РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 «Охрана труда» программы подготовки специалистов среднего звена специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Квалификация выпускника техник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«РОВЕНЬКОВСКИЙ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБОУ СПО ЛНР «РТЭК»)
«УТВЕРЖДАЮ»
И. о. директора колледжа
___________ Дудник А. С.
«___» от _______ 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 «Охрана труда»
программы подготовки специалистов среднего звена
специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Квалификация выпускника
техник
Форма обучения очная
Ровеньки, 2024
Рабочая программа учебной дисциплины Охрана труда разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального стандарта по специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденного Приказом Минпросвещения России от 27 октября 2023 г. № 797.
Разработчик: Охрименко Т.В., преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей ГБОУ СПО ЛНР «Ровеньковский технико-экономический колледж».
Рассмотрено на заседании ЦК
Горных и электротехнических дисциплин
Протокол № ____ от «____» 2024 г.
Председатель ЦК
______________ Л.В. Степанова
Заместитель директора по учебной работе
_____________ И. А. Дьяченко
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.09 Охрана труда»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.09 «Охрана труда» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору).
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) | вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; использовать средства защиты от вредных и опасных производственных факторов; проводить анализ эргономических показателей на рабочем месте; применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях; соблюдать правила безопасности труда. | законодательство в области охраны труда, основные нормативно-правовые акты; правила и нормы охраны труда, техники безопасности; возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве; права и обязанности работников в области охраны труда; правила проведения инструктажей по охране труда; экономические механизмы управления безопасностью труда. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 124 |
в т. ч. в форме практической подготовки | 26 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 96 |
практические занятия | 26 |
Самостоятельная работа | - |
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09 Охрана труда
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды | 16/6 | | |
Тема 1.1. Введение. Содержание дисциплины охрана труда. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9 |
Определение «охрана труда». Сущность и главные аспекты дисциплины охрана труда. Краткая история возникновения охраны труда. Международная организация труда (МОТ). | 2 | ||
Тема 1.2. Права и обязанности работника в области охраны труда. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9 |
Статья 214 - 216 ТК РФ Права и обязанности работника в области охраны труда. | 2 | ||
Тема 1.3. Классификация и номенклатура негативных факторов | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1, ОК 5, ОК 9 |
1. Основные стадии идентификации негативных производственных факторов. Классификация опасных и вредных производственных факторов: физические, химические, биологические и психофизиологические. Изучение нормативно-правовых актов по охране труда (в действующей редакции): ТК РФ; Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" (вместе с "Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда"); Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 426-ФЗ; Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 776н Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 774н Приказ Минздрава России от 15.12.2020 N 1331н, Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н Приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020 Приказ Минздрава России от 20.05.2022 N 342н Приказ Минздрава России от 30.05.2023 N 266н | 4 | ||
Тема 1.4. Обучение, инструктажи и проверка знаний по охране труда | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9 |
Виды инструктажей: вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой. Сроки обучения и проверка знаний рабочих и руководства по охране труда. | 2 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
1. Практическое занятие 1. Разработка инструкции по охране труда. | 2 | ||
Тема 1.5. Источники и характеристики негативных факторов и их воздействия на человека | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1, ОК 5, ОК 9 |
1. Опасные механические факторы: механическое движение и действие технологического оборудования, инструмента, механизмов и машин. | 4 | ||
2. Опасные факторы комплексного характера: пожар, взрывоопасность – основные сведения о пожаре и взрыве, категорирование помещений и зданий по степени взрывопожарной опасности. Опасные и вредные факторы статического электричества. | |||
В том числе практических занятий | 2 | ||
1. Практическое занятие 2. Сравнительный анализ нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда. | 2 | ||
Тема 1.6. Идентификация опасных и вредных факторов производства. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9 |
Понятие опасного и вредного производственного фактора: их отличие и воздействие на человека. Процедура идентификации опасных и вредных факторов на производстве. | 2 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
