Рабочая программа дисциплины ОП.08. Организация бухгалтерского учета в банках Для специальности 38.02.07 Банковское дело
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
(ГБПОУ ВО «ВГПГК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08. Организация бухгалтерского учета в банках
Для специальности
38.02.07 Банковское дело
(Очная форма обучения)
Воронеж 2018
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации примерной программы дисциплины | 8 |
Контроль и оценка результатов Освоения дисциплины | 9 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 08. Организация бухгалтерского учета в банках
1.1. Область применения программы
Рабочая программа дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины:
Целью изучения дисциплины является подготовка специалиста – агента банка, владеющего методиками составления форм бухгалтерской отчетности в кредитных организациях
Задачи дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в плане счетов, группировать счета баланса по активу и пассиву;
присваивать номера лицевым счетам;
составлять документы аналитического учета и анализировать содержание документов синтетического учета;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
задачи и требования к ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях;
методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях;
принципы построения, структуру и содержание разделов плана счетов бухгалтерского учета кредитных организаций, порядок нумерации лицевых счетов;
основные принципы организации документооборота, виды банковских документов и требования к их оформлению, порядок их хранения;
характеристику документов синтетического и аналитического учета;
краткую характеристику основных элементов учетной политики кредитной организации;
функции подразделений бухгалтерской службы в кредитных организациях;
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающегося следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.
ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.
ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.
ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.
ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.
ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов.
ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.
ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов.
ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.
ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.
4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 193 часов, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 133 часов;
-самостоятельной работы обучающегося 60 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 193 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 133 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 63 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 60 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1 Задачи и объекты бухгалтерского учета в кредитной организации (КО). Документооборот | Содержание учебного материала | 6 | | |
1 2 3 | Задачи и объекты бух. учета в кредитных организациях. Документооборот Основные виды банковских операций. Задачи и объекты бухучета Банковский документооборот | 2 | ||
Практические занятия 1.Принципы бухучета банка 2.Формирование учетной политики банка. 3.Принципы формирования лицевых счетов | 4 | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Организация плана счетов КО | 5 | | ||
Тема2. Организация бухгалтерского учета в банке | Содержание учебного материала | 6 | | |
1 2 3 | Баланс кредитной организации. Принципы построения банковского баланса и плана счетов Общая характеристика глав и разделов плана счетов Аналитический и синтетический учет | 2 | ||
Практические занятия: 1.Работа с нормативными документами 2.Построение лицевых счетов клиентов | 4 | 3 | ||
Самостоятельная работа Исправление выявленных ошибок | 5 | | ||
Тема3. Учет уставного капитала | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
1.Учет уставного капитала Формирование уставного капитала банка 2.Учет средств уставного капитала 3.Увеличение уставного капитала. | | | ||
Практические занятия 1.План счетов ,ситуационные задания по учету у.к. банка 2.Учет формирования уставного капитала 3.Учет формирование добавочного капитала банка | 5 | 3 | ||
Самостоятельная работа Формирование резервного и других фондов банка. | 5 | | ||
Тема4.Учет кассовых операций | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
1.Особенности организации кассовой работы в банке 2.Структура кассового подразделения банка 3.Документооборот кассовых операций | | | ||
Практические занятия 1.Бухучет кассовых операций 2.Первичные документы учета кассовых операций 3.Учет средств в банкоматах | 6 | 3 | ||
Самостоятельная работа Порядок отражения кассовых операций в бухгалтерском учете | 5 | | ||
