Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса (образовательные учреждения VIII вида)
Отдел образования администрации Невельского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Шебунино»
Невельского района Сахалинской области
Рекомендована Утверждаю
Методическим советом школы директор МБОУ СОШ с. Шебунино
от 29.08.2017 г. А. В. Погорелов
протокол № 1 приказ №226-ОД
от 29.08.2017 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по чтению и развитию речи 7класс
Учитель Шамраева И.В.
с.Шебунино
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 5-9 классы (Москва, Просвещение. А.К.Аксенова, Н. Г. Галунчикова). Используются учебники: Чтение. 7 класс : учебник для специализированных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Автор – З.Ф.Малышева. М.: «Просвещение». 2010.
Планируемые предметные результаты освоения чтения и развития речи: Обучающиеся должны уметь: - читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; - определять основные черты характера действующих лиц; - пересказывать текст по плану и выборочно. Обучающиеся должны знать: - наизусть 8-10 стихотворений. |
Навыки чтения.
Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного. Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа. Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.
Работа с текстом
Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев. Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста. Выделение частей текста в соответствии с данным планом. Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после их коллективного выделения. Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ произведения необходимых средств связи предложений и частей текста на основе прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов. Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя). Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение слов и предложений, характеризующих события, героев. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя). Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки. Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.
Основные требования к умениям учащихся
- правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях – по слогам;
- читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
- выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;
- выучить наизусть 8-10 стихотворений;
- читать внеклассную литературу под наблюдением учителя.
Основное содержание учебного предмета «Чтение и развитие речи»
7 класс
Количество часов в год-102(3часа в неделю)
Количество учебных недель-34
1.Устное народное творчество. (11ч)
Русская народная сказка «Сивка-бурка». Русская народная сказка «Журавль и Цапля». Русская народная сказка «Умный мужик» Былины. «Три поездки Ильи Муромца». Народные песни. «Ах, кабы на цветы не морозы», «По улице мостовой». Пословицы, поговорки, загадки.
2. Русская литература XIX века (37ч.)
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», стихи «Зимний вечер»,«У Лукоморья…». М. Ю. Лермонтов «Бородино». И.А.Крылов. Басни «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська». Н. А. Некрасов. «Несжатая полоса». «Генерал Топтыгин». Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». А.П.Чехов. «Хамелеон». В.Г.Короленко. «Дети подземелья».
3. Русская литература 1-й половины XX века (9ч)
А.М.Горький. «Детство». «В людях».
4. Русская литература 2-й половины XX века (44ч)
М.Исаковский. Стихи «Детство», «Весна», «Ветер». К. Г. Паустовский. «Последний чёрт». М. Зощенко. «Великие путешественники». К Симонов. «Сын артиллериста». В. Катаев. «Флаг». Н.Рыленков. Стихи «Деревья», «Весна», «Всё в тающей дымке…». Ю.Коваль «Капитан Клюквин». «Картофельная собака». Ю. Яковлев. «Багульник». Р. Погодин. «Время говорит - пора». А.Алексин «Двадцать девятое февраля». К. Ваншенкин. Стихи «Мальчишка», «Снежки».
5.Повторение(1ч.)
Тематический план по чтению и развитию речи
№п/п |
Наименование разделов курса |
Кол-во ч |
1 |
Устное народное творчество. |
11 |
2 |
Русская литература XIX века |
37 |
3 |
Русская литература 1-й половины XX века |
9 |
4 |
Русская литература 2-й половины XX века |
44 |
5 |
Повторение |
1 |
Всего |
136 |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Чтение и развитие речи»
7 класс
УМК: Программа по литературе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 5-9 классы (Москва, Просвещение, 2006,А.К.Аксенова, Н. Г. Галунчикова) учебник для специализированных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Автор – З.Ф.Малышева. М.: «Просвещение». 2010.
