Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки»

1
0
Материал опубликован 11 February 2017 в группе

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Умелые ручки»

для обучающихся 9 класса

Составитель: Огурцова Светлана Владимировна.

 

Пояснительная записка

Успешность современного человека определяют знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.

Программа внеурочной деятельности для 9 класса «Умелые ручки» будет способствовать:

– развитию разносторонней личности ребёнка, воспитанию воли и характера;

– самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению в жизни;

– ознакомлению с новыми технологиями декоративно-прикладного искусства;

– обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению выражать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;

– созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.

На занятиях, создавая красоту своими руками, обучающиеся смогут освоить необходимые технологические и дизайнерские способы деятельности, приобрести трудовые умения и навыки.

Цель программыформирование у обучающихся основ художественной культуры средствами народного и современного искусства.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

Обучить технологиям разных видов мастерства.

Способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.

Воспитательные:

Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.

Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности).

Способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Развивающие:

Развивать природные задатки, творческий потенциал ребёнка.

Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, наблюдательность, воображение, память, глазомер, совершенствовать моторику рук.

Развивать положительные эмоции и волевые качества.

Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели.

Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.

Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

с учебными предметами

Работа по реализации программы внеурочной деятельности «Умелые ручки» построена на доверии и общении с учителями-предметниками, носит комплексный характер. В таблице №1 отражены межпредметные связи. Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает их единство.

Таблица № 1

Предмет

Содержание

учебной дисциплины

Содержание программы

«Умелые ручки»

Чтение

Устное народное творчество

Просмотр работ народных умельцев. Подбор пословиц и поговорок

Биология, география

Многообразие растительного мира. Сезонные изменения в природе

Гармония природы и деятельности человека

Трудовое обучение

От замысла к результату. Технологические операции

Изготовление поделок

Изобразительное искусство

Таблица сочетания цветов. Понятия: холодные, тёплые цвета

Оформление изделий

Музыка

Выразительность музыки

Мир эмоций и чувств. Музыкальное сопровождение (при самостоятельной работе обучающихся)

 

Особенности реализации программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Умелые ручки» предназначена для обучающихся 9 класса и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся после всех уроков основного расписания. Занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете.

Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся 9 класса. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объёму и интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.

С первых же занятий дети приучаются работать по плану: составление эскиза, воплощение в материале, выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. Предусмотрены творческие проекты, участие в конкурсах и выставках.

Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия.

В программу включены следующие разделы: работа с фольгой, работа , художественная обработка бросового материала, работа с пластичным материалом ,работа с текстильным материалом.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму: исторический аспект, связь с современностью, освоение основных технологических приёмов, выполнение учебных заданий, выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

1. Личностные универсальные учебные действия:

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании

2. Метапредметные результаты:

2.1. Регулятивные универсальные учебные действия:

способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры 2.2. Познавательные универсальные учебные действия:

формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.

2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

3. Предметные результаты:

овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда , освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями; расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Конкурсы и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха для каждого обучающегося, а также и процессу обучения. Результативность освоения программы внеурочной деятельности можно отследить путём архивирования творческих работ после каждого изучаемого раздела.

Подобная же организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности используется и в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. На начальном этапе обучения планируется входное анкетирование, тестирование. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и отбора творческих работ для выставок.

Учебный план

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего

часов

1

Работа с фольгой.

17

1.1

Технология ФОЛИАРТ .Знакомство. Беседа о видах декоративно-прикладного творчества

3

1.2

Изготовление поделок из фольги

14

2

Художественная обработка бросового материала

11

2.1

Знакомство со способами утилизации пластиковых вилок.

1

2.2

Изготовление панно из пластиковых вилок

3

2.3

Аппликация из пуговиц.

2

2.4

Аппликация из салфеток.

2

2.5

Знакомство со способами утилизации коктельных трубочек

1

2.6

Изготовление магнита «Аленький цветок»

2

3

Работа с пластичными материалами

3

3.1

Знакомство со способами изготовления работ из пластичных материалов. Техника работы с соленым тестом

1

3.2

Изготовление магнита «Роза»

2

4

Работа с текстильными материалами

3

4.1

Понятие «мандала». Повторение техники выполнения.

1

4.2

Плетение мандал

2

Итого

34

Содержание программы

Раздел 1 Работа с фольгой

Тема 1.1. Знакомство с техникой фолиарт.

История плетения из фольги. Знакомство с техниками из фольги. Подготовка материала для плетения.

Практическая работа: Освоение техники изготовления изделий из фольги. Изготовление из фольги поделок: «Паук», «Бабочка»., «Рыбка», «Лебеди», «Солнышко», «Роза», «Виноград».

 

Раздел 2. Художественная обработка бросового материала

Тема 2.1. Знакомство со способами утилизации пластиковых вилок.

Знакомство со способами утилизации пластиковых вилок. Идеи изделий из пластиковых вилок.

Тема 2.2. Изготовление панно из пластиковых вилок

Знакомство со способами утилизации пластиковых вилок. Идеи изделий из пластиковых вилок.

