Администрация Бурлинского района Алтайского края
филиал «Ореховская ООШ «МБОУ Михайловская СОШ»
Бурлинского района Алтайского края
Согласовано: И.о. зам. руководителя филиала» Ореховская ООШ» по УВР __________________И. Г. Решетило «____»_________2018 год |
Утверждаю:Директор МБОУ «Михайловская СОШ» ____________В.В. Манилов Приказ №_____ от «___»_______2018 г |
Рабочая программа учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
8 класс, базовый уровень
на 2018 – 2019 учебный год
Всего часов на учебный год: 35
Количество часов в неделю: 1
Составил: Мазур С.П.,
учительОБЖ
с. Орехово
2018
Пояснительная записка
Программа составлена на основе авторской рабочей программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основного общего образования. 5-9 классы. Авторы: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – М.: Просвещение, 2016
Состав учебно-методического комплекта:
1. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности». Авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.: Просвещение, 2016
2.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников, М.Б. Маслов; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2015.
3. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки 7-9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников. – М.: Просвещение, 2013.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса безопасности жизнедеятельности
Личностные результаты обучения:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Безопасности жизнедеятельности является (УУД).
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливатьпричинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Пожарная безопасность |
3 |
2 |
Безопасность на дорогах |
3 |
3 |
Безопасность на водоемах |
3 |
4 |
Экология и безопасность |
2 |
5 |
Чрезвычайные ситуации техногенногохарактера и их возможные последствия |
5 |
6 |
Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций |
4 |
7 |
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
3 |
8 |
Здоровый образ жизни и его составляющие |
8 |
9 |
Первая помощь при неотложных состояниях |
4 |
Содержание тем учебного курса
Основы безопасности и жизнедеятельности
Модуль 1. Основы комплексной безопасности (16 ч):
1.Пожарная безопасность (3 ч)
1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.
1.2. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.
1.3. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах
2.Безопасность на дорогах (3 ч)
2.1. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.
2.2. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.
2.3. Велосипедист — водитель транспортного средства
3. Безопасность на водоёмах (3 ч)
3.1. Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.
3.2. Безопасный отдых на водоёмах.
3.3. Оказание помощи терпящим бедствие на воде
4. Экология и безопасность (2 ч)
4.1. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
4.2. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч)
5.1. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
5.2. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.
5.3. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.
5.4. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.
5.5. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч)
6.1. Обеспечение радиационной безопасности населения.
6.2. Обеспечение химической защиты населения.
6.3. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.
6.4. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях
7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч)
7.1. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
7.2. Эвакуация населения.
7.3. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч)
8. Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч)
8.1. Здоровье как основная ценность человека.
8.2. Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие.
8.3. Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества.
8.4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
8.5. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.
8.6. Вредные привычки и их влияние на здоровье.
8.7. Профилактика вредных привычек.
8.8. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
9.Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)
9.1. Первая помощь пострадавшим и её значение.
9.2. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.
9.3. Первая помощь при травмах.
