Рабочая программа по русскому языку в 5–9 классе по УМК Л.М. Рыбченковой

0
0
Материал опубликован 25 April 2022





















































. Рабочая программа по русскому языку реализуется на основе следующих нормативных документов:

– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

– Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

- Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";

- Законом о языках;

- Законом Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан»;

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ от 29.12.2010 № 189;

- Основной образовательной программой школы;

- Учебным планом МБОУ Лицей №1 им. Ф. Булякова с. Мишкино;

- Уставом МБОУ Лицей №1 им. Ф. Булякова с. Мишкино;

- Годовым учебным календарным графиком на текущий учебный год;

- Федеральным перечнем учебников и утвержденным списком учебников, используемых в образовательном процессе МБОУ Лицей №1 им. Ф. Булякова с. Мишкино.

- Учебно-методическим комплексом.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по русскому языку для 5-9 кл. Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, в основу которой положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, учебника для 5-9х кл. основной школы Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской.

Планируемые результаты изучения русского языка

Изучение русского языка в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является

сформированность следующих умений:

по фонетике и графике: производить фонетический разбор
слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;

по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;

по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;

по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;

по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;

по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

Содержание учебного предмета

5-9 классы

Раздел 1. Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог, виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога). Диалог, виды диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-обсуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-обсуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

1. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности.

Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемой зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение различными видами чтении (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Раздел 3. Текст

1. Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Составление плана текста. Установление смысловых частей текста, определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Информационная переработка текста.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, аннотация, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, интервью, статья, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

2. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, резюме; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах с использованием разных средств аргументации.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции.

Раздел 5. Общие сведения о языке

1. Русский язык—национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.

Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Различение функциональных разновидностей современного русского языка. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Основные выразительные средства фонетики.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

2. Осознание смыслоразличительной функции звука в слове. Различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

Правильное произношение слов в соответствии с нормами литературного языка. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

Наблюдение за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи.

Раздел 7. Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’]. Прописные и строчные буквы.

2. Осознание значения письма в истории развития человечества. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова и не входящие в основу морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Особенности словообразования слов различных частей речи.

Словообразовательный и морфемный словари.

Основные выразительные средства словообразования.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Членение слова на морфемы с учетом его лексического значения и образования. Проведение морфемного разбора слов.

Выделение исходной основы и словообразующей морфемы. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Проведение словообразовательного анализа слова.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Наблюдение за использованием выразительных средств словообразования в художественной речи.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексикон человека как показатель его интеллектуального и речевого развития.

Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Лексическая сочетаемость. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

Основные выразительные средства лексикологии и фразеологии.

2. Осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознание необходимости расширять свой лексикон. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

Омонимия слов разных частей речи.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Наблюдение за использованием средств морфологии в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.

Виды односоставных предложений.

Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Наблюдение за использованием синтаксических конструкций в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Раздел 12. Культура речи

1.Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. Варианты норм.

Нормативные словари русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка.

2. Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Корректировка собственного речевого высказывания. Использование нормативных словарей для получения информации о нормах современного русского литературного языка.

Раздел 13. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Раздел 14. Язык и культура

1. Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текста; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.






























Приложение 1

Тематическое планирование учебного материала по русскому языку для 5 класса,

УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.В. Глазкова,

А.Г. Лисицына, А.В. Григорьева

(175 часов, 5 часов в неделю)


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

Планир.

Фактич.

Введение

1

Язык и языкознание. Роль языка в жизни человека.

1




2

Язык и языкознание. Язык - выразительное средство общения.

1




3

Язык и общение. Нормы русского литературного языка.

1




4

Язык и общение. Язык - универсальное средство общения.

1




5

Текст. Понятие о тексте.

1




6

Текст. Признаки текста.

1




7

Текст: заголовок, план.

1




Фонетика. Графика. Орфография

8

Буква и звук. Алфавит. Нормы произношения.

1




9

Буква и звук. Алфавит. Различие буквы и звука. Сильная и слабая позиции звука.

1




10

Буква и звук. Алфавит. Классификация звуков.

1




11

Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. Оглушение и озвончение.

1




12

Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные.

1




13

Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. Проверяемые согласные в корне.

1




14

Согласные звук и обозначающие их буквы. Непроизносимые согласные.

1




15

Согласные звук и обозначающие их буквы. Непроизносимые согласные. Закрепление.

1




16

Гласные звуки и обозначающие их буквы. Классификация гласных звуков и букв.

1




17

Гласные звуки и обозначающие их буквы. Элементы фонетического разбора.

1




18

Слог и ударение. Ударные и безударные слоги.

1




19

Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица».

1




20

Правописание безударных гласных в корне слова.

1




21

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». Обобщение изученного.

1




22

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». Закрепление.

1




23

Контрольный диктант

с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Графика. Орфография».

1




24

Работа над ошибками

1




Морфемика. Словообразование. Орфография

25

Корень слова. Родственные слова.

1




26

Окончание и основа слова.

1




27

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по данному началу

1




28

Сочинение-рассуждение по данному началу

1




29

Приставки.

