Рабочая программа по истории в 7 классе
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнетуровская средняя общеобразовательная школа»
Принято «Утверждаю»
Педагогическим советом школы Директор школы
Протокол №___ от__________ __________ Лопатина В.С.
Приказ №___ от_______
Рабочая программа
по (предмету) История
Класс - 7
Всего часов на учебный год - 70ч.
Количество часов в неделю - 2ч в неделю
Учебник - Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России
А. Я. Юдовская , П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина История нового времени. 1500-1800,
Учитель:
Фамилия Давыденко
Имя Оксана
Отчество Викторовна
Категория - первая
Стаж работы - 19 лет
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Школьным методическим объединением Заместитель
Руководитель ШМО директора по УВР
гуманитарного цикла
___________/_____________________/ ___________ /Швецова Е.А./
Протокол №_____ от__________
с. Верхнее Турово 2015г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по курсу " Россия и мир в новое время.1500-1800"
разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. От 25.11.2013г.) « Об образовании в РФ», Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы по новой истории А.Я.Юдовской, Л.М.Ванюшкиной (Просвещение , 2007г.) и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. ( М.: Просвещение, 2008г.) и учебного плана МКОУ "Верхнетуровская СОШ" на 2015-2016 учебный год.
Программа включает материал по истории нового времени и материал по истории России с XVII по XVIIIв. В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной средней школы. Оно реализовывает компетентностный подход к образованию и первый концентр школьного исторического образования.
Общая характеристика учебного предмета Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Основная функция курса — формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения. В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощь подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверки, взаимопроверка, контрольные срезы.
Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника. Содержательный минимум расширен за счет увеличения количества часов на изучение вопросов культуры. Это позволяет лучше осуществлять воспитательные и образовательные задачи школы: формирование патриотичности, гражданственности, целостности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности. Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.
Место учебного предмета в учебном плане:
В 7классе учебный предмет история состоит из 2 часов в неделю федерального компонента. Федеральный базисный учебный план отводит для обязательного изучения истории в 7 классе из федерального компонента 70 часов из расчёта 2 часа в неделю при 35 учебных неделях.
Ценностные ориентиры в содержании учебных предметов.
Назначение предмета «История» в 7-ом классе состоит в том, чтобы сформировать у учащихся целостное представление об истории эпохи Нового времени как закономерном периоде Всеобщей истории и Истории России, знать, понимать причины и особенности возникновения и развития идей и институтов современного человека и гражданина (нормы морали и права, законы, государство).
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
Задача курса: формирование ключевых компетентностей:
– освоению школьниками совокупности знаний об историческом пути и опыте народов России и человечества;
- развитию у них способностей рассматривать события и явления прошлого с позиции историзма, овладению элементами исторического анализа явлений прошлого (раскрытие принадлежности событий к определённому времени, выявлению причинно- следственных связей и др.)
- овладению умениями работать с различными историческими источниками (извлечение, систематизация, переработка исторической информации;
- выработке у учеников первичного опыта оценки событий, явлений, достижений культуры, исторических деятелей, определению собственного отношения к прошлому страны и мира.
Основные цели курса по истории России:
выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
Данная программа обеспечивает изучение курса истории Нового времени с XVI по XVIIIвв, учащимися 7 класса.
Основные цели курса по новой истории: учащиеся должны получить знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в мире за 200 лет;
о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества;
должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;
приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы поставленные перед ними жизнью;
научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся :
умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного; .
умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий; .
умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и лич ностям;.
умения полемизировать и отстаивать свои взгляды; .
умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные; .
умения работать с исторической картой;
умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последова тельность событий и явлений
Содержание учебного предмета.
История России в XVII – XVIII вв.
Тема . Россия на рубеже XVI-XVIIвв. Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.
Тема . Россия в XVIIв. Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.
Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.
Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.
Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.
Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.
Тема . Россия в первой четверти XVIIIв. Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.
Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.
Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.
Тема. Россия в 1725-1762 Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.
Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
Тема . Россия в 1762-1800гг .Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.
Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.
Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.
Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.
НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVIII в.
Введение.
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
ЧАСТЬ I. ЕВРОПА И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Тема . Эпоха Великих географических открытий
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.
Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Тема . Европа: от Средневековья к Новому времени
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Тема. Эпоха Возрождения
Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.
Тема . Реформация. Утверждение абсолютизма
Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны. Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Тридцатилетняя война и Вестфальская система.
Тема . Первые буржуазные революции
Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики. Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».
ЧАСТЬ II. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ {8 ч)
Тема. Западноевропейская культура XVIII в.
Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж- Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д.Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д, Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение
в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж- Б. С. Шарден.
Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л. Ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.
Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.
Тема . Промышленный переворот в Англии
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Тема . Североамериканские колонии
в борьбе за независимость.
Образование Соединенных Штатов Америки .
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.
Тема. Великая французская революция. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.
Тема . Колониальный период в Латинской Америке. 1ч. Складывание Латиноамериканского общества
Тема.Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. П Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _7_ класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 14 детей, из которых мальчиков – 9, девочек - 5. По итогам успеваемости за 5класс по истории имеют "5" -3, "4"-4, "3"-7. Качество знаний за прошлый год - 50%.
Группа обучающихся: Бердников Д., Давыденко А. , ПанинД. обладают высоким темпом продвижения в обучении: они хорошо овладевают общеучебными навыками и умениями, материал усваивают в процессе его первичного объяснения, систематически готовятся к урокам, , умеют логически мыслить, с интересом работают с индивидуальными, с тестовыми заданиями. Селютин Д., Гончарова М., Гончарова Е. Новичихин И.учатся на «хорошо». Ребятам не достаёт усидчивости, не все домашние задания выполняются полностью, допускаются ошибки в выполнении тестов. Но есть группа детей: Борисов Ив., Грибанова Ал, Стрельников Д. Емельянов Сл. которые часто не выполняют домашнего задания, не всегда могут справиться с самостоятельной работой. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. Эта группа имеет низкий темп продвижения: при усвоении нового материала испытывает определённые затруднения, нуждается в дополнительных разъяснениях, результаты появляются после определённой тренировки. В новом учебном году необходимо обратить внимание на качество знаний слабых учащихся, на выполнение ими домашнего задания. Готовить для этих детей доступный материал...
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать :
основные этапы и ключевые события истории средних веков; выдающихся деятелей всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
В результате изучения курса учащиеся должны:
называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний; называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры; показывать на исторической карте рост территорий; крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства; соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития; объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценку реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики; рассматривать общественные явления в развитии; систематизировать полученную информацию;
давать оценку отдельным явлениям культуры;
составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана); составлять характеристику исторических деятелей; участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
• уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;
уметь давать характеристику историческому деятелю,
с помощью памятки анализировать ответ товарища и делать самоанализ собственного ответа,
ориентироваться во временном пространстве,
составлять сложный план по тексту,
обладать первичными навыками составления конспекта лекции,
работать с тестами, анализировать исторический текст с помощью наводящих вопросов учителя, выделять главную мысль из текста учебника, а так же из документов, предложенных учителем;
обладать навыками работы с картой ( знание сторон света, частей света и материков, пользование легендой карты, заполнение контурных карт),
анализа и составления исторических схем,
ведения тетради по предмету и словаря исторических терминов,
исследования различных источников,
составления хронологических, сравнительных, обобщающих таблиц.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебно-методическое обеспечение:
В учебной программе используется следующий учебно-методический
комплект:
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. М.: Просвещение 2010-2014г.
А. Я. Юдовская , П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина История нового времени1500-1800, 7кл,М.: Просвещение 2010-2014г
Поурочные разработки к учебнику «История России.7кл » ,История нового времени. 7кл. методическое пособие для учителя.