№п/п |
Тема |
Кол-во ч |
Оборудование |
Стр.уч |
Дата |
Устное народное творчество 11часов |
|||||
1 |
Жанры устного народного творчества. Структура сказки. |
1 |
ДМ |
3 |
1.09 |
2 |
Сказки. |
1 |
ДМ |
4 |
4.09 |
3 |
Русская народная сказка «Сивка-бурка» |
1 |
ДМ, портрет |
5-6 |
7.09 |
4 |
Русская народная сказка «Журавль и Цапля». |
1 |
ДМ. портрет |
6-7 |
8.09 |
5 |
Русская народная сказка «Умный мужик |
1 |
ДМ. портрет |
8 |
11.09 |
6 |
Обучающее сочинение «Мой любимый герой русской народной сказки». |
1 |
ДМ |
9-11 |
14.09 |
7 |
Былина. |
1 |
CD, ДМ, портрет |
11-14 |
15.09 |
8 |
Былина«Три поездки Ильи Муромца». |
1 |
CD, ДМ, портрет |
11-14 |
18.09 |
9 |
Народные песни. «Ах, кабы на цветы не морозы», «По улице мостовой». |
1 |
ДМ, портрет |
11-14 |
21.09 |
10 |
Пословицы, поговорки, загадки. |
1 |
ДМ |
15-17 |
22.09 |
11 |
Пословицы, поговорки, загадки. |
1 |
ДМ, портрет |
17-19 |
25.09 |
Русская литература XIX века 37часов |
|||||
12 |
А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. |
1 |
CD, ДМ, портрет |
19-23 |
28.09 |
13 |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане..». Характеристика царя. |
1 |
ДМ |
23-25 |
29.09 |
14 |
A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Чудеса на острове Буяне. |
1 |
ДМ, портрет |
25-27 |
2.10 |
15 |
A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Поведение сестер и бабы Бабарихи. |
1 |
ДМ |
23-27 |
5.10 |
16 |
A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Характеристика Гвидона. |
1 |
ДМ |
23-29 |
6.10 |
17 |
A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Положительные и отрицательные герои сказки |
1 |
ДМ, портрет |
30 |
9.10 |
18 |
А. С. Пушкин. Стихи «Зимний вечер», «У Лукоморья…». |
1 |
ДМ |
30 |
12.10 |
19 |
А. С. Пушкин. Стихи «Зимний вечер»,«У Лукоморья…». |
1 |
ДМ, портрет |
31-33 |
13.10 |
20 |
М. Ю. Лермонтов. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «Бородино». |
1 |
ДМ |
33-35 |
16.10 |
21 |
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».Героическое прошлое страны. |
1 |
ДМ |
35-36 |
19.10 |
22 |
И. А. Крылов. Страницы жизни и творчества |
1 |
CD, ДМ, портрет |
37-38 |
20.10 |
23 |
И.А. Крылов. Басня «Кукушка и Петух». |
1 |
ДМ |
38-39 |
23.10 |
24 |
И.А. Крылов «Волк и Журавль». |
1 |
ДМ |
39-41 |
26.10 |
25 |
И.А. Крылов «Слон и Моська». |
1 |
ДМ |
41-43 |
27.10 |
26 |
Из биографии Н. А. Некрасова. |
1 |
ДМ, портрет |
44-46 |
30.10 |
27 |
Н. А. Некрасов. «Несжатая полоса». |
1 |
ДМ |
46-49 |
2.11 |
28 |
Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин». |
1 |
ДМ |
49-51 |
13.11 |
29 |
Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин». |
1 |
ФХ |
51-52 |
16.11 |
30 |
Л. Н. Толстой. Страницы жизни и творчества. |
1 |
ДМ |
51-52 |
17.11 |
31 |
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 1 часть. Жилин попал в плен. |
1 |
ФХ |
53-54 |
20.11 |
32 |
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 2 часть. Поведение Жилина и Костылина в плену |
1 |
ДМ |
55 |
23.11 |
33 |
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 3 часть. Доверие татар к Жилину |
1 |
ДМ |
55-57 |
24.11 |
34 |
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 4, 5 части. Подготовка Жилина к побегу. Неудачный побег |