1




30

Суффиксы.

1




31

Развитие речи. Заголовок текста. Опорные тематические слова текста.

1




32

Сложные слова.

1




33

Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография». Обобщение изученного.

1




34

Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография». Закрепление.

1




35

Контрольное списывание

1




36

Работа над ошибками.

1




37

Подготовка к написанию изложения с продолжением «Берёзка».

1




38

Изложение с продолжением «Берёзка».

1




Лексикология

39

Лексическое значение слова.

1




40

Устная и письменная речь.

1




41

Разговорная, книжная и нейтральная лексика.

1




42

Толковые словари.

1




43

Буквы О и Е после шипящих в корне слова. Знакомство с орфограммой.

1




44

Буквы О и Е после шипящих в корне слова. Закрепление.

1




45

Однозначные и многозначные слова.

1




46

Лексическая сочетаемость.

1




47

Тематическая группа.

1




48

Синонимы.

1




49

Антонимы.

1




50

Омонимы. Паронимы. Различение омонимов и многозначных слов.

1




51

Омонимы. Паронимы. Их оформление в толковых словарях.

1




52

Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.

1




53

Контрольная работа

по теме «Лексикология».

1




54

Понятие о чередовании.

1




55

Буквы Е//И в корнях с чередованием. Введение.

1




56

Буквы Е//И в корнях с чередованием. Закрепление.

1




57

Чередование букв А//О в корне –ЛАГ-//-ЛОЖ-.

1




58

Чередование букв А//О в корне –КАС-//-КОС-.

1




59

Буквы А//О в корнях с чередованием. Обобщение изученного.

1




60

Подготовка к написанию изложения с продолжением 

1




61

Изложение с продолжением «Чёрный пень» (по М. Пришвину «Кладовая солнца»).

1




62

Правописание суффиксов -чик-//-щик-

1




63

Правописание суффиксов -чик-//-щик-.

Закрепление.

1




64

Буквы И//Ы после приставок на согласные.

1




65

Буквы И//Ы после приставок на согласные. Закрепление.

1




66

Подготовка к написанию сочинения «Как я первый раз...»

1




67

Особенности написания приставок на З//С. Выделение приставки.

1




68

Особенности написания приставок на З//С.

Графическое обозначение орфограммы.

1




69

Особенности написания приставок на З//С. Закрепление.

1




70

Понятие о фразеологизмах.

1




71

Фразеологизмы: их признаки.

1




72

Фразеологизмы. Синонимичные фразеологизмы

1




73

Повторение по теме «Лексикология».

Крылатые слова.

1




74

Обобщение изученного по теме «Лексикология»

1




75

Повторение по теме «Лексикология». Закрепление

1




76

Обобщающее повторение по теме «Лексикология».

1




77

Контрольный диктант №2  

с грамматическим заданием по теме «Лексикология».

1




78

Работа над ошибками.

1




Морфология

79

Части речи

1




80

Имя существительное.

1




81

Род имён существительных

1




82

Склонение имён существительных.

1




83

Контрольная работа по теме «Морфология».

1




84

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Обобщающее повторение

1




85

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных.

Закрепление.

1




86

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.

1




87

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Закрепление.

1




88

НЕ с именами существительными. Условия слитного написания.

1




89

НЕ с именами существительными. Условия раздельного написания.

1




90

Контрольный диктант №3

с грамматическим заданием по теме

«Морфология. Имя существительное».

1




91

Работа над ошибками.

1




92

Имя прилагательное.

1




93

Обучающее сочинение-повествование с элементами описания

1




94

Обучающее сочинение- повествование с элементами описания

1




95

Правописание окончаний имён прилагательных.

1




96

Краткие прилагательные.

1




97

НЕ с именами прилагательными. Условия слитного написания.

1




98

НЕ с именами прилагательными. Условия раздельного написания.

1




99

Подготовка к изложению прочитанного текста

1




100

Изложение прочитанного текста

1




101

Понятие об имени числительном

1




102

Имя числительное: морфологический разбор.

1




103

Понятие о местоимении.

1




104

Местоимение: морфологический разбор

1




105

Контрольная работа № 3 по теме «Местоимение»

1




106

Работа над ошибками.

1




107

Глагол как часть речи.

1




108

Понятие об инфинитиве.

1




109

Инфинитив в составе  

сказуемого.

1




110

Средства связи предложений в тексте. Анализ текста.

1




111

Средства связи предложений в тексте. Комплексный анализ текста.

1




112

Время глагола.

1




113

Тип текста. Время в предложении и тексте.

1




114

Сочинение – описание предмета

1




115

Изменение глаголов по лицам и числам.  Формы настоящего и будущего времени.

1




116

Изменение глаголов по лицам и числам. Определение спряжения

1




117

Правописание окончаний глаголов.

1




118

Правописание окончаний глаголов. Закрепление.

1




119

Правописание окончаний глаголов. Повторение и обобщение.

1




120

Понятие о наречии.

1




121

Наречие.

О//Ё после шипящих в суффиксах наречий.

1




122

Наречие.