1. Практическая работа 3. Идентификация опасных и вредных факторов на рабочем месте при заданных условиях | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Раздел 2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов | 12/6 | | |
Тема 2.1. Защита человека от физических негативных факторов | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
1. Защита от вибрации, шума, инфра- и ультразвука, от электромагнитных излучений, электрических и магнитных полей. Защита от радиации. | 4 | ||
2. Электрический ток, методы и средства обеспечения электробезопасности. | |||
В том числе практических занятий | 2 | ||
1. Практическое занятие 4. Гигиеническое нормирование и контроль шума на рабочем месте. | 2 | ||
Тема 2.2. Защита человека от опасности факторов комплексного характера. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
1. Пожарная защита на производственных объектах, пассивные и активные меры защиты, методы тушения пожара, огнетушащие вещества и особенности их применения. | 4 | ||
2. Методы защиты от статического электричества; молниезащита зданий и сооружений. | |||
В том числе практических занятий | 4 | ||
1. Практическое занятие 5. Расчёт защитного заземления в цехах с электроустановками напряжением до 1000 В. | 2 | ||
2. Практическое занятие 6. Изучение конструкций первичных средств пожаротушения. | 2 | ||
Тема 2.3. Действие электрического тока на организм человека. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
Особенности воздействия тока на организм человека. Виды электротравм: электрический удар, металлизация кожи, электрические знаки, электроофтальмия. | 2 | ||
Тема 2.4. Оказание первой помощи пострадавшим при различных видах травм. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
Правила оказания первой помощи при различных видах кровотечения: капиллярное, венозное, артериальное. Алгоритм оказания первой помощи при электротравмах. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Раздел 3. Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности. | 8/2 | | |
Тема 3.1. Санитарно-гигиенические параметры производственных помещений. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
Санитарно-гигиенические параметры включают в себя: температуру, влажность, скорость движения воздуха, излучения. ПДК санитарно-гигиенических параметров. | 2 | ||
Тема 3.2. Микроклимат помещений. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
1. Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой. Влияние микроклимата на здоровье человека. | 2 | ||
Тема 3.4. Оснащение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты. | Содержание материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) обязательные для использования на производстве. Средства коллективной защиты (СКЗ) при эксплуатации рабочего места. | 2 | ||
Тема 3.5. Освещение производственных помещений. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
Характеристики освещения и световой среды. Виды освещения и его нормирование. Организация рабочего места для создания комфортных условий. Расчёт освещенности. | 2 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
1. Практическое занятие 7. Определение освещённости на рабочем месте. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Раздел 4. Основы безопасности труда. | 8/2 | | |
Тема 4.1. Психофизические основы безопасности труда. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
1. Виды и условия трудовой деятельности: виды трудовой деятельности, классификация условий трудовой деятельности по тяжести и напряжённости трудового процесса, классификация условий труда по факторам производственной среды. Основные психофизические причины травматизма. | 4 | ||
Тема 4.2. Профилактика травм и проф. заболеваний при работе с электричеством. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
Профессиональные заболевания электриков: тромбоз, болезни глаз, нарушение функций нервной системы и т.д. Методы профилактики. | 2 | ||
Тема 4.3. Эргономика рабочего места. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
Понятие «эргономики». Организация рабочего места оператора с точки зрения эргономических требований. | 2 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
1. Практическое занятие 8. Анализ эргономических показателей на рабочем месте. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Раздел 5. Управление безопасностью труда. | 10/4 | | |
Тема 5.1. Управление безопасностью труда. | Содержание учебного материала | 6 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
1. Система управления охраной труда (СУОТ) на предприятии. | 6 | ||
2. Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда. | |||
3. Расследование и учёт несчастных случаев на производстве, анализ травматизма; ответственность за нарушение требований по безопасности труда. | |||
В том числе практических занятий | 4 | ||
1. Практическое занятие 9. Составление акта о несчастном случае на производстве (Форма Н-1) | 2 | ||
2. Практическое занятие 10. Проведение первичного инструктажа на рабочем месте, проверка знаний и заполнение соответствующей документации. | 2 | ||
Тема 5.2. Экономические механизмы управления безопасностью труда. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
1. Социально-экономическое значение, экономический механизм и источники финансирования охраны труда. | 4 | ||
2. Экономический эффект и экономическая эффективность мероприятий по обеспечению требований охраны и улучшению условий труда. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Раздел 6 Профессиональные риски | 6/2 | | |
