Рабочая программа по истории, 7 класс

0
0
Материал опубликован 8 November 2017

Основное содержание предмета

Всеобщая история

История Нового времени (28 часов)

Введение (1 час)

Новое время: понятие и хронологические рамки. Понятие о Новом времени. Хроно­логические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени. Что связывает нас с Новым временем.

Глава 1. Мир вначале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. (13 часов)

Новые изобретения и усовершенст­вования. Революция в горнорудном про­мысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. Усовершенствования в мо­реплавании и кораблестроении. Порту­галия - лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама.

Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические, и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый свет. Четыре путешествия Христофора Ко­лумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Первое кругосветное путешествие: Фернандо Магеллан. Земля - шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Значение Великих географиче­ских открытий.

Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI – начале XVII веке: внутреннее развитие и внешняя торговля. Образование национальных государств в Европе. Складывание абсолютизма в полити­ке управления европейских государств. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государ­ственного управления. «Ограничители» власти короля. Король - наместник Бога на Земле. Складывание централизован­ных национальных государств и нацио­нальной церкви. Появление республик в Европе.

Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI – начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка. Условия развития предприниматель­ства. Рост городов и торговли. Складыва­ние мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопле­ние капиталов. Банки и биржи. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины воз­никновения и развития мануфактур. Ма­нуфактура - предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рожде­ние капитализма.

Изменения в социальной структуре общества. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Бур­жуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни, труда крестьянства Ев­ропы. Новое дворянство - джентри - и старое дворянство. Низшие слои населе­ния. Способы преодоления нищенства.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Продолжи­тельность жизни. Революция в питании. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

От раннего - к высокому Возрожде­нию. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» - рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.

Европейская культура XVI-XVIII вв. Эпоха Возрождения. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII-XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, создан­ный итальянскими гуманистами. Эпоха «титанов Возрождения». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Своеобразие ис­кусства Северного Возрождения.

Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Условия развития революции в есте­ствознании. Открытия, определившие новую картину мира. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники фи­лософии Нового времени. Влияние на­учных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.

Начало реформации; М. Лютер. Влияние Великих географических от­крытий и идей гуманизма на представ­ления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация - борьба за переустройство церкви. Германия - родина Реформации. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии.

Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, уче­ние и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Борьба католической церкви против еретических учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его созда­тель Игнатий Лойола. Тридентский собор.

Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Особенности Рефор­мации католической церкви в Англии. Золотой век Елизаветы I - укрепление англиканской церкви и государства. Пу­ритане. Соперничество с Испанией за морское господство.

Религиозные войны. Французы - кальвинисты-гугено­ты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало рели­гиозных войн. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.

Глава 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях). (4 часа)

Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Голландской Ре­спублики. Становление капиталистиче­ских отношений в стране. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рожде­ние Республики Соединённых провинций.

Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Единоличное прав­ление короля Карла I Стюарта. Противо­стояние короля и парламента. Гражданская война короля с парламентом. Вели­кая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Рефор­мы парламента. Казнь короля. Англия - первая страна в Европе с конституцион­ной парламентской монархией.

Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель - пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального обще­ства. Складывание двухпартийной поли­тической системы: тори и виги. Англия - владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.

Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская империя. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир. Международные отношения середины XVII-XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав. Причины международных конфлик­тов в Европе в XVI - XVIII вв. Соперни­чество между Францией, Англией и Ис­панией. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Условия и значение Вестфальского мира. Северная вой­на России и Дании против Швеции. Восточный вопрос. Влияние европейских войн на международные отношения. Вли­яние Великой французской революции на европейский международный процесс.

Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований. (8 часов)

Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII века. Просветители XVIII в. - продолжате­ли дела гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение буржуазии. Образование как решающий ресурс развития общества. Учение Джона Локка. Шарль Монтескьё. Вольтер. Идеи Ж.Ж. Руссо. Идеи энциклопедистов - альтернатива существующим порядкам в странах Европы. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго.

Поиск идеала, образа героя эпохи. Д. Дефо: образ человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе. Д. Свифт: сатира на пороки современ­ного ему буржуазного общества. Гумани­стические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А. Ватто. Музыкальное искусство. Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры.