Ь на конце наречий

1




123

Понятие о служебных частях речи.

1




124

Служебные части речи. Союзы.

1




125

Служебные части речи. Употребление предлогов и союзов.

1




126

Контрольное сочинение по картине

И.Я. Билибина «Гвидон и царица».

1




127

Контрольное сочинение по картинеИ.Я. Билибина «Гвидон и царица».

1




128

Повторение материала по теме «Морфология». Орфографические разборы.

1




129

Повторение материала по теме «Морфология».  Морфологические разборы.

1




130

Урок-обобщение по теме «Морфология».

1




131

Урок - практикум     по теме «Морфология».

1




132

Контрольный диктант №4

с грамматическим заданием по теме

«Морфология».

1




133

Работа над ошибками.

1







Синтаксис

134

Синтаксис как раздел лингвистики

1




135

Словосочетание как единица синтаксиса

1




136

Предложение как единица синтаксиса

1




137

Понятие о главных и второстепенных

членах предложения.

1




138

Главные и второстепенные члены предложения. Их способы выражения.

1




139

Виды предложений по цели высказывания.  Интонация и смысловые особенности.

1




140

Виды предложений по цели высказывания.  Структурные и смысловые особенности.

1




141

Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.

1




142

Эмоции и их отражение в предложении. Эмоциональная окраска предложений.

1




143

Эмоции и их отражение в предложении.  Употребление восклицательного знака в конце предложения.

1




144

Контрольный диктант № 5

с грамматическим заданием по теме “Синтаксис и пунктуация”

1




145

Работа над ошибками.

1




146

Как писать отзыв.

1




147

Понятие о грамматической основе предложения.

1




148

Способы выражения грамматической основы предложения.

1




149

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Закрепление.

1




150

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Обобщение.

1




151

Второстепенные члены предложения.

1




152

Определение.

1




153

Понятие о дополнении.

1




154

Дополнение как второстепенный член предложения.

1




155

Понятие об обстоятельстве.

1




156

Обстоятельство как второстепенный член предложения.

1




157

Понятие об однородных членах предложения.

1




158

Однородные члены предложения. Обозначение однородных членов предложения.

1




159

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1




160

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Закрепление.

1




161

Вопросный план текста.

1




162

Понятие об обращении.

1




163

Обращение. Знаки препинания при обращении.

1




164

Прямая речь.

1




165

Прямая речь.

1




166

Прямая речь

1




167

Контрольное изложение с элементами сочинения по теме «Без труда нет плода».

1




168

Контрольное изложение с элементами сочинения по теме «Без труда нет плода».

1




169

Сложное предложение.

1




170

Сложное предложение

1




171

Сложное предложение

1




172

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».

1




173

Итоговый контрольный диктант № 6

с грамматическим заданием.

1




174

Работа над ошибками.


1




175

Обобщение изученного в 5 классе.

1




















































Приложение 2

Тематическое планирование учебного материала по русскому языку для 6 класса,

УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.В. Глазкова,

А.Г. Лисицына, А.В. Григорьева

(175 часов, 5 часов в неделю)


Тема урока

Кол-во часов

Дат проведения

Примечания

1.

Введение.

 Русский язык – государственный язык РФ и язык межнационального общения


1




2.

Понятие о функциональных разновидностях языка

1




3.

Р. р. Текст и его признаки

1




4.

Р. р. Текст и его признаки. Анализ текста

1




5

Орфоэпические нормы

1




6.

Орфоэпические нормы

1




7.

Контрольный диктант за курс 5 класса

1




Морфемика, словообразование, орфография

8

Состав слова

1




9

Состав слова

1




10

Основные способы образования слов в русском языке

1




11

Основные способы образования слов в русском языке

1




12

Сложные и сложносокращённые слова

1




13

Сложные и сложносокращённые слова


1




14.

Понятие об этимологии

1




15.

Морфемный и словообразовательный разборы

1




16.

Буквы о и а в корнях –гор-/-гар-

1




17.

Буквы о и а в корнях –зор-/-зар-

1




18.

Буквы о и а в корнях –раст-/-рос-

1




19

Правописание приставок пре- и при-

1




20

Правописание приставок пре- и при-

1




21.

Р. р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1




22.

Р. р. Написание сочинения

1




23.

Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография»

1




24.

Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

Р. р. Анализ текста

1




25.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика, словообразование, орфография»

1




26.

Работа над ошибками диктанта

1




Лексикология, орфография. Культура речи

27.

Повторение изученного по теме «Лексикология» в 5 классе

1




28.

Р. р. Устный рассказ о народном промысле

1




29.

Метафора

1




30.

Лексические выразительные средства

1




31.

Лексические выразительные средства (практическая работа)

1




32.

Р. р. Подготовка материалов для сочинения-описания

1




33.

Р. р. Написание сочинений

1




34.

Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-

1




35.

Чередование гласных в корнях –равн-/-ровн-

1




36.

Чередование гласных в корнях –твар-/-твор-

1




37.

Исконно русские слова

1




38.

Исконно русские слова. Р. р. Анализ текста

1




39.

