Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по УМК «Перспектива»
Пояснительная записка
Планируемые результаты и содержание образовательной области «Филология» на уровне начального общего образования
Русский язык
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающиепредотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку 4 класс (УМК «Перспектива»)
5 ч в неделю, 170 часов в год
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Примечание |
||
План. |
Факт. |
|||||
Повторяем – узнаем новое (20 часов) |
||||||
Речевое общение. Речь устная и письменная (2 часа) |
||||||
1. |
Знакомство с учебником «Русский язык». Речевое общение |
1 |
||||
2 |
Речь устная и письменная. |
1 |
||||
Цель речевого общения (3 ч) |
||||||
3. |
Цель речевого общения. |
1 |
||||
4. |
Правила общения. |
1 |
||||
5. |
Правила общения.Закрепление |
1 |
||||
Речевая культура. Обращение. (6 ч) |
||||||
6. |
Речевая культура. Обращение. |
1 |
||||
7. |
Обращение . Знаки препинания при обращении. |
1 |
||||
8. |
Деловая речь. Составление плана. |
1 |
||||
9. |
Научная и художественная речь. |
1 |
||||
10. |
Метафора и сравнение. Повторение и обобщение. |
1 |
||||
11. |
Административный контрольный диктант |
1 |
||||
Текст как речевое произведение. (9 ч) |
||||||
12. |
Работа над ошибками. Текст. Признаки текста. |
1 |
||||
13. |
План текста простой и развернутый. |
1 |
||||
14. |
Обучающее изложение «Кот – ворюга» |
1 |
||||
15 |
Работа над ошибками. Текст-рассуждение. Текст- повествование. Текст –описание. |
1 |
||||
16. |
Составление текстов разных типов |
1 |
||||
17. |
Составление собственного текста. |
1 |
||||
18. |
Проверь себя. |
1 |
||||
19. |
Контрольный диктант по теме «Текст» |
1 |
||||
20. |
Анализ контрольного диктанта. Повторение. |
1 |
||||
Язык как средство общения (33 ч) |
||||||
Средства общения (8 часов) |
||||||
21. |
Средства общения. Роль языка в общении. |
1 |
||||
22. |
Способы передачи сообщения |
1 |
||||
23. |
Повторение. Звуки и буквы русского языка. |
1 |
||||
24. |
Основные правила орфографии |
1 |
||||
25. |
Словесное творчество. Основные правила орфографии |
1 |
||||
26. |
Повторение изученных орфограмм. Ударение. |
1 |
||||
27. |
Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения» |
1 |
||||
28. |
Проверь себя. |
1 |
||||
Предложение (3 часа) |
||||||
29 |
Работа над ошибками. Различение предложений и словосочетаний. |
1 |
||||
30 |
Виды предложений по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания. |
1 |
||||
31 |
Развитие речи. Составление текста- рассуждения на заданную тему. |
1 |
||||
Главные и второстепенные члены предложения (5 ч) |
||||||
32,33 |
Подлежащие и сказуемое как грамматическая основа предложения. |
2 |
||||
34 |
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. |
1 |
||||
35. |
Способы выражения подлежащего и сказуемого. |
1 |
||||
36 |
Связь слов в предложении. |
1 |
||||
II четверть . Предложения с однородными членами предложения |
||||||
37 |
Однородные члены предложения |
1 |
||||
38 |
Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонацией перечисления. |
1 |
||||
39,40 |
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
2 |
||||
Простые и сложные предложения (2 ч) |
||||||
41 |
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложения с союзами и. а, но. |
1 |
||||
42 |
Обучающее изложение «Первый снег» |
1 |
||||
Словосочетание. (3 ч) |
||||||
43 |
Работа над ошибками. Словосочетание. Различение между словосочетание, словом и предложением. |
1 |
||||
44 |
Контрольный диктант по теме «Предложение» |
1 |
||||
45 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний о предложении и словосочетаний. |
1 |
||||
Слово и его значение (8 ч) |
||||||
46 |
Обобщение знаний о значении слова. |
1 |
||||
47 |
Различные виды лингвистических словарей. |
1 |
||||
48 |
Звуко- буквенная форма слова и его лексическое значение |
1 |
||||
49,50 |
Синонимы. Антонимы. Омонимы. |
2 |
||||
51 |
Многозначные слова. |
1 |
||||
52 |
Прямое и переносное значение слова. |
1 |
||||
53 |
Проверь себя. |
1 |
||||
Состав слова. Однокоренные слова.(23 ч) |
||||||
54 |
Состав слова. Разбор слова по составу. |
1 |
||||
55,56 |
Образование новых слов с помощью приставок. |
2 |
||||
57 |
Разделительный твердый знак. |
1 |
||||
58 |
Разделительный мягкий знак. |
1 |
||||
59 |
Разделительные твердый и мягкий знаки . |
1 |
||||
60 |
Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок» |
1 |
||||
61 |
Образование новых слов с помощью суффиксов |
1 |
||||
62 |
Правописание суффиксов –ик-, -ек-. |
1 |
||||
63 |
Однокоренные слова. |
1 |
||||
64-66 |
Правописание гласных с согласных в корне слова. |
3 |
||||
67 |
Контрольный диктант по теме «Правописание гласных и согласных вы корне слова» |
