Рабочая программа «Бумажные цветы» (4 класс)
Пояснительная записка.
Большое место в нашей жизни занимают вещи и изделия, выполненные своими руками. Процесс рукоделия творческий он приносит радость, дает возможность выразить себя, увидеть в повседневном красоту и гармонию.
Через знакомство и приобщение детей к искусству цветоделия оказывается влияние на формирование художественного вкуса и открывается простор для последующего совершенствования творческих способностей обучающихся. В результате обучения по программе «Бумажные цветы» обучающиеся получают знания и практические навыки по изготовлению искусственных цветов, составлению композиций из них, что позволит им в будущем применять эти знания на практике.
Рабочая дополнительная образовательная программ «Бумажные цветы» рассчитана для обучающихся 9-14 лет первого года обучения, на 180 часов, по 2 часа 2 раза в неделю и 1 час 1 раз в неделю.
В группы первого года обучения принимаются все желающие согласно Устава учреждения, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.
ЦЕЛЬ: развитие творческого потенциала личности через воспитание интереса к живой природе средствами искусства цветоделия.
ЗАДАЧИ:
1.Научить технологии изготовления искусственных цветов из бумаги, дать представление об основах цветоведения и композиции;
2. Развить устойчивый познавательный интерес к растительному миру, миру природы, привлечь внимание к экологическим проблемам;
3.Воспитать внимание, трудолюбие, целеустремленность, чувство толерантности, привить чувство коллективизма, доброжелательное отношение друг к другу.
Усвоение программы «Бумажные цветы» обеспечивает достижение следующих результатов:
Предметные
в результате обучения выпускники должны знать
приемы изготовления цветов из бумаги, названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда, правила организации рабочего места, правила безопасности труда и личной гигиены.
должны уметь правильно организовать свое рабочее место, пользоваться инструментами ручного труда, соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами выполнять творческие работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету;
Метапредметные
умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи;
умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям.
Личностные
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
готовность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки обучающихся.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Обучающиеся реализовывают свои творческие замыслы, изготавливают цветы к школьным и семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса обучающихся.
Мониторинг роста компетентности обучающегося производится в середине и конце каждого учебного года (определенного этапа обучения), а также по прохождении программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации.
Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта.
В систему определения результативности входит показ творческих работ на выставках различного уровня.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛЬ: развитие творческого потенциала личности через воспитание интереса к живой природе средствами искусства цветоделия.
ЗАДАЧИ:
1.Научить технологии изготовления искусственных цветов, дать представление об основах цветоведения и композиции;
2. Развить устойчивый познавательный интерес к растительному миру, миру природы, привлечь внимание к экологическим проблемам;
3.Воспитать внимание, трудолюбие, целеустремленность, чувство толерантности, привить чувство коллективизма, доброжелательное отношение друг к другу;
Тематическое планирование 1 - го года обучения (180 часов)
|
Краткое содержание программного материала 1-го года обучения
Блок – тема I. Цветоделие (180 час.)
Тема: 1. Цветоделие. (2ч.)
Знакомство с видом рукоделия цветоделие.
Практическая часть:
Изготовление простого цветка из гофрированной бумаги «Роза»
Тема: 2. Материалы и инструменты. (15ч.)
Знакомство с материалами для изготовления цветов из бумаги: гофрированная (крепированная) бумага, рисовая бумага, акриловые краски для батика, сухая пастель, клей-карандаш, проволока для бисероплетения, флористическая проволока, двусторонний флористический скотч, готовые тычинки, пенопластовые шарики, готовые серединки, тейп –лента, писчая бумага для шаблонов.
Знакомство с инструментами для изготовления цветов из бумаги: ножницы, подложка из плотной резины, шпатель, кусачки, плоскогубцы, кисти, простой карандаш, перчатки,
Практическая часть:
Изготовление цветка из гофрированной бумаги . Изготовление цветка из тутовой бумаги.
Тема: 3. Приемы работы. (30ч.)
