Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по УМК «Перспектива»
Рабочая программа
по русскому языку УМК «Перспектива»
для 4 класса
начального общего образования
на 2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа |
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку,авторской учебной программы «Русский язык» (авторы Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина), 2011, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации № 373 от 06.10. 2009г.«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»). Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 4 класса и реализуется на основе следующих документов: 1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2010 N 373 (с изменениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 18.05.2015, 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования". 3. Примерной основной образовательной программы начального общего образования. 4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 (с изменениями и дополнениями от 08.06.2015, 28.12.2015, 26.01.2016, 21.04.2016, 29.12.2016, 08.06.2017, 20.06.2017, 05.07.2017) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования». 5. Основной образовательной программы МБОУ "Цнинская СОШ №1". 6. «Конвенции о правах ребенка» (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года) Рабочая программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся. Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса русского языка в начальной школе. |
Структура документа |
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование. |
Цели и задачи |
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели. Цели: - познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников; - социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач. Задачи: - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; - овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. |
Основные методы |
При проектировании современного урока русского языка учитель ориентируется на известные в педагогике методы обучения, конкретизируя их в соответствии с задачами обучения и предметным содержанием. 1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (проблемный и игровой). 2 Методы организации учебно-познавательной деятельности: 1) методы получения новых знаний для ее решения: а) репродуктивные: − сообщение учителя; − работа с учебником; б) поисковые методы: − наблюдение, эксперимент, анализ, конструирование, реализуемые в ходе учебной дискуссии, диалога (проблемный диалог; побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог; подводящий к знанию диалог); − метод информационного поиска; − метод моделирования; − метод построения алгоритма. 2) методы формирования предметных умений и навыков и УУД: – метод упражнений; – логико-познавательные задачи; – проектные задачи. 3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: |
Основные формы и виды организации учебного процесса |
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в начальной школе используется система индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на: · создание оптимальных условий обучения; · исключение психотравмирующих факторов; · сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся; · развитие положительной мотивации к освоению программы; · развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка. Типы урока В УМК «Перспектива» адаптируется деятельностная типология уроков. Классификация, построенная на основе технологии деятельностного метода, включает такие уроки, как: · Урок открытия нового знания. · Урок рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действия в стандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять, исправлять ошибки, корректировать свою учебную деятельность. · Урок обучающего контроля, на котором учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности. · Урок систематизации знаний, предполагающий структурирование и систематизацию знаний по изучаемым предметам. · Урок обобщающего контроля. Формы организации работы учащихся: · Индивидуальная. · Коллективная: фронтальная; парная; групповая. Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся; выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также личностно-ориентированному и дифференцированному подходам). Наиболее используемыми технологиями в начальной школе являются технология проблемно-диалогического обучения, технология деятельностного метода, технология сотрудничества, такие универсальные технологии, как информационно-компьютерные, проектные, игровые технологии, технология развития критического мышления через чтение и письмо. Формы учебных занятий · Игры. · «Путешествие». · Диалоги и беседы. · Практические работы. · Проектные работы. · Мини-лекции. · Смотр знаний. · Соревнования. · Викторины. · Аукцион знаний. Виды деятельности учащихся · Устные сообщения. · Обсуждения. · Работа с источниками. · Доклады. · Защита проекта. · Презентации. · Планирование работы. · Прогнозирование. · Рефлексия. |
Общая характеристика учебного предмета
|
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:
Коммуникативный принцип предусматривает: · осмысление и реализацию основной функции языка - быть средством общения; · развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения); · знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми); · формирование представления о тексте как результате продукте) речевой деятельности; · развитие у учащихся желания (потребности ) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записка, письмо, объявление и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной; · организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно- нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности. Познавательный принцип предполагает: · усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово; · развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения; · поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме; · осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т.е. до образования того или иного понятия); · освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения ) и в общем процессе познания; · осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции; · рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи; · формирование смыслового, а не озвучивающего чтения; объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение; · поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы. Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает: · пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания; · формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности; · развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка, а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования); · знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми; · творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов. Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений, навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта. Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и интересным для учащихся. Изучение систематического курса русского языка обеспечивает: · сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения; · развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся; · формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению; · формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению; · приобщение учащихся к духовно- нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры. Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах. Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода. Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстрированной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем – как деятельность по их усвоению. Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. В число основных содержательных линий Программы входят: · основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); · орфография и пунктуация; (орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики и синтаксиса) · развитие речи. Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку. |
