Рабочая программ учебной дисциплины ОП.06 Электронная техника
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭЛЕКТРОНИКИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.06 Электронная техника
для специальности
11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники
(по отраслям)
базовая подготовка
Владикавказ
2020
ОДОБРЕНО Предметно-цикловой комиссией «Электрорадиотехнических дисциплин» Протокол № от «___» __________ 2020 г. Председатель _______И.В.Клещенко Составитель ________Е.А.Вакулина | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе ______________ И.Л. Сланова |
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта (Приказ от 15 мая 2014 г. № 541) по специальности 11.02.02 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)», входящей в группу специальностей 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи».
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Электронная техника
Область применения программы:
Рабочая программа является частью образовательной программы профессиональной подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) с учётом требований ФГОС СПО по специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи.
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины-требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен
уметь:
определять и анализировать основные параметры электронных схем и по ним определять работоспособность устройств электронной техники;
производить подбор элементов электронной аппаратуры по заданным параметрам;
знать:
сущность физических процессов, протекающих в электронных приборах и устройствах;
принципы включения электронных приборов и построения электронных схем.
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен овладеть общими и профессиональными компетенциями и обеспечивающих их умениями и знаниями:
Код ОК, ПК | Формируемые умения и знания |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 3.1. | Осуществлять мероприятия по вводу в действие проверку транспортного радиоэлектронного оборудования с использованием программного обеспечения. |
ПК 3.3. | Программировать и настраивать устройства и аппаратуру цифровых систем связи. |
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
- максимальная нагрузка обучающегося –210 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 140 часов;
- самостоятельная работа обучающегося – 70 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 210 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 140 |
практическая работа | 36 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 70 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 Электронная техника
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень усвоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Цели и задачи курса. Этапы развития электронной техники. | 2 | 1 | ||
Раздел 1. Полупроводниковые приборы | |||||
Тема 1.1. Физические основы работы полупроводниковых приборов | Содержание | 1,2 | |||
Электрические свойства материалов: энергетические диаграммы. Электропроводимость полупроводниковых материалов: собственная и примесная проводимости. | 6 | ||||
Образование p-n-перехода, Потенциальный барьер. Свойства контакта металл-полупроводник. Свойства p-n-перехода, включенного в прямом и обратном направлении. | |||||
Тема 1.2. Полупроводниковые резисторы | Содержание | 2 | 1,2 | ||
Общие сведения, классификация, физические процессы лежащие в основе работы, параметры и характеристики, УГО. | |||||
Самостоятельная работа Применение полупроводниковых резисторов. | 2 | 3 | |||
Тема 1.3. Полупроводниковые диоды | Содержание Общие сведения, классификация диодов, параметры и характеристики, УГО. Выпрямительный диод, схема включения, ВАХ, физические процессы, параметры. Полупроводниковый стабилитрон: схема включения, физические процессы, параметры, УГО. | 6 | 1,2 | ||
Практическая работа Маркировка полупроводниковых диодов. | 2 | 2 | |||
Лабораторные работы Исследование выпрямительного диода. I=f(Uпр). Исследование полупроводникового стабилитрона I=f(Uобр). | 4 | 2 | |||
Самостоятельная работа Применение полупроводниковых диодов. | 4 | 3 | |||
