Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по УМК «Перспектива»

0
0
Материал опубликован 6 November 2018

Пояснительная записка


Планируемые результаты и содержание образовательной области «Филология» на уровне начального общего образования

Русский язык

В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник на уровне начального общего образования:

научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

различать звуки и буквы;

характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться

выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

выявлять слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

оценивать уместность использования слов в тексте;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

распознавать грамматические признаки слов;

с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

применять правила правописания (в объеме содержания курса);

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;

писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определенной орфограммой;

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающиепредотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

выражать собственное мнение и аргументировать его;

самостоятельно озаглавливать текст;

составлять план текста;

сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку;

подробно или выборочно пересказывать текст;

пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­ сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).


 

Календарно-тематическое планирование

по русскому языку 4 класс (УМК «Перспектива»)

5 ч в неделю, 170 часов в год

 

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

План.

Факт.

Повторяем – узнаем новое (20 часов)

Речевое общение. Речь устная и письменная (2 часа)

1.

Знакомство с учебником «Русский язык». Речевое общение

1

     

2

Речь устная и письменная.

1

     

Цель речевого общения (3 ч)

3.

Цель речевого общения.

1

     

4.

Правила общения.

1

     

5.

Правила общения.Закрепление

1

     

Речевая культура. Обращение. (6 ч)

6.

Речевая культура. Обращение.

1

     

7.

Обращение . Знаки препинания при обращении.

1

     

8.

Деловая речь. Составление плана.

1

     

9.

Научная и художественная речь.

1

     

10.

Метафора и сравнение. Повторение и обобщение.

1

     

11.

Административный контрольный диктант

1

     

Текст как речевое произведение. (9 ч)

12.

Работа над ошибками. Текст. Признаки текста.

1

     

13.

План текста простой и развернутый.

1

     

14.

Обучающее изложение «Кот – ворюга»

1

     

15

Работа над ошибками. Текст-рассуждение. Текст- повествование. Текст –описание.

1

     

16.

Составление текстов разных типов

1

     

17.

Составление собственного текста.

1

     

18.

Проверь себя.

1

     

19.

Контрольный диктант по теме «Текст»

1

     

20.

Анализ контрольного диктанта. Повторение.

1

     

Язык как средство общения (33 ч)

Средства общения (8 часов)

21.

Средства общения. Роль языка в общении.

1

     

22.

Способы передачи сообщения

1

     

23.

Повторение. Звуки и буквы русского языка.

1

     

24.

Основные правила орфографии

1

     

25.

Словесное творчество. Основные правила орфографии

1

     

26.

Повторение изученных орфограмм. Ударение.

1

     

27.

Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения»

1

     

28.

Проверь себя.

1

     

Предложение (3 часа)

29

Работа над ошибками. Различение предложений и словосочетаний.

1

     

30

Виды предложений по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания.

1

     

31

Развитие речи. Составление текста- рассуждения на заданную тему.

1

     

Главные и второстепенные члены предложения (5 ч)

32,33

Подлежащие и сказуемое как грамматическая основа предложения.

2

     

34

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.

1

     

35.

Способы выражения подлежащего и сказуемого.

1

     

36

Связь слов в предложении.

1

     

II четверть . Предложения с однородными членами предложения

37

Однородные члены предложения

1

     

38

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонацией перечисления.

1

     

39,40

Знаки препинания при однородных членах предложения.

2

     

Простые и сложные предложения (2 ч)

41

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложения с союзами и. а, но.

1

     

42

Обучающее изложение «Первый снег»

1

     

Словосочетание. (3 ч)

43

Работа над ошибками. Словосочетание. Различение между словосочетание, словом и предложением.

1

     

44

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

     

45

Работа над ошибками. Обобщение знаний о предложении и словосочетаний.

1

     

Слово и его значение (8 ч)

46

Обобщение знаний о значении слова.

1

     

47

Различные виды лингвистических словарей.

1

     

48

Звуко- буквенная форма слова и его лексическое значение

1

     

49,50

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

2

     

51

Многозначные слова.

1

     

52

Прямое и переносное значение слова.

1

     

53

Проверь себя.

1

     

Состав слова. Однокоренные слова.(23 ч)

54

Состав слова. Разбор слова по составу.

1

     

55,56

Образование новых слов с помощью приставок.

2

     

57

Разделительный твердый знак.

1

     

58

Разделительный мягкий знак.

1

     

59

Разделительные твердый и мягкий знаки .