Заимствованные слова

1




40.

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями

1




41.

Лексика русского языка с точки зрения её активного употребления. Архаизмы, историзмы

1




42.

Лексика русского языка с точки зрения её активного употребления. Неологизмы

1




43.

Общеупотребительные слова. Диалектизмы

1




44.

Р. р. Сжатое изложение

1




45.

Р. р. Написание изложения

1




46.

Профессионализмы

1




47.

Жаргонизмы

1




48.

Стилистически нейтральная и книжная лексика

1




49.

Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика

1




50

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

2




51

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов





52.

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные

1




53.

Повторение по теме «Лексикология»

1




54.

Контрольная работа по теме «Лексикология»

1




55.

Защита проектов по теме «Моё любимое слово»

1




56.

Работа над ошибками

1





Грамматика





Морфология, орфография. Культура речи

57.

Части речи в русском языке

1




58.

Имя существительное как часть речи.

Р. р. Анализ текста. Стиль текста

2




59

Имя существительное как часть речи.

Р. р. Анализ текста. Стиль текста





60.

Разносклоняемые имена существительные

1




61.

Несклоняемые имена существительные

1




62.

Имена существительные общего рода

1




63.

Морфологический разбор имени существительного

1




64.

Словообразование имён существительных

1




65.

Сложносокращённые имена существительные

1




66.

Р. р. Сжатое изложение (по упр. 264)

1




67.

Правописание гласных в суффиксах имён существительных

1




68.

Повторение по теме «Имя существительное»

1




69.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

1




70.

Тест по теме «Имя существительное». Работа над ошибками

1




71.

Имя прилагательное как часть речи

1




72.

Р. р. Особенности строения текста-описания (по упр. 286)

1




73.

Р. р. Описание картины Н. Е. Рачкова «Девочка с ягодами»

1




74.

Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. 

Р. р. Анализ текста

1




75

Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. 

Р. р. Анализ текста

1




76.

Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень.

1




77.

Практическая работа по теме «Степени сравнения имён прилагательных»

1




78.

Р. р. Сжатое изложение (по упр. 304)

1




79.

Р. р. Написание изложения

1




80.

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

1




81.

Относительные прилагательные

1




82.

Притяжательные прилагательные

1




83.

Р. р. Анализ текстов разных стилей (упр. 326)

1




84.

Проверочная работа по теме «Разряды имён прилагательных по значению».

1




85.

Морфологический разбор имени прилагательного

1




86.

Словообразование имён прилагательных. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

1




87.

Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных

1




88

Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных

1




89.

Р. р. Анализ текста (упр. 343)

1




90.

Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск-

1




91.

Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных

1




92.

Р. р. Описание признаков предметов и явлений окружающего мира

1




93.

Р. р. Сочинение-описание

1




94.

Повторение по теме «Имя прилагательное»

1




95.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»

1




96.

Тест по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками

1




97.

Имя числительное как часть речи

1




98.

Простые, сложные и составные числительные

1




99.

Количественные и порядковые числительные

1




100.

Р. р. Роль числительных в тексте (упр. 385) Рассказ о какой-либо знаменательной дате

1




101.

Склонение количественных числительных

1




102.

Склонение порядковых числительных

1




103.

Практическая работа по теме «Склонение числительных»

1




104.

Разряды количественных числительных.  Числительные, обозначающие целые числа

1




105.

Дробные числительные

1




106.

Собирательные числительные

1




107.

Р.р. Изложение с элементами сочинения на лингвистическую тему (упр.417)

1




108.

Синтаксическая роль числительных в предложении

1




109.

Морфологический разбор числительного

1




110.

Повторение по теме «Имя числительное»

1




111.

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

1




112.

Работа над ошибками

1




113.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений

1




114.

Личные местоимения

1




115.

Р. р. Приёмы сжатия текста (упр. 437)

1




116.

Р. р. Сжатое изложение с творческим заданием (упр. 438)

1




117.

Возвратное местоимение себя

1




118.

Притяжательные местоимения

1




119.

Р. р. Описание картины Н. П. Богданова-Бельского «Виртуоз»

1




120.

Р. р. Написание сочинения по картине

1




121.

Указательные местоимения

1




122.

Определительные местоимения

1




123.

Р. р. Анализ текста. Логика текста

1




124

Вопросительно-относительные местоимения

1




125

Вопросительно-относительные местоимения

1




126

Неопределённые местоимения

1




127

Неопределённые местоимения

1




128.

Отрицательные местоимения

1




129.

Отрицательные местоимения. Р. р. Анализ текста

1




130.

Морфологический разбор местоимения

1




131.

Р. р. Описание картины А. Пластова «Жатва»

1




132.

Повторение по теме «Местоимения»

1




133.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение»

1




134.

Тест по теме «Местоимение». Работа над ошибками

1




135.

Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе

1




136.

Совершенный и несовершенный вид глагола

1




137.

Р. р. Анализ текста.

1




138.

Разноспрягаемые глаголы

1




139.

Переходные и непереходные глаголы

1




140.

Возвратные глаголы

1




141.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1




142.