Рабочая тетрадь к учебникам «История России.7кл »., " История нового времени7кл
Список литературы для учителя
-
Методические пособия по отдельным вопросам изучения истории ,
Учебные тесты по истории.
Список литературы для обучающихся
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. 7кл. - М.: Просвещение, 2010-2014г. Учебник.
Рабочая тетрадь к учебнику «История России. 19в.». пособие для учащихся.
А. Я. Юдовская История нового времени. 1500-1800 7кл. 2010-2014г. Учебник
Рабочая тетрадь к учебникам «История России.7кл »., "Новоя история" 7кл
Лютых А.А., Тонких В.А. Русская история для детей и юношества. –В, 1995.
Ключевский Русская история. – М, 1997
Павленко Н.И. Петр I. М., 1976
Е.В.Пчёлов Государственные символы России. М, 2002.
Школьная энциклопедия –М, 2003
История России в лицах. М., 1997.
Материально-техническое обеспечение:
Проектор, экран, компьютер, принтер
Видеофильмы, компьютерные учебные программы,
Репродукции, фотографии,
Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип уро ка |
Элементы содержания |
Дата |
|||
план |
факт |
|||||||
1 |
Введение. От средневековья к Новому времени. Хронологические рамки и основное содержание курса. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Что изучает Новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек в Новом времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития |
||||
Раздел 1. Европа и мир в начале Нового времени (13 часов) |
||||||||
Тема 1. Великие географические открытия. 2ч. |
||||||||
2 |
Технические открытия и выход к Мировому океану |
1 |
Урок изучения нового материала |
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию |
||||
3 |
Западноевропейская колонизация новых земель. Последствия Великих географических открытий. |
1 |
Комбинированный |
Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка - встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен |
||||
Тема 2. Европа: от Средневековья к Новому времени. 4ч. |
||||||||
4 |
Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. |
1 |
Комбинированный |
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх-помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор. Елизавета Тюдор. Яков I Стюарт. Людовик XIV Бурбон |
||||
5 |
Дух предпринимательства преобразует экономику |
1 |
Комбинированный |
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - капиталистическое предприятие. Рождение капитализма |
||||
6 |
Социальные слои европейского общества. |
1 |
Комбинированный |
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих. Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, |
||||
7 |
Европейское население и основные черты повседневной жизни |
1 |
Комбинированный |
Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. Менялись эпохи – менялась мода. Костюм - «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества. |
||||
Тема 3. Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения. 3ч. |
||||||||
8-9 |
Высокое Возрождение |
2 |
Урок-практикум |
От средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланд-жело Буонарроти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). искусство Северного Возрождения. |
||||
10 |
Рождение новой европейской науки |
1 |
Урок изучения ново го материала |
Развитие новой науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» -ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Френсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей |
||||
Тема 4. Реформация и контрреформация. 4ч. |
||||||||
11 |
Начало Реформации в Европе |
1 |
Комбинированный |
Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер - вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение |
||||
12 |
Распространение Реформации в Европе. Жан Кальвин. |
1 |
Комбинированный |
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Борьба пап с Реформацией |
||||
13 |
Королевская власть и Реформация в Англии. |
1 |
Комбинированный |
Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII -«религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I –«верховная правительница церковных и светских дел». |
||||
14 |
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. |
1 |
Комбинированный |
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон - «король, спасший Францию». Нантский эдикт - Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте. |
||||
Раздел 2. Россия и мир в XVII-XVIIIвв. (57 часов) |
||||||||
Тема5 . Ранние буржуазные революции. 4ч. |
||||||||
15 |
Нидерландская революция |
1 |
Комбинированный |
Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды -«жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны.Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика - самая экономически развитая страна в Европе. |
||||
16 |
Парламент против короля. Начало революции в Англии |