Межпредметные и внутрипредметные связи
|
Для повышения эффективности преподавания русского языка в начальных классах значительная роль отводится межпредметным связям. Специфика межпредметных связей на уроках русского языка состоит в том, что они разнокачественные и могут быть выражены в таких группах: 1) русский язык – иностранный язык, история; 2) русский язык - литературное чтение; 3) русский язык – окружающий мир, математика; 4) русский язык – музыка, ИЗО, физкультура, технология. Содержательная сторона этих групп различна. В первом случае связи носят сопоставительный характер; во втором – связь выступает как первоэлемент для изучения литературы; в третьем – связи выражаются в использовании материала того или иного предмета для развития речи и для раскрытия общности естественного языка и языка науки; в четвёртом – обогащают речь образностью, показывают интонационную общность поэтического слова и музыки, специфику словоупотребления в спорте, трудовых процессах. Совокупность межпредметных связей раскрывает основные социальные функции языка как средства общения и средства познания. Тесные внутрипредметные связи в курсе «Русский язык» определяются тем, что в языке взаимосвязаны его фонетический строй, лексический состав и грамматическая система как различные стороны одного и того же явления – языка. Поэтому только взаимосвязанное изучение различных уровней языка может привести к восприятию языка как единой системы, единого целого, послужит основой практического овладения им. |
Место предмета в базисном учебном плане
|
На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 675 ч. В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена из расчета 4 часа в неделю, 140 часов в год . Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету. Количество контрольных работ соответствует нормам, предусмотренным базисным планом: контрольные диктанты -8; словарные диктанты – 4; контрольное списывание -3, контрольное изложение – 2; тематическая работа – 1, тестовая работа -1. |
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
|
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой. В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка. Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.). Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык. При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. |
Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся
|
Виды контроля · вводный; · текущий; · тематический; · итоговый. Методы контроля · письменный; · устный. Формы контроля: · Индивидуальный и фронтальный опрос. · Индивидуальная работа по карточкам. · Работа в паре, в группе. · Контрольное списывание. · Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные). · Тесты. · Творческие работы (сочинения, изложения). · Проекты. Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов · Активность участия. · Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. · Самостоятельность. · Оригинальность суждений. Критерии и система оценки письменных работ Диктанты (60-70 слов в 1 полугодии, 70-85 слов во 2 полугодии). Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма. Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии. Оценка "3"ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно. Оценка "2"ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. Ошибкой в диктанте следует считать: • нарушение правил орфографии при написании слов; • пропуск и искажение букв в словах; • замену слов; • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов. За ошибку в диктанте не считаются: • ошибки на теразделы орфографии и пунктуации, которые не изучались; • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения записано с заглавной буквы. За одну ошибку в диктанте считаются: • два исправления; • две пунктуационные ошибки; • повторение ошибок в одном и том же слове. Негрубыми ошибками считаются следующие: · повторение одной и той же буквы в слове; · недописанное слово; · перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; · дважды записанное одно и то же слово в предложении. Грамматические задания Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий. Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий. Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий. Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий. Изложения и сочинения (Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении контрольных изложений. Выставляется две отметки: за содержание и грамотность ). Оценка "5" ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: - правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности); б) грамотность: - нет орфографических и пунктуационных ошибок; - допускается 1-2исправления. Оценка "4" ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: - правильноеи достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; - имеются отдельные фактические и речевые неточности; - допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста. б) грамотность: - две орфографические и одна пунктуационная ошибки. Оценка "3" ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: - допущены отклонения от авторского текста; - отклонение от темы; - допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей; - беден словарь; - имеются речевыенеточности; - допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста; б) грамотность: - 3-5 орфографическихи 1-2 пунктуационных ошибок. Оценка "2" ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: - работа не соответствует теме; - имеются значительные отступления от авторской темы; - многофактических неточностей; - нарушена последовательность изложения мыслей; - во всех частях работы отсутствует связьмежду ними; - словарь беден; - более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста; б) грамотность: - более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок. Контрольное списывание (на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта). Оценка "5"ставится: - нет ошибок и исправлений; - работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма. Оценка "4" ставится: - имеется 1 ошибка и одно исправление. Оценка "3" ставится: - имеется 2-3 ошибки и одно исправление. Оценка "2" ставится: - имеется более 3 ошибок и 1-2 исправления. Словарный диктант Оценки: «5» – без ошибок. «4» – 1 ошибка и 1 исправление. «3» – 2 ошибки и 1 исправление. «2» – 3 ошибки и более. Тест Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях. Оценки: «5» – верно выполнено более 3/4 заданий. «4» – верно выполнено 3/4 заданий. «3» – верно выполнено 1/2 заданий. «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий. |
Результаты обучения |
Результаты изучения курса «Русский язык» (4 класс) приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся». Требования направлены на реализацию деятельностного, практико - ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья; также указаны планируемые результаты освоения предмета.
|
Содержание программы
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).