Знакомство с приемами работы: вырезание, склеивание, тонированные, прожилки, пятнышки.
Практическая часть:
Изготовление цветка из гофрированной бумаги. Изготовление цветка, применяя прием тонирования. Изготовление цветка, применяя прием нанесения пятнышек.
Тема: 4.Виды бумаги. (20ч.)
Знакомство с видами бумаги: писчая, цветная, бархатная, самоклеящаяся, копировальная, калька, нотная, альбомная, обойная.
Практическая часть:
Изготовление цветов из разных видов бумаги.
Тема: 5. Изготовление гофрированной бумаги. (10ч.)
Знакомство с способами изготовления гофрированной бумаги: гофрирование с помощью спицы, гофрирование путем складывания бумаги гармошкой.
Практическая часть:
Изготовление гофрированной бумаги.
Изготовление цветка из гофрированной бумаги.
Тема: 6.Формовка деталей. (22ч.)
Знакомство с формовкой края лепестков: загнутый край, волнистый край, объемные лепестки, жатые лепестки.
Практическая часть:
Изготовление лепестков с загнутым краем, волнистым краем, объемных лепестков, жатые лепестки.
Изготовление цветов с загнутым краем. Изготовление цветов с волнистым краем. Изготовление цветка с объемными лепестками. Изготовление цветка с жатыми лепестками.
Тема: 7. Летоны (стебли). (15ч.)
Знакомство с приемом обвивания проволоки полоской гофрированной бумаги.
Практическая часть:
Изготовление летонов применяя прием обвивания проволоки полоской гофрированной бумаги.
Изготовление цветка с стеблем.
Тема: 8. Армирование деталей. (8ч.)
Знакомство с технологией армирования лепестков и листьев тонкой проволокой.
Практическая часть:
Армирование крупных тонких листьев и лепестков. Изготовление цветка применяя прием армирования.
Тема: 9. Жилкование лепестков и листьев. (15ч.)
Знакомство с приемом жилкования неармированных деталей. Знакомство с приемом жилкования армированных деталей цветка.
Практическая часть:
Изготовление цветка, применяя прием жилкования.
Тема: 10. Серединка цветка. (17ч.)
Знакомство с приемами изготовления серединки цветка: бумажный шарик, тычинки из бумаги, готовые тычинки,
Практическая часть:
Изготовление цветка с тычинкой из бумажного шарика. Изготовление цветка, с тычинкой из бумаги. Изготовление цветка с готовой тычинкой.
Тема: 11.Прямая сборка. (8ч.)
Знакомство с приемами закрепления лепестков цветка к серединке: сборка на проволоке, сборка на двустороннем скотче.
Практическая часть:
Изготовление цветка, применяя сборку лепестков на проволоке. Изготовление цветка, применяя сборку лепестков на двустороннем скотче.
Тема: 12. Обратная сборка. (10ч.)
Знакомство с приемом обратной сборки цветка.
Практическая часть:
Изготовление цветка из гофрированной бумаги, применяя прием обратной сборки цветка.
Тема: 13. Завершение сборки. (7ч.)
Знакомство с приемами завершения сборки цветка.
Практическая часть:
Изготовление цветка из гофрированной бумаги.
Тема: 14. Контрольное тестирование по разделу «Бумажные цветы». (1ч.)
Выставка готовых поделок. Тестирование по разделу «Бумажные цветы»
Список использованной литературы:
Литература для педагога:
Гликина Н.А. «Искусственные цветы», Москва, «ЭКСМО», 2009 г.
Гликина Н.А. «В подарок – цветы из ткани»,
Евстратова Л.М. «Цветы», Москва, «Культура и традиции», 2009 г.
Кудрячева З.П., О.И Манкевич О.И.«Рождение букета», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2011г.
Медведева О.П., О.В.Горяинова О.В. «Школа юного дизайнера», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2009 г.
Полунина В.Н., А.А.Капитунова А.А. «Гербарий», Москва, АСТ «Астрель», 2009 г.
Успенская Е.П. «Флористика» Москва, «Внешсигма», 2009 г.