Тема 1.4. Транзисторы | Содержание Общие сведения, классификация. Биполярные транзисторы: режимы работы, УГО. Структура биполярного транзистора, физические процессы, протекающие в транзисторе n-p-n типа. Полевые транзисторы: общие сведения, классификация. Усилительные свойства транзистора, статические характеристики. параметры. Динамический режим работы транзистора, нагрузочная характеристика, h-параметры. Полевой транзистор с управляющим p-n переходом: структурная схема, физические процессы, характеристики и параметры, УГО. МДП-транзистора с изолированным затвором и индуцированным каналом: структурные схемы, физические процессы, УГО, параметры и характеристики. | 14 | 1,2 | ||
Практическая работа Маркировка биполярных транзисторов Маркировка полевых транзисторов Исследование работы полевого транзистора: Iс=f(Uси); Uзи=const. | 6 | 2 | |||
Самостоятельная работа Составить опорные конспекты на темы: Применение биполярных и полевых транзисторов в современной технике и быту. | 6 | 3 | |||
Тема 1.5. Тиристоры | Содержание Общие сведения, классификация, структура тиристора, физические процессы. Диодные и триодные тиристоры: УГО, параметры и характеристики, | 4 | 1,2 | ||
Тема 1.6. Фотоэлектронные полупроводниковые приборы | Содержание Общие сведения, классификация. Внутренний фотоэффект. Фоторезисторы: схема включения, физические процессы, параметры и характеристики, УГО. Фотодиод: схема включения, физические процессы, параметры и характеристики, УГО. | 14 | 1,2 | ||
Фототранзистор: схема включения, физические процессы, параметры и характеристики, УГО. Фотоэлементы и другие фотоэлектронные приборы. | |||||
Светодиод: схема включения, физические процессы, параметры и характеристики, УГО. Оптроны: структура оптронов, физические процессы, УГО. | |||||
Практическая работа Маркировка фотоэлектронных приборов. | 2 | 2 | |||
Обязательная контрольная работа Полупроводниковые приборы. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа Составить опорные конспекты на темы: Применение фотоэлектронных приборов в современной технике и быту. Применение светодиодов в современной технике, рекламе и быту | 8 | 3 | |||
Раздел 2. Индикаторные приборы | |||||
Тема 2.1. Индикаторные приборы | Содержание Общие сведения об индикаторных приборах. Классификация индикаторных приборов по физическим процессам, лежащим в основе их работы. Полупроводниковые индикаторы | 2 | 1,2 | ||
Практическая работа Классификация индикаторных приборов по физическим процессам, лежащим в основе их работы | 2 | ||||
Лабораторные работы Жидкокристаллические индикаторы. | 2 | 2 | |||
Итоговое занятие. Конец 3 семестра. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа Изучить. Индикаторные приборы в измерительной технике. Применение полупроводниковых индикаторов. Применение жидкокристаллических индикаторов. | 8 | 3 | |||
Раздел 3. Основы микроэлектроники и логические устройства | |||||
Тема 3.1. Основы микроэлектроники | Содержание Понятие интегральная микросхема (ИМС). Классификация ИМС, основные параметры. Гибридные (ГИМС) и полупроводниковые (ПИМС) интегральные микросхемы. Элементы конструкций ИМС. Общие понятия технологических процессов получения активных и пассивных элементов ИМС. | 6 | 1,2 | ||
Тема 3.2. Схемы логических элементов | Содержание Основные понятия алгебры логики. Базовые логические функции. УГО логических элементов НЕ, ИЛИ, И. Классификация логических ИМС. Инвертор на биполярном транзисторе. Транзисторно-транзисторная логика (ТТЛ). Базовый элемент ТТЛ с простым инвертором: схема, таблица истинности, физические процессы. Эмиттерно-связанная логика (ЭСЛ). Базовый элемент ЭСЛ: схема, физические процессы, таблица истинности. | 14 | 1,2 | ||
Логические ИМС на МДП-транзисторах. Инверторы на МДП-транзисторах с n- иp-каналами: схемы, физические процессы, переключательные таблицы. Схемы логических элементов на МДП-транзисторах для положительной и отрицательной логики. Логические элементы на КМДП-транзисторах. Инверторы на КМДП-транзисторах для положительной и отрицательной логики. Схемы элементов логических функций на КМДП – транзисторах, принцип работы схем. | |||||
Лабораторные работы Схемы элементов логических функций на МДП – транзисторах, принцип работы схем. Схемы элементов логических функций на КМДП – транзисторах, принцип работы схем. | 4 | 2 | |||