Повторяем – узнаём новое
Речевое общение. Речь устная и письменная.
Расширение понятия речевого общения: ролевые отношения (кто и кому говорит), содержание речи и её словесное оформление (что и как говорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится). Общение на разных уровнях (собеседники, группа, коллектив). Качество речевого общения: выразительность информативность, логичность, правильность речи.
Цель речевого общения
Умение вести диалог – расспрос, аргументировать своё высказывание, доказывать свою точку зрения. Общение как процесс, в котором есть определённая цель и должен быть достигнут результат. Контрольная работа
Речевая культура. Обращение.
Речевой этикет. Использование формул речевого этикета в различных сферах общения ( в школе, клубе, театре и дома). Устная и письменная форма общения. Обращение. Знаки препинания при обращении. Наблюдение за построением диалогов в устной и письменной речи.
Текст как речевое произведение.
Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы. Расширение представлений о тексте: составление текста на заданную тему и текста, отражающего проблему общения (нравственную, коммуникативно – речевую. Различные типы текстов: повествование, рассуждение, описание. Составление текстов разных типов. План текста простой и развёрнутый. Составление памяток, определяющих последовательность действий. Изложение текста по самостоятельно или коллективно составленному плану. Сочинение на заданную и свободную темы, а также, на тему по выбору. Написание деловых текстов: записки, объявления, письма, заявления, объяснительной записки и т. п. Сравнение текстов научного и художественного стиля. Культура оформления письменного текста: разборчивое письмо в соответствии с требованиями каллиграфии.
Контрольные мероприятия:
Контрольная работа № 1 (входной диктант)
Контрольное списывание по теме «Текст»
Обучающиеся научатся:
Личностные:
Использование формул речевого этикета в различных сферах общения.
Владеть позитивным настроем при общении.
Регулятивные:
Определять цели, тему, способы и результаты общения
Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе.
Познавательные:
Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание.
Писать сочинения и изложения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания.
Определять тип текста, формулировать тему и главную мысль текста, излагать текст по составленному плану.
Коммуникативные:
Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения.
Умение вести диалог-расспрос, аргументировать своё высказывание, доказывать свою точку зрения.
Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное.
Составлять диалоги в паре используя обращение и слова речевого этикета.
Предметные
Знать:
Формы общения.
Различные типы текстов.
Уметь:
Использоватьзнаки препинания при обращении.
Составлять текст на заданную тему.
Различные типы текстов.
Составлять план текста простой и развёрнутый.
Писать деловые тексты: записки, объявления, письма, заявления, объяснительные записки.
Язык как средство общения
Средства общения
Роль языка в общении. Роль письменности в истории человечества. Систематизация знаний об основных языковых единицах ( звуках, буквах, предложениях, текстов ) Повторение основных орфограмм.
Предложение
Повторение знаний о предложении. Различение предложений и словосочетаний. Разные виды предложений.
Главные и второстепенные члены предложения
Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Роль второстепенных членов предложения.
Предложения с однородными членами
Смысловая ёмкость предложений с однородными членами. Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов.
Простые и сложные предложения
Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Использование простых и сложных предложений в речи.
Словосочетание
Различия между словосочетанием, словом и предложением.
Слово и его значение
Обобщение представлений о лексическом значении слова. Слово как языковой знак, имеющий не только план выражения (звуко – буквенную и формально – грамматическую форму), но и план содержания ( значение слова) Тематическая классификация слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность. Метафора и сравнение. Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Различные виды лингвистических словарей: фразеологические, этимологические. Их устройство и назначение.
Контрольные мероприятия:
Контрольная работа № 2 (диктант) по теме «Язык как средство общения»
Контрольное изложение № 1
Контрольная работа № 3 (диктант) по теме «Предложение»
Контрольная работа № 4 (диктант) по теме «Язык как средство общения»
Обучающиеся научатся:
Личностные:
Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человека.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование личностного смысла учения.
Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные:
Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Систематизировать знания об основных языковых единицах, давать определения им.
Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности каждого типа предложений.
Сравнивать простые и сложные предложения, объяснять роль союзов в сложном предложении.
Выделять словосочетание из предложения, находить связь слов в словосочетании. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.
Коммуникативные:
Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное.
Предметные
Знать:
Способы выражения подлежащего и сказуемого. Роль второстепенных членов предложения.