1 |
Урок изучения нового материала |
Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия |
||||
17 |
Революция в Англии. Путь к парламентской республике |
1 |
Комбинированный |
Движения протеста. Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии -создание условий для развития индустриального общества |
||||
18 |
Международные отношения bXVI-XVII вв. |
1 |
Комбинированный |
Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф -крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения. Война за испанское наследство - война за династические интересы и за владение колониями. Семилетняя война, ее участники и значение. Последствия европейских войн . |
||||
Тема 6. Россия на рубеже XVI-XVIIвв. 4ч. |
||||||||
19 |
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова |
1 |
Урок изучения нового материала |
Царь Федор Иванович. Обострение социальных и политических противоречий. Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов. Социально-экономическая политика. Голод 1601-1603гг. обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы. |
||||
20 |
Смута |
1 |
Комбинированный |
Династические, социальные и международные причины Смуты. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Воцарения Василия Шуйского. Восстание И. Болотникова. Польская и шведская интервенция |
||||
21-22 |
Окончание Смутного времени |
2 |
Комбинированный |
Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против интервентов. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613г. Начало династии Романовых |
||||
Тема 7. Россия в XVIIв. 9+1ч. |
||||||||
23 |
Политический строй |
1 |
Комбинированный |
Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В.В.Голицына, царя Федора Алексеевича. |
||||
24-25 |
Экономическое и социальное развитие. |
2 |
Комбинированный |
Ликвидация последствий Смуты. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Города и торговля. Ярмарки. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания Всероссийского рынка. Казачество. «Соборное Уложение» 1649 г. |
||||
26-27 |
Народные движения |
2 |
Комбинированный |
Социальные движения второй половины XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина |
||||
28 |
Власть и церковь. |
1 |
Комбинированный |
Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666-1667гг. |
||||
29 |
Внешняя политика |
1 |
Комбинированный |
Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-шведские и русско-турецкие отношения. Освоение Сибири и Дальнего Востока |
||||
30 |
Образование и культура в XVIIв. |
1 |
Комбинированный |
Культура XVII в. «Обмирщение» культуры. Зодчество, образование, литература, живопись, крупнейшие представители духовной и художественной культуры. Симон Ушаков. |
||||
31 |
Сословный быт. Обычаи и нравы. |
1 |
Комбинированный |
Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян. |
||||
32 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Россия в 17в." |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду |
||||
Тема 8. Западноевропейская культура XVIIIв. 2ч. |
||||||||
33 |
Век Просвещения. Стремление к царству разума |
1 |
Урок изучения нового материала |
Просветители XVIII в. - наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке |
||||
34 |
Художественная культура Европы эпохи Просвещения |
1 |
Комбинированный |
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера. И. Гете. Придворное искусство. Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Значение культурных ценностей эпохи. Секуляризация культуры |
||||
Тема 9.Промышленный переворот в Англии. 1ч. |
||||||||
35 |
Промышленный переворот в Англии |
1 |
Комбинированный |
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети - дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса |
||||
Тема 10. Северная Америка в XVIIIв. 2ч. |
||||||||
36 |
Английские колонии в Северной Америке |
1 |
Комбинированный |
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин - великий наставник «юного» капитализма |
||||
37 |
Война за независимость. Создание США |
1 |
Комбинированный |
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения. Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки |
||||
Тема 11. Великая французская революция. 3ч. |
||||||||
38 |
Причины и начало Великой |
1 |
Комбинированный |
Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политиче-ского развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо – выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание.14 июля 1789 г. - начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет |
||||
39 |
От монархии к республике |
1 |
Комбинированный |
Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции |
||||
40 |
От якобинской диктатуры к 18 брюмеру Наполеона Бонапарта |
1 |
Комбинированный |
Контрреволюционные мятежи.Якобинская диктатура. |
