12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Альденейкина Светлана Петровна31 |
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Пояснительная записка
Планируемые результаты и содержание образовательной области «Филология» на уровне начального общего образования
Русский язык
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающиепредотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку 4 класс (УМК «Перспектива»)
5 ч в неделю, 170 часов в год
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | ||
План. | Факт. | |||||
Повторяем – узнаем новое (20 часов) | ||||||
Речевое общение. Речь устная и письменная (2 часа) | ||||||
1. | Знакомство с учебником «Русский язык». Речевое общение | 1 | ||||
2 | Речь устная и письменная. | 1 | ||||
Цель речевого общения (3 ч) | ||||||
3. | Цель речевого общения. | 1 | ||||
4. | Правила общения. | 1 | ||||
5. | Правила общения.Закрепление | 1 | ||||
Речевая культура. Обращение. (6 ч) | ||||||
6. | Речевая культура. Обращение. | 1 | ||||
7. | Обращение . Знаки препинания при обращении. | 1 | ||||
8. | Деловая речь. Составление плана. | 1 | ||||
9. | Научная и художественная речь. | 1 | ||||
10. | Метафора и сравнение. Повторение и обобщение. | 1 | ||||
11. | Административный контрольный диктант | 1 | ||||
Текст как речевое произведение. (9 ч) | ||||||
12. | Работа над ошибками. Текст. Признаки текста. | 1 | ||||
13. | План текста простой и развернутый. | 1 | ||||
14. | Обучающее изложение «Кот – ворюга» | 1 | ||||
15 | Работа над ошибками. Текст-рассуждение. Текст- повествование. Текст –описание. | 1 | ||||
16. | Составление текстов разных типов | 1 | ||||
17. | Составление собственного текста. | 1 | ||||
18. | Проверь себя. | 1 | ||||
19. | Контрольный диктант по теме «Текст» | 1 | ||||
20. | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 | ||||
Язык как средство общения (33 ч) | ||||||
Средства общения (8 часов) | ||||||
21. | Средства общения. Роль языка в общении. | 1 | ||||
22. | Способы передачи сообщения | 1 | ||||
23. | Повторение. Звуки и буквы русского языка. | 1 | ||||
24. | Основные правила орфографии | 1 | ||||
25. | Словесное творчество. Основные правила орфографии | 1 | ||||
26. | Повторение изученных орфограмм. Ударение. | 1 | ||||
27. | Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения» | 1 | ||||
28. | Проверь себя. | 1 | ||||
Предложение (3 часа) | ||||||
29 | Работа над ошибками. Различение предложений и словосочетаний. | 1 | ||||
30 | Виды предложений по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания. | 1 | ||||
31 | Развитие речи. Составление текста- рассуждения на заданную тему. | 1 | ||||
Главные и второстепенные члены предложения (5 ч) | ||||||
32,33 | Подлежащие и сказуемое как грамматическая основа предложения. | 2 | ||||
34 | Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. | 1 | ||||
35. | Способы выражения подлежащего и сказуемого. | 1 | ||||
36 | Связь слов в предложении. | 1 | ||||
II четверть . Предложения с однородными членами предложения | ||||||
37 | Однородные члены предложения | 1 | ||||
38 | Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонацией перечисления. | 1 | ||||
39,40 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 2 | ||||
Простые и сложные предложения (2 ч) | ||||||
41 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложения с союзами и. а, но. | 1 | ||||
42 | Обучающее изложение «Первый снег» | 1 | ||||
Словосочетание. (3 ч) | ||||||
43 | Работа над ошибками. Словосочетание. Различение между словосочетание, словом и предложением. | 1 | ||||
44 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | ||||
45 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о предложении и словосочетаний. | 1 | ||||
Слово и его значение (8 ч) | ||||||
46 | Обобщение знаний о значении слова. | 1 | ||||
47 | Различные виды лингвистических словарей. | 1 | ||||
48 | Звуко- буквенная форма слова и его лексическое значение | 1 | ||||
49,50 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 2 | ||||
51 | Многозначные слова. | 1 | ||||
52 | Прямое и переносное значение слова. | 1 | ||||
53 | Проверь себя. | 1 | ||||
Состав слова. Однокоренные слова.(23 ч) | ||||||
54 | Состав слова. Разбор слова по составу. | 1 | ||||
55,56 | Образование новых слов с помощью приставок. | 2 | ||||
57 | Разделительный твердый знак. | 1 | ||||
58 | Разделительный мягкий знак. | 1 | ||||
59 | Разделительные твердый и мягкий знаки . | 1 | ||||
60 | Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок» | 1 | ||||
61 | Образование новых слов с помощью суффиксов | 1 | ||||
62 | Правописание суффиксов –ик-, -ек-. | 1 | ||||
63 | Однокоренные слова. | 1 | ||||
64-66 | Правописание гласных с согласных в корне слова. | 3 | ||||
67 | Контрольный диктант по теме «Правописание гласных и согласных вы корне слова» | 1 | ||||