1

     

60

Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок»

1

     

61

Образование новых слов с помощью суффиксов

1

     

62

Правописание суффиксов –ик-, -ек-.

1

     

63

Однокоренные слова.

1

     

64-66

Правописание гласных с согласных в корне слова.

3

     

67

Контрольный диктант по теме «Правописание гласных и согласных вы корне слова»

1

     

68

Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне слова.

1

     

69

Удвоенные согласные корне слова

1

     

70

Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно-составленному плану.

1

     

71

Анализ изложения. Правописание слов орфограммами в корне.

1

     

III четверть

 

72

Однокоренные слова и формы слова

1

     

73

Правописание соединительных гласных в сложных словах.

1

     

74

Развитие речи. Обучающее сочинение на тему «Первый снег»

1

     

75

Проверь себя. Систематизация знаний о составе слова.

1

     

76

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

77

Анализ контрольного диктанта. Повторение основных орфограмм в корне.

1

     

Слово как часть речи.(78 ч)

Целостное представление о частях речи.

Их роль в предложении. (6 ч)

78

Различие и общность частей речи.

1

     

79

Грамматические значения частей речи.

1

     

80

Распределение слов по частям речи.

1

     

81

Роль частей речи в предложении.

1

     

82

Проверь себя. Систематизация знаний о частях речи.

       

83.

Контрольный диктант за I четверть

       

Имя существительное (22 с)

84

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

     

85

Число и род имен существительных

       

86

Алгоритм определения падежа имен существительных

1

     

87

Упражнения в распознавании падежа имен существительных

1

     

88

Определение падежа имен существительных. Несклоняемые существительные.

1

     

89-91

Три склонения имен существительных. Обучающее изложение.

3

     

92-94

Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.

2

     

95,96

Падежные окончания имен существительных 2-го склонения.

2

     

97,98

Падежные окончания имен существительных 3-го склонения.

2

     

99,100

Падежные окончания имен существительных в единственном числе.

2

     

101-103

Склонение имен существительных во множественном числе

3

     

104

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

     

105

Анализ контрольного диктанта.

1

     

Имя прилагательное (13 ч)

106

Имя прилагательное. Повторяем то, что знаем.

1

     

107,108

Безударные окончания имен прилагательных

2

     

109-111

Склонение имен прилагательных.

3

     

112-114

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

3

     

115

Разбор имени прилагательного как части речи.

1

     

116

Проверь себя.

1

     

117

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

     

118

Анализ контрольного диктанта.

1

     

Местоимение (7 ч)

119

Местоимение как часть речи.

1

     

120

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица.

1

     

121

Склонение личных местоимений 3-го лица.

1

     

122

Изменение личных местоимений по падежам. Творческая переменка.

1

     

123

Проверь себя.

1

     

124

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1

     

125

Анализ контрольного диктанта

1

     

IV четверть. Глагол. (20 ч)

126

Повторяем , что знаем. Роль глаголов в языке.

1

     

127

Прошедшее время глагола.

1

     

128,129

Неопределенная форма глагола

2

     

130

Спряжение глаголов в настоящем времени.

1

     

131

Спряжение глаголов в будущем времени..

1

     

132

Второе лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени.

1

     

133

Первое и второе спряжение глаголов.

1

     

134,

135

Способы определения спряжения глаголов

2

     

136

Диктант

1

     

137,138

Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени

2

     

139,140

Правописание глаголов на –тся и -ться

2

     

141

Глаголы- исключения

1

     

142

Написание безударных окончаний глаголов

1

     

143

Разбор глагола как части речи.

1

     

145

Проверь себя.

1

     

146

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

     

147

Анализ контрольного диктанта.

1

     

Имя числительное. Наречие. (8 ч)

148-150

Имя числительное.

3

     

151-153

Наречие.

3

     

154

Контрольный диктант по темам «Имя числительное, наречие»

1

     

155

Анализ контрольного диктанта.

1

     

Повторение. (15 ч)

156,157

Повторение. Слово.

2

     

158

Повторение. Части речи.

1

     

159

Развитие речи. Подробное изложение текста по составленному плану.

1

     

160,161

Повторение. Части речи.

2

     

162

Итоговый контрольный диктант.

1

     

163

Анализ контрольного диктанта.

1

     

164

Итоговый тест за 4 класс.

1

     

165,167

Повторение. Правила правописания.

2

     

168

Олимпиадная работа

1

     

169

Итоговый тест

1

     

170

Обобщающий урок.

1

     
 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации