12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сафонова Светлана Геннадьевна316
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Экономическое образование»
3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08. Организация бухгалтерского учета в банках Для специальности 38.02.07 Банковское дело

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ

ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»

(ГБПОУ ВО «ВГПГК»)












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08. Организация бухгалтерского учета в банках


Для специальности

38.02.07 Банковское дело


(Очная форма обучения)


















Воронеж 2018



t1576413934aa.gif


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


4

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации примерной программы дисциплины

8

Контроль и оценка результатов Освоения дисциплины

9



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 08. Организация бухгалтерского учета в банках


1.1. Область применения программы

Рабочая программа дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.


1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.


1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель дисциплины:

Целью изучения дисциплины является подготовка специалиста – агента банка, владеющего методиками составления форм бухгалтерской отчетности в кредитных организациях

Задачи дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

ориентироваться в плане счетов, группировать счета баланса по активу и пассиву;

присваивать номера лицевым счетам;

составлять документы аналитического учета и анализировать содержание документов синтетического учета;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

задачи и требования к ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях;

методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях;

принципы построения, структуру и содержание разделов плана счетов бухгалтерского учета кредитных организаций, порядок нумерации лицевых счетов;

основные принципы организации документооборота, виды банковских документов и требования к их оформлению, порядок их хранения;

характеристику документов синтетического и аналитического учета;

краткую характеристику основных элементов учетной политики кредитной организации;

функции подразделений бухгалтерской службы в кредитных организациях;


Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающегося следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.

ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.

ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.

ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.

ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.

ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов.

ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.

ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов.

ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.

ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.


4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 193 часов, в том числе:

-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 133 часов;

-самостоятельной работы обучающегося 60 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

193

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

133

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

63

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

60

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание дисциплины Организация бухгалтерского учета в банках

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1 Задачи и объекты бухгалтерского учета в кредитной организации (КО). Документооборот

Содержание учебного материала

6


1


2


3

Задачи и объекты бух. учета в кредитных организациях. Документооборот

Основные виды банковских операций. Задачи и объекты бухучета

Банковский документооборот

2

Практические занятия

1.Принципы бухучета банка

2.Формирование учетной политики банка.

3.Принципы формирования лицевых счетов

4

3

Самостоятельная работа обучающихся

Организация плана счетов КО

5


Тема2. Организация бухгалтерского учета в банке

Содержание учебного материала

6


1


2

3

Баланс кредитной организации. Принципы построения банковского баланса и плана счетов

Общая характеристика глав и разделов плана счетов

Аналитический и синтетический учет

2

Практические занятия:

1.Работа с нормативными документами

2.Построение лицевых счетов клиентов

4

3

Самостоятельная работа

Исправление выявленных ошибок

5


Тема3. Учет уставного капитала

Содержание учебного материала

6

2

1.Учет уставного капитала

Формирование уставного капитала банка

2.Учет средств уставного капитала

3.Увеличение уставного капитала.



Практические занятия

1.План счетов ,ситуационные задания по учету у.к. банка

2.Учет формирования уставного капитала

3.Учет формирование добавочного капитала банка

5

3

Самостоятельная работа

Формирование резервного и других фондов банка.

5


Тема4.Учет кассовых операций

Содержание учебного материала

6

2

1.Особенности организации кассовой работы в банке

2.Структура кассового подразделения банка

3.Документооборот кассовых операций



Практические занятия

1.Бухучет кассовых операций

2.Первичные документы учета кассовых операций

3.Учет средств в банкоматах

6

3

Самостоятельная работа

Порядок отражения кассовых операций в бухгалтерском учете

5


Тема 5. Учет привлеченных средств

Содержание учебного материала

6

2

1. Законродательство о банковских вкладах

2. Документарность операций.

3. Характеристика основных счетов б.у.



Практические занятия

Бухгалтерский учет привлеченных средств

4

3

Самостоятельная работа

Особенности кредитовапния Банком России банков-заемщиков

5


Тема 6 Организация расчетов в коммерческом банке


Содержание учебного материала

6

2

1.Организация расчетов в коммерческом банке.

