Рабочая программа по географии в 6 классе (УМК В. П. Дронова)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии в 6 классе
на 2020 – 2021 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии в 6 классе.
Предметная область – «Общественно-научные предметы».
Количество часов в неделю - 1 час.
Количество часов в год - 34 часа в соответствии с учебным планом
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);
Фундаментального ядра содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);
Основной образовательной программы основного общего образования
МКОУ ООШ № 7 г.Омутнинска
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), с учетом авторской программы Летягин А.А., География. Начальный курс: 5-6 класс: Примерное поурочное планирование: Методическое пособие. – М.: Вентана–Граф, 2014.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.
Рабочая программа ориентирована на использования учебника:
География. Начальный курс: 5-6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. А.А.Летягин; под общей редакцией В.П. Дронова. – М.:Вентана –Граф, 2016. (№ 1.2.2.4.6.2 Федерального перечня учебников).
Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
Планируемые результаты
Личностные результаты
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Метапредметные результаты
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Предметные результаты
формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Выпускник научится:
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий
Выпускник получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Содержание (ФГОС ООО) | Контроль |
1 | Введение. Географическое познание нашей планеты | 6 | Источники географической информации. География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве | №1 |
2 | Изображение земной поверхности План местности | 9 | Географические модели: глобус, географическая карта, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть) Ориентирование по карте: чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов | |
3 | Глобус и географическая карта – модели земной поверхности | 5 | Глобус, географическая карта, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть) Ориентирование по карте: чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов | №2 |
4 | Геосферы Земли Литосфера | 14 | Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы: изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана, их изменения под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте | |
| Атмосфера | | Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха в зависимости от высоты. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Адаптация человека к разным климатическим условиям. Наблюдение за погодой, ее описание. Изменение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применение барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата. | |
| Гидросфера | | Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные памятники гидросферы. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли | |
| Биосфера и почвенный покров | | Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли Наблюдение за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Почва как особое природное образование. Плодородие- важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте | |
| Географическая оболочка Земли | | Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияние на качество жизни населения. Природа Земли и человек | |
| Итого | 34 | | |
В зависимости от уровня усвоения обучающимися отдельных разделов и тем программы в рабочую программу могут быть внесены изменения, т.к. в ФГОС ООО не предусматривается порядок изучения и количество часов.
Формы организации учебных занятий:
фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Основные виды учебной деятельности
Личностные:
- проекты, творческие задания, мысленное воспроизведение картины или ситуации, самооценка события;
Познавательные:
- работа с графиками и картами, составление диаграмм и кроссвордов, работа с номенклатурой.
Регулятивные:
- поиск информации, географический диктант, разгадывание кроссвордов, взаимоконтроль
Запланировано проведение за 5 класс контрольных работ-3
| Контрольные работы |
1 | Литосфера |
2 | Гидросфера |
3 | Атмосфера и Биосфера |
Запланировано проведение за 6 класс: контрольных работ -2
практических работ – 5
| Контрольные работы |
№1 | Географическое познание нашей планеты |
№2 | Земля планета солнечной системы Изображение земной поверхности |
Контрольно-измерительные материалы составлены на основе:
1. Летягин А.А. География 5-6 класс. Методическое пособие, ФГОС, 2016г.
2. Летягин А.А. Рабочая тетрадь «Дневник географа – следопыта», М: Вентана Граф 2014 г.
3. Братчиков Е.В. География 6 класс. Сборник заданий и упражнений, М – Экзамен, 2013 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения |
1 | «География- Начальный курс» 5-6 класс - Летягин А.А / Под ред. Дронова В.П. - М.: Вентана-Граф |
| Электронное приложение к учебнику |
2 | Братчиков Е.В. География 6 класс. Сборник заданий и упражнений, М – Экзамен |
3 | Летягин А.А. География: Начальный курс: 6 класс: Примерное поурочное планирование: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф |
4 | Комплект контурных карт 6 класс - М.:Дрофа |
5 | Атлас 5-6 классы - М.: Дрофа |
6 класс
№ | Тема урока | |
1 четверть | ||
1 | Введение. Начало географического познания Земли | |
2 | География в средние века (Европа) | |
3 | География в средние века (Азия) | |
4 | Великие географические открытия Пр. р №1 «Нанесение на к.к. маршруты путешественников» | |
5 | Географические открытия и исследования в XVI –XIX века | |
6 | Современные географические исследования Контр.раб №1«Географическое познание нашей планеты» | |
7 | Виды изображения земной поверхности. | |
8 | Ориентирование на местности | |
| 2 четверть | |
9 | Ориентирование на местности Пр.р №1 «Определение сторон горизонта» | |
10 | Топографический план и топографическая карта | |
11 | Как составляют топографические планы и карты | |
12 | Как составляют топографические планы и карты | |
13 | Изображение рельефа на топографических планах и картах | |
14 | Изображение рельефа на топографических планах и картах | |
15 | Виды планов и их использование Пр.р.№2 Чтение топографической карты | |
16 | Виды планов и их использование | |
| 3 четверть | |
17 | Глобус – модель Земли | |
18 | Географические координаты | |
19 | Определение расстояний и высот по глобусу | |
20 | Географическая карта Пр.р. №3 «Определение географических координат и расстояний» | |
21 | Географические карты и навигация в жизни человека Контр. раб.№2 «Изображение земной поверхности» | |
22 | Минералы. Свойства минералов | |
23 | Выветривание и перемещение горных пород Пр.р.№4 Опр33у3у3у2111цычеделение горных пород и минералов | |
24 | Рельеф земной поверхности горы суши | |
25 | Равнины и плоскогорья суши Пр.р.№5 « Определение географического положения равнин» | |
26 | Рельеф дна Мирового океана | |
| 4четверть | |
27 | Как нагревается атмосферный воздух Исследование условий нагревания подстилающей поверхности | |
28 | Атмосферное давление. Исследование изменений атмосферного давления с высотой | |
29 | Движение воздуха | |
30 | Вода в атмосфере. Климат | |
31 | Воды Мирового океана | |
32 | Воды суши | |
33 | Биологический круговорот. Почва. | |
34 | Географическая оболочка и человек. |
Основные направления коррекционной работы
( для классов, в которых обучаются дети с ОВЗ)
Разные формы задержки психического развития у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания. Особенности нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития:
препятствуют реализации мыслительной деятельности;
не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности;
затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.
Учитывая психологические особенности и возможности детей ЗПР, материал дается небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивается количество тренировочных упражнений с многократным повторением. Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении географии, строится в соответствии со следующими основными положениями:
Восполнение пробелов знаний путем организации предметно-практической деятельности
Дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане.
Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций.
Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету.
Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.
Приемы активизации работы детей с ЗПР в учебной деятельности». Для детей с ЗПР в учебной деятельности выделены общие подходы в организации работы
1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
3. Индивидуальный подход.
4. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
5. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
6. Использование многократных указаний, упражнений.
7. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
8. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
9. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
Потамошнева Наталья Алексеевна