Контрольная работа по теме: Основы микроэлектроники и логические устройства | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа. Составление опорных конспектов по темам. Технологические приемы изготовления активных и пассивных элементов интегральных микросхем. Область применения схем логических элементов в вычислительной технике и в автоматических устройствах, используемых на производстве и в быту. | 12 | 3 | |||
Раздел 4.Схемы аналоговых устройств в дискретном и интегральном исполнении | |||||
Тема 4.1. Схемы аналоговых устройств в дискретном и интегральном исполнении | Содержание Усилительные устройства. Основные параметры и характеристики, классификация усилительных устройств. Однокаскадный усилитель на биполярном транзисторе: принципиальная электрическая схема, физические процессы. Режимы работы усилителей в классах А, В, АВ, С. Графический анализ. Обратные связи в усилителях. Температурная стабилизация положения рабочей точки. Усилитель постоянного тока (УПТ). Схема УПТ, физические процессы. Дифференциальный усилитель (ДУ). Базовая схема ДУ. Режимы работы ДУ при ∆U=0 и ∆U≠0. Операционный усилитель (ОУ). Структурная схема, назначение блоков ОУ. Параметры и характеристики ОУ. | 14 | 1,2 | ||
Практические работы. Аналитический расчет усилителя низкой частоты | 2 | ||||
Лабораторные работы Обратные связи в усилителях. Исследование однокаскадного усилителя (УНЧ). kU=f(f) при Uвх = const. Межкаскадные связи в усилители. Параметры и характеристики ОУ. Исследование работы ДУ. Исследование работы ОУ. | 6 | 2 | |||
Контрольная работа по теме: Усилительные устройства. | 2 | 2 | |||
Итоговое занятие. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа Составить опорные конспекты по темам: Усилители низкой частоты в дискретном и интегральном исполнении. Области применения УНЧ. «Виды обратных связей. Термостабилизации положения рабочей точки. Усилители постоянного тока. Дифференциальные усилители, области их применения. Операционные усилители, области их применения. | 30 | 3 | |||
ВСЕГО: | 210 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории Электронной техники.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
автоматизированное рабочее место преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся;
комплект лабораторного инвентаря;
комплект учебно-методической документации.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Браммер Ю.А., Пащук И.Н. Интерактивный электронный учебник по курсу Цифровые устройства, 2015.
Гальперин М.В. Электронная техника, учебное пособие– М.: ФОРУМ-ИНФРА, 2015.
Жеребцов И.П. Основы электроники: учебное пособие– М.:ФОРУМ-ИНФРА, 2016.
Кононенко В.В, Мешкович В.И. и др. Электротехника и электроника, учебное пособие – М: ООО «Феникс», 2017.
Харченко В.М. Основы электроники: учебное пособие– М.: ФОРУМ-ИНФРА, 2016.
Дополнительные источники:
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Электронная техника».
Интернет-ресурсы:
1. Федеральный портал Российское образование http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Портал разработчиков электроники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://electronix.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Техническая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://avr.ru/docs/books.html, свободный. – Загл. с экрана.
Журнал Радиолюбитель. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://radioliga.com/, свободный. – Загл. с экрана
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устных опросов, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умение: | |
определять и анализировать основные параметры электронных схем и по ним определять работоспособность устройств электронной техники; производить подбор элементов электронной аппаратуры по заданным параметрам | Текущий контроль – устный опрос Промежуточный контроль – экспертная оценка выполнения практических работ Рубежный контроль– защита практических работ |
знание: | |
сущности физических процессов, протекающих в электронных приборах и устройствах; принципов включения электронных приборов и построений электронных схем. | Текущий контроль – устный опрос Промежуточный контроль – экспертная оценка выполнения практических работ Рубежный контроль– контрольная работа Итоговый контроль в форме экзамена |
Воронцов Сергей Иванович