9.4. Первая помощь при утоплении
Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Виды деятельности уч-ся (практические, контрольные, лабораторные работы и др.) |
Примечание |
|||||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч) 1.Пожарная безопасность (3 ч) Предметные: знать основные мероприятия по защите населения от пожаров, знать права и обязанности гражданв области пожарной безопасности. Закон о пожарной безопасности.Ответственность граждан по пожарной безопасности Метапредметные:выделять главное.Составлять характеристику ЧС при пожарах Коммуникативные:умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества |
||||||||||
1 |
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. |
1 |
||||||||
2 |
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. |
1 |
||||||||
3 |
Права, обязанности и области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах |
1 |
||||||||
2.Безопасность на дорогах (3 ч) Предметные: Знать причины дорожно - транспортных происшествий, влияние человеческого фактора. Знать, что обозначает каждый дорожный знак, понимать основные сигналы подаваемые регулировщиком. Обязанности пассажира, правила дорожного движения Метапредметные: анализируют причины дорожно-транспортныхпроисшествий. Повторяют правила дорожного движения Коммуникативные:формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций |
||||||||||
4 |
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей |
1 |
||||||||
5 |
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. |
1 |
||||||||
6 |
Велосипедист — водитель транспортного средства |
1 |
||||||||
3.Безопасность на водоёмах (3 ч) Предметные: правила безопасного отдыха на воде. Метапредметные:характеризуют состояние водоёмов в различное время года.Объясняют правила безопасного поведения на водоёмах Коммуникативные: отрабатывают в паре правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде |
||||||||||
7 |
Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях |
1 |
||||||||
8 |
Безопасный отдых наводоёмах. |
1 |
||||||||
9 |
Оказание помощи терпящим бедствие на воде |
1 |
||||||||
4.Экология и безопасность (2 ч) Предметные: знать как влияет жизнедеятельность людей на окружающую среду Метапредметные:запоминают приёмы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге |
||||||||||
10 |
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека |
1 |
||||||||
11 |
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке |
1 |
||||||||
5.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч) Предметные: знать классификацию чрезвычайных ситуаций. Метапредметные: выделять главное. Составлять характеристику ЧС техногенного характера. Представлять в различных формах информацию Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге |
||||||||||
12 |
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
1 |
||||||||
13 |
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. |
1 |
||||||||
14 |
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия |
1 |
||||||||
15 |
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия |
1 |
||||||||
16 |
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия |
1 |
||||||||
6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч) Предметные: знать какие объекты относятся к радиационно- опасным объектам, что такое радиационная авария, радиационное излучение и каково его влияние на организм человека. Метапредметные: анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера Коммуникативные:отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера. |
||||||||||
17 |
Обеспечение радиационной безопасности населения |
1 |
||||||||
18 |
Обеспечение химической защиты населения |
1 |
||||||||
19 |
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах |
1 |
||||||||
20 |
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях |
1 |
||||||||
7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуацийтехногенного характера (3 ч) Предметные: знать какие основные мероприятия осуществляются по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Какими способами осуществляется оповещение населения о возникновении чрезвычайной ситуации. Метапредметные: объясняют порядок оповещения населения и последовательность организации его эвакуации в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера Коммуникативные: планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач |
||||||||||
21 |
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. |
1 |
||||||||
22 |
Эвакуация населения. |
1 |
||||||||
23 |
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
1 |
||||||||
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч) Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч) Предметные: знать от каких факторов зависит здоровье, какие показатели характеризуют уровень здоровья человека. Метапредметные: выделять главное, составлять схему ЗОЖ, представлять в различных формах информацию Коммуникативные:участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. |
||||||||||
24 |
Здоровье как основная ценность человека |
1 |
||||||||
25 |
Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие. |
1 |
||||||||
26 |
Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества |
1 |
||||||||
27 |
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества |
1 |
||||||||
28 |
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний |
1 |
||||||||
29 |
Вредные привычки и их влияние на здоровье |
1 |
||||||||
30 |
Профилактика вредныхпривычек |
1 |
||||||||
31 |
Здоровый образ жизнии безопасность жизнедеятельности |
1 |
||||||||
9. Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) Предметные:знать как определяется последовательность оказания первой медицинской помощи, основные медицинские мероприятия могут проводиться при оказании первой медицинской помощи Метапредметные: анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи. Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге |
||||||||||
32 |
Первая помощь пострадавшим и её значение |
1 |
||||||||
33 |
Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. |
1 |
||||||||
34 |
Первая помощь при травмах |
1 |
||||||||
35 |
Первая помощь при утоплении |
1 |
||||||||
Всего: 35 ч |
Лист коррекции
Дата |
Форма коррекции (объединение тем, домашнее изучение + контрольная работа) |
Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу) |
|||
Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине) |
Урока, который содержит коррекцию |
||||
|
|
||||