.)
- методические рекомендации "Ручной труд" Л.А.Кузнецова ( Москва "Просвещение" 2017г.)
- В.В. Выганов "Оригами"( Москва, 2002)
- И.М. Петрова "Объемная аппликация"
- З.А. Богатеева "Чудесные поделки из бумаги"
- С.А. Хворостухина "Оригинальные поделки для дома"
- Н.В.Чен "Замечательные поделки своими руками" (Харьков Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г.)
- Хордина Рос, "Большая книга развивающих занятий для детей" ( Харьков. Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г).
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема раздела Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Планируемые |
результаты |
Деятельность учащихся |
Мониторинг |
Предметные |
Личностные |
||||||
1 четверть |
9 |
||||||
1 |
Вводный урок. Правила поведения и работы на уроках ручного труда. |
1 |
Знать правила поведения работы на уроках ручного труда. |
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; |
Применять на практике правила работы на уроках ручного труда. |
Беседа |
|
2 |
Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед) |
1 |
Расширить представления учащихся о глине и пластилине как о поделочных материалах. |
воспитание и развитие социально значимых личностных качеств; |
Беседа «Назначение глины и применение этого материала в промышленности; |
Практическая работа |
|
3 |
Лепка дидактического материала: кубик большой, кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий |
1 |
Уметь делать из пластилина геометрические фигуры. |
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы. |
Лепка дидактического материала: кубик большой, кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий. |
Практическая работа |
|
4 |
Складывание из вылепленных деталей башни, дома. |
1 |
Уметь складывать из готовых деталей башню, дом |
Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. |
Складывание из вылепленных деталей башни, дома. |
Практическая работа |
|
5 |
Лепка столярного инструмента: молоток. |
1 |
Уметь делать лепку из пластилина изделия, состоящего из деталей прямоугольной геометрической формы. |
Выполнять правила безопасного поведения в школе. |
Назначение инструментов: молотка. Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы. |
Практическая работа |
|
6 |
Лепка из пластилина автобуса. |
1 |
Уметь делать лепку из пластилина изделия, состоящего из деталей разной геометрической формы: круг, овал, прямоугольник. |
Адекватно воспринимать оценку учителя. |
Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса. |
Практическая работа |
|
7 |
Лепка из пластилина грузового автомобиля. |
1 |
уметь работать по образцу. |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. |
Игра «Правила уличного движения», используя изделия детей. |
Практическая работа |
|
8 |
Экскурсия в природу. Заготовка листьев. |
1 |
Знать правила заготовки природных материалов. |
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней. |
Сбор природного материала. |
Беседа |
|
9 |
Работа с природными материалами. Изготовление игрушек из желудей. |
1 |
Уметь делать из желудей простые по форме игрушки. |
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. |
Работа с природным материалом, работа по образцу. |
Практическая работа |
|
2 четверть |
7 |
||||||
1 |
Работа с природными материалами. Изготовление игрушек из скорлупы ореха: рыба, мышь. |
1 |
Уметь делать из природного материала поделки. |
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в современном обществе. |
Изготовление поделок из природного материала. |
Практическая работа |
|
2 |
Работа с природными материалами. Изготовление игрушек из скорлупы ореха: петух. |
1 |
Уметь работать по образцу. |
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. |
Изготовление поделок из природного материала. |
Практическая работа |
|
3 |
Работа с бумагой. Виды и сорта бумаги. Правила работы с клеем и кистью. Выполнение подставки для кисти. |
1 |
Знать разновидности бумаги; знать правила работы с кистью и клеем. |
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; |
Самостоятельно работать по образцу. Знакомство с правилами работы с клеем и кистью. |
Практическая работа |
|
4 |
Изготовление аппликации из мятой бумаги. |
1 |
Уметь размещать предметное изображение на поверхности. |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; |
Изготовление аппликации "Осенние деревья". |
Практическая работа |
|
5 |
Складывание фигурок из бумаги. |
1 |
Уметь работать с бумагой. Знать названия геометрических фигур. |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Изготовление аппликаций из геометрических фигур. |
Практическая работа |
|
6 |
Работа с картоном. Применение картона. Обведение геометрических фигур на бумаге. |
1 |
Знать технические сведения о картоне. Владеть понятием «шаблон» и его геометрическими формами. Уметь обводить по шаблону геометрические фигуры. |
