12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Киселева Нина Константиновна26

государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение

Алексеевское профессиональное училище










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Шире круг»



Направление внеурочной деятельности: «Спортивно-оздоровительное»

Возраст детей: 7 – 9 лет.

Срок реализации программы: 1 год

Общее количество часов: 68 (2 часа в неделю)





Составитель: Н.К.Киселева, преподаватель иностранного языка













п. Авангард

2020 год





Пояснительная записка

Малоподвижный образ жизни школьников отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени восполняют недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.

Подвижные игры вырабатывают у детей характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Игровой процесс включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.

Подвижные игры очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Если надоедает одна игра, всегда на выбор есть еще множество других. По содержанию все народные игры доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.). Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один — за всех и все — за одного» — цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры призваны донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. В современном мире повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и их различные варианты.

С историческим наследием русского народа знакомят игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Это народные игры: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», а также различные их варианты.

С большим интересом школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. К этим играм относятся: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», и др.

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Здесь применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Борющаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты. Эти игры подразумевают знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.

Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и их различные варианты.

Цель: формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

         Задачи:

 научить детей играть активно и самостоятельно;

 вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу;

 способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Программа рассчитана на учащихся 1-ых и 2-ых классов. 2 часа в неделю, 68 часов в год.

     





 Прогнозируемые результаты применения программы направлены:

- на формирование первичных обще-учебных умений и навыков у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны. 
- введение детей в предметную область физической культуры. Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств.

            Ожидаемые результаты:

К концу года обучения дети должны иметь представление:

 об историческом наследии русского народа и русских народных игр;

 о традициях русских народных праздников;

 о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;

должны знать:

 историю возникновения русских народных игр;

 правила проведения игр, эстафет и праздников;

 основные факторы, влияющие на здоровье человека;

 основы правильного питания;

 правила поведения во время игры.

должны уметь:

 выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);

 проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;

 владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;

 применять игровые навыки в жизненных ситуациях.













Методическое обеспечение и технологии программы:

Теоретический материал программы лучше давать темами, сообщение знаний организовывать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности.

Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически изменяются, обновляются; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов.

Занятия проводятся интегрировано. При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся, его пониженные функциональные возможности, также то, что в группе могут быть ученики с различным диагнозом. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий.

Тематический план



п/п


Название тем



Кол-во часов



Теор.


Прак.


Характеристика основных видов деятельности ученика


Дата

«Первые шаги к здоровью»


1

Дорога к доброму здоровью


1


1


знать о мире движений, их роли в сохранении здоровья


2

Весёлые физминутки

1



1

сохранять правильную осанку


3

Здоровье в порядке - спасибо зарядке

1




1

выполнять физические упражнения для развития физических навыков;


4

В гостях у доктора Айболита

1

1




читать сказку К.Чуковского «Доктор Айболит»


Питание и здоровье

5



Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»

1


1

выполнять физические упражнения для развития физических навыков;


6

Культура питания

Приглашаем к чаю

1


1

развивать ловкость и внимание


7

Ю.Тувим «Овощи»

(приготовление овощного салата)

1


1

уметь готовить овощной салат


8

Как и чем мы питаемся

1


1

принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.


9

Красный, жёлтый, зелёный

1


1

развивать скоростные качества, выносливость


Моё здоровье в моих руках

10

Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим

1

1


составить и отработать режим дня


11

Полезные и вредные продукты.

1

1


принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.


12

Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»

2

1

1

отрабатывать игровые приёмы


13

Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»

1


1

отрабатывать скоростные качества, выносливость


14

Как обезопасить свою жизнь

1

1


принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.


15

 В здоровом теле здоровый дух

1


1

развивать глазомер и точность движений


Я в школе и дома

16

Мой внешний вид –залог здоровья

1

1


принимать разумные решения по поводу личного здоровья.