1 |
ФХ |
57-60 |
27.11 |
35 |
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 6 часть. Помощь Дины Жилину |
1 |
ДМ |
57-60 |
30.11 |
36 |
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Положительные и отрицательные герои. |
1 |
ДМ |
60 |
1.12 |
37 |
Внеклассное чтение по творчеству писателей XIX века. |
1 |
ДМ |
60-62 |
4.12 |
38 |
А. П. Чехов. Страницы жизни и творчества. |
1 |
ДМ |
62-65 |
7.12 |
39 |
Смысл названия рассказа А.П.Чехова «Хамелеон». |
1 |
ДМ, |
65-66 |
8.12 |
40 |
А.П.Чехов «Хамелеон». Чинопоклонение и угодливость, грубость и необразованность героя повести |
1 |
ДМ |
66-67 |
11.12 |
41 |
В. Г. Короленко. Страницы жизни и творчества |
1 |
ДМ, портрет |
67-68 |
14.12 |
42 |
В.Г. Короленко «Дети подземелья». 1 часть. «Я и мой отец». |
1 |
ДМ |
69-70 |
15.12 |
43 |
В.Г. Короленко «Дети подземелья». 2 часть. «Я приобретаю новое знакомство» |
1 |
ДМ |
70-74 |
18.12 |
44 |
В.Г. Короленко «Дети подземелья». 3 часть. «Знакомство продолжается». |
1 |
ДМ |
70-74 |
21.12 |
45 |
В.Г. Короленко «Дети подземелья». 4 часть. «Осенью». |
1 |
ДМ |
75-78 |
22.12 |
46 |
В.Г. Короленко «Дети подземелья». 5 часть. «Кукла» |
1 |
ДМ |
75-78 |
25.12 |
47 |
В.Г. Короленко «Дети подземелья». Образ главного героя. |
1 |
ДМ |
79-80 |
28.12 |
48 |
В.Г. Короленко «Дети подземелья». Обобщающий урок. |
1 |
ДМ |
79-80 |
29.12 |
Русская литература 1-й половины XX века 9часов. |
|||||
49 |
А. М. Горький. Страницы жизни и творчества |
1 |
ДМ,портрет |
81 |
11.01 |
50 |
А.М.Горький. «Детство». Обстановка в доме деда. |
1 |
ДМ |
82-83 |
12.01 |
51 |
А.М.Горький. «Детство». История с напёрстком. |
1 |
ДМ |
84 |
15.01 |
52 |
А.М.Горький. «Детство». Наказание. |
1 |
ДМ |
85-89 |
18.01 |
53 |
А.М.Горький. «Детство». Характеристика Алексея. |
1 |
ДМ |
85-89 |
19.01 |
54 |
А.М.Горький. «Детство». Характеристика Алексея. |
1 |
ФХ |
89 |
22.01 |
55 |
А.М.Горький. «В людях». Жизнь Алеши в доме чертежника. |
1 |
ДМ |
90 |
25.01 |
56 |
А.М.Горький. «В людях». Характеристика Алексея. |
1 |
ДМ, портрет |
91-101 |
26.01 |
57 |
Сочинение-размышление на тему: «Мои поступки и поступки героев». |
1 |
ДМ, портрет |
91-97 |
29.01 |
Русская литература 2-й половины XX века 44часа |
|||||
58 |
М. Исаковский. Страницы жизни и творчества |
1 |
ДМ, портрет |
97-101 |
1.02 |
59 |
М.Исаковский. «Детство» |
1 |
ДМ, |
101-102 |
2.02 |
60 |
М.Исаковский. «Весна» Выделение главной мысли произведения. |
1 |
ДМ |
103 |
5.02 |
61 |
М.Исаковский. «Ветер». Настроение переданное автором |
1 |
ДМ |
104-105 |
8.02 |
62 |
К.Г. Паустовский. «Последний черт» Биография. Краткий пересказ прочитанного |
1 |
ДМ, ФХ |
105 |
9.02 |
63 |
К.Г. Паустовский. «Последний черт» Описания, использованные автором. |
1 |
ДМ, ФХ |
106 |
12.02 |
64 |
К.Г. Паустовский. «Последний черт» Составление характеристики героя |
1 |
ДМ |
107-111 |
15.02 |
65 |
К.Г. Паустовский. «Последний черт» Составление характеристики героя |
1 |
ДМ |
111-114 |
16.02 |
66 |
М. Зощенко. Страницы жизни и творчества |
1 |
ДМ |
111-114 |
19.02 |
67 |
М.М. Зощенко. «Великие путешественники» Юмор в рассказе. |
1 |
ДМ |
114-117 |
22.02 |
68 |
М.М. Зощенко. «Великие путешественники»Образы героев рассказа |
1 |
ДМ |
114-117 |
26.02 |
69 |