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; |
Работа с шаблонами геометрических фигур. |
Практическая работа |
|
7 |
Правила работы с ножницами. Изготовление из бумаги пакета для хранения изделий. |
1 |
Знать правила безопасной работы с ножницами. |
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. |
Изготовление из бумаги пакета для хранения изделий. |
Практическая работа |
|
3 четверть |
10 |
||||||
1 |
Работа с нитками. Связывание ниток в пучок. Связывание ниток в ягоду. |
1 |
Знать приемы связывания, наматывания, резания ниток. |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. |
Работа с нитками. |
Практическая работа |
|
2-3 |
Пришивание пуговиц. |
2 |
Уметь пришивать пуговицы. |
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; |
Пришивание различных моделей пуговиц. |
Практическая работа |
|
4 |
Работа с глиной и пластилином. Лепка из пластилина чашки цилиндрической формы. |
1 |
Уметь лепить из пластилина чашки цилиндрической формы. |
проявление готовности к самостоятельной жизни. |
Работа по образцу. |
Практическая работа |
|
5 |
Глиняные изделия конической формы. Лепка из пластилина чашки конической формы. |
1 |
Уметь лепить из пластилина чашки конической формы. |
воспитание уважительного отношения к иному мнению; |
Самостоятельная работа, работа по образцу. |
Практическая работа |
|
6 |
Работа с природными материалами Аппликация из засушенных листьев. |
1 |
Уметь работать с природным материалом. |
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; |
Изготовление аппликации из сушеных листьев. |
Практическая работа |
|
7 |
Декоративная аппликация из засушенных листьев. |
1 |
Уметь изготавливать аппликации из засушенных листьев по образцу. |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Изготовление аппликации из сушеных листьев. |
Практическая работа |
|
8 |
Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона по шаблонам «Машина». |
1 |
Уметь работать в паре. |
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. |
Работа с картоном. Работа с шаблонами. Изготовление аппликации "Машина". |
Практическая работа |
|
9 |
Аппликация из обрывной бумаги «Яблоко» |
1 |
Уметь делать аппликацию из обрывной бумаги. |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. |
Изготовление аппликации "Яблоко". |
Практическая работа |
|
10 |
Аппликация из обрывной бумаги «Рыба» |
1 |
Уметь делать аппликацию из обрывной бумаги. |
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней. |
Изготовление аппликации "Рыба". |
Практическая работа |
|
4 четверть |
9 |
||||||
1 |
Работа с пластилином. Лепка по представлению свободных композиций. "Колобок и лиса" |
1 |
Знать сказку "Колобок". Уметь делать из пластилина колобка и лису. |
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в современном обществе. |
Изготовление поделки из пластилина на тему "Колобок и лиса" |
Практическая работа |
|
2 |
Работа с пластилином. Лепка по представлению свободных композиций. "Маша и медведь". |
1 |
Знать сказку "Маша и медведь". Уметь работать с пластилином. |
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. |
Изготовление поделки из пластилина на тему "Маша и медведь" |
Практическая работа |
|
3 |
Работа с пластилином. Лепка по представлению свободных композиций. "Лиса и журавль". |
1 |
Знать сказку "Лиса и журавль". Уметь работать по образцу. |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. |
Изготовление поделки из пластилина на тему "Лиса и журавль". |
Практическая работа |
|
4 |
Работа с бумагой. Изготовление по образцу мебели (стол, стул). |
1 |
Знать правила работы с бумагой. Уметь работать самостоятельно. |
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней. |
Изготовление мебели из бумаги (стол, стул). |
Практическая работа |
|
5 |
Работа с бумагой. Изготовление светофора. |
1 |
Знать правила дорожного движения. Знать значения цветов у светофора. |
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. |
Работа с раздаточным материалом. Игра "Пешеход". Изготовление аппликации "Светофор". |
Практическая работа |
|
6 |
Работа с бумагой. Изготовление указателя "переход". |
1 |
Уметь работать в коллективе. Знать правила дорожного движения. |
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в современном обществе. |
Игра "Пешеход". Коллективная работа. |
Практическая работа |
|
7-8 |
Работа с текстильными материалами. Выполнение стежка "шнурок" |
2 |
Знать правила безопасной работы с иглой. Уметь выполнять стежок "шнурок". |
проявление готовности к самостоятельной жизни. |
Работа с иголкой и ниткой. |
Практическая работа |
|
9 |
Вышивка салфетки сметочными стежками "шнурок". |
1 |
Уметь работать по образцу. |
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Изготовление салфетки. |
Практическая работа |