2.Основные положения организации безналичных расчетов

3.Виды безналичных расчетов



Практические занятия

1.Схема отношений банк-клиент

2.Бухучет операций расчетов платежными поручениями

3.Бухучет операций расчетов аккредитивами

6

3

Самостоятельная работа

Обязанности банков при проведении расчетных операций

5


Тема7.Учет предоставленных кредитов коммерческими банками

Содержание учебного материала

6

2

1.Учет предоставленных кредитов коммерческими банками

2.Первичные документы бухгалтерского учета кредитных операций

3.Порядок выдачи и погашения кредитов



Практические занятия

1.Кредитный договор

2.Работа с планом счетов по учету кредитных операций

3.Запись погашения кредитов, выдачи кредита

6

3

Самостоятельная работа

Учет резервов на возможные потери по ссудам

5


Тема 8 Учет операций с ценными бумагами

Содержание учебного материала

4

2

1.Учет операций с ценными бумагами

2.Принципы отражения вложений в ценные бумаги на счетах бухгалтерского учета



Практические занятия

1.Бухгалтерский учет операций с ценными бумагами торгового портфеля

2.Учетные операции депозитариев

4

3

Самостоятельная работа

Учет операций займа ц.б., мены ц.б., векселей.

5


Тема 9. Учет конверсионных операций кредитными организациями

Содержание учебного материала

6


1

2

3

Учет конверсионных операций кредитными организациями

Общий порядок бухгалтерского учета операций в иностранной валюте

Особенности отражения операций с иностранной валютой

2

Практические занятия

1.Бухгалтерский учет конверсионных операций, план счетов

2.Установление корреспондентских отношений с иностранными банками

6

3

Самостоятельная работа

Особенности учета международных расчетов в форме аккредитива и инкассо.

5


Тема 10. Учетоперацийсдрагоценными металлами

Содержание учебного материала

6

2

1. Учет операций с драгоценными металлами

2. Виды металлических счетов

3.Количественный и стоимостной учет драгоценных металлов



Практические занятия

1.Бухучет операций с драг. металлами

2.Документационное обеспечение операций с монетами

3.Расчет стоимости драгоценных металлов

6

3

Самостоятельная работа

Порядок покупки драгоценных металлов банками

5


Тема 11. Учетимущества и финансовых результатов

Содержание учебного материала

6

2

1. Учет имущества и финансовых результатов

2.Учет доходов и расходов КО

3.Формирование бухгалтерского баланса КО



Практические занятия

6

3

1.Бухучет ОС

2.Бухучет НМА

3.Бухучет расчетов с сотрудниками



Самостоятельная работа

Учет внутрибанковских операций

5


Тема 12. Финансовая отчетность

Содержание учебного материала

6

2

1.Финансовая отчетность КО

2.Оперативная отчетность кредитных организаций

3.Консолидированная отчетность банка



Практическая работа

6

3

1.Публикуемая отчетность

2.Годовая отчетность банка

3.Финансовый план КО Заключительное занятие



Самостоятельная работа

Структура и содержание форм финансовой отчетности и примечаний к ней

5


Всего:

193


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы изучения общепрофессиональной дисциплины предполагает наличие учебных кабинетов «Экономических дисциплин»; «Информационных технологий в профессиональной деятельности», лаборатории «Учебный банк», а также учебной фирмы офис «Успех».

Оборудование учебного кабинета:

-рабочие места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-информационные стенды;

- комплект компьютерного оборудования;

-комплект оборудования для демонстрации аудио- и видеоматериалов

-комплект программного обеспечения;

- комплект бланков технологической документации;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия , машины для чета купюр, приспособления для определения подлинности купюр.

Оборудование лаборатории «Учебный банк»:

-рабочие места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-интерактивная доска;

-лицензионное программное обеспечение;

-автоматизированное рабочее место преподавателя (компьютер, мультимедийный проектор);


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Гражданский кодекс РФ.

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности».

Положение от 26.03.2007 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ»

Положение от 03.10.2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в РФ».