Изъявительное наклонение.

 Р. р. Мини-сочинение на тему «Мой город»

1




143.

Условное наклонение

1




144.

Р. р. Сочинение-рассуждение на нравственную тему

1




145

Повелительное наклонение

1




146

Повелительное наклонение

1




147.

Р. р. Создание текста-инструкции

1




148.

Употребление наклонений

1




149.

Безличные глаголы

1




150.

Безличные глаголы. Р. р. Анализ текста

1




151.

Морфологический разбор глагола

1




152.

Правописание гласных в суффиксах глагола

1




153.

Р. р. Рассказ о событии

1




154.

Р. р. Изложение с продолжением (упр. 575)

1




155.

Повторение по теме «Глагол»

1




156.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

1




157.

Тест по теме «Глагол». Работа над ошибками

1




Синтаксис, пунктуация, культура речи


158.

Основные единицы синтаксиса

1




159.

Простое предложение

1




160.

Р. р. Описание картины А. Куинджи «Берёзовая роща»

1




161.

Порядок слов в предложении

1




162.

Простое осложнённое предложение

1




163.

Р. р. Рассуждение

1




164.

Сложное предложение

1




165

Сложное предложение





166

Синтаксический разбор простого и сложного предложения

1




167

Синтаксический разбор простого и сложного предложения





168

Пунктуация. Виды знаков препинания





169

Пунктуационный разбор простого и сложного предложения.





170

Повторение по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи»

1




171.

Контрольная работа по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи»

1




Обобщающее повторение за курс 6 класса



172.

Обобщающее повторение за курс 6 класса

1




173

Обобщающее повторение за курс 6 класса





174

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

1




175

Работа над ошибками в диктанте

1







































Приложение 3

Тематическое планирование учебного материала по русскому языку для 7 класса,

УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.В. Глазкова,

А.Г. Лисицына, А.В. Григорьева

(140 часов, 4 часов в неделю)


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Планир.

Фактич.


Введение. Общие сведения о языке

1

Русский язык в современном мире

1



Речь. Речевая деятельность

2

Р.р. Речь. Речевое общение. Речевая ситуация

1



3

Р.р. Диалогическая речь. Монологическая речь

1



4

Р.р. Речевой этикет

1



5

Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Нужно ли соблюдать ревой этикет в интернет-общении?»

1



6

Р.р. Написание сочинения-рассуждения

1



7

Р.р. Анализ сочинения. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь

1



8

Р.р. Функциональные разновидности языка. Книжная речь

1



9

Р.р. Текст. Основные признаки текста

1



10

Р.р. Текст. Основная и дополнительная информация. Тезисы

1



Морфология

11

Система частей речи в русском языке

1



Причастие

12

Понятие о причастии

1



13

Роль причастия в предложении

1



14

Признаки глагола у причастия

1



15

Признаки прилагательного у причастия

1



16

Причастный оборот

1



17

Знаки препинания при причастном обороте

1



18

Действительные и страдательные причастия

1



19

Полные и краткие формы причастий

1



20

Полные и краткие формы причастий. Практическая работа

1



21

Причастия настоящего и прошедшего времени

1



22

Образование действительных причастий настоящего времени

1



23

Образование действительных причастий прошедшего времени

1



24

Образование страдательных причастий настоящего времени

1



25

Образование страдательных причастий прошедшего времени

1



26

Р/р Работа с информацией

1



27

Р/р Работа с информацией. Анализ текста

1



28

Правописание гласных перед н и нн в причастиях

1



29

Правописание н и нн в полных причастиях и отглагольных прилагательных

1



30

Правописание н и нн в полных причастиях и отглагольных прилагательных. Самостоятельная работа

«НН и Н в суффиксах прилагательных»

1



31

Правописание н и нн в кратких причастиях и отглагольных прилагательных

1



32

Морфологический разбор причастия

1



33

Правописание не с причастиями

1



34

Правописание не с причастиями. Проверочная работа

1



35

Р/р Обучение сжатому изложению

1



36

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1



37

Повторение темы «Причастие»

1



38

Подготовка к контрольному диктанту

1



39

Контрольный диктант по теме «Причастие»


1



40

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1



Деепричастие

41

Понятие о деепричастии. Орфографический практикум

1



42

Деепричастный оборот

1



43

Знаки препинания при деепричастном обороте

1



44

Р/р Тезисный план текста

1



45

Правописание не с деепричастиями

1



46

Деепричастия совершенного вида

1



47

Деепричастия несовершенного вида

1



48

Р/р Классное сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень»

1



49

Р\р Рассуждение и его виды

1



50

Анализ сочинения. Морфологический разбор деепричастия

1



51

Р/р. Классное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Место деепричастий в системе частей речи»

1



52

Анализ сочинения. Работа над ошибками

1



53

Повторение темы «Деепричастие»

1



54

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

1



55

Анализ контрольной работы

1



56

Защита проекта «Роль причастий и деепричастий в произведениях художественной литературы»

1



57

Наречие как часть речи

1



58

Разряды наречий по значению

1



59

Разряды наречий по значению. Орфографический практикум

1



60

Р/р. Подготовка к сжатому изложению- рассуждению (по тексту упр. 207)

1



61

Р/р. Сжатое изложение-рассуждение «Почему подорожник получил такое название?»