Экономическое и социальное развитие Европы в XVIIXVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Аграрная революция в Англии. Скла­дывание новых отношений в английской деревне. Промышленный переворот в Англии. Внедрение машинной техни­ки. Изобретения в ткачестве, новые ис­точники энергии. Труд и быт рабочих. Формирование основных классов капи­талистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса.

Распространение европейской циви­лизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Ко­лониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формиро­вание североамериканской нации. Кон­фликт с метрополией. Патриотические организации колонистов. Первые колонии и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Начало формирования североамериканской нации. Идеология американского общества. Конфликт с метрополией.

Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели». Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Декла­рация независимости США. Образование США. Успешная дипломатия и заверше­ние войны. Итоги и значение войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Билль о правах.

Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Успехи развития Франции в XVIII в. Влияние движения просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция. От Генераль­ных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Уч­редительного собраний. Муниципальная революция. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет - герой Нового Света.

Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Свержение монархии. Коммуна Парижа. Новые декреты. Дантон, Марат, Робеспьер. Провозглашение республики. Казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Якобинская дик­татура и террор.

Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции. Движение санкюлотов и раскол сре­ди якобинцев. Трагедия Робеспьера - «якобинца без народа». Термидориан­ский переворот и расправа с противни­ками. Конституция 1795 г. Генерал Бо­напарт и установление консульства. Зна­чение Великой французской революции. Дискуссия в зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах Великой французской ре­волюции.

Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. (2 часа)

Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Монголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Земля принадлежит государству. Де­ревенская община и её особенности в разных цивилизациях Востока. Го­сударство - регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного обще­ства. Разложение сословного строя.

Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ. Кризис и распад империи Моголов. Ре­лигии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Маньчжурское за­воевание Китая. Направления русско-китайских отношений. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сегунов в Японии. Самураи и крестьяне. Русско-японские отношения.

История России

Россия в XVI-XVII вв. (40 часов)

Глава 1. Россия в XVI веке (20 часов)

Великие географические открытия: предпосылки и периодизация. Начало русских географических открытий и их специфика. Последствия Великих географических открытий. Земледелие. Крестьянство. Казачество. Города и горожане. Ремесло. Городское самоуправление и купеческие организации. Торговля. Денежная система. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти.

Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.

Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления. Казанское ханство. Крымское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Сибирское ханство.

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.

Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.

Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Духовенство и миряне. Иосифляне и нестяжатели. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Церковь и государство. Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.

Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Россия в XVI веке». Решение тестовых заданий по пройденной теме.

Глава 2. Смутное время. Россия при первых Романовых (20 часов)

Европа и Россия накануне Тридцатилетней войны. Россия и Речь Посполитая. Россия и Крымское ханство. Россия и Османская империя. Россия и Персия.

Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т. ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.

Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России.

Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.

Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.

Изменения в восприятии картины мира русским человеком в XVII веке. Общинные традиции. Православие в повседневной жизни русского народа. Образ царя в народном сознании. Домашний быт российских царей. Повседневный быт первого сословия. Повседневная жизнь посадского населения. Быт и обычаи крестьян. Повседневная жизнь народов в XVII в.: Украина, Поволжье, Сибирь и Северный Кавказ.

Наш регион в XVIXVII вв. Обобщение и систематизация знаний по теме «Смутное время. Россия при первых Романовых». Решение тестовых заданий по пройденной теме.

Планируемые результаты

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

«Учащийся 7 класса научится»:

локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

«Учащийся 7 класса получит возможность научиться»:

используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

Личностные УУД:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения народов.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную программу, определять цель УД;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат;

выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью самостоятельно (в том числе и корректировать план);

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

проводить наблюдения под руководством учителя;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

анализировать, сравнить, классифицировать и обобщать факты и явления;

давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

учится критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;

определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Последовательность тем (разделов) в предмете, количество часов раздела

Последовательность уроков в теме (разделе)

Минимальный объём содержания

ЭОР

История Нового времени (28 часов)

1.

 

Введение. (1 час)

Урок 1. От средневековья к Новому времени.

Новое время: понятие и хронологические рамки. Понятие о Новом времени. Хроно­логические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени. Что связывает нас с Новым временем.

 

2.