Утенко И.С. «Цветы в букетах и композициях», фотоальбом, 2010 г.
Литература для обучающихся:
Гликина Н.А. «В подарок – цветы из ткани»,2011г.
Гликина Н.А.«Искусственные цветы», Москва, «ЭКСМО», 2009 г.
Маракаев О.А. «Первый букет», Ярославль, Академия развития, 2009 г.
Медведева О.П., О.В.Горяинова О.В.«Школа юного дизайнера», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2009 г.
Рэй Гибсон «Папье-маше. Бумажные цветы», Москва, «РОСМЭН», 2012 г.
Календарно – тематическое планирование
Первый год обучения - 180 ч.
№ |
Тема занятия
|
Количество часов |
Всего часов |
Сроки выполнения |
|||
теория |
практика |
по плану |
фактически |
||||
I. ЦВЕТОДЕЛИЕ |
3.09. - 7.09. 1 неделя |
||||||
Всего: |
79.5 |
100.5 |
180 |
||||
1. |
Цветоделие. |
1 |
1 |
2 |
|||
2. |
Материалы и инструменты. |
1 |
1 |
2 |
|||
3. |
Материалы для изготовления бумажных цветов. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|||
4. |
Гофрированная бумага. |
1 |
1 |
2 |
10.09. - 14.09. 2 неделя |
||
5. |
Инструменты для изготовления бумажных цветов. |
1 |
1 |
2 |
|||
6. |
Технология изготовления цветка роза из гофрированной бумаги. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|||
7. |
Технология изготовления цветка роза из гофрированной бумаги. |
1 |
1 |
2 |
17.09. - 21.09. 3 неделя |
||
8. |
Технология изготовления цветка из тутовой бумаги. |
1 |
1 |
2 |
|||
9. |
Технология изготовления цветка из тутовой бумаги. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|||
10. |
Технология изготовления цветка из тутовой бумаги. |
1 |
1 |
2 |
24.09. – 28.09. 4 неделя |
||
11. |
Приемы работы с бумагой. |
1 |
1 |
2 |
|||
12. |
Приемы вырезания бумаги. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|||
13. |
Приемы вырезания бумаги. |
1 |
1 |
2 |
01.10. – 05.10. 5 неделя |
||
14. |
Приемы склеивания деталей из бумаги. |
1 |
1 |
2 |
|||
15. |
Приемы склеивания деталей из бумаги. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|||
16. |
Приемы тонирования бумаги. |
1 |
1 |
2 |
8.10. – 12.10. 6 неделя |
||
17. |
Приемы тонирования бумаги. |
0.5 |
1.5 |
2 |
|||
18. |
Приемы нанесения пятен на бумагу. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|||
19. |
Приемы нанесения пятен на бумагу. |
0.5 |
1.5 |
2 |
15.10 – 19.10 7 неделя |
||
20. |
Технология изготовления цветка «Астра» |
1 |
1 |
2 |
|||
21. |
Технология изготовления цветка «Астра» |
0.5 |
0.5 |
1 |
|||
22. |
Технология изготовления цветка «Колокольчик» |
1 |
1 |
2 |
22.10 – 26.10 8 неделя |
||
23. |
Технология изготовления цветка «Колокольчик» |
0.5 |
1.5 |
2 |
|||
24. |
Технология изготовления цветка «Ландыш» |
0.5 |
0.5 |
1 |
|||
25. |
Технология изготовления цветка «Ландыш» |
0.5 |
1.5 |
2 |
29.10. – 2.11. 9 неделя |
||
26. |
Технология изготовления цветка «Ландыш» |
0.5 |
1.5 |
2 |
|||
27. |
Технология изготовления цветка «Мак» |
0.5 |
0.5 |
1 |
|||
28. |