Практическая работа: изготовление панно из пластиковых вилок.

Тема 2.3. Аппликация из пуговиц.

Знакомство со способами утилизации пуговиц. Идеи аппликаций из пуговиц.

Практическая работа Аппликация из пуговиц.

Тема 2.3. Аппликация из салфеток.

Технология выполнении аппликации.

Практическая работа :Аппликация из салфеток

Тема 2.4 Знакомство со способами утилизации коктельных трубочек.

Знакомство со способами утилизации трубочек. Идеи изделий.

Практическая работа :Изготовление магнита «Аленький цветок».

Раздел 3. Художественная обработка бросового материала

Тема 3.1.Знакомство со способами изготовления работ из пластичных материалов. Техника работы с соленым тестом

Тема 3.2. Знакомство со способами изготовления работ из пластичных материалов. Техника работы с соленым тестом

Практическая работа: Изготовление магнита «Роза»

Раздел 4. Работа с текстильными материалами

Тема 4.1Понятие «мандала». Повторение техники выполнения.

Понятие «мандала». История происхождения. Разнообразие техники исполнения мандалы. Технология плетения мандалы.

.

Тема 4.2. Плетение мандал

Понятие «мандала». История происхождения. Разнообразие техники исполнения мандалы. Технология плетения мандалы.

Практическая работа: плетение мандал.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия и практическая работа

Форма контроля

Раздел 1. Работа с фольгой.

1

Знакомство. Беседа о видах декоративно-прикладного творчества. Технология Фолиарт.

 

2

Вводный инструктаж. Правила безопасности на занятиях. Содержание рабочего места

 

3

Материал-фольга, свойства и назначение. Приёмы работы с фольгой

 

4

Изготовление поделки «Паук»

 

5

Изготовление поделки «Паук»

Анализ работ

6

Изготовление поделки    «Бабочка»

 

7

Изготовление поделки    «Бабочка»

Анализ работ

8

Изготовление поделки     «Рыбка»

 

9

Изготовление поделки      «Рыбка»

Анализ работ

10

Изготовление поделки   «Лебеди «

 

11

Изготовление поделки   «Лебеди «

Анализ работ

12

Изготовление поделки    «Солнышко»

 

13

Изготовление поделки    «Солнышко»

Анализ работ

14

Изготовление поделки    «Роза»

 

15

Изготовление поделки    «Роза»

Анализ работ

16

Изготовление поделки    «Виноград»

 

17

Изготовление поделки    «Виноград»

Анализ работ

 

Раздел 2.Художественная обработка бросового материала

18

Знакомство со способами утилизации пластиковых вилок.

 

19

Изготовление панно из пластиковых вилок

 

20

Изготовление панно из пластиковых вилок

 

21

22

Изготовление панно из пластиковых вилок

Аппликация из пуговиц.

Анализ работ

23

Аппликация из пуговиц.

Анализ работ

24

Аппликация из салфеток.

 

25

Аппликация из салфеток.

Анализ работ

26

Знакомство со способами утилизации коктельных трубочек.

 

27

Изготовление магнита «Аленький цветок»

 

28

Изготовление магнита «Аленький цветок»

Анализ работ

Раздел 3 Работа с пластичными материалами

29

Знакомство со способами изготовления работ из пластичных материалов. Техника работы с соленым тестом

 

30

Изготовление магнита «Роза»

 

31

Изготовление магнита «Роза»

Анализ работ

Раздел 4. Работа с текстильными материалами

32

Понятие «мандала». Повторение техники выполнения.

 

33

Плетение мандал в 2 цветах.

 

34

Плетение мандал в 3 цветах.

Анализ работ

Список использованных источников

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.

Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. – М.: Арт-родник, 2010.

Назарова В.И. Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.

Хоменко В.А. Аппликации, картины, панно из природного материала. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2010.

Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. – М.: Мир книги, 2009.

Юсель С. Декупаж. Самая полная энциклопедия. – М.: АСТ-Пресс, 2012.

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли // Система заданий: пособия для учителя // 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Емельянова О. “ Фольга. Ажурное плетение” М.: Аст-ПРЕСС КНИГА, 2013.-104 с.

Емельянова О. "Фигурки из фольги" Издательство: М.: АСТ-Пресс, 2013 г.


 

Морозова И.А. “Фигурки из фольги” Харьков: Изд-во Ранок, 2014. – 64с.

А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”

Е.Виноградова “Браслеты из бисера”

  1. Наборы для творчества "Josephin" (Жозефин)

Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.

С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”

М.А.Гусакова “Аппликация”

М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”

Т.И. Еременко “Рукоделие”

М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”

Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

Н.М.Конышева “Умелые руки”

Н.М.Конышева “Секреты мастеров”

Копилка игр сибирячка”

О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”

26.В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б. Бенц “Самоделки”

27.Т.А.Чернуха “Твоя маленькая мастерская”


Интернет-ресурсы:

ped-kopilka.ru

www.olesya-emelyanova.ru/

giznyata.ru

domnaraduge.com/figurki-iz-folgi/

masterclassy.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.