 

Глава 1. Мир вначале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. (13 часов)

Урок 1. Технические открытия и выход к Мировому океану.

Новые изобретения и усовершенст­вования. Революция в горнорудном про­мысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. Усовершенствования в мо­реплавании и кораблестроении. Порту­галия - лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама.

 

3.

   

Урок 2. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.

Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические, и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый свет. Четыре путешествия Христофора Ко­лумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Первое кругосветное путешествие: Фернандо Магеллан. Земля - шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Значение Великих географиче­ских открытий.

 

4.

   

Урок 3. Усиление королевской власти в XVI - XVII вв. Абсолютизм в Европе.

Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI – начале XVII веке: внутреннее развитие и внешняя торговля. Образование национальных государств в Европе. Складывание абсолютизма в полити­ке управления европейских государств. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государ­ственного управления. «Ограничители» власти короля. Король - наместник Бога на Земле. Складывание централизован­ных национальных государств и нацио­нальной церкви. Появление республик в Европе.

Презентация «Королевская власть и реформация в Англии»

5.

   

Урок 4. Дух предпринимательства преобразует экономику.

Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI – начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка. Условия развития предприниматель­ства. Рост городов и торговли. Складыва­ние мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопле­ние капиталов. Банки и биржи. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины воз­никновения и развития мануфактур. Ма­нуфактура - предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рожде­ние капитализма.

 

6.

   

Урок 5. Европейское общество в раннее Новое время.

Изменения в социальной структуре общества. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Бур­жуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни, труда крестьянства Ев­ропы. Новое дворянство - джентри - и старое дворянство. Низшие слои населе­ния. Способы преодоления нищенства.

 

7.

   

Урок 6. Повседневная жизнь.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Продолжи­тельность жизни. Революция в питании. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

 

8.

   

Урок 7. Великие гуманисты Европы.

От раннего - к высокому Возрожде­нию. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» - рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.

 

9.

   

Урок 8. Мир художественной культуры Возрождения.

Европейская культура XVI-XVIII вв. Эпоха Возрождения. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII-XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, создан­ный итальянскими гуманистами. Эпоха «титанов Возрождения». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Своеобразие ис­кусства Северного Возрождения.

 

10.

   

Урок 9. Рождение новой европейской науки.

Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Условия развития революции в есте­ствознании. Открытия, определившие новую картину мира. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники фи­лософии Нового времени. Влияние на­учных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.

Презентация «Рождение новой европейской науки»

11.

   

Урок 10. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

Начало реформации; М. Лютер. Влияние Великих географических от­крытий и идей гуманизма на представ­ления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация - борьба за переустройство церкви. Германия - родина Реформации. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии.

 

12.

   

Урок 11. Распространение

Реформации в Европе. Контрреформация.

Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, уче­ние и церковь Жана Кальвина.

Идея о предопределении судьбы человека. Борьба католической церкви против еретических учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его созда­тель Игнатий Лойола. Тридентский собор.

 

13.

   

Урок 12. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.

Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Особенности Рефор­мации католической церкви в Англии. Золотой век Елизаветы I - укрепление англиканской церкви и государства. Пу­ритане. Соперничество с Испанией за морское господство.

 

14.

   

Урок 13. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

Религиозные войны. Французы - кальвинисты-гугено­ты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало рели­гиозных войн. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.

 

15.

 

Глава 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях). (4 часа)

Урок 1. Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций.

Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Голландской Ре­спублики. Становление капиталистиче­ских отношений в стране. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рожде­ние Республики Соединённых провинций.

 

16.

   

Урок 2. Парламент против короля. Революция в Англии.

Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы.

О. Кромвель. Итоги и значение революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Единоличное прав­ление короля Карла I Стюарта. Противо­стояние короля и парламента. Гражданская война короля с парламентом. Вели­кая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Рефор­мы парламента. Казнь короля. Англия - первая страна в Европе с конституцион­ной парламентской монархией.

Презентация «Парламент против короля. Революция в Англии»

17.

   

Урок 3. Путь к парламентской монархии.

Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель - пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального обще­ства. Складывание двухпартийной поли­тической системы: тори и виги. Англия - владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.

 

18.