Различие между словосочетанием, словом и предложением.
Виды лингвистических словарей.
Уметь:
Выделять главные члены и второстепенные члены предложения, распространять предложения второстепенными членами. Ставить знаки препинания при однородных членах.
Состав слова
Состав слова. Однокоренные слова
Повторение и систематизация основных орфограмм корня. Правописание суффиксов –ек и –ик. Сложные слова. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.
Контрольные мероприятия:
Контрольное списывание № 2 по теме «Правописание предлогов и приставок»
Обучающиеся научатся:
Личностные:
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Регулятивные:
Уметь оценить правильность выполнения действия.
Познавательные:
Определять значение, которое приносить в слово каждая морфема.
Находить значимые части слова, объяснять их написание с точки зрения орфографии.
Коммуникативные:
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные
Знать:
Значимые части слова, единообразное их написание.
Правописание суффиксов –ек, -ик.
Уметь:
Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание.
Списывать аккуратно и без ошибок текст, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами
Слово как часть речи
Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении.
Критерии выделения частей речи: общее значение, набор грамматических значений, роль в предложении. Грамматическое значение частей речи (общее представление ).
Имя существительное
Повторяем, что знаем. Общее значение предметности существительных, вопросы. Род имён существительных (постоянный признак ). Число.падеж (изменяемые признаки ). Закрепление алгоритма определения падежа имени существительного. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имён существительных. склонение имён существительных единственного числа. безударные падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 – го склонения ( кроме имён существительных на –мя, -ый, ие, - ия. Склонение имён существительных во множественном числе Варианты падежных окончаний имён существительных (предложный падеж единственного числа существительных мужского рода, именительный падеж множественного числа, родительный падеж множественного числа). Разбор имени существительного как части речи. Роль имени существительного в речи и в составе предложений.
Имя прилагательное
Повторяем что знаем. Общее значение: признак, качество предмета, вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам. Склонение имён прилагательных. Безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе (кроме имён прилагательных на –ья, -ье, -ов, -ин) и способы их проверки. Образование имён прилагательных. Разбор имени прилагательного как части речи.
Местоимение
Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2, 3 –го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения, их роль в предложении.
Глагол
Повторяем, что знаем. Общее значение действия, состояния, вопросы. Изменение глагола по временам. Неопределённая форма глагола как его начальная форма. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение ). Наблюдение за личными окончаниями глаголов при спряжении в единственном и во множественном числе.
1 и 2 спряжение глаголов. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений. Способы определения спряжения глагола. Правописание глаголов на –тся и –ться. Определение написания –тся и –ться с помощью вопроса к глаголу. Глаголы – исключения. Написание окончаний в глаголах – исключениях 1 и 2 спряжения. Разбор глагола как части речи.
Имя числительное
Общее представление об имени числительном как части речи. Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функции. Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. Употребление числительных в речи.
Наречие
Наречие. Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий. Образование наречий от имён прилагательных. Роль наречий в предложении. Употребление наречий в речи.
Служебные части речи
Предлоги. Союзы. Общее представление, значение и роль в предложении.
Контрольные мероприятия:
Тест по теме «Падежные окончания имён существительных 1 склонения»
Контрольная работа № 5 (диктант) по теме «Склонение имён существительных единственного числа»
Проверочная работа по теме «Имя существительное»
Контрольная работа № 6 (диктант) по теме «Имя прилагательное»
Тест «Проверь себя»
Контрольное изложение № 2
Контрольная работа № 7 (диктант) по теме «Глагол»
Контрольное списывание № 3 по темам «Имя числительное», «Наречие»
Обучающиеся научатся:
Личностные:
Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человека.
Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные:
Сохранять в памяти поставленную задачу.
Оценивать свои успехи в учебной деятельности.
Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий,
анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и
корректировать свои действия, оценивать их.
Познавательные:
Различать слова разных частей речи на основе общности их значений, грамматических признаков и роли в предложении.
Доказывать принадлежность слова к определённой части речи.
Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова.
Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям.
Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным
Находить имена существительные, определять их особенности.
Анализировать имя существительное, имя прилагательное как часть речи
Применять алгоритм приопределения падежа, безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения;
безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе; при определении спряжения глаголов;
при написании личных окончаний глаголов I и II спряжений.
Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями.
Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов.
Сравнивать местоимения с существительными по функции и грамматическим формам.
Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени, называть основные способы определения спряжения глагол, обосновывать написание –тся и ться.
Коммуникативные:
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Предметные
Знать:
Критерии выделения частей речи.
Грамматическое значение частей речи.