||||
Тема 12. Колониальный период в Латинской Америке. 1ч. |
||||||||
41 |
Складывание Латиноамериканского общества |
1 |
Комбинированный |
Мир испанцев и мир индейцев.Создание колониальной системы управления. Ограниченияв области хозяйственной жизни. |
||||
Тема13.Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. 2ч. |
||||||||
42 |
Государства Востока в раннее Новое время |
1 |
Комбинированный |
Основные черты традиционного общества: государство -верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока |
||||
43 |
Государства Востока. Начало европейской колонизации |
1 |
Комбинированный |
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества |
||||
Тема 14. Россия в первой четверти XVIIIв. 12ч. |
||||||||
44 |
Начало царствования Петра I. |
1 |
Комбинированный |
Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Внешняя политика. Азовские походы. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. |
||||
45-46 |
Преобразования Петра I. |
2 |
Комбинированный |
Реорганизация армии. Упразднение Боярской Думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Табель о рангах. Указ о престолонаследии. Учреждение Синода. |
||||
47-48 |
Внешняя политика Петра I. |
2 |
Комбинированный |
Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Реформы армии |
||||
49 |
Экономическое развитие России. |
1 |
Комбинированный |
Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Развитие путей сообщения начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов. |
||||
50 |
Народные движения. |
1 |
Комбинированный |
Последствия социальной политики. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений. |
||||
51-52 |
Изменения в культуре. |
2 |
Комбинированный |
Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов» Школа математических и навигационных наук. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. |
||||
53 |
Изменения в быту. |
1 |
Комбинированный |
Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи. |
||||
54 |
Итоги петровских преобразований. Петр первый. |
1 |
Урок-суд. |
Оценка деятельности Петра I. |
||||
Тема 15. Россия в 1725-1762 гг 4ч. |
||||||||
55 |
Дворцовые перевороты |
1 |
Комбинированный |
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни |
||||
56 |
Внутренняя политика в 1725-1762 гг. |
1 |
Комбинированный |
Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянской. Усиление крепостничества |
||||
57 |
Внешняя политика России в середине XVIII в. |
1 |
Комбинированный |
Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель |
||||
Тема 16. Россия в 1762-1800гг. 10ч. |
||||||||
58 |
Внутренняя политика Екатерины II. |
1 |
Комбинированный |
Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Уложенная комиссия.Губернская реформа. |
||||
59 |
Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева |
1 |
Комбинированный |
Социальные движения второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. Пугачева |
||||
60 |
Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. |
1 |
Комбинированный |
Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Развитие промышленности. Предпринимательство. Начало разложения крепостнической системы. Сельское хозяйство. Итоги экономического развития |
||||
61 |
Развитие общественной мысли. |
1 |
Комбинированный |
Проникновение либеральных идей в Россию. Н.И.Новиков. А.Н.Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством. |
||||
62 |
Павел I. Внутренняя политика Павла I |
1 |
Комбинированный |
Павел I. Попытки укрепления режима. Внутренняя политика, изменение порядка престолонаследия. Манифест о трехдневной барщине |
||||
63 |
Внешняя политика Екатерины II и ПавлаI. |
1 |
Комбинированный |
Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Русское военное искусство. А. В. Суворов, Т. Т. Ушаков. Участие России в разделах Речи Посполи той. Присоединение Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии |
||||
64 |
Русская культура и быт второй половины XVIII в. Наука и образование. |
1 |
Комбинированный |
Русская культура второй половины XVIII в. Наука и образование Век Просвещения. |
||||
65 |
Литература, театр и изобразительное искусство. |
1 |
Комбинированный |
Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в изобразительном и музыкальном искусстве |
||||
66 |
Архитектура . |
1 |
Комбинированный |
Классицизм в архитектуре, |
||||
67 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Россия во второй половине 18в." |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду |
||||
68 |
Итоговый урок по теме: "Россия в 18в." |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученному курсу |
||||
69-70 |
Итоговое повторение. "Россия и мир в новое время.1500-1800." |
2 |
Повторительно-обобщающий урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученному курсу |