68 | Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1 | ||||
69 | Удвоенные согласные корне слова | 1 | ||||
70 | Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно-составленному плану. | 1 | ||||
71 | Анализ изложения. Правописание слов орфограммами в корне. | 1 | ||||
III четверть | ||||||
72 | Однокоренные слова и формы слова | 1 | ||||
73 | Правописание соединительных гласных в сложных словах. | 1 | ||||
74 | Развитие речи. Обучающее сочинение на тему «Первый снег» | 1 | ||||
75 | Проверь себя. Систематизация знаний о составе слова. | 1 | ||||
76 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | |||||
77 | Анализ контрольного диктанта. Повторение основных орфограмм в корне. | 1 | ||||
Слово как часть речи.(78 ч) | ||||||
Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. (6 ч) | ||||||
78 | Различие и общность частей речи. | 1 | ||||
79 | Грамматические значения частей речи. | 1 | ||||
80 | Распределение слов по частям речи. | 1 | ||||
81 | Роль частей речи в предложении. | 1 | ||||
82 | Проверь себя. Систематизация знаний о частях речи. | |||||
83. | Контрольный диктант за I четверть | |||||
Имя существительное (22 с) | ||||||
84 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 | ||||
85 | Число и род имен существительных | |||||
86 | Алгоритм определения падежа имен существительных | 1 | ||||
87 | Упражнения в распознавании падежа имен существительных | 1 | ||||
88 | Определение падежа имен существительных. Несклоняемые существительные. | 1 | ||||
89-91 | Три склонения имен существительных. Обучающее изложение. | 3 | ||||
92-94 | Падежные окончания имен существительных 1-го склонения. | 2 | ||||
95,96 | Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. | 2 | ||||
97,98 | Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. | 2 | ||||
99,100 | Падежные окончания имен существительных в единственном числе. | 2 | ||||
101-103 | Склонение имен существительных во множественном числе | 3 | ||||
104 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | ||||
105 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | ||||
Имя прилагательное (13 ч) | ||||||
106 | Имя прилагательное. Повторяем то, что знаем. | 1 | ||||
107,108 | Безударные окончания имен прилагательных | 2 | ||||
109-111 | Склонение имен прилагательных. | 3 | ||||
112-114 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 3 | ||||
115 | Разбор имени прилагательного как части речи. | 1 | ||||
116 | Проверь себя. | 1 | ||||
117 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||||
118 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | ||||
Местоимение (7 ч) | ||||||
119 | Местоимение как часть речи. | 1 | ||||
120 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. | 1 | ||||
121 | Склонение личных местоимений 3-го лица. | 1 | ||||
122 | Изменение личных местоимений по падежам. Творческая переменка. | 1 | ||||
123 | Проверь себя. | 1 | ||||
124 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 | ||||
125 | Анализ контрольного диктанта | 1 | ||||
IV четверть. Глагол. (20 ч) | ||||||
126 | Повторяем , что знаем. Роль глаголов в языке. | 1 | ||||
127 | Прошедшее время глагола. | 1 | ||||
128,129 | Неопределенная форма глагола | 2 | ||||
130 | Спряжение глаголов в настоящем времени. | 1 | ||||
131 | Спряжение глаголов в будущем времени.. | 1 | ||||
132 | Второе лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени. | 1 | ||||
133 | Первое и второе спряжение глаголов. | 1 | ||||
134, 135 | Способы определения спряжения глаголов | 2 | ||||
136 | Диктант | 1 | ||||
137,138 | Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени | 2 | ||||
139,140 | Правописание глаголов на –тся и -ться | 2 | ||||
141 | Глаголы- исключения | 1 | ||||
142 | Написание безударных окончаний глаголов | 1 | ||||
143 | Разбор глагола как части речи. | 1 | ||||
145 | Проверь себя. | 1 | ||||
146 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | ||||
147 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | ||||
Имя числительное. Наречие. (8 ч) | ||||||
148-150 | Имя числительное. | 3 | ||||
151-153 | Наречие. | 3 | ||||
154 | Контрольный диктант по темам «Имя числительное, наречие» | 1 | ||||
155 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | ||||
Повторение. (15 ч) | ||||||
156,157 | Повторение. Слово. | 2 | ||||
158 | Повторение. Части речи. | 1 | ||||
159 | Развитие речи. Подробное изложение текста по составленному плану. | 1 | ||||
160,161 | Повторение. Части речи. | 2 | ||||
162 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | ||||
163 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | ||||
164 | Итоговый тест за 4 класс. | 1 | ||||
165,167 | Повторение. Правила правописания. | 2 | ||||
168 | Олимпиадная работа | 1 | ||||
169 | Итоговый тест | 1 | ||||
170 | Обобщающий урок. | 1 |