Технология изготовления цветка «Мак» |
0.5 |
1.5 |
2 |
5.11. – 09.11. 10 неделя |
||
29. |
Виды бумаги. |
1 |
1 |
2 |
|||
30. |
Цветная бумага. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|||
31. |
Писчая бумага. |
1 |
1 |
2 |
12.11. – 16.11. 11 неделя |
||
32. |
Бархатная бумага. |
1 |
1 |
2 |
|||
33. |
Самоклеящаяся бумага. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|||
34. |
Копировальная бумага. |
1 |
1 |
2 |
19.11. – 23.11. 12 неделя |
||
35. |
Нотная бумага. |
1 |
1 |
2 |
|||
36. |
Альбомная бумага. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|||
37. |
Обойная бумага. |
1 |
1 |
2 |
26.11. – 30.11. 13 неделя |
||
38. |
Тутовая бумага. |
1 |
1 |
2 |
|||
39. |
Гофрированная бумага. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|||
40. |
Гофрированная бумага. |
1 |
1 |
2 |
03.12. – 07.12. 14 неделя |
||
41. |
Изготовление гофрированной бумаги. |
0.5 |
1.5 |
2 |
|||
42. |
Гофрирование бумаги с помощью спицы. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|||
43. |
Гофрирование бумаги с помощью спицы. |
1 |
1 |
2 |
10.12. – 14.12. 15 неделя |
||
44. |
Гофрирование бумаги путем складывания бумаги гармошкой. |
1 |
1 |
2 |
|||
45. |
Гофрирование бумаги путем складывания бумаги гармошкой. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|||
46. |
Гофрирование бумаги путем складывания бумаги гармошкой. |
0.5 |
1.5 |
2 |
17.12 – 21.12 16 неделя |
||
47. |
Формовка деталей. |
1 |
1 |
2 |
|||
48. |
Формовка края лепестков. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|||
49. |
Загнутый край лепестка. |
1 |
1 |
2 |
24.12. – 28.12. 17 неделя |
||
50. |
Загнутый край лепестка. |
1 |
1 |
2 |
|||
51. |
Волнистый край лепестка. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|||
52. |
Волнистый край лепестка. |
1 |
1 |
2 |
09.01. –18.01. 18 неделя |
||
53. |
Волнистый край лепестка. |
1 |
1 |
2 |
|||
54. |
Объемные лепестки. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|||
55. |
Объемные лепестки. |
0.5 |
1.5 |
2 |
|||
56. |
Объемные лепестки. |
1 |
1 |
2 |
|||
57. |
Жатые лепестки. |
0.5 |
0.5 |
1 |
21.01-25.01 19 неделя |
||
58. |
Жатые лепестки. |
1 |
1 |
2 |
|||
59. |
Жатые лепестки. |
0.5 |
1.5 |
2 |
|||
60. |
Изготовление стеблей. |
0.5 |
0.5 |
1 |
28.01-01.02 20 неделя |
||
61. |
Прием изготовления стеблей. |
1 |
1 |
2 |
|||
62. |
Технология изготовления цветка «Роза» на стебле. |
0.5 |
1.5 |
2 |
|||
63. |
Технология изготовления цветка «Роза» на стебле. |
0.5 |
0.5 |
1 |
04.02-08.02 21 неделя |
||
64. |
Технология изготовления цветка «Ромашка» на стебле. |
0.5 |
1.5 |
2 |
|||
65. |
Технология изготовления цветка «Ромашка» на стебле. |
0.5 |
1.5 |
2 |
|||
66. |
Технология изготовления цветка «Ромашка» на стебле. |
0.5 |
0.5 |
1 |
11.02-15.02 22 неделя |
||
67. |
Технология изготовления цветка «Пион» на стебле. |
0.5 |
1.5 |
2 |
|||
68. |
Технология изготовления цветка «Пион» на стебле. |