Из биографии К. Симонова. |
1 |
ДМ |
117-118 |
1.03 |
70 |
Константин Симонов« Сын артиллериста» ( отрывки).Встреча майора Деева и лейтенанта Петрова. |
1 |
ДМ, ФХ |
118-130 |
2.03 |
71 |
Константин Симонов« Сын артиллериста» ( отрывки). Опасное задание |
1 |
ДМ, ФХ |
118-130 |
5.03 |
72 |
К.М. Симонов «Сын артиллериста». События, описанные в произведении. |
1 |
ДМ |
118-122 |
12.03 |
73 |
В.П. Катаев. Слово о писателе. |
1 |
ДМ |
122-130 |
15.03 |
74 |
В.П. Катаев. «Флаг». Главная мысль произведения |
1 |
ДМ |
130-147 |
16.03 |
75 |
Николай Иванович Рыленков. Слово о писателе. |
1 |
ДМ |
130-139 |
19.03 |
76 |
Н.И. Рыленков. Стихотворение «Деревья». Настроение в стихотворении. |
1 |
ДМ |
139-142 |
22.03 |
77 |
Н.И. Рыленков. Стихотворение «Весна без вещуньи-кукушки…». Меткие и образные выражения. «Всё в тающей дымке». |
1 |
ДМ |
142-145 |
2.04 |
78 |
Н.И. Рыленков. Стихотворение «Всё в тающей дымке». |
1 |
ДМ |
145-147 |
5.04 |
79 |
Ю.Коваль. Страницы жизни и творчества. |
1 |
6.04 |
||
80 |
Юрий Иосифович Коваль«Капитан Клюквин».Гордый характер |
1 |
ДМ, ФХ |
145-149 |
9.04 |
81 |
Юрий Иосифович Коваль«Капитан Клюквин». Гитарные вечера |
1 |
ДМ, ФХ |
149-151 |
12.04 |
82 |
Юрий Иосифович Коваль«Капитан Клюквин»Характеристика капитана Клюквина |
1 |
ДМ, ФХ |
145-151 |
13.04 |
83 |
Юрий Иосифович Коваль « Картофельная собака».Комизм в поведении собаки. |
1 |
ДМ |
151-158 |
16.04 |
84 |
Юрий Иосифович Коваль « Картофельная собака».Тузик – воришка, гуляка, притвора |
1 |
151-158 |
19.04 |
|
85 |
Юрий Иосифович Коваль « Картофельная собака». Хозяин курицы. |
1 |
ДМ |
151-158 |
20.04 |
86 |
Сочинение на тему «Мои рассказы о животных». |
1 |
ДМ |
152 |
23.04 |
87 |
Ю. Яковлев. Страницы жизни и творчества. «Багульник». |
1 |
ДМ |
153-158 |
26.04 |
88 |
Ю. Яковлев. «Багульник». Герои произведения и их поступки. |
1 |
ДМ |
153-158 |
27.04 |
89 |
Ю. Яковлев. «Багульник». Герои произведения и их поступки. |
1 |
ДМ |
158 |
28.04 |
90 |
Ю. Яковлев.«Багульник». Главная мысль произведения. |
1 |
ДМ |
158-160 |
3.05 |
91 |
Р. Погодин. Страницы жизни и творчества |
1 |
ДМ |
158-160 |
4.05 |
92 |
Р.П. Погодин. «Время говорит пора», часть 1 |
1 |
ДМ |
161-162 |
7.05 |
93 |
П. Погодин. «Время говорит пора», части 2 и 3. Выделение главной мысли произведения |
1 |
ДМ |
162-163 |
10.05 |
94 |
П. Погодин. «Время говорит пора», части 2 и 3. Выделение главной мысли произведения |
1 |
ДМ |
162-163 |
11.05 |
95 |
Внеклассное чтение. Стихи о Великой Отечественной войне. |
1 |
ДМ |
14.05 |
|
96 |
А.Алексин Страницы жизни и творчества. |
1 |
ДМ |
163-167 |
17.05 |
97 |
Анатолий Георгиевич Алексин «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте |
1 |
ДМ |
167-170 |
18.05 |
98 |
А.Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля». Пересказ по плану |
1 |
ДМ |
170-173 |
21.05 |
99 |
Внеклассное чтение.А.А. Сурков «Победители». |
1 |
ДМ |
170-173 |
24.05 |
100 |
К.Я. Ваншенкин. Стихотворения «Мальчишка», «Снежки». Выделение главной мысли стихотворений. |
1 |
ДМ |
174-175 |
25.05 |
101 |
К.Я. Ваншенкин. Стихотворения «Мальчишка», «Снежки». Выделение главной мысли стихотворений. |
1 |
ДМ |
175-178 |
28.05 |
102 |
Подведение итогов года. Игра-викторина. |
1 |
30.05 |