Тема 6.1. Показатели риска. Перечень рисков на рабочем месте. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
Показатели риска: индивидуальный, потенциальный, коллективный, социальный риски. Источники риска. Перечень потенциальных рисков на рабочем месте. | 2 | ||
Тема 6.2. Методы и этапы оценки потенциальных рисков. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
Оценка профессиональных рисков включает: идентификацию (выявление) опасностей; оценку уровней профессиональных рисков; разработку мероприятий по снижению либо контролю уровней профессиональных рисков. На сегодняшний день насчитывается более 72 методов оценки профессиональных рисков. | 2 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
1. Практическая работа 11. Определение индивидуального и коллективного риска. | 2 | ||
Тема 6.3 Мониторинг и контроль остаточных рисков. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
Этапы мониторинга рисков: идентификация, оценка, оценка критичности, решение и обновление. Анализ «польза-риск». Страхование профессиональных рисков. | 2 | ||
Самостоятельной работы обучающихся | - | ||
Раздел 7 Эксплуатация подземных электроустановок | 12/2 | ||
Тема 7.1. Основные опасности, связанные с работой электрооборудования в шахте. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9 |
Основные опасности, связанные с работой электрооборудования в шахте, включают электрические, механические и химические опасности. Способы минимизации опасностей: контроль, защита, обучение персонала. | 2 | ||
Тема 7.2. Электроснабжение участка и управление машинами. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9 |
Электроснабжение с помощью стационарных установок, передвижных трансформаторных подстанций подсоединенных с помощью КРУ (комплексное распределительное устройство). | 2 | ||
Тема 7.3. Рудничные автоматические выключатели и магнитные пускатели. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9 |
Работа пускателя и назначение автоматического выключателя (АВ). Виды исполнения электрооборудования: РН, РВ, РП и РО. Условия его применения. | 2 | ||
Тема 7.4. Защита кабелей, электродвигателей и трансформаторов в угольной шахте. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9 |
Защита кабелей: механическая, электрическая блокировка, защита от порезов. Защита двигателей: мгновенная (селективная), защита от перегрузки, перегрева, от ошибочного включения. | 2 | ||
Тема 7.5. Виды защиты шахтных аппаратов. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9 |
Защитное заземление, защитное отключение, защитное зануление, максимальная токовая защита (МТЗ). | 2 | ||
Тема 7.6. Электроснабжение и применение электрооборудования в проветриваемых ВМП тупиковых выработках шахт опасных по газу. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9 |
Изучение инструкции по электроснабжению и применению электрооборудования в шахтах опасных по газу: условия размещения и подключения оборудования, питание ВМП, рабочая сеть ВПМ, длина тупиковой выработки. | 2 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
1. Практическая работа 12. Изучение схем электроснабжения в проветриваемых ВМП тупиковых выработок. | 2 | ||
Самостоятельной работы обучающихся | - | ||
Раздел 8 Эксплуатация электроустановок потребителей и производственных объектов | 18/2 | | |
Тема 8.1. Общие требования при эксплуатации электроустановок. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
1. Группы по электробезопасности (порядок присвоения). Подготовка персонала, работа под напряжением, средства индивидуальной защиты (СИЗ). | 4 | ||
2. Работа в установках под напряжением до 1000 В. Работа в высоковольтных установках. | |||
Тема 8.2. Энергосбережение. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
Энергосбережение в производственном подразделении. | 2 | ||
Тема 8.3. Порядок оформления и проведения работ в электроустановках. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
Организация работ по наряду, распоряжению и в порядке текущей эксплуатации согласно перечню работ на электроустановках в организации. | 2 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
1. Практическая работа 13. Составление наряда на безопасное выполнение работ в электроустановках. | 2 | ||
Тема 8.4. Планово - предупредительный ремонт. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
График планово предупредительного ремонта (ППР) электрооборудования. | 2 | ||
Тема 8.5. Работа электромонтера по обслуживанию ЛЭП. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
Типовая инструкция по охране труда для электромонтера по обслуживанию ЛЭП, электрооборудования напряжением до 1000В и выше 1000В. Обязанности электромонтера. | 2 | ||
Тема 8.6. Монтаж и ремонт электрооборудования электрических сетей и систем. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
Монтаж электрооборудования — это комплекс работ по установке, подключению и наладке электротехнического оборудования на промышленных объектах. Виды монтажа: установка станций, сборка щитов, прокладка кабелей и т.д. Виды ремонта: реконструкция, восстановительный, техническое перевооружение. | 2 | ||
Тема 8.7. Электрооборудование тепловых установок. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
Электрооборудование тепловых установок — это комплекс устройств, которые обеспечивают эффективную и безопасную работу тепловых энергоустановок. Основные компоненты: трансформаторы, генераторы, распределительные устройства, линии электропередач. | 2 | ||
Тема 8.8. Электроснабжение промышленных предприятий. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