1



62

Анализ изложения. Степени сравнения наречий

1



63

Степени сравнения наречий. Практическая работа

1



64

Слитное и раздельное написание не с наречиями на о (е)

1



65

Слитное и раздельное написание не с наречиями на о (е) Орфографический диктант

1



66

Морфологический разбор наречия

1



67

Одна и две буквы н в наречиях на о (е)

1



68

Одна и две буквы н в наречиях на о (е). Самостоятельная работа

1



69

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

1



70

Буквы о и а на конце наречий

1



71

Дефис между частями слова в наречиях

1



72

Дефис между частями слова в наречиях. Самостоятельная работа

1



73

Р/р. Контрольное подробное изложение (по тексту упр. 241)

1



74

Анализ изложения. Работа над ошибками

1



75

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

1



76

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Орфографический практикум

1



77

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1



78

Р/р. Речевая характеристика героя

1



79

Повторение темы «Наречие»

1



80

Повторение темы «Наречие». Подготовка к контрольной работе

1



81

Контрольная работа по теме «Наречие»

1



82

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1



Предлог

83

Предлог как часть речи

1



84

Предлоги непроизводные

1



85

Предлоги производные

1



86

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению на тему «Необычно жаркое лето» или «Холодная зима» (репортаж о погоде в Ярославской области)

1



87

Предлоги простые и составные

1



88

Анализ сочинения. Слитное правописание предлогов

1



89

Раздельное правописание предлогов

1



90

Правописание предлогов через дефис. Самостоятельная работа по теме

1



91

Употребление предлогов в речи

1



92

Употребление предлогов в речи. Практическая работа

1



93

Морфологический разбор предлога

1



94

Повторение темы предлог

1



95

Контрольная работа по теме «Предлог» (тест)

1



96

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1



Союз

97

Союз как часть речи

1



98

Разряды союзов

1



99

Сочинительные союзы

1



100

Подчинительные союзы

1



101

Подчинительные союзы. Орфографический практикум

1



102

Правописание союзов

1



103

Правописание союзов. Самостоятельная работа

1



104

Р/р Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению (по тексту у. 316)

1



105

Р/р Контрольное сочинение-рассуждение (по тексту у.316)

1



106

Анализ контрольного сочинения. Работа над ошибками

1



107

Союзы и союзные слова

1



108

Союзы и союзные слова. Практическая работа

1



109

Союзы в простых и сложных предложениях

1



110

Союзы в простых и сложных предложениях. Орфографический практикум

1



111

Морфологический разбор союза

1



112

Повторение темы «Союз»

1



113

Контрольная работа по теме «Союз» (тест)

1



114

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1



Частица

115

Частица как часть речи

1



116

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1



117

Смысловые частицы

1



118

Правописание частиц

1



119

Правописание частицы не

1



120

Правописание частицы не. Орфографический диктант

1



121

Разграничение не и ни

1



122

Разграничение не и ни. Практикум

1



123

Р/р. Устное высказывание на тему «Моя малая родина»

1



124

Повторение темы «Частица»

1



125

Контрольный диктант с творческим заданием по теме «Служебные части речи»

1



126

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1



127

Работа над проектом «Праздник служебных частей речи»

1



128

Защита проекта «Праздник служебных частей речи»

1



Междометие

129

Междометие

1



130

Морфологический разбор междометия

1



Повторение

131

Повторение по разделу «Морфология». Орфография

1



132

Повторение по разделу «Морфология». Орфография

1



133

Повторение по разделу «Морфология». Пунктуация

1



134

Повторение по разделу «Морфология». Пунктуация

1



135

Повторение по разделу «Морфология». Пунктуация

1



136

Итоговая контрольная работа по повторению изученного в 7 классе

1



137

Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками

1



138

Р.р. Повторение. Разноаспектный анализ текста

1



139

Защита проекта «Путешествие по стране «Морфология»»

1



140

Итоговый урок. Задания на лето

1



Приложение 4

Тематическое планирование учебного материала по русскому языку для 8 класса,

УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.В. Глазкова,

А.Г. Лисицына, А.В. Григорьева

(105 часов, 3 часа в неделю)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Планир.

Фактич.

1

Функции русского языка в современном мире.

1



Повторение изученного.

2

Фонетика и орфография.

1



3

Морфемика и словообразование.

1



4

Морфемика и словообразование.

1



5

Лексика.

1



6

Фразеология.

1



7

Морфология.

1



8

Морфология.

1



9

Строение текста.

1



10

Стили речи.

1



11

Обучающее изложение «Цель жизни».

1



12

Обучающее изложение «Цель жизни».

1



13

Работа над ошибками.

1



14

Диктант.

1



Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение.

15

Словосочетание.

1



16

Строение и грамматическое значение словосочетаний.

1



17

Связь слов в словосочетании.