1 |
1 |
2 |
|||
69. |
Армирование деталей. |
0.5 |
0.5 |
1 |
18.02-22.02 23 неделя |
||
70. |
Армирование больших лепестков цветка. |
1 |
1 |
2 |
|||
71. |
Армирование листьев цветка. |
0.5 |
1.5 |
2 |
|||
72. |
Армирование листьев цветка. |
0.5 |
0.5 |
1 |
25.02-01.03 24 неделя |
||
73. |
Армирование листьев цветка. |
1 |
1 |
2 |
|||
74. |
Жилкование лепестков и листьев. |
1 |
1 |
2 |
|||
75. |
Жилкование неармированных деталей. |
0.5 |
0.5 |
1 |
04.03-08.03 25 неделя |
||
76. |
Жилкование неармированных деталей. |
1 |
1 |
2 |
|||
77. |
Жилкование лепестков. |
1 |
1 |
2 |
|||
78. |
Жилкование армированных деталей. |
0.5 |
0.5 |
1 |
11.03-15.03 26 неделя |
||
79. |
Жилкование армированных деталей. |
0.5 |
1.5 |
2 |
|||
80. |
Жилкование армированных деталей. |
1 |
1 |
2 |
|||
81. |
Жилкование листьев. |
0.5 |
0.5 |
1 |
18.03-22.03 27 неделя |
||
82. |
Жилкование листьев. |
1 |
1 |
2 |
|||
83. |
Серединка цветка. |
1 |
1 |
2 |
|||
84. |
Технология изготовления цветка с серединкой из бумажного шарика. |
0.5 |
0.5 |
1 |
25.03-29.03 28 неделя |
||
85. |
Технология изготовления цветка с серединкой из бумажного шарика. |
0.5 |
1.5 |
2 |
|||
86. |
Технология изготовления цветка с серединкой из бумажного шарика. |
1 |
1 |
2 |
|||
87. |
Технология изготовления цветка с тычинкой из бумаги. |
0.5 |
0.5 |
1 |
01.04-05.04 29 неделя |
||
88. |
Технология изготовления цветка с тычинкой из бумаги. |
0.5 |
1.5 |
2 |
|||
89. |
Технология изготовления цветка с тычинкой из бумаги. |
1 |
1 |
2 |
|||
90. |
Технология изготовления цветка с готовой тычинкой. |
0.5 |
0.5 |
1 |
08.04-12.04 30 неделя |
||
91. |
Технология изготовления цветка с готовой тычинкой. |
0.5 |
1.5 |
2 |
|||
92. |
Технология изготовления цветка с готовой тычинкой. |
1 |
1 |
2 |
|||
93. |
Прямая сборка. |
0.5 |
0.5 |
1 |
15.04-19.04 31 неделя |
||
94. |
Сборка цветка на проволоке. |
1 |
1 |
2 |
|||
95. |
Сборка цветка на проволоке. |
1 |
1 |
2 |
|||
96. |
Сборка цветка на двустороннем скотче. |
0.5 |
0.5 |
1 |
22.04-26.04 32 неделя |
||
97. |
Сборка цветка на двустороннем скотче. |
1 |
1 |
2 |
|||
98. |
Обратная сборка. |
1 |
1 |
2 |
|||
99. |
Технология изготовления цветка «Мак» |
0.5 |
0.5 |
1 |
29.04-03.05 33 неделя |
||
100. |
Технология изготовления цветка «Мак». |
1 |
1 |
2 |
|||
101. |
Технология изготовления цветка «Клевер». |
0.5 |
1.5 |
2 |
|||
102. |
Технология изготовления цветка «Клевер». |
0.5 |
0.5 |
1 |
06.05-10.05 34 неделя |
||
103. |
Технология изготовления цветка «Клевер». |
1 |
1 |
2 |
|||
104. |
Завершение сборки цветка. |
0.5 |
1.5 |
2 |
|||
105. |
Технология сборки большой розы |
0.5 |
0.5 |
1 |
13.05-17.05 35 неделя |
||
106. |
Технология сборки большой розы. |
1 |
1 |
2 |
|||
107. |
Технология сборки большой розы. |
1 |
1 |
2 |
|||
108. |
Контрольное тестирование по разделу «Цветоделие». |
0.5 |
0.5 |
1 |
20.05-24.05 36 неделя |
||
79.5 |
100.5 |
180 |