1 |
||||
68 |
Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне слова. |
1 |
||||
69 |
Удвоенные согласные корне слова |
1 |
||||
70 |
Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно-составленному плану. |
1 |
||||
71 |
Анализ изложения. Правописание слов орфограммами в корне. |
1 |
||||
III четверть |
||||||
72 |
Однокоренные слова и формы слова |
1 |
||||
73 |
Правописание соединительных гласных в сложных словах. |
1 |
||||
74 |
Развитие речи. Обучающее сочинение на тему «Первый снег» |
1 |
||||
75 |
Проверь себя. Систематизация знаний о составе слова. |
1 |
||||
76 |
Контрольный диктант по теме «Состав слова» |
|||||
77 |
Анализ контрольного диктанта. Повторение основных орфограмм в корне. |
1 |
||||
Слово как часть речи.(78 ч) |
||||||
Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. (6 ч) |
||||||
78 |
Различие и общность частей речи. |
1 |
||||
79 |
Грамматические значения частей речи. |
1 |
||||
80 |
Распределение слов по частям речи. |
1 |
||||
81 |
Роль частей речи в предложении. |
1 |
||||
82 |
Проверь себя. Систематизация знаний о частях речи. |
|||||
83. |
Контрольный диктант за I четверть |
|||||
Имя существительное (22 с) |
||||||
84 |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
1 |
||||
85 |
Число и род имен существительных |
|||||
86 |
Алгоритм определения падежа имен существительных |
1 |
||||
87 |
Упражнения в распознавании падежа имен существительных |
1 |
||||
88 |
Определение падежа имен существительных. Несклоняемые существительные. |
1 |
||||
89-91 |
Три склонения имен существительных. Обучающее изложение. |
3 |
||||
92-94 |
Падежные окончания имен существительных 1-го склонения. |
2 |
||||
95,96 |
Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. |
2 |
||||
97,98 |
Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. |
2 |
||||
99,100 |
Падежные окончания имен существительных в единственном числе. |
2 |
||||
101-103 |
Склонение имен существительных во множественном числе |
3 |
||||
104 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
1 |
||||
105 |
Анализ контрольного диктанта. |
1 |
||||
Имя прилагательное (13 ч) |
||||||
106 |
Имя прилагательное. Повторяем то, что знаем. |
1 |
||||
107,108 |
Безударные окончания имен прилагательных |
2 |
||||
109-111 |
Склонение имен прилагательных. |
3 |
||||
112-114 |
Склонение имен прилагательных во множественном числе. |
3 |
||||
115 |
Разбор имени прилагательного как части речи. |
1 |
||||
116 |
Проверь себя. |
1 |
||||
117 |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
1 |
||||
118 |
Анализ контрольного диктанта. |
1 |
||||
Местоимение (7 ч) |
||||||
119 |
Местоимение как часть речи. |
1 |
||||
120 |
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. |
1 |
||||
121 |
Склонение личных местоимений 3-го лица. |
1 |
||||
122 |
Изменение личных местоимений по падежам. Творческая переменка. |
1 |
||||
123 |
Проверь себя. |
1 |
||||
124 |
Контрольный диктант по теме «Местоимение» |
1 |
||||
125 |
Анализ контрольного диктанта |
1 |
||||
IV четверть. Глагол. (20 ч) |
||||||
126 |
Повторяем , что знаем. Роль глаголов в языке. |
1 |
||||
127 |
Прошедшее время глагола. |
1 |
||||
128,129 |
Неопределенная форма глагола |
2 |
||||
130 |
Спряжение глаголов в настоящем времени. |
1 |
||||
131 |
Спряжение глаголов в будущем времени.. |
1 |
||||
132 |
Второе лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени. |
1 |
||||
133 |
Первое и второе спряжение глаголов. |
1 |
||||
134, 135 |
Способы определения спряжения глаголов |
2 |
||||
136 |
Диктант |
1 |
||||
137,138 |
Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени |
2 |
||||
139,140 |
Правописание глаголов на –тся и -ться |
2 |
||||
141 |
Глаголы- исключения |
1 |
||||
142 |
Написание безударных окончаний глаголов |
1 |
||||
143 |
Разбор глагола как части речи. |
1 |
||||
145 |
Проверь себя. |
1 |
||||
146 |
Контрольный диктант по теме «Глагол» |
1 |
||||
147 |
Анализ контрольного диктанта. |
1 |
||||
Имя числительное. Наречие. (8 ч) |
||||||
148-150 |
Имя числительное. |
3 |
||||
151-153 |
Наречие. |
3 |
||||
154 |
Контрольный диктант по темам «Имя числительное, наречие» |
1 |
||||
155 |
Анализ контрольного диктанта. |
1 |
||||
Повторение. (15 ч) |
||||||
156,157 |
Повторение. Слово. |
2 |
||||
158 |
Повторение. Части речи. |
1 |
||||
159 |
Развитие речи. Подробное изложение текста по составленному плану. |
1 |
||||
160,161 |
Повторение. Части речи. |
2 |
||||
162 |
Итоговый контрольный диктант. |
1 |
||||
163 |
Анализ контрольного диктанта. |
1 |
||||
164 |
Итоговый тест за 4 класс. |
1 |
||||
165,167 |
Повторение. Правила правописания. |
2 |
||||
168 |
Олимпиадная работа |
1 |
||||
169 |
Итоговый тест |
1 |
||||
170 |
Обобщающий урок. |
1 |