Тема 5. Учет привлеченных средств | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
1. Законродательство о банковских вкладах 2. Документарность операций. 3. Характеристика основных счетов б.у. | | | ||
Практические занятия Бухгалтерский учет привлеченных средств | 4 | 3 | ||
Самостоятельная работа Особенности кредитовапния Банком России банков-заемщиков | 5 | | ||
Тема 6 Организация расчетов в коммерческом банке | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
1.Организация расчетов в коммерческом банке. 2.Основные положения организации безналичных расчетов 3.Виды безналичных расчетов | | | ||
Практические занятия 1.Схема отношений банк-клиент 2.Бухучет операций расчетов платежными поручениями 3.Бухучет операций расчетов аккредитивами | 6 | 3 | ||
Самостоятельная работа Обязанности банков при проведении расчетных операций | 5 | | ||
Тема7.Учет предоставленных кредитов коммерческими банками | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
1.Учет предоставленных кредитов коммерческими банками 2.Первичные документы бухгалтерского учета кредитных операций 3.Порядок выдачи и погашения кредитов | | | ||
Практические занятия 1.Кредитный договор 2.Работа с планом счетов по учету кредитных операций 3.Запись погашения кредитов, выдачи кредита | 6 | 3 | ||
Самостоятельная работа Учет резервов на возможные потери по ссудам | 5 | | ||
Тема 8 Учет операций с ценными бумагами | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1.Учет операций с ценными бумагами 2.Принципы отражения вложений в ценные бумаги на счетах бухгалтерского учета | | | ||
Практические занятия 1.Бухгалтерский учет операций с ценными бумагами торгового портфеля 2.Учетные операции депозитариев | 4 | 3 | ||
Самостоятельная работа Учет операций займа ц.б., мены ц.б., векселей. | 5 | | ||
Тема 9. Учет конверсионных операций кредитными организациями | Содержание учебного материала | 6 | | |
1 2 3 | Учет конверсионных операций кредитными организациями Общий порядок бухгалтерского учета операций в иностранной валюте Особенности отражения операций с иностранной валютой | 2 | ||
Практические занятия 1.Бухгалтерский учет конверсионных операций, план счетов 2.Установление корреспондентских отношений с иностранными банками | 6 | 3 | ||
Самостоятельная работа Особенности учета международных расчетов в форме аккредитива и инкассо. | 5 | | ||
Тема 10. Учетоперацийсдрагоценными металлами | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
1. Учет операций с драгоценными металлами 2. Виды металлических счетов 3.Количественный и стоимостной учет драгоценных металлов | | | ||
Практические занятия 1.Бухучет операций с драг. металлами 2.Документационное обеспечение операций с монетами 3.Расчет стоимости драгоценных металлов | 6 | 3 | ||
Самостоятельная работа Порядок покупки драгоценных металлов банками | 5 | | ||
Тема 11. Учетимущества и финансовых результатов | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
1. Учет имущества и финансовых результатов 2.Учет доходов и расходов КО 3.Формирование бухгалтерского баланса КО | | | ||
Практические занятия | 6 | 3 | ||
1.Бухучет ОС 2.Бухучет НМА 3.Бухучет расчетов с сотрудниками | | | ||
Самостоятельная работа Учет внутрибанковских операций | 5 | | ||
Тема 12. Финансовая отчетность | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
1.Финансовая отчетность КО 2.Оперативная отчетность кредитных организаций 3.Консолидированная отчетность банка | | | ||
Практическая работа | 6 | 3 | ||
1.Публикуемая отчетность 2.Годовая отчетность банка 3.Финансовый план КО Заключительное занятие | | | ||
Самостоятельная работа Структура и содержание форм финансовой отчетности и примечаний к ней | 5 | | ||
Всего: | 193 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы изучения общепрофессиональной дисциплины предполагает наличие учебных кабинетов «Экономических дисциплин»; «Информационных технологий в профессиональной деятельности», лаборатории «Учебный банк», а также учебной фирмы офис «Успех».
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-информационные стенды;
- комплект компьютерного оборудования;
-комплект оборудования для демонстрации аудио- и видеоматериалов
-комплект программного обеспечения;
- комплект бланков технологической документации;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия , машины для чета купюр, приспособления для определения подлинности купюр.
Оборудование лаборатории «Учебный банк»:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-интерактивная доска;
-лицензионное программное обеспечение;
-автоматизированное рабочее место преподавателя (компьютер, мультимедийный проектор);
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гражданский кодекс РФ.
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности».