1



18

Связь слов в словосочетании.

1



19

Повторение пройденного.

1



20

Зачётная работа по теме «Словосочетание».

1



21

Анализ зачётной работы.

1



22

Предложение.

1



23

Строение и грамматическое значение предложений.

1



24

Эмоциональная окраска предложений.

1



25

Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

1



26

Двусоставные предложения.

1



27

Главные члены. Подлежащее.

1



28

Сказуемое. Простое глагольное.

1



29

Составные сказуемые. Составное глагольное.

1



30

Составное глагольное сказуемое.

1



31

Составное именное сказуемое.

1



32

Составное именное сказуемое.

1



33

Тире между подлежащим и сказуемым.

1



34

Сочинение о памятнике архитектуры.

1



35

Второстепенные члены предложения.

1



36

Дополнение. Прямое и косвенное.

1



37

Определение. Согласованное и несогласованное.

1



38

Приложение.

1



39

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

1



40

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

1



41

Ораторская речь. Её особенности. Публичное выступление об истории своего края.

1



42

Изложение «Русский язык». Обучение приёмам сокращения текста.

1



43

Зачётная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

1



44

Контрольный диктант.

1



45

Анализ контрольных работ.

1



Простые односоставные предложения.

46

Предложения определённо - личные.

1



47

Предложения неопределённо – личные.

1



48

Безличные предложения.

1



49

Безличные предложения.

1



50

Назывные предложения.

1



51

Неполные предложения.

1



52

Сочинение по картине К.Ф. Юона. «Мартовское солнце».

1



53

Изложение «А вот был случай».

1



54

Изложение «А вот был случай».

1



55

Тест по теме «Односоставные предложения».

1



56

Анализ сочинения, изложения, теста.

1



Однородные члены предложения.

57

Понятие об однородных членах.

1



58

Однородные и неоднородные определения.

1



59

Однородные члены, связанные сочинительными союзами.

1



60

Однородные члены, связанные сочинительными союзами.

1



61

Обобщающие слова при однородных членах

1



62

Обобщающие слова при однородных членах

1



63

Повторение пройденного.

1



64

Зачётная работа по теме «Однородные члены предложения».

1



65

Контрольный диктант.

1



66

Анализ контрольного диктанта.

1



67

Сочинение – рассуждение. Структура такого сочинения.

1



68

Рассуждение на основе литературного произведения.

1



Предложения с обособленными членами.

69

Обособленные определения и приложения.

1



70

Обособленные определения и приложения.

1



71

Обособленные обстоятельства.

1



72

Обособленные обстоятельства.

1



73

Предложения с уточняющими обособленными уточняющими членами.

1



74

Предложения с уточняющими обособленными уточняющими членами.

1



75

Функции знаков препинания.

1



76

Характеристика человека как вид текста, строение данного текста, языковые особенности.

1



77

Публичное выступление на тему «В жизни всегда есть место подвигам».

1



78

Контрольный диктант.

1



79

Анализ контрольного диктанта.

1



80

Синтаксические синонимы обособленных членов. Их текстообразующая роль.

1



81

Предложения с обращениями. Вводными словами и междометиями.

1



82

Обращения и знаки препинания при нём.

1



83

Вводные слова.

1



84

Вводные предложения.

1



85

Знаки препинания при вводных словах и предложениях.

1



86

Знаки препинания при вводных словах и предложениях.

1



87

Вставные конструкции.

1



88

Вставные конструкции.

1



89

Вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

1



90

Сочинение – рассуждение.

1



91

Публичное выступление на общественно значимую тему

1



92

Способы передачи чужой речи.

1



93

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.




94

Слова автора внутри прямой речи.

1



95

Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1



96

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

1



97

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

1



98

Цитаты и знаки препинания при них.

1



99

Цитаты и знаки препинания при них.

1



100

Повторение пройденного.

1



101

Зачётный урок по теме «Прямая и косвенная речь».

1



102

Повторение изученного в 8 классе.

1



103

Повторение изученного в 8 классе.

1



104

Итоговый диктант.

1



105

Анализ диктанта.

1































Приложение 5

Тематическое планирование учебного материала по русскому языку для 9 класса,

УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.В. Глазкова,

А.Г. Лисицына, А.В. Григорьева

(105 часов, 3 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Планир.

Фактич.


1

Основные формы существования национального русского языка. Русский язык как развивающееся явление

1




2

Развитие словарного состава русского языка.

1




3

Официально-деловой стиль

1




4

Фонетика. Графика. Орфография.

1




5

Лексика. Фразеология. Орфография.


1




6

Словообразование. Состав слова. Орфография.


1




7

Морфология.

Орфография.

1




8

Русский язык – язык русской художественной литературы

1




9

Словосочетание.

Простое предложение.

1




10

Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Чтение и его виды.





11

Диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта.

1




Сложное предложение

12



Сложное предложение.


1




13


Основные виды сложных предложений.

1




Сложносочиненное предложение

14

Понятие о сложносочиненном предложении

1




15

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Знаки препинания в нем

1




16

Р/р. Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.

