Рабочая индивидуальная образовательная программа по чтению и развитию речи для учащегося 9 класса
Календарно-тематическое планирование
по чтению и развитию речи, 9 класс 3 часа в неделю
I четверть (25 часов)
№ |
Раздел программы |
Тема |
Количество часов |
ЗУНы |
Тип урока |
Вид контроля Педмониторинг |
Дата проведения |
|
1 |
Родина краше солнца, дороже золота |
М.Матусовский «С чего начинается Родина?» |
1 |
уметь осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; отвечать на вопросы по прочитанному; высказывать своё отношение к поступку героя, событию; пересказывать содержание прочитанного; устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся. Учащиеся должны знать наизусть 5-8 стихотворений Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова). Активно участвовать в анализе произведения. Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план. Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда он пошел?», «Что делал?»). Правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов. Соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста. Пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно-символическому плану к каждому предложению; Выразительно читать наизусть 3-4 не Уметь: Читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией; читать про себя; отвечать на вопросы по прочитанному; выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение; определять главную мысль произведения; читать отрывки по ролям; пересказывать прочитанное полностью и выборочно. Знать: знать наизусть 7-8 стихотворений. |
Комбинированный |
Текущий |
||
2 |
По К. Ушинскому «Наше Отечество» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
3 |
По С.Романовскому «Светлое место» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
4 |
Л.Татьяничева «Малахит» (внеклассное чтение) |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
5 |
Н Кончаловская «Славен, славен град Москва!» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
6 |
По Л.Кассилю «Москва – столица России» Обобщение по разделу |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
7 |
Ученье – главное богатство |
А.Горская «Звёздный калейдоскоп» (внеклассное чтение) |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
|||
8 |
По Ю. Яковлеву «Слова – сорняки» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
9-10 |
Л.Толстой «Филиппок» |
2 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
11 |
А.Гайдар «Совесть» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
12-14 |
По Е.Шварцу «Сказка о потерянном времени» |
3 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
15 |
Обобщение по разделу |
1 |
||||||
16 |
По К.Ушинскому «Осень» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
17 |
М.Чехов «Всё дождь и дождь» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
18 |
А.Майков «Осенние листья» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
19 |
Л.Татьяничева «Лучшее время года» (внеклассное чтение) |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
20 |
Н. Сладков «Синичкин запас» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
21 |
Л.Толстой «Лебеди» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
22 |
А.Горская «Будет планета жить» (внеклассное чтение) |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
23-25 |
В.Гаршин «Лягушка-путешественница» |
3 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
II четверть (21час) |
||||||||
1 |
Без хлеба не прожить |
По Ю. Яковлеву «Хлеб» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
|||
2 |
Ю. Ждановская «Нива» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
3 |
Э. Шим «Жатва» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
4-5 |
Укр. сказка «Колосок» |
2 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
6-7 |
Бел. сказка «Лёгкий хлеб» |
2 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
8 |
Внеклассное чтение. Чтение книг о труде людей |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
9 |
Н.Рубцов «Хлеб» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
10 |
Внеклассное чтение. Чтение сказок о труде |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
11 |
Обобщение по разделу |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
12 |
Здравствуй, гостья – зима |
Н.Никитин «Встреча зимы» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
|||
13-14 |
Н.Некрасов «Мужичок с ноготок» |
2 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
15-16 |
Н.Сладков «Всему своё время» |
2 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
17 |
Е. Трутнева «Времена года» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
18 |
С.Школьникова «Зачарованный лес» (внеклассное чтение) |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
19-20 |
В. Голявкин «Как я встречал Новый год» |
2 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
21 |
Обобщение по разделу |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
III четверть (31 час) |
||||||||
1-3 |
Где правда, там счастье. Где ум, там и толк |
В.Осеева «Почему?» |
3 |
Комбинированный |
Текущий |
|||
4 |
А.Кушнир «Кто разбил большую вазу?» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
5 |
Мой любимый литературный герой (внеклассное чтение) |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
6-8 |
Д.Драгунский «Тайное становится явным» |
3 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
9 |
П. Дудочкин «Рубль» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
10 |
Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться (внеклассное чтение) |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
11-13 |
Сказка «Лев, Щука и Человек» |
3 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
14 |
В.Безбородов «Кошки-мышки» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
15 |
Обобщение по разделу. |
2 |
||||||
16 |
На страже Родины |
М.Исаковский «День защитника Отечества» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
|||
17 |
Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет (внеклассное чтение) |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
18-19 |
По Л.Кассилю «Твои защитники» |
2 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
20-22 |
По Л. Пантелееву «Честное слово» |
3 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
23-24 |
Обобщение по разделу. |
2 |
||||||
25 |
Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна! |
К. Паустовский «Однажды утром» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
|||
26 |
Стихи о весне (Внеклассное чтение) |
1 |
||||||
27 |
И.Никитин «Полюбуйся, весна наступает» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
28 |
Е.Бокова «8 Марта» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
29 |
Лес не школа, а всему учит (внеклассное чтение) |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
30-31 |
И. Соколов-Микитов «Весна» |
2 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
VI четверть (22часа) |
||||||||
1-3 |
Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна! |
В.Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Весна» |
3 |
Комбинированный |
Текущий |
|||
4-5 |
Р.н.с. «Снегурочка» |
2 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
6 |
Необычный календарь (внеклассное чтение) |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
7 |
Обобщение по разделу |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
8 |
О добре и дружбе, о мире и труде |
Е. Бокова «О труде» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
|||
9 |
В.Осеева «Сыновья» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
10 |
Л. Преображенская «Жароптицево перо» (внеклассное чтение) |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
11 |
Д. Родари «Чем пахнут ремёсла» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
12 |
С.Баруздин «Когда люди радуются» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
13 |
Л. Преображенская «Дедушко Слышко» (внеклассное чтение) |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
14 |
Н.Носов «Заплатка» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
15 |
Е.Бокова «День Победы» |
1 |
||||||
16 |
Л.Кассиль «Никто не знает, но помнят все» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
17 |
«Идёт война народная…» (внеклассное чтение) |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
18 |
Ю. Яковлев «Багульник» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
19 |
К.Ушинский «Ветер и Солнце» |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
20-21 |
По В.Катаеву «Цветик-семицветик» |
2 |
Комбинированный |
Текущий |
||||
22 |
«В путь, друзья! » (внеклассное чтение) Обобщение по разделу |
1 |
Комбинированный |
Текущий |
Пояснительная записка
Рабочая индивидуальная программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида под редакцией
В. В. Воронковой;
2.Учебного плана образовательного учреждения.
Цель курса: создать условия для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.
Задачи:
научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;
формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
расширение представлений об окружающем мире;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специфика программы
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения навыками чтения, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.
Учащиеся читают произведения о нашей Родине, о мудрости и героизме простого народа, о наших современниках, о картинах родной природы.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на протяжении всего учебного года.
Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которыми учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Особое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом как с одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи. С этой целью используются вопросы, готовый план, коллективно составленный план.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Владос», 2012,включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год.
Согласно действующему учебному плану школы программа предусматривает обучение чтению в объеме 3 часов в неделю, всего ____ часа.
2. Содержание тем учебного курса
Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, примерная тематика.
Техника чтения. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Понимание читаемого. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие устной речи. Самостоятельный и полный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и газетных журналов, журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Примерная тематика. Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во времена войны. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.
Кобзарева Елена Александровна