Положение от 26.03.2007 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ»
Положение от 03.10.2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в РФ».
Положения от 24.04.2008 г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ» (п. 2.8 «Организация работы с денежной наличностью при использовании банкоматов, электронных кассиров, автоматических сейфов и других программно-технических комплексов»);
Положения от 23.06.1998 г. № 36-П «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России»;
Положения от 12.03.1998 г. № 20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России».
Временное положение от 10.02.1998 г. № 17-П «О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями»
Банковские операции: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / М.Р.Каджаева, С.В.Дубровская.- 4-еизд., стер. - М.:Издательский Центр «Академия» 2014.-400с.
Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг. Учебное пособие - М.: ПРИОР, 2016
Горелый В.И. Учет и экономический анализ деятельности коммерческих банков:учеб. пособие.- М.: ГУ ВШЭ. 2014.
Эрделевский А.М. Комментарий к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле»(постатейный). - М.: Система ГАРАНТ, 2013.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/ Под ред. Л.Н. Красавиной, М,: Финансы и статистика, 2015.
Банковские операции: учеб.для студ. сред. проф. учеб. заведений / М.Р.Каджаева, С.В.Дубровская. - 4-еизд., стер. - М.: Издательский Центр «Академия» 2014.-400с.
Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг. Учебное пособие - М.: ПРИОР, 2016
Шевчук В.А. Банковское дело: Учеб. пособие. – 2-е изд./ В.А. Шевчук, Д.А. Шевчук – М.: РИОР, 2016. – 160 с.
Горелый В.И. Учет и экономический анализ деятельности коммерческих банков: учеб. пособие. - М.6 ГУ ВШЭ. 2013
Эрделевский А.М. Комментарий к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле»(постатейный).М. Система ГАРАНТ, 2016.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/ Под ред. Л.Н. Красавиной, М,: Финансы и статистика, 2014.
20. Усатова Л.В. Бухгалтерский учет в коммерческих банках [Электронный ресурс] : учебное пособие / Усатова Л.В., Сероштан М.С., Арская Е.В., - 6-е изд., перераб. и доп. - М.:Дашков и К, 2016 // ЭБС Znanium.com.
21. Усатова, Л. В. Бухгалтерский учет в банках : учеб. пособие / Л. В. Усатова. - 4-е изд., пер. и доп. - М. : Дашков и Ко, 2009. - 376 с.
22. Курсов, В. Н. Бухгалтерский учет в коммерческом банке : Новые типовые бухгалтерские проводки операций банка : учеб. пособие / В. Н. Курсов, Г. А. Яковлев. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 278 с.
Интернет-источники:
Справочная правовая система «Гарант» — http://www.garant.ru
Справочная правовая система «КонсультантПлюс» — http://www.consultant.ru
Сайт Министерства финансов Российской Федерации — http://www.minfin.ru
Сайт Центрального Банка Российской Федерации — http://www.cbr.ru
Сайт Ассоциации российских банков – http://www.arb.ru
Технические средства обучения
Консультант Плюс: Общерос. Сеть распространения правовой информации.-М.: Регионал. Центр Сети. Воронеж. Информ. Агентство.
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ориентироваться в плане счетов, группировать счета баланса по активу и пассиву; присваивать номера лицевым счетам; составлять документы аналитического учета и анализировать содержание документов синтетического учета; знать: задачи и требования к ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях; методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях; принципы построения, структуру и содержание разделов плана счетов бухгалтерского учета кредитных организаций, порядок нумерации лицевых счетов; основные принципы организации документооборота, виды банковских документов и требования к их оформлению, порядок их хранения; характеристику документов синтетического и аналитического учета; краткую характеристику основных элементов учетной политики кредитной организации; функции подразделений бухгалтерской службы в кредитных организациях | Текущий контроль в форме: - защиты лабораторных и практических занятий; - контрольных работ по темам дисциплины. - предоставление докладов по темам; - подготовка презентаций; - деловые игры. Зачеты по производственной практике и по каждой теме. Экзамен |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
10