17

Зрение – это сила

1


1

принимать разумные решения по поводу личного здоровья


18

Осанка – это красиво

1


1

принимать разумные решения по поводу личного здоровья


19-20

Весёлые переменки

2


2

отработать игровые приёмы


21

Здоровье и домашние задания

1


1

отработать игровые приёмы


22

Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим

1


1

развивать физические качества выносливости и ловкости


Чтоб забыть про докторов

23

Хочу остаться здоровым”. Игра-викторина.

1


1

принимать разумные решения по поводу личного здоровья


24

День здоровья

 «Как хорошо     здоровым быть»

1


1

развивать скоростные качества и меткость


25-26

 «Как сохранять и укреплять свое здоровье» Поездка в бассейн

2


2

принимать разумные решения по поводу личного здоровья


Я и моё ближайшее окружение

27

Моё настроение Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение»

1


1

отработать игровые приёмы


28

Вредные и полезные привычки

1

1


принимать разумные решения по поводу личного здоровья


29

Я б в спасатели пошел”

1


1

принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.


«Подвижные игры»

30

Русская народная игра «У медведя во бору»

1


1

отрабатывать игровые приёмы


31

 Русская народная игра «Филин и пташка».

1


1

отрабатывать игровые приёмы


32

  Русская народная игра «Горелки».

1


1

развивать выносливость, быстроту, ловкость


33

  Русская народная игра «Кот и мышь».

1


1

отрабатывать игровые приёмы


34

  Русская народная игра «Блуждающий мяч».

1


1

развивать выносливость, быстроту, ловкость


35

  Русская народная игра «Лапта»

1


1

развивать скоростные качества и меткость


Игры на развитие психических процессов.

36-37

Игры на развитие психических процессов. «Выложи сам»,  «Магазин ковров»

2


2

отрабатывать игровые приёмы


38-39


Упражнения и игры на внимание. «Ладонь – кулак», игры   «Заметь всё»,  «Запомни порядок».

2


2

отрабатывать игровые приёмы


40-41

Игры на развитие памяти. «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».

2


2

отрабатывать игровые приёмы


42-43

Игры на развитие воображения. Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».

2


2

отрабатывать игровые приёмы


44-45

Игры на развитие мышления и речи. Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку».

2


2

отрабатывать игровые приёмы


Подвижные игры

46-47

   Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками».

2


2

отрабатывать игровые приёмы


48

  Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз»

1


1

отрабатывать игровые приёмы


49-50

   Игра с мячом «Охотники и утки».

2


2

развивать выносливость, быстроту, ловкость


51

  Весёлые старты с мячом.

1


1

отрабатывать игровые приёмы


52

  Игра «Волк во рву»

1


1

отрабатывать игровые приёмы


53

  Весёлые старты со скакалкой

1


1

развивать выносливость, быстроту, ловкость


54

Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки»

1


1

отрабатывать игровые приёмы


55-56

Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель».

2


2

развивать скоростные качества и меткость


57-58

Игра «Белки, волки, лисы».

2


2

отрабатывать игровые приёмы


59-60

Игра «Перемена мест»

2


2

отрабатывать игровые приёмы


61

Игра «Салки с мячом».

1


1

отрабатывать игровые приёмы



62

Игра «Прыгай через ров»

1


1

отрабатывать игровые приёмы


Спортивные игры

63-65

 Футбол

3


3

развивать выносливость, быстроту, ловкость


66-67

Баскетбол.

2


2

развивать скоростные качества и меткость


68

Спортивный праздник.

 

1


1

развивать скоростные качества и меткость


Итого: 68 часов
























Методическое обеспечение.

1. В.К.Шурухина. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.1980г.

2. Е.М.Геллер. Игры на переменах для школьников 1-3 кл.М. Физкультура и спорт.1985г.

3. Е.М.Минскин. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М. Просвещение. 1983г.

4. В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. Подвижные игры. М.  Просвещение, 1977г.

5. Г.А. Воронина.  Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО.

   2007 г.

6. Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 1993.

7. Богданов В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие, 1990.

8. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 1985.

9. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991.

10. Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986.

11. Панкеев И. Русские народные игры. - Москва, 1998.

12. Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе. - /Новая школа/, Москва, 1997.




















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.