1




17

Сочинительные союзы.

1




18

Трудные случаи пунктуации в сложносочиненном предложении

1




19

Трудные случаи пунктуации в сложносочиненном предложении (тире и отсутствие запятой при наличии общего второстепенного члена или общего придаточного предложения)

1




20

Трудные случаи пунктуации в сложносочиненном предложении (тире и отсутствие запятой при наличии общего второстепенного члена или общего придаточного предложения)

1




21

Повторение по теме «Орфография»

1




22


Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта

1




23-24

Р.р. Сжатое изложение. Обучение написанию сжатого изложения

1




Сложноподчиненное предложение (20 + 9 р.р.)


25

Сложноподчиненные предложения. Строение СПП. Подчинительные слова и союзы

1




26

Строение СПП. Схемы СПП

1




27

Основные группы СПП по их значению. Виды придаточных предложений

1




28

Р.р. Устное сочинение-рассуждение

1




29

СПП с придаточными изъяснительными.

1




30

СПП с придаточными определительными.

1




31

Сочинение- рассуждение о родном крае

1




32

Сочинение- рассуждение о родном крае

1




33

Придаточные обстоятельственные. СПП с придаточными степени и образа действия.

1




34

СПП с придаточными определительными

1




35

СПП с придаточными места.

1




36

СПП с придаточными времени.

1




37

СПП с придаточными условными.

1




38

СПП с придаточными причины.

1




39

СПП с придаточными цели.

1




40

Р.р. Изложение с элементами сочинения

1




41

Р.р. Изложение с элементами сочинения

1




42

СПП с придаточными сравнительными.

1




43

СПП с придаточными уступительными.

1




44

Р.р. Публицистический стиль. Рецензия на книгу

1




45

Р.р. Публицистический стиль. Рецензия на книгу

1




46


СПП с придаточными следствия

1




47

СПП С придаточными присоединительными.

1




48

Повторение-обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение»

1




49

Контрольная работа «Виды придаточных предложений»

Анализ контрольной работы

1




50

СПП с несколькими придаточными. Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.

1




51

СПП с несколькими придаточными. Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.

1




52

Р.р. Деловые бумаги.

1




53

Повторение орфографии

1




54

Повторение пунктуации

1




55

Р.р. СПП в речи (пересказ текста с использованием СПП)

1




Бессоюзное сложное предложение

56

Бессоюзные сложные предложения

1




57

Бессоюзные сложные предложения

1




58

Запятая и точка с запятой в БСП.

1




29

Запятая и точка с запятой в БСП.

1




60

Двоеточие в БСП.

1




61

Двоеточие в БСП.

1




62

Тире в БСП.

1




63

Тире в БСП.

1




64

Р/р. Реферат.

Сообщение на лингвистическую тему.

1




65

Р/р. Реферат.

Сообщение на лингвистическую тему.

1




66

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

1




67

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

1




68

Р/р. Сочинение о выборе профессии с использованием сложных предложений с разными видами связи.

1




69

Р/р. Сочинение о выборе профессии с использованием сложных предложений с разными видами связи.

1




70

Подготовка к контрольной работе (диктант с грамматическим заданием) по теме «Сложное предложение».

1




71

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта

1




72

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта

1




73

Контрольный тест по программе 9 класса.

Анализ работ.

1




74

Контрольный тест по программе 9 класса.

Анализ работ.

1




Повторение изученного в 5-9 классе

75

Повторение. Фонетика.

1




76

Графика. Орфография.

1




77

Повторение.

Лексика. Фразеология. Орфография.

1




78

Повторение.

Лексика. Фразеология. Орфография.

1




79

Повторение.

Состав слова и словообразование. Орфография.

1




80

Повторение.

Состав слова и словообразование. Орфография.

1




81

Повторение. Морфология. Именные части речи.

1




82

Повторение. Морфология. Именные части речи.

1




83

Повторение. Морфология. Глагол. Орфография.

1




84

Повторение. Морфология. Глагол. Орфография.

1




85

Повторение. Морфология. Причастие. Деепричастие.

1




86

Повторение. Морфология. Причастие. Деепричастие.

1




87

Повторение. Морфология. Наречие. Категория состояния.

1




88

Повторение. Морфология. Наречие. Категория состояния.

1




89

Повторение. Служебные части речи.

1




90

Повторение. Служебные части речи.

1




91

Р/р. Сжатое изложение.

Подготовка к ГИА

1




92

Р/р. Сжатое изложение.

Подготовка к ГИА

1




93

Анализ изложения

1




94




Повторение.

Синтаксис. Словосочетания и предложения.

1




95

Синтаксис простого предложения. Пунктуация.

1




96

Употребление знаков препинания.

1




97

Р/р Сочинение-рассуждение. Подготовка к ГИА.

1





Р/р Сочинение-рассуждение. Подготовка к ГИА.

1




98

Анализ сочинения

1




99

Пробная ГИА

1




100

Анализ ошибок пробного ГИА

1




101

Итоговый контрольный диктант за курс 9 класса

1




102

Анализ контрольного диктанта.

1





35


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.