Рабочая программа по биологии в 7 классе по УМК В.В. Пасечника
Планируемые результаты освоения предмета «Биология», 7 класс
Личностные результаты:
у ученика будут сформированы:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;
ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Обучающийся получит возможность научиться:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные:
Обучающийся научится:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Обучающийся получит возможность научиться:
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
классификацировать — определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
выделять существенные признаки биологических объектов;
соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых животными,
объяснять роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различать на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных; опасных для человека;
Обучающийся получит возможность научиться:
основным правилам поведения в природе;
анализу и оценке последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
работать с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
Оценка деятельности учащихся по биологии осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по нормам оценок для учителей МКОУ Чернаковской ООШ.
Содержание учебного предмета «Биология», 7 класс (35 часов)
Предмет «Биология» в 7 классе изучается на базовом уровне. Учащимся предлагается базовое содержание учебного предмета «Биология».
Глава 1. Общие сведения о животном мире (2 ч)
Многообразие и значение животных в природе и жизни человека. Зоология – наука о животных. Общее знакомство с животными. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.
Глава 2. Одноклеточные животные или Простейшие (1 ч)
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Глава 3. Тип Кишечнополостные (2 ч)
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение и значение. Кишечнополостных в природе и жизни человека.
Глава 4. Черви (3 ч)
Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые. Свободноживущие и паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Борьба с червями-паразитами. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Глава 5. Тип Моллюски. (2 ч)
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие Моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Глава 6. Тип Членистоногие (5 ч)
Общая характеристика типа Членистоногих. Среды жизни. Инстинкты. Происхождение членистоногих. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Охрана Ракообразных. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители.
Глава 7. Тип Хордовые (11 ч)
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные или Позвоночные. Общая характеристика рыб. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов. Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения Пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сальмонеллез – опасное заболевание, передающееся через яйца птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами. Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих Многообразие млекопитающих.
Глава 8. Эволюция животных. (3 ч)
Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
Глава 9. Экосистемы (4 ч)
Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.
Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.
Итоговое повторение и обобщение материала курса биологии (1 ч)
Тематическое планирование по предмету биология
7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Введение. Многообразие организмов, их классификация | 2 | |
1 | Многообразие организмов, их классификация. | 1 |
2 | Вид – основная единица систематики. | 1 |
Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники | 6 | |
3(1) | Бактерии – доядерные организмы. | 1 |
4(2) | Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 |
5(3) | Грибы – царство живой природы. Лабораторная работа № 1 « Изучение строения плесневых грибов». | 1 |
6(4) | Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Практическая работа №1 «Распознование съдобных и ядовитых грибов». | 1 |
7(5) | Грибы – паразиты растений, животных, человека. | 1 |
8(6) | Лишайники – комплексные симбиотические организмы. | 1 |
Глава 2. Многообразие растительного мира | 25 | |
9(1) | Общая характеристика водорослей. | 1 |
10(2) | Многообразие водорослей. Лабораторная работа № 2 « Изучение внешнего строения водорослей». | 1 |
11(3) | Значение водорослей в природе и жизни человека. | 1 |
12(4) | Высшие споровые растения. | 1 |
13(5) | Моховидные. Лабораторная работа № 3 «Изучение внешнего строения мхов». | 1 |
14(6) | Папоротниковидные. Лабораторная работа № 4 «Изучение внешнего строения папоротника (хвоща). | 1 |
15(7) | Плауновидные. Хвощевидные. | 1 |
16(8) | Голосеменные – отдел семенных растений. | 1 |
17(9) | Разнообразие хвойных растений. Лабораторная работа № 5 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». | 1 |
18(10) | Покрытосеменные, или цветковые. | 1 |
19(11) | Строение семян. Лабораторная работа № 6 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений». | 1 |
20(12) | Виды корней и виды корневых систем. | 1 |
21(13) | Видоизменения корней. | 1 |
22(14) | Побег и почки. | 1 |
23(15) | Строения стебля. | 1 |
24(16) | Внешнее строение листа. | 1 |
25(17) | Клеточное строение листа. | 1 |
26(18) | Видоизменения побегов. Лабораторная работа № 7 «Изучение видоизменённых побегов (луковица, корневище, клубень). | 1 |
27(19) | Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 8 «Изучение органов цветкового растения». | 1 |
28(20) | Соцветия. | 1 |
29(21) | Плоды. | 1 |
30(22) | Размножение покрытосеменных растений. | 1 |
31(23) | Классификация покрытосеменных. | 1 |
32(24) | Класс двудольные. | 1 |
33(25) | Класс однодольные. Практическая работа №2 «Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей». | 1 |
Глава 3. Многообразие животного мира | 28 | |
34(1) | Общие сведения о животном мире. | 1 |
35(2) | Одноклеточные животные, или Простейшие. Лабораторная работа № 9 «Изучение многообразия одноклеточных животных». | 1 |
36(3) | Паразитические простейшие. Значение простейших. | 1 |
37(4) | Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных. Лабораторная работа № 10 «Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных». | 1 |
38(5) | Тип Кишечнополостные. | 1 |
39(6) | Многообразие кишечнополостных. | 1 |
40(7) | Общая характеристика червей. Тип Плоские черви. | 1 |
41(8) | Тип Круглые черви и тип Кольчатые черви. Лабораторная работа № 11 « Изучение внешнего строения дождевого червя». | 1 |
42(9) | Брюхоногие и Двустворчатые моллюски. | 1 |
43(10) | Головоногие моллюски. | 1 |
44(11) | Обобщающий урок по темам: «Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные. Черви. Моллюски». | 1 |
45(12) | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. | 1 |
46(13) | Класс Паукообразные. | 1 |
47(14) | Класс Насекомые. | 1 |
48(15) | Многообразие насекомых. Лабораторная работа № 12 «Изучение внешнего строения насекомого». | 1 |
49(16) | Тип Хордовые. | 1 |
50(17) | Строение и жизнедеятельность рыб. Лабораторная работа № 13 «Изучение внешнего строения рыб, особенности движения и поведения аквариумных рыб». | 1 |
51(18) | Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб. | 1 |
52(19) | Класс Земноводные. | 1 |
53(20) | Класс Пресмыкающиеся. | 1 |
54(21) | Класс Птицы. Лабораторная работа № 14 «Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова». | 1 |
55(22) | Многообразие птиц и их значение. Птицеводство. | 1 |
56(23) | Экскурсия «Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны». | 1 |
57(24) | Класс Млекопитающие, или Звери. | 1 |
58(25) | Многообразие зверей. | 1 |
59(26) | Домашние млекопитающие. | 1 |
60(27) | Экскурсия «Многообразие зверей родного края». | 1 |
61(28) | Обобщающий урок по теме: « Тип Хордовые». | 1 |
Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана | 3 | |
62(1) | Этапы эволюции органического мира. | 1 |
63(2) | Освоение суши растениями и животными. | 1 |
64(3) | Охрана растительного и животного мира. | 1 |
Глава 5. Экосистемы | 4 | |
65(1) | Экосистема. Искусственные экосистемы. | 1 |
66(2) | Среда обитания организмов. Экологические факторы. | 1 |
67-68 (3-4) | Биотические и антропогенные факторы. Обобщающий урок за курс 7-го класса. | 2 |