Постоянные и изменяемые признаки
имён существительных.
Варианты падежных окончаний имён существительных.
Роль имён существительных в речи и в составе предложений.
Склонения имён прилагательных.
Способы их проверки
безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения;
безударных падежных окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе.
Местоимения 1, 2, и 3-го лица единственного и множественного числа.
Правило правописания личных местоимений с предлогами.
Находить начальную форму глагола.
Личные окончания глаголов I и II спряжений.
Способы определения спряжения глаголов.
Глаголы – исключения.
Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные.
Служебные части речи.
Уметь:
Грамотно писать:
безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения;
безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе.
Использовать в речи несклоняемые существительные.
Определять безударные окончания имен прилагательных.
Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов.
Определять число, лицо и падеж личных местоимений.
Находить наречие, ставить к ним вопросы, определять значение.
Выполнять разбор имёни существительного как части речи, имёни прилагательного, глагола.
Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола.
Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
Определять написание –тся и –ться с помощью вопроса к глаголу.
Образовывать наречия от имён прилагательных.
Писать служебные части речи с другими частями речи
Повторение
Контрольные мероприятия:
Контрольная работа № 8 (итоговый диктант)
Итоговый тест за 4 класс
Учебно-тематический план на 2018 – 2019 учебный год
Раздел |
Кол-во часов |
Вид контроля |
I четверть Повторяем – узнаём новое Язык как средство общения |
32 |
Контрольная работа № 1 (входной диктант) Контрольное списывание по теме «Текст» Контрольная работа № 2 (диктант) по теме «Язык как средство общения»
|
II четверть Язык как средство общения Состав слова Слово как часть речи |
31 |
Контрольное изложение № 1 Контрольная работа № 3 (диктант) по теме «Предложение» Контрольное списывание № 2 по теме «Правописание предлогов и приставок» Контрольная работа № 4 (диктант) по теме «Язык как средство общения»
|
III четверть Слово как часть речи
|
41 |
Тест по теме «Падежные окончания имён существительных 1 склонения» Контрольная работа № 5 (диктант) по теме «Склонение имён существительных единственного числа» Проверочная работа по теме «Имя существительное» Контрольная работа № 6 (диктант) по теме «Имя прилагательное» Тест «Проверь себя»
|
IV четверть Слово как часть речи Повторение
|
29 |
Контрольное изложение № 2 Контрольная работа № 7 (диктант) по теме «Глагол» Контрольная работа № 8 (итоговый диктант) Контрольное списывание № 3 по темам «Имя числительное», «Наречие» Итоговый тест за 4 класс
|
Всего |
133 |
Контрольный диктант – 8 Контрольное списывание – 3 Контрольное изложение – 2 Тест – 3 Проверочная работа – 1
|
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу четвёртого класса обучающиеся должны уметь:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
• определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
• определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами.
• применять правила правописания (в объёме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
• безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
• писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
• знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить фонетико-графический (звуко - буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму ,оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
• соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
• проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные
местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
• различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
• различать простые и сложные предложения.
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах..
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении («sms"сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Литература и средства обучения
Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”.
Сборник программ УМК «Перспектива» - изд-во «Просвещение», 2012.
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями:
Для учащихся:
1.Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. Учебник. М., Просвещение, 2014.
2.Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. М., Просвещение, 2014.
3.Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык» (CD).
Для учителя:
1.Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. Учебник. М., Просвещение, 2014.
2.Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. М., Просвещение, 2014.
3.Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. Методическое пособие. М., Просвещение, 2014.
4.Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык» (CD).
5.И.Ф.Яценко, Т.И.Ситникова, Н.А.Рылова. Поурочные разработки по русскому языку. М., Вако, 2014.
Д – демонстрационный экземпляр (1 экземпляр, кроме специально оговоренных случаев)
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)
№ |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Необходимое количество |
|
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
|
1 |
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 2 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.) |
К |
2 |
Стандарт начального образования и документы по его реализации. |
Д |
3 |
Примерная программа начального образования по русскому языку. |
Д |
1 |
Печатные пособия Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку. |
Д |
2 |
Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме). |
Д |
3 |
Словари всех типов по русскому языку. |
Д |
4 |
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме). |
Д |
|
Технические средства обучения |
|
1 |
Компьютер с программным обеспечением. |
Д |
2 |
Интерактивная доска. |
Д |
3 |
Мультимедийный проектор. |
Д |
|
Экранно-звуковые пособия. |
|
1 |
Мультимедийные (цифровые образовательные ресурсы), соответствующие содержанию образования. |
Д |
2 |
Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык» (CD). |
К |