   

Урок 4. Международные отношения в XVIXVIII вв.

Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская империя. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир. Международные отношения середины XVII-XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав. Причины международных конфлик­тов в Европе в XVI - XVIII вв. Соперни­чество между Францией, Англией и Ис­панией. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Условия и значение Вестфальского мира. Северная вой­на России и Дании против Швеции. Восточный вопрос. Влияние европейских войн на международные отношения. Вли­яние Великой французской революции на европейский международный процесс.

 

19.

 

Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований.

(8 часов)

Урок 1. Великие просветители Европы.

Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII века. Просветители XVIII в. - продолжате­ли дела гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение буржуазии. Образование как решающий ресурс развития общества. Учение Джона Локка. Шарль Монтескьё. Вольтер. Идеи Ж.Ж. Руссо. Идеи энциклопедистов - альтернатива существующим порядкам в странах Европы. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго.

 

20.

   

Урок 2. Мир художественной культуры Просвещения.

Поиск идеала, образа героя эпохи. Д. Дефо: образ человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе. Д. Свифт: сатира на пороки современ­ного ему буржуазного общества. Гумани­стические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А. Ватто. Музыкальное искусство. Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры.

 

21.

   

Урок 3. На пути к индустриальной эре.

Экономическое и социальное развитие Европы в XVIIXVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий.

Аграрная революция в Англии. Скла­дывание новых отношений в английской деревне. Промышленный переворот в Англии. Внедрение машинной техни­ки. Изобретения в ткачестве, новые ис­точники энергии. Труд и быт рабочих. Формирование основных классов капи­талистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса.

 

22.

   

Урок 4. Английские колонии в Северной Америке.

Распространение европейской циви­лизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Ко­лониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формиро­вание североамериканской нации. Кон­фликт с метрополией. Патриотические организации колонистов.

Презентация «Английские колонии в Северной Америке»

23.

   

Урок 5. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки.

Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели». Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Декла­рация независимости США. Образование США. Успешная дипломатия и заверше­ние войны. Итоги и значение войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Билль о правах.

 

24.

   

Урок 6. Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции.

Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Успехи развития Франции в XVIII в. Влияние движения просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция. От Генераль­ных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Уч­редительного собраний. Муниципальная революция. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет - герой Нового Света.

 

25.

   

Урок 7. Французская революция. От монархии к республике.

Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Свержение монархии. Коммуна Парижа. Новые декреты. Дантон, Марат, Робеспьер. Провозглашение республики. Казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Якобинская дик­татура и террор.

Презентация

«Великая французская революция. От монархии к республике»

26.

   

Урок 8. Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции. Движение санкюлотов и раскол сре­ди якобинцев. Трагедия Робеспьера - «якобинца без народа». Термидориан­ский переворот и расправа с противни­ками. Конституция 1795 г. Генерал Бо­напарт и установление консульства. Зна­чение Великой французской революции. Дискуссия в зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах Великой французской ре­волюции.

 

27.

 

Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. (2 часа)

Урок 1. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.

Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Монголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Земля принадлежит государству. Де­ревенская община и её особенности в разных цивилизациях Востока. Го­сударство - регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного обще­ства. Разложение сословного строя.

 

28.

   

Урок 2. Государства Востока. Начало европейской колонизации.

Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ. Кризис и распад империи Моголов. Ре­лигии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Маньчжурское за­воевание Китая. Направления русско-китайских отношений. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сегунов в Японии. Самураи и крестьяне. Русско-японские отношения.

 

Россия в XVI-XVII вв. (40 часов)

29.

 

Глава 1. Россия в XVI веке. (20 часов)

Урок 1. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий.

Великие географические открытия: предпосылки и периодизация. Начало русских географических открытий и их специфика. Последствия Великих географических открытий.

 

30.

   

Урок 2. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Земледелие. Крестьянство. Казачество. Города и горожане. Ремесло. Городское самоуправление и купеческие организации. Торговля. Денежная система.

 

31.

   

Урок 3. Формирование единых государств в Европе и России.

Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

 

32.

   

Урок 4. Российское государство в первой трети XVI в.

Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.

 

33.

   

Урок 5. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

 

34.

   

Урок 6. Начало правления Ивана IV.

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских.

Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

 

35.

   

Урок 7. Реформы Избранной рады.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.

 

36.

   

Урок 8. Государства Поволжья и Северного Причерноморья в середине XVI в.

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Казанское ханство. Крымское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда.

 

37.

   

Урок 9. Государства Сибири в середине XVI в.

Сибирское ханство.

 

38.

   

Урок 10. Внешняя политика России во второй половине XVI в.: Россия и Восток в середине XVI в.

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях.

 

39.

   

Урок 11. Внешняя политика России во второй половине XVI в.: Россия и Западная Европа в середине XVI века.

Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

 

40.

   

Урок 12. Российское общество XVI в.: «служилые».

Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе.

 

41.

   

Урок 13. Российское общество XVI в.: «тяглые».

Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

 

42.

   

Урок 14. Опричнина: падение избранной рады и расправа царя над приближенными.

Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор.

 

43.

   

Урок 15. Опричнина и опричники: внешняя политика и итоги.

Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.

 

44.

   

Урок 16. Россия в конце XVI в.

Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

 

45.

   

Урок 17. Церковь и государство в XVI в.

Русская Православная церковь. Сосуществование религий в Российском государстве. Мусульманское духовенство. Духовенство и миряне. Иосифляне и нестяжатели. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Церковь и государство.

 

46.

   

Урок 18. Культура народов России в XVI в.

Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

 

47.

   

Урок 19. Повседневная жизнь народов России в XVI в.

Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.

 

48.

   

Урок 20. Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI веке».

Обобщение и систематизация знаний по теме «Россия в XVI веке». Решение тестовых заданий по пройденной теме.

 

49.

 

Глава 2. Смутное время. Россия при первых Романовых. (20 часов)

Урок 1. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI - начале XVII в.

Европа и Россия накануне Тридцатилетней войны. Россия и Речь Посполитая. Россия и Крымское ханство. Россия и Османская империя. Россия и Персия.

 

50.

   

Урок 2. Смута в Российском государстве: правление Лжедмитрия I и Василия Шуйского.

Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т. ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

 

51.

   

Урок 3. Смута в Российском государстве: Иван Болотников и вторжение иностранцев в Россию.

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

 

52.

   

Урок 4. Окончание Смутного времени.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.

 

53.

   

Урок 5. Экономическое развитие России в XVII в.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

 

54.

   

Урок 6. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством. Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности.

 

55.

   

Урок 7. Изменения в социальной структуре российского общества

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в.

 

56.

   

Урок 8. Народные движения в XVII в.

Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.

 

57.

   

Урок 9. Россия в системе
международных отношений: Европейское направление.

Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы.

 

58.

   

Урок 10. Россия в системе
международных отношений: Азиатское направление.

Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.

 

59.

   

Урок 11. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины
в состав России.

Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России.

 

60.

   

Урок 12. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол.

Патриарх Никон. Раскол в Церкви.

 

61.

   

Урок 13. Церковный собор 1666-1667 гг. Протопоп Аввакум и протесты старообрядцев.

Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.

 

62.

   

Урок 14. Народы России в XVII в.

Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

 

63.

   

Урок 15. Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

 

64.

   

Урок 16. Культура народов России в XVII в.: влияние европейской культуры, образование, научные знания, литература.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории. Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

 

65.

   

Урок 17. Культурное взаимодействие народов России: архитектура, живопись, театр.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.

 

66.

   

Урок 18. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.

Изменения в восприятии картины мира русским человеком в XVII веке. Общинные традиции. Православие в повседневной жизни русского народа. Образ царя в народном сознании. Домашний быт российских царей. Повседневный быт первого сословия. Повседневная жизнь посадского населения. Быт и обычаи крестьян.

 

67.

   

Урок 19. Повседневная жизнь народов в XVII в.: Украина, Поволжье, Сибирь и Северный Кавказ.

Повседневная жизнь народов в XVII в.: Украина, Поволжье, Сибирь и Северный Кавказ.

 

68.

   

Урок 20. Повторительно-обобщающий урок по теме «Смутное время. Россия при первых Романовых».

Наш регион в XVIXVII вв. Обобщение и систематизация знаний по теме «Смутное время. Россия при первых Романовых». Решение тестовых заданий по пройденной теме.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.