Положения от 24.04.2008 г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ» (п. 2.8 «Организация работы с денежной наличностью при использовании банкоматов, электронных кассиров, автоматических сейфов и других программно-технических комплексов»);

Положения от 23.06.1998 г. № 36-П «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России»;

Положения от 12.03.1998 г. № 20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России».

Временное положение от 10.02.1998 г. № 17-П «О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями»

Банковские операции: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / М.Р.Каджаева, С.В.Дубровская.- 4-еизд., стер. - М.:Издательский Центр «Академия» 2014.-400с.

Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг. Учебное пособие - М.: ПРИОР, 2016

Горелый В.И. Учет и экономический анализ деятельности коммерческих банков:учеб. пособие.- М.: ГУ ВШЭ. 2014.

Эрделевский А.М. Комментарий к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле»(постатейный). - М.: Система ГАРАНТ, 2013.

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/ Под ред. Л.Н. Красавиной, М,: Финансы и статистика, 2015.

Банковские операции: учеб.для студ. сред. проф. учеб. заведений / М.Р.Каджаева, С.В.Дубровская. - 4-еизд., стер. - М.: Издательский Центр «Академия» 2014.-400с.

Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг. Учебное пособие - М.: ПРИОР, 2016

Шевчук В.А. Банковское дело: Учеб. пособие. – 2-е изд./ В.А. Шевчук, Д.А. Шевчук – М.: РИОР, 2016. – 160 с.

Горелый В.И. Учет и экономический анализ деятельности коммерческих банков: учеб. пособие. - М.6 ГУ ВШЭ. 2013

Эрделевский А.М. Комментарий к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле»(постатейный).М. Система ГАРАНТ, 2016.

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/ Под ред. Л.Н. Красавиной, М,: Финансы и статистика, 2014.

20. Усатова Л.В. Бухгалтерский учет в коммерческих банках [Электронный ресурс] : учебное пособие / Усатова Л.В., Сероштан М.С., Арская Е.В., - 6-е изд., перераб. и доп. - М.:Дашков и К, 2016 // ЭБС Znanium.com .

21. Усатова, Л. В. Бухгалтерский учет в банках : учеб. пособие / Л. В. Усатова. - 4-е изд., пер. и доп. - М. : Дашков и Ко, 2009. - 376 с.

22. Курсов, В. Н. Бухгалтерский учет в коммерческом банке : Новые типовые бухгалтерские проводки операций банка : учеб. пособие / В. Н. Курсов, Г. А. Яковлев. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 278 с.


Интернет-источники:

Справочная правовая система «Гарант» — http://www.garant.ru

Справочная правовая система «КонсультантПлюс» — http://www.consultant.ru

Сайт Министерства финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru

Сайт Центрального Банка Российской Федерации http://www.cbr.ru

Сайт Ассоциации российских банков – http://www.arb.ru


Технические средства обучения

Консультант Плюс: Общерос. Сеть распространения правовой информации.-М.: Регионал. Центр Сети. Воронеж. Информ. Агентство.


4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

ориентироваться в плане счетов, группировать счета баланса по активу и пассиву;

присваивать номера лицевым счетам;

составлять документы аналитического учета и анализировать содержание документов синтетического учета;

знать:

задачи и требования к ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях;

методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях;

принципы построения, структуру и содержание разделов плана счетов бухгалтерского учета кредитных организаций, порядок нумерации лицевых счетов;

основные принципы организации документооборота, виды банковских документов и требования к их оформлению, порядок их хранения;

характеристику документов синтетического и аналитического учета;

краткую характеристику основных элементов учетной политики кредитной организации;

функции подразделений бухгалтерской службы в кредитных организациях

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- контрольных работ по темам дисциплины.

- предоставление докладов по темам;

- подготовка презентаций;

- деловые игры.



Зачеты по производственной практике и по каждой теме.


Экзамен






Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).


Процент результативности

(правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных

образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно


На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.

10


Опубликовано в группе «Экономическое образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.