Электроснабжение промышленных предприятий — это система, которая обеспечивает бесперебойное и безопасное энергоснабжение производственных процессов и вспомогательных служб. Основные элементы системы: внешнее, внутреннее, резервное электроснабжение, система энергосбережения. | 2 | ||
Самостоятельной работы обучающихся | - | ||
Раздел 9 Высотный электромонтаж | 6/- | | |
Тема 9.1. Этапы выполнения электромонтажных работ на высоте. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
Подготовительный этап. Оценивают объект, определяют потенциальные риски и планируют меры безопасности. Выполнение работ. Устанавливают и монтируют оборудование, прокладывают кабельные линии с учётом оптимальных маршрутов и способов крепления. Завершающий этап. Тестируют систему, проверяют работоспособность установленного оборудования и устраняют возможные неполадки. | 2 | ||
Тема 9.2. Правила безопасности при работе на высоте. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9 |
Использование СИЗ, проверка оборудования, проверка рабочей площадки, подготовка эвакуационного плана и т.д. | 2 | ||
Тема 9.3. Виды работ на высоте в электроустановках. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3 (направленность по выбору) |
Работы на высоте в электроустановках относятся к специальным работам, которые перечислены в приказе Минтруда России от 15.12.2020 №903н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок». | 2 | ||
Самостоятельной работы обучающихся | - | ||
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет | 2 | | |
Всего: | 124 | | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Охраны труда», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 примерной образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Беляков, Г. И. Охрана труда и техника безопасности: учебник для среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 404 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00376-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490058
2. Беляков, Г. И. Электробезопасность: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 125 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10906-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490056
3. Завертаная, Е. И. Управление качеством в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. И. Завертаная. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 307 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9502-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491937
4. Карнаух, Н. Н. Охрана труда: учебник для среднего профессионального образования / Н. Н. Карнаух. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 380 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02527-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489608
5. Родионова, О. М. Охрана труда: учебник для среднего профессионального образования / О. М. Родионова, Д. А. Семенов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 113 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09562-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490964
3.2.2. Дополнительные источники
1. Охрана труда в России: информационный портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ohranatruda.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: законодательство в области охраны труда, основные нормативно-правовые акты; правила и нормы охраны труда, техники безопасности; возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве; права и обязанности работников в области охраны труда; правила проведения инструктажей по охране труда; экономические механизмы управления безопасностью труда. | «отлично»: обучающийся показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. «хорошо»: обучающийся показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы; умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. «удовлетворительно»: обучающийся показывает освоение содержания учебного материала, но имеет пробелы в усвоении материала, материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки, обучающийся допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; «неудовлетворительно»: обучающийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений, не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить. | Текущий контроль: экспертная оценка выполнения практических заданий. Промежуточная аттестация |
Умения: вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; использовать средства защита от вредных и опасных производственных факторов; проводить анализ эргономических показателей на рабочем месте; применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях; соблюдать правила безопасности труда. | «отлично»: обучающийся показывает глубокое и полное понимание всего объёма программного материала для демонстрации конкретных умений; «хорошо»: обучающийся показывает понимание всего изученного программного материала, однако допускает незначительные ошибки и недочёты при демонстрации умений, но может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; «удовлетворительно»: обучающийся показывает освоение содержания учебного материала, но имеет проблемы при демонстрации умений, может исправить ошибки только при помощи преподавателя; «неудовлетворительно»: обучающийся не усвоил основное содержание материала, не может продемонстрировать конкретные умения или допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить. | Текущий контроль: экспертная оценка выполнения практических заданий. Промежуточная аттестация |
1